Диагностика и развитие познавательных способностей дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Способности- это свойство личности, базирующиеся на задатках, развивающиеся и обеспечивающие успешность в каком- либо виде деятельности. Задатки- природные предпосылки способностей, особенности функционирования клеток головного мозга и анализаторов( зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, тактильного). Уровень способностей зависит от наличия задатков, но это не значит, что задатки обязательно преобразуются в способности. Для этого нужны определенные условия: полноценное использование чувствительных( сенситивных) периодов развития,высокая познавательная активность,демократичная система обучения и воспитания,высокая самооценка, ситуация успеха и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_i_razvitie_poznavatelnyh_sposobnostey_detey.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

                Из опыта работы.

        Наиболее часто для изучения познавательных способностей ребенка используется методика, созданная Е. Торренсом. Она состоит из пяти разделов.

        Усовершенствование предметов. Требуется изменить данную игрушку так, чтобы с ней было еще интереснее играть.

        Использование предметов в другом качестве. Ребенку предлагается перечислить как можно больше вариантов использования игрушки.

        Необычное использование знакомых предметов. Ребенку предлагается перечислить как можно больше способов их использования (например, консервных банок).

        Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которой входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

        «Спроси-угадай». Ребенку предъявляется картинка и предлагается: задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке. Перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображенная на картинке ситуация; перечислить как можно больше причин возникновения ситуации, изображенной на картинке.

        Как же реально определить, на сколько свободно ребенок проявляет свои познавательные способности, которые, по мнению многих психологов, заложены и существуют в каждом человеке? Для этого можно использовать два задания.

        Задание 1. Предлагаем ребенку подумать и назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги. Выбираем для этого задания удобное время и преподносим это ребенку эмоционально, как нечто увлекательное и интересное. Записываем все варианты, предложенные ребенком, даже те, которые покажутся нам слишком очевидными или непонятными. Не ограничиваем ребенка во времени. Закончим задание, когда оно перестанет интересовать ребенка. А затем проанализируем записанные ответы, сравнивая их со списком наиболее типичных ответов детей 5-6 лет.

        Малооригинальные варианты ответов (часто встречающиеся):

  1. «нарисовать …» - картинку; что-нибудь (машину, куклу, елочку, травку, листья, дом, солнце, белочку, геометрические фигуры, телевизор, школу); много всего; раскрасить красивыми красками  им карандашами то, что нарисовано; срисовать то, что понравилось;
  2. «сложить…»-самолет, кораблик (лодку), птичку, шапочку, лягушку, воздушного змея, подзорную трубу, домик, цветок, постель для куклы, колпачок для клоуна, нос для Буратино, игрушку, что-нибудь;
  3. «вырезать…»-геометрические фигуры (круги, квадраты), занавески для игрушечной комнаты; одежду и украшения для куклы, рыбку, снеговика, елочку, машину, домик, кровать, полоски для занятий.

Оригинальные варианты ответов (редко встречающиеся):

  1. заклеить: окно; щели; дырки, которые прогрызли мыши; гвоздь в стене; грязь;
  2. закрыть банку (вместо крышки);
  3. сделать шарик для игры в футбол или мишень для стрельбы;
  4. порвать и сделать снег;
  5. начертить квадрат и играть в «крестики-нолики»;
  6. подарить кому-нибудь;
  7. сделать пиратскую карту и нарисовать, где спрятан клад;
  8. написать и отправить его с голубем;
  9. поджечь;
  10. написать что-то нужное, чтобы не забыть;
  11. использовать вместо бинта, разрезав на полоски;
  12. собрать и выбросить мусор;
  13. играть с ним: подкидывать и ловить;
  14. изучать, какой он: как падает, тонет ли, рвется ли?
  15. Вырезать арбуз, в котором мыши прогрызли дырки.

Как правило, дети 5-7 лет сохраняют интерес к этому заданию 10-20 минут, называю при этом 8-10 вариантов использования листа бумаги (2-3 из них-оригинальные).

Задание 2. Нарисуйте простым карандашом на альбомном листе 10 небольших одинаковых кругов (можно обвести рублевую монетку). Старайтесь, чтобы расстояние между нарисованными кругами было примерно одинаковым. Затем предложите ребенку, дорисовывая, превратить эти круги в интересные картинки.

