"Организация сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста."
консультация (младшая, средняя группа)
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
организация сюжетно-ролевой игры | 23.71 КБ |
s-r_igr_konditerskiy_magazin.docx | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 Г.СОЧИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Организация сюжетно-ролевой игры
детей дошкольного возраста.
Подготовила и провела:
воспитатель средней группы МДОУ № 9
Сытник Елена Анатольевна
Сочи 2018
Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Исследователи выделяют различные структурные элементы игры- основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.
Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры. Сюжеты детских игр достаточно разнообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Условно все сюжеты делятся:
- на бытовые ( игры в семью, парикмахерскую и т.д.),
- производственные (игры, отражающие профессиональный труд людей),
-общественно – политические ( игры в войну, школу и т.д.)
Содержание- это то, что конкретно отражается в игре.
Игровая(воображаемая) ситуация-совокупность обстоятельств, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел-план действий, задуманный играющими.
Роль-это образ, который ребенок изображает в игре.
Ролевое действие- это деятельность ребенка в роли.
Ролевое взаимодействие-осуществление взаимодействия с партнером по игре. Ребенок взявший на себя роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре.
Правила- это порядок, предписание действий в игре.
Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет. Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы- заместители. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, исходя из воплощаемого образа.
Сюжетно – ролевая игра имеет несколько этапов формирования.
(Слайд №2)
Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.
- Планомерное обогащение опыта: в быту, в непосредственно – образовательной деятельности, прогулке, чтении книг, рассматривании иллюстраций, дидактических игр.
- Перевод реального опыта в игровой. Усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театрализованных игр в обучающем процессе.
- Современное изменение игровой среды. Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
- Общение со взрослым во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
У детей младшего дошкольного возраста круг знаний ограничен из – за небольшого жизненного опыта. Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимно дополняемые роли (мама- дочка и т.д.) Из сюжетов , используемых детьми в игре, наиболее востребованными остаются игры с куклами, которые являются самыми близкими партнерами по игре.
Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером – сверстником, с партнером – взрослым, особенно если взрослый берет на себя подчинительную роль (например - роль дочки).
В возрасте 4-5 лет, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не только играть, а исполнять роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление, а отношения между людьми. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
Остановлюсь на формировании сюжета игры « Магазин сладостей» и этапами её проведения:
1 этап: Проведение бесед с детьми о том, кто из них был в таких магазинах и что им там покупали? Наблюдали за работой продавца? (продавец предлагает десерты и выпечку, кассир принимает оплату).
2 этап: Ознакомление детей с атрибутами. Работа воспитателя заключается в следующем: объяснить для чего тот или иной атрибут предназначен, как им пользоваться. Предложить детям самостоятельно оформить витрину и т.д.
3 этап: Переход непосредственно к игре.
Для первого раза роль продавца педагог может взять на себя, чтобы формировать деятельность детей, учить их играть и разговаривать между собой.
4 этап. Развитие сюжета.
Постепенно сюжеты меняются и усложняются:
- « В кафе»;
- «Кондитерская».
- «День рождения».
(Слайд № 3)
Видеоматериал для сюжетно – ролевой игры « Магазин сладостей»
1. Предварительный этап:
- Введение в игру ( сообщение проблемы- сладости к чаю) ;
- Предложение поиграть в игру « магазин сладостей»;
- Выбрать желающих играть в сюжетно – ролевую игру;
- Выбор роли по желанию детей (продавец, кассир, покупатели);
- Подготовка атрибутов.
2. Методика проведения:
Воспитатель просит ребенка (покупателя) попросить продавца предложить ему сладости, решили устроить чаепитие в кругу друзей.
(Слайд № 4)
Дети могут выступать по очереди, как в роли работников магазина, так и в роли покупателей.
Воспитатель может предложить несколько образцов диалога, задает проблемные вопросы.
Например: - Подскажите пожалуйста, какие есть торты в наличие? С какими начинками? А что за десерты? С какими фруктами или ягодами?
(Продавец рассказывает). Спасибо, я возьму с собой ……...
А вы кассир? Вы принимаете оплату по карте?
(Слайд №5)
Спасибо за покупку, возьмите нашу визитку
(Слайд №6 и №7)
Следующие покупатели хотят выпить чай с десертами
( Слайд № 8и 9)
В дальнейшем игра « Магазин сладостей» может плавно перейти в игру «Чаепитие в кругу друзей».
(Слайд №10)
Исходя из концепции Н.Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослы |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжение всей игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи ребенка: пополнению словарного запаса и навыкам общения со сверстниками, взрослым. Знакомит его с социальным миром, воспитывает уважение к профессии, её значимости в жизни человека, прививает определенные навыки культурного общения в обществе. Со временем дети играют самостоятельно под наблюдением педагога.
Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.
Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 Г.СОЧИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Организация сюжетно-ролевой игры
детей дошкольного возраста.
Подготовила и провела:
воспитатель средней группы МДОУ № 9
Сытник Елена Анатольевна
Сочи 2018
Сюжетно-ролевая игра- это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослым. Ей присуще основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Исследователи выделяют различные структурные элементы игры- основные и второстепенные: сюжет, содержание, игровую ситуацию, замысел, роль, ролевое действие, ролевое поведение, ролевое взаимодействие, правила.
Сюжет – главный компонент сюжетно – ролевой игры. Сюжеты детских игр достаточно разнообразны. Существует несколько классификаций игр по сюжетам. Условно все сюжеты делятся:
- на бытовые ( игры в семью, парикмахерскую и т.д.),
- производственные (игры, отражающие профессиональный труд людей),
-общественно – политические ( игры в войну, школу и т.д.)
Содержание- это то, что конкретно отражается в игре.
