Среднесрочный проект «Очарование Дымки» в средней группе
проект (средняя группа) на тему
Среднесрочный проект «Очарование Дымки» в средней группе
Исполнители проекта:
Воспитатель;
Музыкальный руководитель;
Дети средней группы;
Родители;
Старший воспитатель.
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: сентябрь – ноябрь, среднесрочный
Постановка проблемы:
У каждого в детстве было много разных игрушек, Но одна из игрушек всегда трогала сердце больше, чем все остальные… Что же нам дает народная игрушка. Нужна ли она?
Цель проекта:
1. Развитие у детей устойчивого интереса к народной дымковской игрушке в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством русских мастеров
2. Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и семьи.
Задачи проекта:
1. Познакомить с детской народной игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд народной культуры взрослых.
2. Развивать интерес к старинной народной игрушке.
3. Воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа.
4. Научить элементам изображения дымковской росписи.
Объект исследования: Дымковские игрушки
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к народной игрушке.
2. Изготовление и роспись игрушек своими руками.
3. Знание детьми стихов, песен, сюжетно ролевых игр с игрушками и об игрушках.
4. Создание выставки, состоящих из детских рисунков «Уточка», «Лошадки», а также дымковских игрушек, вылепленных и разукрашенных родителями совместно с детьми дома и на занятиях и их родителей и игрушек «игрушка моя и моих родителей»
Оценка результатов проекта:
Выставка рисунков и игрушек, вылепленных из глины «Дымковские игрушки» – уникальная возможность узнать, какими игрушками играли дети в прошлые далёкие времена.
Цель выставки – показать детям красоту и очарование народных дымковских игрушек, выполненные из разных материалов: из глины, пластилина и других материалов.
Дымковские красочные расписные игрушки декоративного типа: уточки, коняшки, свинки, барышни, барашки-свистульки и другие заинтересовали детей, родителей, посетителей выставки.
В ходе реализации совместного проекта «Очарование Дымки» достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Народные игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению игрушки;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению к игрушкам;
4. сделаны игрушки для рассматривания и обыгрывания в театре своими руками.
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:
Ребенок и окружающий мир
НОД:
«Уточка-марфуточка» (русские народные дымковские игрушки)
«Дымковские игрушки» (русские народные промыслы)
Игровая деятельность
Подвижные народные игры «Курочка и цыплята», «Кто быстрее возьмет», «Найди и промолчи».
Дидактические игры «Какая игрушка лишняя», «Найди дымковские узоры»?
Сюжетные игры «В магазине игрушек», «Подарок для друга»,
Центр художественной деятельности
Рисование
«Уточка-Марфуточка и утята», «Я люблю свою лошадку», «Поросятки-ребятки», «Цыплёнок».,
Аппликация:
«Цыпленок», «Утята на реке», «Лошадки щиплют травку»
Лепка:
«Курочка», «Уточка», «Кошка», «Козлик»
Центр музыкального развития:
Музыкальные занятия
Хоровод «Утушка - Луговая».
Логоритмическое упражнение «Давайте сделаем из глины».
Танец маленьких утят.
Совместное творчество детей и родителей:
Совместные поделки игрушек детей и родителей «Моя дымковская». Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
«Разучивание стихов про любимые игрушки».
Развлечения:
«Кукольный театр». «Настольный театр»
Презентация проекта «Очарование Дымки»
КОНСПЕКТ НОД
Итоговая интегрированная образовательная деятельность
Тема «Очарование Дымки»
Средняя группа № 5 МАДОУ № 37 «Журавлик».
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Задачи:
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к труду мастеров-умельцев;
2. воспитывать любовь к русскому народному декоративно-прикладному и музыкально-песенному творчеству;
3. формировать навыки позитивного общения в ходе общей художественно-трудовой деятельности, умения добиваться и оценивать результаты своей работы.
Развивающие:
1. приобщать детей к декоративно-прикладному искусству – дымке; развивать моторику рук, развивать эмоциональную сферу и образное творческое мышление.
2. Совершенствовать умение двигаться по кругу, взявшись за руки, вести хоровод под музыку.
Образовательные:
1. расширять знания детей о народных трудовых традициях и праздничной фольклорной культуре;
2. формировать умение наносить на силуэте животного круги, точки, полоски; закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать её перед использованием гуаши другого цвета;
3. активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек,
и материалов, из которых они изготовлены;
4. вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии: мастер, гончар;
5. активизировать употребление глаголов, характеризующих трудовые действия: обжигать, расписывать, украшать.
6. совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе.
Методы и приёмы:
Практические: хоровод «Утушка - Луговая», игровое упражнение
«Давайте сделаем», работа детей в художественной мастерской.
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек, элементов дымковской росписи.
Словесные: беседа с детьми о дымковских игрушках, чтение детьми потешек.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды,
Дымковские игрушки, почтовая посылка, музыкальное сопровождение,
Макеты «Утят и Утушки», гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой,
рассматривание иллюстраций дымковских узоров, отработка отдельных
элементов росписи дымковской игрушки на плоскостных формах. Изготовление родителями дымковских игрушек для центра «Народная игрушка – Дымка».
Разучивание на музыкальных занятиях хоровода «Утушка - Луговая»,
логоритмического упражнения «Давайте сделаем».
Ход занятия:
1. Дети входят в зал под русскую народную музыку «Утушка – Луговая» и становятся полукругом.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в путешествие!
А едем мы в далёкое село Дымково, которое славится издавна своими
глиняными игрушками да яркой окраской. А помогут нам туда попасть
«Волшебные платочки». Скажем дружно: «раз, два, три, нам, платочек, помоги»
2. Хоровод «Утушка - Луговая».
Ведущая:
Вот мы и приехали в Дымково (дети садятся на стульчики.)
«Точно в дымке всё кругом.
дым идёт из труб столбом,
Голубые дали, и село большое - Дымково прозвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки.
Вечера осенью длинны,
И лепили там из глины
игрушки непростые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки-
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалась бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право.
3. Презентация в виде слайдов. «Дымково».
Стук в дверь (сюрпризный момент).
Ведущая: Кто-то к нам сюда спешит. Спросим: «Кто там?»
Почтальон: Это я Почтальон. «Здравствуйте! Это вы приехали
К нам в гости из детского сада № 37 «Журавлик»?. Группа № 5?
Тогда это вам! Распишитесь! Для вас посылка! Примите и смотрите,
а мне пора, у меня много работы.
Ведущая: Спасибо за посылку, что здесь может быть? Посмотрим?
Ой, да здесь игрушки! Давайте их внимательно рассмотрим!
Знакомы они вам? Как они называются? Из чего они сделаны?
Как называют людей, которые изготавливают эти игрушки?
4. Дидактическая игра «Какая игрушка лишняя»?
Игрушки по одной достают из посылки, среди них одна не дымковская.
Какая игрушка заблудилась? Как вы догадались?
5. Чтение детьми потешек о дымковских игрушках.
Дети читают потешки про дымковские игрушки.
• «Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине - Егорка».
• Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой!
• Уточка-Марфуточка
Бережком идёт.
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
6. Хоровод- игра «Давайте сделаем».
Ведущая: А не засиделись ли мы с вами?
А давайте-ка играть, песни петь, да плясать.
Хоровод- игра «Давайте сделаем».
Привезли мы глину с дальнего бугра (идут по кругу)
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперёд)
Слепим, высушим и в печь. (лепят ладошками)
Будем мы игрушки печь. (лепят ладошками)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают, разжим.)
А в печи не калачи. (машут пальчиком.)
А в печи игрушки. (вытягивают руки вперёд)
Краски взяли, игрушки расписали! (изображают дым. Узор)
Дети садятся на стульчики.
7. «Сказка- мотивация про Уточку-Луговую, да про деточек -Утяточек»
Ведущая: А что ещё в посылке? Да, сказка в гости к нам пришла.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышла Уточка гулять,
А за ней утятки, малые ребятки.
На лугу красивый пруд,
Там лягушечки живут, там плавают рыбки,
И вы утятки плывите, но не шалите.
Оглянулась Утка-мать, не видать её утят!
Разбежались малыши,
вот попробуй, отыщи.
Крякнула Уточка-мать,
стала деток созывать
Вот плывут утятки, как же так:
«Где красивый ваш наряд?
-Мы играли и ныряли,
все наряды растеряли…»
Горько плачет Утка-мать,
где же платья вам достать?
Плачут и утятки, малые ребятки!
8. Проблемный вопрос: Как же, детки, помочь Уточке и утяткам?
Где же взять для них нарядные платья да рубашки?
Ответы детей.
9. Работа в мастерской по росписи уточек дымковским узором.