Обратите внимание ребенка на то, что у него должно получиться 10 разных, оригинальных рисунков (дорисованные из кругов предметы могут быть не связаны общим сюжетом). Во время дорисовывания лучше находится рядом с ребенком, проявлять интерес к процессу его творчества, но не подсказывать и не оценивать его действия.

Малооригинальные варианты рисунков (часто встречающиеся): солнце; мяч; яблоко; голова человека, животного или игрушки; часы; цветок; снеговик.

Оригинальные ответы рисунков (редко встречающиеся): штурвал; руль; тарелка; колесо машины; иллюминатор; бублик; монета.

Как правило, дети 5-7 лет выполняют это задание 10-15 минут, из 10 дорисованных картинок встречаются 2-3- оригинальные.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

        Эти способности могут проявляться только в деятельности. Для детей это в первую очередь игра и продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование).

        Исследователи детского творчества делают вывод о том, что традиции и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности. Задачи «закрытого» типа с единственно правильным ответом не формируют таких важных качеств творческого мышления, как навык ухода от известных ответов, оригинальность и самостоятельность мысли. Эту функцию могут выполнить только задачи «открытого» типа, предполагающие большую самостоятельность в выборе способа решения и большое число ответов.

Примеры таких заданий.

  1. Игра «Какая осень (зима, погода, собака и т.д.)». при регулярном проведении таких упражнений отмечается значительный подъем в развитии воссоздающего  воображения у детей. Так, например, объем подобранных определений к заданному слову у детей значительно увеличивается уже через несколько недель. Подбирая определения, дети используют, кроме традиционных в данном случае прилагательных, достаточно оригинальные варианты (осень-нежная, красная, сонная, солнечная, ветреная, унылая, нарядная, плачущая, приснившаяся, поэтичная, дрожащая, трепещущая и др.).
  2. Игра «Что общего между?..». Ребенку предлагается найти в двух объектах общие признаки. Начинать лучше со сравнения предметов, имеющих много общего, например, что общего между апельсином и лимоном? Сочные, кислые, имеют запах, покрыты кожурой, состоят из долек и т.д. постепенно следует предлагать для сравнения предметы, внешне непохожие. Приведем примеры вариантов детских ответов в игре «Что общего между мухомором и пожарной машиной?»: они могут быть мокрыми от дождя; красными; приснившимися; нарисованными; вылепленными из пластилина; воспетыми в стихах; испорченными; пыльными и т.д.
  3. Упражнение «Что можно сделать из?..». ребенку предлагается придумать множество вариантов использования хорошо знакомого предмета (газеты, консервной банки, фольги и др.), а также комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов.
  4. Задание «Придумай и изобрази». Рисование фантастических предметов и несуществующих животных. Например, ребенку зачитываются характеристики необычных сказочных персонажей («Звугр», «Велень», «Хражда», «Милея» и др.) и предлагается представить и изобразить их. Затем можно обыграть действия нарисованных героев, вырезать их, поставить небольшие сценки, придумать сюжет и создать для этого специальную среду, используя имеющие предметы и разнообразные материалы для декораций, придумать и записать историю о фантастическом герое.
  5. Придумывание сказок. По предложенному взрослыми началу изменять заимствованные из сказок ситуации, выделять последовательность событий сказки, представлять события в последовательности их развития, наделять реальных героев фантастическими свойствами, моделировать действия героев, изменять их поступки, придумывать новое окончание знакомой сказки. Затем ребенку можно предложить составлять сказки на самостоятельно выбранную тему, видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления о предметах по памяти, создавая на этой основе относительно новые образы и ситуации, представлять событие  в определенной последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями.
  6. Придумывание новых игрушек, транспорта, построек.  Ребенку предлагается произвести изменение предметов, выделяя и улучшая их функциональные качества; предположить изменения живых существ в связи с изменениями окружающей среды, необходимостью защиты и выработки условий выживания. Например, предложить представить, как будет выглядеть игрушечный медвежонок, если он изготовлен из различных материалов (меха, стекла, дерева, пластмассы, бумаги, пластилина и др.), определить и сформулировать возможность и целесообразность его использования в зависимости от материала (например, бумажный медвежонок-это хорошо, потому что его можно сделать самому, его легко переносить и можно раскрасить, но он может порваться, испачкаться, его нельзя мыть и т.д.).
  7. Игра «Хорошо-плохо», в которой ребенка знакомят с тем, что любой предмет, явление, система-это набор противоречивых свойств, которые находятся в определенных взаимосвязях, учат видеть, формулировать и различать противоречия на элементарном уровне. Например, ребенку предлагается, выбрав хорошо знакомый объект, выделить позитивные и негативные проявления его существования. Приведем примеры детских ответов.