Игровая(воображаемая) ситуация-совокупность обстоятельств, не существующих реально, а создаваемых воображением.
Замысел-план действий, задуманный играющими.
Роль-это образ, который ребенок изображает в игре.
Ролевое действие- это деятельность ребенка в роли.
Ролевое взаимодействие-осуществление взаимодействия с партнером по игре. Ребенок взявший на себя роль, должен принимать во внимание и роль своего партнера по игре.
Правила- это порядок, предписание действий в игре.
Содержание сюжетно – ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он выполняет. Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы- заместители. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.
Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Для дошкольников роль – это образец того, как надо действовать, исходя из воплощаемого образа.
Сюжетно – ролевая игра имеет несколько этапов формирования.
(Слайд №2)
Этапы формирования сюжетно – ролевой игры.
- Планомерное обогащение опыта: в быту, в непосредственно – образовательной деятельности, прогулке, чтении книг, рассматривании иллюстраций, дидактических игр.
- Перевод реального опыта в игровой. Усвоение детьми способов воспроизведения действительности в игре. Использование дидактических, театрализованных игр в обучающем процессе.
- Современное изменение игровой среды. Подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений.
- Общение со взрослым во время игрового процесса. Организация проблемных ситуаций с учетом опыта детей и игровой среды. Развитие умений ориентироваться в игровой задаче, находить новые варианты и средства реализации задач.
У детей младшего дошкольного возраста круг знаний ограничен из – за небольшого жизненного опыта. Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимно дополняемые роли (мама- дочка и т.д.) Из сюжетов , используемых детьми в игре, наиболее востребованными остаются игры с куклами, которые являются самыми близкими партнерами по игре.
Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером – сверстником, с партнером – взрослым, особенно если взрослый берет на себя подчинительную роль (например - роль дочки).
В возрасте 4-5 лет, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не только играть, а исполнять роль. Содержанием игры становится не предмет и его употребление, а отношения между людьми. В этом возрасте ребенок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. В связи с этим меняются позиции воспитателя и ребенка в игре: педагог активнее применяет формы косвенного руководства детской игрой, предоставляя ребенку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу.
Остановлюсь на формировании сюжета игры « Магазин сладостей» и этапами её проведения:
1 этап: Проведение бесед с детьми о том, кто из них был в таких магазинах и что им там покупали? Наблюдали за работой продавца? (продавец предлагает десерты и выпечку, кассир принимает оплату).
2 этап: Ознакомление детей с атрибутами. Работа воспитателя заключается в следующем: объяснить для чего тот или иной атрибут предназначен, как им пользоваться. Предложить детям самостоятельно оформить витрину и т.д.
3 этап: Переход непосредственно к игре.
Для первого раза роль продавца педагог может взять на себя, чтобы формировать деятельность детей, учить их играть и разговаривать между собой.
4 этап. Развитие сюжета.
Постепенно сюжеты меняются и усложняются:
- « В кафе»;
- «Кондитерская».
- «День рождения».
(Слайд № 3)
Видеоматериал для сюжетно – ролевой игры « Магазин сладостей»
1. Предварительный этап:
- Введение в игру ( сообщение проблемы- сладости к чаю) ;
- Предложение поиграть в игру « магазин сладостей»;
- Выбрать желающих играть в сюжетно – ролевую игру;
- Выбор роли по желанию детей (продавец, кассир, покупатели);
- Подготовка атрибутов.
2. Методика проведения:
Воспитатель просит ребенка (покупателя) попросить продавца предложить ему сладости, решили устроить чаепитие в кругу друзей.
(Слайд № 4)
Дети могут выступать по очереди, как в роли работников магазина, так и в роли покупателей.
Воспитатель может предложить несколько образцов диалога, задает проблемные вопросы.
Например: - Подскажите пожалуйста, какие есть торты в наличие? С какими начинками? А что за десерты? С какими фруктами или ягодами?
(Продавец рассказывает). Спасибо, я возьму с собой ……...
А вы кассир? Вы принимаете оплату по карте?
(Слайд №5)
Спасибо за покупку, возьмите нашу визитку
(Слайд №6 и №7)
Следующие покупатели хотят выпить чай с десертами
( Слайд № 8и 9)
В дальнейшем игра « Магазин сладостей» может плавно перейти в игру «Чаепитие в кругу друзей».
(Слайд №10)
Исходя из концепции Н.Я. Михайленко развитие сюжетной игры на разных возрастных этапах можно представить в следующей сводной таблице.
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Роль осуществляется фактически, но не называется | Сюжет-цепочка из двух действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослы |
4-5 лет | Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер | Роль называется, дети могут по ходу игры менять роль | Цепочка из 3-4 взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию |
5-6 лет | Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжение всей игры | Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых |
6-7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна | Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми |
Сюжетно – ролевая игра способствует развитию речи ребенка: пополнению словарного запаса и навыкам общения со сверстниками, взрослым. Знакомит его с социальным миром, воспитывает уважение к профессии, её значимости в жизни человека, прививает определенные навыки культурного общения в обществе. Со временем дети играют самостоятельно под наблюдением педагога.
Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно-ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей.
Для повышения воспитательной эффективности сюжетно-ролевых игр необходима относительная длительность их проведения на идентичные сюжеты. В таком случае игры выполняют функции упражнений в решении конкретных воспитательных задач, оказывая на детей комплексное воспитательное воздействие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"
"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...
"Организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста"
Данный материал представлен в виде памятки для педагогов детского сада....
Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Горница" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Оганизация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Закрепление культурных навыков, сообщение детям некоторых знаний по домоводству....
Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.
Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...
Доклад "Организация сюжетно-ролевых игр с детьми дошкольного возраста"
Подготовка, проведение,анализ игры....
- Мне нравится (2)