У нас есть мастерская, где мы можем утяток нарядить.
Проходите в мастерскую, наденьте фартуки, чтобы не испачкать одежду.
Рассаживайтесь удобнее. Давайте вспомним элементы Дымковской росписи, (закрепление названий узоров и технических приёмов росписи).
Воспитатель. Берём краски, кисточки, выбираем цвет, узор,
И работаем, как настоящие мастера. Расписываем наших утят.
Пусть утятки порадуются весёлым нарядам. А чтобы было веселей,
Работать будем под русскую народную музыку. Мамы будут помогать нам.
Идёт работа по росписи плоскостных трафаретов (дети, 2 мамы вместе с детьми расписываю вылепленные игрушки.
10. Анализ детских работ, оценка.
Какие игрушки понравились? Чем? Выбирают самую аккуратную, яркую. На магнитной доске размещают Уточку- мать, а по краям утят.
Ведущая: Какие вы, ребятки, молодцы, помогли Уточке и её утяткам
красиво нарядиться. Но нам пора домой, детский сад ждёт ребят.
Где наши волшебные платочки? Раз, два, три, платочек, в садик нас верни.
Под музыку «Утушка-Луговая», дети выходят из зала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
srednesrochnyy_proekt.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднесрочный проект «Очарование Дымки» в средней группе
Исполнители проекта:
Воспитатель;
Музыкальный руководитель;
Дети средней группы;
Родители;
Старший воспитатель.
Вид проекта: творческий.
Срок реализации проекта: сентябрь – ноябрь, среднесрочный
Постановка проблемы:
У каждого в детстве было много разных игрушек, Но одна из игрушек всегда трогала сердце больше, чем все остальные… Что же нам дает народная игрушка. Нужна ли она?
Цель проекта:
1. Развитие у детей устойчивого интереса к народной дымковской игрушке в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством русских мастеров
2. Организовать более тесное сотрудничество детского сада, ребенка и семьи.
Задачи проекта:
1. Познакомить с детской народной игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд народной культуры взрослых.
2. Развивать интерес к старинной народной игрушке.
3. Воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа.
4. Научить элементам изображения дымковской росписи.
Объект исследования: Дымковские игрушки
Ожидаемые результаты:
1. Устойчивый интерес к народной игрушке.
2. Изготовление и роспись игрушек своими руками.
3. Знание детьми стихов, песен, сюжетно ролевых игр с игрушками и об игрушках.
4. Создание выставки, состоящих из детских рисунков «Уточка», «Лошадки», а также дымковских игрушек, вылепленных и разукрашенных родителями совместно с детьми дома и на занятиях и их родителей и игрушек «игрушка моя и моих родителей»
Оценка результатов проекта:
Выставка рисунков и игрушек, вылепленных из глины «Дымковские игрушки» – уникальная возможность узнать, какими игрушками играли дети в прошлые далёкие времена.
Цель выставки – показать детям красоту и очарование народных дымковских игрушек, выполненные из разных материалов: из глины, пластилина и других материалов.
Дымковские красочные расписные игрушки декоративного типа: уточки, коняшки, свинки, барышни, барашки-свистульки и другие заинтересовали детей, родителей, посетителей выставки.
В ходе реализации совместного проекта «Очарование Дымки» достигнуты определённые результаты:
1. создана предметно – развивающая зона «Народные игрушки»;
2. сформированы устойчивые знания и интерес к происхождению игрушки;
3. создан устойчивый интерес к бережному отношению к игрушкам;
4. сделаны игрушки для рассматривания и обыгрывания в театре своими руками.
5. установились партнёрские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Схема осуществления проекта по основным видам деятельности:
Ребенок и окружающий мир
НОД:
«Уточка-марфуточка» (русские народные дымковские игрушки)
«Дымковские игрушки» (русские народные промыслы)
Игровая деятельность
Подвижные народные игры «Курочка и цыплята», «Кто быстрее возьмет», «Найди и промолчи».
Дидактические игры «Какая игрушка лишняя», «Найди дымковские узоры»?
Сюжетные игры «В магазине игрушек», «Подарок для друга»,
Центр художественной деятельности
Рисование
«Уточка-Марфуточка и утята», «Я люблю свою лошадку», «Поросятки-ребятки», «Цыплёнок».,
Аппликация:
«Цыпленок», «Утята на реке», «Лошадки щиплют травку»
Лепка:
«Курочка», «Уточка», «Кошка», «Козлик»
Центр музыкального развития:
Музыкальные занятия
Хоровод «Утушка - Луговая».