«Дерево»

Хорошо: из него можно сделать деревянную посуду, мебель, построить дом, лодку, сделать бумагу, коробку для телевизора, раму для картины, карандаши, шкатулки, игрушки и др.

Плохо: дерево умирает, без него становится хуже воздух. Деревянные дом и мебель могут сгореть, деревянные игрушки сгнить.

«Цыплята»

Хорошо: мягкие, пушистые, не кусаются, когда вырастают-несут яйца, петушки охраняют своих курочек от чужих.

Плохо: в огороде клюют клубнику, огурцы, когда вырастут, могут клюнуть человека.

«Кошка»

Хорошо: ласковая, красивая, послушная, умная, теплая, игривая, ловит мышей.

Плохо: линяет, грязная на даче, приносит мышей бабушке, которая их боится.

  1. Знакомство с понятием «ресурсы» как неиспользованными возможностями. Ребенка учат видеть и различать вспомогательные средства самого предмета или окружения, выявлять ресурсы пространства и времени, размера, качества, энергии, формы, главного ресурса человека-его мысли. Для этого можно использовать путешествие на машине времени, приемы уменьшения-увеличения и т.п. Например, ребенку предлагается определить последствия уменьшения собственного роста до 5 см и ответить на ряд вопросов: а) что произойдет, когда ты попадешь домой? б) что подумают твои родители? В) как ты будешь есть? г) как сможешь воспользоваться бытовыми приборами? И др. составление таких рассказов обычно очень увлекает детей, и они продолжают задавать себе и другим аналогичные сюжеты (представь, что будет, если твоя кошка вырастет до 3-х метров, и др.)
  2. Упражнение «На что похоже?». Ребенку предлагается узнавать и называть в неопределенных графических формах (чернильные пятна, кляксы, каракули) различные знакомые предметы.
  3. Отгадывание загадок. Ребенку предлагается узнавать предмет по словесному описанию свойств и признаков, а также возможных действий с ним. Для этого можно использовать любые загадки.  Но не стоит подсказывать ответ, если ребенок испытывает затруднение. Лучше дать ему возможность самостоятельно решить задачу, поддерживая к ней интерес. А затем можно предложить ребенку самому придумывать загадки.

ВНИМАНИЕ

Методики для изучения

Различных свойств внимания

  1. Методика «Переплетенные линии»

Оценка устойчивости внимания

        Предложите ребенку рисунок, на котором изображены 10 переплетенных линий. Каждая линия имеет свой номер у начала (слева) и у конца (справа). Однако эти номера не совпадают.

        Попросите ребенка внимательно проследить за каждой линией о ее начала до конца. При этом нельзя пользоваться ручкой, карандашом или пальцем. Ребенок вслух называет номер линии слева и затем номер этой линии справа.

        Фиксируйте время выполнения всего задания, ошибки, сбои в работе и т.д. Большинство детей 6-7 лет справляются с этим заданием за 1-2 минуты и практически без ошибок.

  1. Методика «Кольца»

Оценка устойчивости, распределения и пере-

ключения внимания

        Для проведения теста необходима таблица с изображением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам в букваре).

        Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

        За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улучшается.

  1. Методика «Цифровая таблица»

Определение объема внимания, скорости его распределения

И переключения (используется при владении счетом)

        Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25».

        Фиксируйте время выполнения всего задания, а также количество ошибок.

        Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1.5-2 минуты и почти без ошибок.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условленно, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребенок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающее животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные ему упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

  1. Упражнение на развитие концентрации внимания.

Для проведения занятий необходимо подготовить две пары картинок, содержащих по 7-8 различий; несколько неоконченных рисунков или рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.

В первом задании ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

Во втором задании ребенку показываю последовательно неоконченные картинки и просят назвать, что не дорисовано, или же подбирают картинки нелепого содержания и просят найти несоответствие.

