"Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
консультация (младшая, средняя группа)

Сытник Елена Анатольевна

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 Г.СОЧИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация сюжетно-ролевой игры

детей  дошкольного возраста.

                                                           Подготовила и провела:

                                                          воспитатель средней группы МДОУ № 9

                                   Сытник Елена Анатольевна

                                               

                                              Сочи 2018

  Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

      Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

       Исследователи выделяют различные структурные элементы игры- основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.

      Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры. Сюжеты детских игр достаточно разнообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам.  Условно все сюжеты делятся:

- на  бытовые ( игры в семью, парикмахерскую и т.д.),

     - производственные (игры, отражающие профессиональный труд людей),

      -общественно – политические ( игры в войну, школу и т.д.)

          Содержание- это то, что конкретно отражается в игре.

          Игровая(воображаемая) ситуация-совокупность обстоятельств, не существующих реально, а создаваемых воображением.

         Замысел-план действий, задуманный играющими.

        Роль-это образ, который ребенок изображает в игре.

        Ролевое действие- это деятельность ребенка в роли.

        Ролевое взаимодействие-осуществление взаимодействия с партнером по игре. Ребенок взявший на себя роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре.

         Правила- это порядок, предписание действий в игре.

Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет. Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы- заместители. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, исходя из воплощаемого образа.

Сюжетно – ролевая игра имеет несколько этапов формирования.

(Слайд №2)

Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.

  1. Планомерное обогащение опыта: в быту, в непосредственно – образовательной деятельности, прогулке, чтении книг, рассматривании иллюстраций, дидактических игр.
  2.  Перевод реального опыта в игровой. Усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театрализованных игр в обучающем процессе.
  3. Современное изменение  игровой среды. Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
  4. Общение со взрослым во время игрового процесса.  Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач. 

          У детей младшего дошкольного возраста круг знаний ограничен из – за небольшого жизненного опыта. Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимно дополняемые роли (мама- дочка и т.д.) Из сюжетов , используемых детьми в игре, наиболее востребованными остаются игры с куклами, которые являются самыми близкими партнерами по игре.

         Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером – сверстником, с партнером – взрослым, особенно если взрослый берет на себя подчинительную роль (например - роль  дочки).

       В возрасте 4-5 лет, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не только играть, а исполнять роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление, а отношения между людьми. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.

Остановлюсь на формировании сюжета игры « Магазин сладостей» и этапами её проведения:

1 этап: Проведение бесед с детьми о том, кто из них был в таких магазинах и что им там покупали? Наблюдали за работой продавца? (продавец предлагает десерты и выпечку, кассир принимает оплату).

2 этап: Ознакомление детей с атрибутами. Работа воспитателя заключается в следующем: объяснить для чего тот или иной атрибут предназначен, как им пользоваться. Предложить детям самостоятельно оформить витрину и т.д.

3 этап: Переход непосредственно к игре.  

Для первого раза роль продавца педагог может взять на себя, чтобы формировать деятельность детей, учить их играть и разговаривать между собой.

4 этап. Развитие сюжета.

Постепенно сюжеты меняются и усложняются:

  • « В кафе»;
  • «Кондитерская».
  • «День рождения».

(Слайд № 3)

Видеоматериал  для сюжетно – ролевой игры « Магазин сладостей»

1. Предварительный этап:

  • Введение в игру ( сообщение проблемы- сладости к чаю) ;
  • Предложение поиграть в игру « магазин сладостей»;
  • Выбрать желающих играть в сюжетно – ролевую игру;
  • Выбор роли по желанию детей (продавец, кассир, покупатели);
  • Подготовка атрибутов.

2. Методика проведения:

Воспитатель просит ребенка (покупателя) попросить продавца предложить ему сладости, решили устроить чаепитие в кругу друзей.

(Слайд № 4)

Дети могут выступать по очереди, как в роли работников магазина, так и в роли покупателей.

Воспитатель может предложить несколько образцов диалога, задает проблемные вопросы.

Например: - Подскажите пожалуйста, какие есть торты в наличие?    С какими начинками? А что за десерты?  С какими фруктами или ягодами?                  

(Продавец рассказывает). Спасибо, я возьму с собой ……...

А вы кассир? Вы принимаете оплату по карте?  

(Слайд №5)

Спасибо за покупку, возьмите нашу визитку

(Слайд №6 и №7)

Следующие покупатели хотят выпить чай с десертами

( Слайд № 8и 9)

В дальнейшем игра « Магазин сладостей» может плавно перейти в игру «Чаепитие в кругу друзей».

 (Слайд №10)

     Исходя из концепции Н.Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

Возраст

         Характер

 игровых действий

Выполнение роли

        Развитие сюжета

 в воображаемой ситуации

3-4

года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослы

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжение всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

       Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи ребенка: пополнению словарного запаса и навыкам общения со сверстниками, взрослым.  Знакомит его с социальным миром, воспитывает уважение к профессии, её значимости в жизни человека, прививает определенные навыки культурного общения в обществе. Со временем дети играют самостоятельно под наблюдением педагога.

        Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.

 Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 Г.СОЧИ

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Организация сюжетно-ролевой игры

детей  дошкольного возраста.

                                                           Подготовила и провела:

                                                          воспитатель средней группы МДОУ № 9

                                   Сытник Елена Анатольевна

                                               

                                              Сочи 2018

  Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

      Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

       Исследователи выделяют различные структурные элементы игры- основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.

      Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры. Сюжеты детских игр достаточно разнообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам.  Условно все сюжеты делятся:

- на  бытовые ( игры в семью, парикмахерскую и т.д.),

     - производственные (игры, отражающие профессиональный труд людей),

      -общественно – политические ( игры в войну, школу и т.д.)

          Содержание- это то, что конкретно отражается в игре.

          Игровая(воображаемая) ситуация-совокупность обстоятельств, не существующих реально, а создаваемых воображением.

         Замысел-план действий, задуманный играющими.

        Роль-это образ, который ребенок изображает в игре.

        Ролевое действие- это деятельность ребенка в роли.

        Ролевое взаимодействие-осуществление взаимодействия с партнером по игре. Ребенок взявший на себя роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре.

         Правила- это порядок, предписание действий в игре.

Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет. Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы- заместители. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, исходя из воплощаемого образа.

Сюжетно – ролевая игра имеет несколько этапов формирования.

(Слайд №2)

Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.

  1. Планомерное обогащение опыта: в быту, в непосредственно – образовательной деятельности, прогулке, чтении книг, рассматривании иллюстраций, дидактических игр.
  2.  Перевод реального опыта в игровой. Усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театрализованных игр в обучающем процессе.
  3. Современное изменение  игровой среды. Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
  4. Общение со взрослым во время игрового процесса.  Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач. 

          У детей младшего дошкольного возраста круг знаний ограничен из – за небольшого жизненного опыта. Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимно дополняемые роли (мама- дочка и т.д.) Из сюжетов , используемых детьми в игре, наиболее востребованными остаются игры с куклами, которые являются самыми близкими партнерами по игре.

         Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером – сверстником, с партнером – взрослым, особенно если взрослый берет на себя подчинительную роль (например - роль  дочки).

       В возрасте 4-5 лет, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не только играть, а исполнять роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление, а отношения между людьми. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.

Остановлюсь на формировании сюжета игры « Магазин сладостей» и этапами её проведения:

1 этап: Проведение бесед с детьми о том, кто из них был в таких магазинах и что им там покупали? Наблюдали за работой продавца? (продавец предлагает десерты и выпечку, кассир принимает оплату).

2 этап: Ознакомление детей с атрибутами. Работа воспитателя заключается в следующем: объяснить для чего тот или иной атрибут предназначен, как им пользоваться. Предложить детям самостоятельно оформить витрину и т.д.

3 этап: Переход непосредственно к игре.  

Для первого раза роль продавца педагог может взять на себя, чтобы формировать деятельность детей, учить их играть и разговаривать между собой.

4 этап. Развитие сюжета.

Постепенно сюжеты меняются и усложняются:

  • « В кафе»;
  • «Кондитерская».
  • «День рождения».

(Слайд № 3)

Видеоматериал  для сюжетно – ролевой игры « Магазин сладостей»

1. Предварительный этап:

  • Введение в игру ( сообщение проблемы- сладости к чаю) ;
  • Предложение поиграть в игру « магазин сладостей»;
  • Выбрать желающих играть в сюжетно – ролевую игру;
  • Выбор роли по желанию детей (продавец, кассир, покупатели);
  • Подготовка атрибутов.

2. Методика проведения:

Воспитатель просит ребенка (покупателя) попросить продавца предложить ему сладости, решили устроить чаепитие в кругу друзей.

(Слайд № 4)

Дети могут выступать по очереди, как в роли работников магазина, так и в роли покупателей.

Воспитатель может предложить несколько образцов диалога, задает проблемные вопросы.

Например: - Подскажите пожалуйста, какие есть торты в наличие?    С какими начинками? А что за десерты?  С какими фруктами или ягодами?                  

(Продавец рассказывает). Спасибо, я возьму с собой ……...

А вы кассир? Вы принимаете оплату по карте?  

(Слайд №5)

Спасибо за покупку, возьмите нашу визитку

(Слайд №6 и №7)

Следующие покупатели хотят выпить чай с десертами

( Слайд № 8и 9)

В дальнейшем игра « Магазин сладостей» может плавно перейти в игру «Чаепитие в кругу друзей».

 (Слайд №10)

     Исходя из концепции Н.Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.

Возраст

         Характер

 игровых действий

Выполнение роли

        Развитие сюжета

 в воображаемой ситуации

3-4

года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослы

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжение всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

       Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи ребенка: пополнению словарного запаса и навыкам общения со сверстниками, взрослым.  Знакомит его с социальным миром, воспитывает уважение к профессии, её значимости в жизни человека, прививает определенные навыки культурного общения в обществе. Со временем дети играют самостоятельно под наблюдением педагога.

        Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.

 Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

"Организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста"

Данный материал представлен в виде памятки для педагогов детского сада....

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...