Логоритмическое упражнение «Давайте сделаем из глины».
Танец маленьких утят.
Совместное творчество детей и родителей:
Совместные поделки игрушек детей и родителей «Моя дымковская». Выставка рисунков «Моя любимая игрушка».
«Разучивание стихов про любимые игрушки».
Развлечения:
«Кукольный театр». «Настольный театр»
Презентация проекта «Очарование Дымки»
КОНСПЕКТ НОД
Итоговая интегрированная образовательная деятельность
Тема «Очарование Дымки»
Средняя группа № 5 МАДОУ № 37 «Журавлик».
Интеграция образовательных областей:
«Художественное творчество», «Музыка», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация».
Задачи:
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к труду мастеров-умельцев;
2. воспитывать любовь к русскому народному декоративно-прикладному и музыкально-песенному творчеству;
3. формировать навыки позитивного общения в ходе общей художественно-трудовой деятельности, умения добиваться и оценивать результаты своей работы.
Развивающие:
1. приобщать детей к декоративно-прикладному искусству – дымке; развивать моторику рук, развивать эмоциональную сферу и образное творческое мышление.
2. Совершенствовать умение двигаться по кругу, взявшись за руки, вести хоровод под музыку.
Образовательные:
1. расширять знания детей о народных трудовых традициях и праздничной фольклорной культуре;
2. формировать умение наносить на силуэте животного круги, точки, полоски; закрепить умение правильно держать кисть, чисто промывать её перед использованием гуаши другого цвета;
3. активизировать употребление в речи названий предметов-игрушек,
и материалов, из которых они изготовлены;
4. вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии: мастер, гончар;
5. активизировать употребление глаголов, характеризующих трудовые действия: обжигать, расписывать, украшать.
6. совершенствовать диалогическую речь, умение участвовать в беседе.
Методы и приёмы:
Практические: хоровод «Утушка - Луговая», игровое упражнение
«Давайте сделаем», работа детей в художественной мастерской.
Наглядные: рассматривание дымковских игрушек, элементов дымковской росписи.
Словесные: беседа с детьми о дымковских игрушках, чтение детьми потешек.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, слайды,
Дымковские игрушки, почтовая посылка, музыкальное сопровождение,
Макеты «Утят и Утушки», гуашь, баночки с водой, кисточки, салфетки, клеёнки.
Предварительная работа: знакомство с дымковской игрушкой,
рассматривание иллюстраций дымковских узоров, отработка отдельных
элементов росписи дымковской игрушки на плоскостных формах. Изготовление родителями дымковских игрушек для центра «Народная игрушка – Дымка».
Разучивание на музыкальных занятиях хоровода «Утушка - Луговая»,
логоритмического упражнения «Давайте сделаем».
Ход занятия:
1. Дети входят в зал под русскую народную музыку «Утушка – Луговая» и становятся полукругом.
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня отправляемся в путешествие!
А едем мы в далёкое село Дымково, которое славится издавна своими
глиняными игрушками да яркой окраской. А помогут нам туда попасть
«Волшебные платочки». Скажем дружно: «раз, два, три, нам, платочек, помоги»
2. Хоровод «Утушка - Луговая».
Ведущая:
Вот мы и приехали в Дымково (дети садятся на стульчики.)
«Точно в дымке всё кругом.
дым идёт из труб столбом,
Голубые дали, и село большое - Дымково прозвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки.
Вечера осенью длинны,
И лепили там из глины
игрушки непростые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как берёзки-
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалась бы узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право.
3. Презентация в виде слайдов. «Дымково».
Стук в дверь (сюрпризный момент).
Ведущая: Кто-то к нам сюда спешит. Спросим: «Кто там?»
Почтальон: Это я Почтальон. «Здравствуйте! Это вы приехали
К нам в гости из детского сада № 37 «Журавлик»?. Группа № 5?
Тогда это вам! Распишитесь! Для вас посылка! Примите и смотрите,
а мне пора, у меня много работы.
Ведущая: Спасибо за посылку, что здесь может быть? Посмотрим?
Ой, да здесь игрушки! Давайте их внимательно рассмотрим!
Знакомы они вам? Как они называются? Из чего они сделаны?
Как называют людей, которые изготавливают эти игрушки?