В третьем задании нужно раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина.

По всем заданиям оценивается результативность-число правильных названных различий, число названных недостающих деталей и нелепостей, а так же число деталей правильно раскрашенных.

  1. Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 7 треугольников. Когда эта  работа будет завершена, его предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится 1-2 раза: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом второй, пятый и седьмой треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше, - ответить еще раз.

Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

  1. Упражнение на развитие распределения внимания.

Если ребенок владеет обратным счетом (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1), то можно предложить ему повторять его, но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

Показателем хорошей способности к распределению внимания является небольшое ухудшение результатов по сравнению с первоначальными (без выполнения упражнений).

Усложнять выполнение этого задания можно, постепенно ускоряя обратный счет или повышая трудность физических упражнений.

Еще одно упражнение на тренировку распределения внимания (для детей, знающих цифры). Представлена таблица с 10 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 7, три из них пропущены.

Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры сообщить воспитателю. Зафиксируйте время которое потребовалось для выполнения всего задания.

Далее по сходной цифровой таблице можно продолжить тренировку.

Оцените, на сколько улучшился показатель распределения внимания у ребенка.

Если это задание оказалось трудным для ребенка, составьте более простую таблицу, например из 5 клеток.

  1. Упражнение на развитие объема внимания.

Для проведения этого упражнения необходимо 2 рисунка.

В пяти квадратах определенным образом расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постараться точно так же расставить эти точки в пустом квадрате (заранее подготовить и дать ребенку рисунок с пустыми квадратами).

Время показа одной карточки 2-3 секунды, на воспроизведение точек ребенку отводится не более 20 секунд.

Объем внимания ребенка определяется числом точек, которые он смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из них, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

ВОСПРИЯТИЕ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

  1. методика «Что не дорисовано?»

Оценка целостности восприятия.

        Покажите детям картинки с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь (сказать, что не дорисовано).

  1. методика «Узнай, кто это».

Сначала детям объясняют, что им покажут части, фрагменты рисунка, по которым ему необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т.е. по части или фрагменту восстановить целый рисунок.

Ребенку показывают рисунок, на котором листом бумаги прикрыты все фрагменты за исключением а. Предлагается по этому фрагменту сказать, к какому общему рисунку принадлежат эти детали.

На решение задачи отводится 15 секунд. Если ребенок не дал правильный ответ, то на 10 секунд ему показывают следующий, более полный фрагмент б т.д., до тех пор, пока ребенок не догадается, что изображено на рисунке.

В основном дети 5-6 лет справляются с заданием уже по фрагменту б за 20 секунд.

  1. методика «Чем залатать коврик?».

С помощью этого теста можно определить, на сколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной памяти образцы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Показать ребенку рисунок, на котором изображены 2 коврика, а также кусочки разнообразной «материи». Эти кусочки «материи» можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки. Рисунки коврика и заплаты не должны отличаться. Задание ребенку: «Подбери из нескольких кусочков «материи» такой, который бы подошел больше всего к рисунку коврика».

Результат хороший, если ребенок справился с заданием за 40-50 секунд.

  1. методика «Пиши кружочками».

Оценка фонематического слуха

Предложить ребенку записать несколько слов, но не буквами, а кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков.

Например, слово «суп» надо изобразить 3 кружочками: ооо. Проверить, правильно ли ребенок понял задание. После этого можно приступать к исследованию. Диктуем ребенку слова, а он записывает в виде кружочков на листе бумаги.

Набор слов:

АУ, РУКА, СОК, ВЕСНА, КОШКА.

        При правильном выполнении задания запись должна быть следующей:

ОО, ОООО, ООО, ООООО, ООООО.

        Если ребенок выполнил все схемы или 3-4 из них, это хороший результат.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ.

  1. упражнение «Определи звуки».

Предназначено для развития способностей к фонематическому развлечению. Эти способности лежат в основе успешного обучения чтению, письму.

Ребенку предлагают картинки с изображением различных предметов. Проверить, знает ли ребенок эти предметы. Затем произнести какое-либо слово и попросить ребенка показать тот предмет, название которого начинается с того же звука. Например, я говорю слово «молоко» и ребенок показывает на рисунок моркови, т.к. и молоко и морковка начинается со звука «м».

