Развитие познавательных способностей дошкольников. Е.Е.Каршенинников
занимательные факты (подготовительная группа) по теме

Тихонова Любовь Петровна

 Древний человек и современный человек

Цели. Формирование представлений о сохранение существенных
признаков объекта при изменении внешних деталей. Развитие диалек-
тического мыслительного действия объединение.
Материалы. Картинки с изображением древних людей (например,
неандертальца, питекантропа, синантропа)
Методические рекомендации. При подаче нового, интересного и уди-
вительного для многих детей материала важно не забыть об основных
задачах. Главное- удерживая противоположности, находя доказатель-
ства для каждой, применить диалектическое
мыслительное действиеобъединение, прийти К выводу, что древний человек- это и человек,
и не человек.
Методика проведения:
Педагог рассматривает с детьми картинки с изображением древних
людей. После краткого рассказа о жизни древних людей педагог спра-
шивает: Чем древние люди отличались от современных по внешне-
му виду, образу жизни, питанию?>
Педагог дополняет ответы детей и задает проблемный вопрос:
Почему мы называем древних людей людьми, а не обезьянами или
как-то иначе? древний человек- это человек или не человек, а какое-
то другое существо?
дети отвечают на вопрос, пытаясь обосновать различия и сход-
ство современных людей и древних. Используя термин (древний че-
ловек, дети попеременно делают ударение то на первом слове, то
на втором, выделяя то отличия от современного человека, то сход-
ство с ним.
Если ребята говорят, что это не человек, а другое существо (лохма-тый,
шкуре и с копьем) педагог помогает им обнаружить черты!
сходства с современным человеком- ходит на ногах, разводит костер,
охотится с оружием, рисует на стенах пещеры. Взрослый стимулиру-
ет появление все новых доказательств. Хорошо, если В ходе беседы!
дети обнаружат существенные характеристики человека- способность
действовать при помощи орудий, создавать предметы и знаки (рисун-
ки) и пр. Например: Смотрите, он ходит на двух ногах, как человек.
На этой картинке у него каменный топор. А ни у кого из животных
нет топора, хоть бы и каменного.
Если дети говорят, что это человек, только древний, педагог пред-
лагает выяснить, чем отличается древний человек от современного (не
жил В домах и пр)
дети сомневаются, переходят от одной точки зрения противопо-
ложной.
Снова звучит проблемный вопрос: Так все-таки это человек или
кто-то другой?
Важно, чтобы дети как можно дольше удерживали противополож-
ные мнения. Возможно, некоторые дети скажут, применив действие
объединение, что это и человек и не человек.
домашнее задание для родителей
Обсудите с ребенком картинку с изображением древнего человека
(или снежного человека) Это человек или кто-то другой?....
Важно,чтобы дети как можно дольше удерживали противоположные мнения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников

Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функци...

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...