4. Дидактическая игра «Какая игрушка лишняя»?
Игрушки по одной достают из посылки, среди них одна не дымковская.
Какая игрушка заблудилась? Как вы догадались?
5. Чтение детьми потешек о дымковских игрушках.
Дети читают потешки про дымковские игрушки.
• «Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спине - Егорка».
• Индя, индя, индючок,
Ты похож на сундучок.
Сундучок не простой,
Красный, белый, золотой!
• Уточка-Марфуточка
Бережком идёт.
Уточек-Марфуточек
Купаться ведёт.
6. Хоровод- игра «Давайте сделаем».
Ведущая: А не засиделись ли мы с вами?
А давайте-ка играть, песни петь, да плясать.
Хоровод- игра «Давайте сделаем».
Привезли мы глину с дальнего бугра (идут по кругу)
Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперёд)
Слепим, высушим и в печь. (лепят ладошками)
Будем мы игрушки печь. (лепят ладошками)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают, разжим.)
А в печи не калачи. (машут пальчиком.)
А в печи игрушки. (вытягивают руки вперёд)
Краски взяли, игрушки расписали! (изображают дым. Узор)
Дети садятся на стульчики.
7. «Сказка- мотивация про Уточку-Луговую, да про деточек -Утяточек»
Ведущая: А что ещё в посылке? Да, сказка в гости к нам пришла.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышла Уточка гулять,
А за ней утятки, малые ребятки.
На лугу красивый пруд,
Там лягушечки живут, там плавают рыбки,
И вы утятки плывите, но не шалите.
Оглянулась Утка-мать, не видать её утят!
Разбежались малыши,
вот попробуй, отыщи.
Крякнула Уточка-мать,
стала деток созывать
Вот плывут утятки, как же так:
«Где красивый ваш наряд?
-Мы играли и ныряли,
все наряды растеряли…»
Горько плачет Утка-мать,
где же платья вам достать?
Плачут и утятки, малые ребятки!
8. Проблемный вопрос: Как же, детки, помочь Уточке и утяткам?
Где же взять для них нарядные платья да рубашки?
Ответы детей.
9. Работа в мастерской по росписи уточек дымковским узором.
У нас есть мастерская, где мы можем утяток нарядить.
Проходите в мастерскую, наденьте фартуки, чтобы не испачкать одежду.
Рассаживайтесь удобнее. Давайте вспомним элементы Дымковской росписи, (закрепление названий узоров и технических приёмов росписи).
Воспитатель. Берём краски, кисточки, выбираем цвет, узор,
И работаем, как настоящие мастера. Расписываем наших утят.
Пусть утятки порадуются весёлым нарядам. А чтобы было веселей,
Работать будем под русскую народную музыку. Мамы будут помогать нам.
Идёт работа по росписи плоскостных трафаретов (дети, 2 мамы вместе с детьми расписываю вылепленные игрушки.
10. Анализ детских работ, оценка.
Какие игрушки понравились? Чем? Выбирают самую аккуратную, яркую. На магнитной доске размещают Уточку- мать, а по краям утят.
Ведущая: Какие вы, ребятки, молодцы, помогли Уточке и её утяткам
красиво нарядиться. Но нам пора домой, детский сад ждёт ребят.
Где наши волшебные платочки? Раз, два, три, платочек, в садик нас верни.
Под музыку «Утушка-Луговая», дети выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Волшебная Дымка» (2 младшая группа)
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народном...
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «ОГОРОД-ОВОЩЕВОД»
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.Многие родители, имеющие...
Паспорт проекта «Волшебная Дымка» В младшей группе «Звёздочки»
Фантазии полет и рук твореньеС восторгом я держу в своих руках.Не знает, к счастью, красота старенья,Любовь к прекрасному живет в веках.Умелец может сделать из железки,Из камня, дерева - шедевры красо...
Среднесрочный проект по ФЭМП в подготовительной группе " Различаем лево-право"
Среднесрочный проект по ФЭМП " Различаем лево-право"...
Проект "Лепим дымку" в подготовительной группе
Тип проекта: познавательно-творческий Вид проекта: творческийПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети подготовительной группы Актуальность: Интерес и ...
Среднесрочный проект по ПДД в старшей группе
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожнотранспо...
Среднесрочный проект "Осенние листочки" для средней группы
Среднесрочный проект "Осенние листочки" для средней группы детей с ОВЗ (группа компенсирующей направленности с НОДА)...