  1. упражнение на развитие восприятия геометрических фигур.

Ребенку предлагается рисунок с изображением различных геометрических фигур.

Попросить назвать фигуры, которые знает ребенок, подсказать ему название тех фигур, которые он еще не знает.

В следующий раз попросить его нарисовать те фигуры, которые вы ему назовете (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

  1. упражнение на развитие точности восприятия «Дорисуй фигуры».

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, но они не дорисованы. Попросите ребенка дорисовать их.

  1. упражнение на развитие представлений о частях суток.

Подготовьте рисунки, посвященные каждому времени суток: утро, день, вечер, ночь. Затем ребенку задают вопросы: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в детский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

После этого покажите ребенку картинки и спросите, о каком времени суток идет речь в каждой. Ребенок справляется с этим заданием. После этого предложите эму разложить (показать) самостоятельно эти картинки в соответствии с последовательностью частей суток. Расспросите подробнее, что делает ребенок в каждое время суток.

  1. упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг,  окружность». Ребенок называет предметы: часы, выключатель, ваза, столик и еще многое другое.

Проведите эту игру в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?».

По аналогии с этим заданием придумайте другие.

МЫШЛЕНИЕ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МЫШЛЕНИЯ.

  1. МЕТОДИКА «Нелепицы»

Оценка образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы, попросите его внимательно рассмотреть рисунки, а затем сказать, что нарисовано неправильно, почему и как должно быть правильно.

На все задания отводится 2 минуты.

Если ребенок обнаружит более 8 нелепиц-то хороший результат.

  1. методика для оценки словесно-логического мышления

ребенок отвечает на вопросы:

  1. какое животное больше-лошадь или собака?
  2. утром люди завтракают. А вечером?
  3. днем на улице светло, а ночью?
  4. небо голубое, а трава?
  5. черешня, груша, слива, яблоки-это что?
  6. почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
  7. что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
  8. который сейчас час? (ребенку показывают часы  и просят назвать время).
  9. маленькая корова-это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка-это?..
  10. на кого больше похожа собака-на кошку или на курицу?
  11. для чего нужны в автомобиле тормоза?
  12. чем похожи друг на друга молоток и топор?
  13. что общего между белкой  и кошкой?
  14. чем отличается гвоздь и винт друг от друга?
  15. что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
  16. какие ты знаешь виды транспорта?
  17. чем отличается старый человек от молодого?
  18. для чего люди занимаются спортом?
  19. почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
  20. для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

  1. упражнение на развитие мыслительной операции «Сравнение предметов».

Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов:

  1. МУХА И БАБОЧКА
  2. ДОМ И ИЗБУШКА
  3. СТОЛ И СТУЛЬЯ
  4. КНИГА И ТЕТРАДЬ
  5. ВОДА И МОЛОКО
  6. ТОПОР И МОЛОТОК
  7. ПИАНИНО И СКРИПКА
  8. ШАЛОСТЬ И ДРАКА
  9. ЩЕКОТАТЬ И ГЛАДИТЬ
  10. ГОРОД И ДЕРЕВНЯ

Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: «Ты видел муху? А бабочку?». После таких коротких вопросов о каждом слове из пары ребенку предлагается их сравнивать. Снова задайте вопросы: «Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?». Проанализируйте ответы ребенка. Сколько пар слов он удачно сравнил? Что для ребенка легче: искать сходство или различие? В процессе консультирования мы часто отмечаем, что дети особенно затрудняются в нахождении сходства.

Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты и сходства, и черты различия, но не по случайным, не существенным признакам (например, молоток и топор лежат в сарае), а по главним признакам.

  1. упражнение на развитие скорости мышления «Оканчивание слова»

Предложите детям поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По …»- так вы начинаете игру всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) пры, 9) ку, 10) зо.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, предложите ему придумывать (отгадывать) не одно слово, а столько, сколько он сможет. Например: по-лет, по-кой, по-лотенце.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

  1. упражнение «Соотношение понятий».

Предложите вниманию ребенка картинки, где изображены четыре стадии развития ветвей  дерева-от зимы до осени.

Попросите малыша определить порядок размещения картинок по смыслу.

  1. «Найди лишнюю картинку».

Подберите серию рисунков, среди которых каждые три рисунка можно объединить в группу по общему признаку, а четвертый-лишний.

Предложите ребенку первые четыре рисунка и попросите один лишний убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь? Чем похожи те рисунки, которые ты оставил?»

Отметьте, выделяет ли ребенок существенные признаки, правильно ли группирует предметы.

Если вы видите, что детям трудно дается эта операция, то продолжайте терпеливо заниматься с ними, подбирая другие серии подобных рисунков. Помимо рисунков можно использовать и предметы. Главное-заинтересовать ребенка игровой формой задания.

  1. упражнение на развитие гибкости ума.

Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

  1. назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).
  2. назови слова, относящиеся к спорту.
  3. назови слова, обозначающие зверей.
  4. назови слова, обозначающие домашних животных.
  5. назови слова, обозначающие наземный транспорт.
  6. назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
  7. назови слова, обозначающие водный транспорт.
  8. назови слова, относящиеся к искусству.
  9. назови слова, обозначающие овощи.
  10. назови слова, обозначающие фрукты.

ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.

  1. игра «Как это можно использовать?»

предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.

  1. игра «Говори наоборот»

Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов:

ВЕСЕЛЫЙ                 -                  ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ                 -                 МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ                -                БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ                      -                ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ                         -               ТОЛЬСТЫЙ

УМНЫЙ                       -                ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ     -               ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ                  -                ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ             -                ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ                        -                ЧЕРНЫЙ

ЬВЕРДЫЙ                   -                МЯГКИЙ

ШЕРШАВЙ                -                 ГЛАДКИЙ

  1. игра «Бывает-не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловит не нужно.

Например: вы говорите: «Кошка варит кашу»-и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Лодка плывет по небу.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Водитель ведет троллейбус.

ПАМЯТЬ.

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ.

  1. Методика «Картинки»

Оценка зрительной памяти-кратковременной и долговременной.

Подберите и покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.

Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребенку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.

Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.

  1. Методика «Запомни фразы»

Оценка смысловой памяти.

Прочитайте ребенку фразы, такие, например:

  1. осенью идут дожди.
  2. дети любят играть.
  3. в саду растут яблони и груши.
  4. в небе летит самолет.
  5. мальчик помогает своей бабушке.

Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При  этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

  1. Методика «Запомни рисунки»

Оценка объема кратковременной зрительной памяти.

Ребенку показывают картинку с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).

Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Затем эту картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку, где есть 9 изображений из первой картинки и еще 6 других, и просят ребенка показать все 9 изображений из первой картинки.

Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры, но не дольше 1.5 минуты. В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.

  1. Игра «Я фотоаппарат».

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.

Например, ребенок в течении нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем открывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.

Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.

ВООБРАЖЕНИЕ

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

  1. Методика «Вербальная (словесная) фантазия».

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору изложить его устно в течении 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа отводится до 1 минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

  1. быстрота воображения;
  2. необычность, оригинальность создаваемых образов;
  3. богатство фантазии, глубина и детализированность образов;
  4. эмоциональность.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течении 1 минуты ребенок так и не придумал свой сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина фантазии оцениваются по достаточно большому числу живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, используемых в рассказе ребенка, по наличию разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то фантазия у него хорошо развита.

Эмоциональность образов оценивается по тому, на сколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

  1. Методика «Невербальная фантазия».

Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши. Ему нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и фигурки из пластилина и оценка фантазии ребенка производится так же как в методике № 1.

  1. Методика на развитие зрительного воображения.

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения.

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

  1. Методика «Комбинирование»

Ребенка просят придумать и нарисовать как можно больше предметов, используя геометрические фигуры, круг, полукруг, треугольник, прямоугольник, квадрат.

Каждую фигуру можно использовать многократно, какую-то фигуру не использовать вообще. Размеры фигур можно менять. Основное условие-нельзя добавлять произвольные фигуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как способ развития познавательных способностей дошкольников (Из опыта работы).

Данный материал расскажет об использовании новых компьютерных технологий в работе психолога, о правилах  использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе с учетом требований СанПина, ФГ...

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

Значение воображения в развитии познавательных способностей дошкольников

Значение воображения в развитии познавательных способностей детей  Воображение представляет собой особую форму отражения, которая заключается в создании новых образов и идей путем переработки име...

Влияние дидактических игр на развитие познавательных способностей дошкольников с задержкой психического развития.

Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и про...