Особенности организации трудового воспитания дошкольников
учебно-методический материал на тему
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_4.docx | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение……………………………………………………………………...3
1. Вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников………………………………………….5
2. Виды труда дошкольников: труд в природе, ручной и художественный труд………………………………………………………………………………..8
3. Поговорки о труде. Возможности их использования в процессе трудового воспитания дошкольников …………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………14
Список используемых источников……………………………………..…15
Введение
Письмо Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 «О размещении методических рекомендаций на сайте» (вместе с «Методическими рекомендациями для общеобразовательных организаций в части определения видов трудовой деятельности обучающихся в рамках образовательной деятельности с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся»). В документе основным видом труда ребёнка дошкольника определяется самообслуживание. По завершению дошкольного образования ребёнок основной социальной установкой ,отношение к миру и разным видам труда.
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения.
В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении.
В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества;
- развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Основными принципами воспитания у детей позитивного отношения труду являются:
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности) [6].
В п. 3.1. ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Цели контрольной работы: провести анализ особенностей организации трудового воспитания дошкольников.
Задачи: проанализировать вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников ;обозначить виды труда дошкольников: труд в природе, ручной и художественный труд; оценить возможности использования поговорок о труде в процессе трудового воспитания дошкольников
Структура контрольной работы представлена в ведении, в трёх частях , заключения , списка используемых источников.
1.Вклад педагогов прошлого и современности в разработку проблем трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Истоки трудового воспитания лежат в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности — одна из центральных задач трудового воспитания детей.
В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменения переметов природы для удовлетворения свих потребностей» [8]
Так XVIII — начала XIX веках ярким представителем гуманистической педагогики прошлого, чье педагогическое наследие в настоящее время не утратило свою актуальность, является И. Г. Песталоцци, провозгласивший труд стержнем всей воспитательной работы с детьми. Он высказывает идею, адекватную направлению, в котором идет перестройка воспитательно-образовательной работы в современном детском саду. Это переход к личностно-ориентированной модели обучения взрослого и ребенка, в русле которой является не только равноправным партнером детей в совместной деятельности, но и тем, кто признает ребенка личностью, воспринимая его, как равного, с его проблемами, желаниями, интересами. Большой интерес представляет высказывание Песталоцци об образовании, которое должно находиться в тесной связи и взаимодействии с умственным, нравственным и физическим развитием детей, вооружать их общей культурой ручного труда и разнообразными умениями и навыками, которые в последующем пригодятся в профессиональной деятельности.
Руссо Ж. Ж. в своем педагогическом труде «Эмиль и его воспитание» XVIII веке провозгласил идею природосообразности развития ребенка, сущность которой выражалась в единстве человека и природы в процессе воспитания как умственного, так и трудового. Приучать дитя трудиться с ранних лет, видеть в труде источник всех человеческих благ - вот идея Руссо, высказанная им во многих педагогических трудах его времени .
Историко-педагогический аспект изучения исторически сложившихся педагогических систем трудового воспитания тесно перекрещивается с нравственным воспитанием. Б. Л. Каптерев, Я. А. Валинский , конец XIX начало XX века ,обращали внимание на то, что в труде формируется личность, готовая к проявлению человеческого достоинства, ответственности.
В высказываниях Крупской Н. К., конец XIX начало XX века, сформулированы основные положения о трудовом воспитании подрастающего поколения. Труд– важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Воспитание подрастающего поколения в условиях строительства коммунизма предполагает творческого отношения к труду [2,с.17] .
Наиболее отчетливо идеи спонтанного проявления трудолюбия у детей дошкольного возраста выражены в книге. Л. К. Шлегер «Практическая работа в детском саду» ХХ век. Автор отмечает: «Я полагаю, что внутренний мир ребенка достаточно богат, но сам ребенок не знает тех сил, которые таятся в нем, которые спят, и сам он беспомощен. Мы должны прийти ему на помощь, должны создать ему условия, при которых все эти спящие силы и способности могли бы пробудиться и свободно развиваться» [4,с.29].
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30—80 годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е. И. Радина, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В. И. Логинова, Г. Н. Година, Р. С. Буре, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания детей дошкольного возраста, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов.
В рамках современных педагогических взглядов на трудовое воспитание акценты должны быть перенесены на личностное развитие ребенка: какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Высказанные вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей дошкольного возраста обосновывают актуальность проблемы и необходимость возврата к ее рассмотрению. Объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Особое значение приобретает позиция педагога, в основе которой лежит признание им дошкольника субъектом деятельности. Такая позиция обусловливает использование методов руководства деятельностью детей, всемерно учитывающих детские предложения, их поиск самостоятельных решений: не прямое указание «делать так» или «смотри, как я», а предложение, совет, вовлечение детей в совместное обсуждение, поддержка любых проявлений активности с их стороны. Решение этих задач окажет большую помощь в формировании личности ребенка, в воспитании нравственно-волевых качеств, важнейших при определении степени готовности к обучению его в школе [1,с.8].
2. Виды труда дошкольников: труд в природе, ручной и художественный труд
Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Труд в природе требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умение контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, поливки и мытья растений, протирания подоконников, рыхления почвы, посадок, посева и т. д.
В младших группах дети с помощью взрослых поливают и моют комнатные растения, сажают луковицы, сеют крупные семена, принимают участие в сборе урожая со своего огорода, подкармливают птиц. Руководя трудом малышей, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия, это расширяет детский словарь, активизирует его.
В средней группе труд усложняется. Дети сами поливают растения учатся определять потребность во влаге, выращивают овощи (сеют семена, поливают грядки, собирают урожай). Дети начинают осознавать зависимость роста и развития растений.
Для старшей группы в уголке природы помещают растения, пробующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, вскапывают землю на огороде, и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, различать по характерным признакам, листьям, семенам.
В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой – в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. У детей повышается ответственность за состояние огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, украшают групповую комнату.
Ручной труд появляется в старшей группе. Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов: бумаги, картона, дерева, природного материала (листьев, шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика, бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т. п. Ручной труд связан с изготовлением посредствам вышивания, плетения, вязания, шитья, а так же игрушек, книг, сувениров, украшений, подарков, ремонтом книг, пособий, коробок, атрибутов для игр, лодочек, машин, корзинок, домиков, мебели, животных.
Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой, молотком.Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. По словам Н. К. Крупской, он формирует у ребенка политехнические подходы к материалам, инструментам с учетом их свойств. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготавливать вещи по рисунку . В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.
Художественный труд есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно-эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха. Этот детский труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью, поскольку ребенок при создании красивых предметов учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся у него представлений, знаний и практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности. В процессе занятий у детей развиваются внимание, наблюдательность, воображение, фантазия, творчество. В каждом задании, на каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, поощряется привнесение в работе собственных образов.
В процессе занятий художественным трудом у детей старшего дошкольного возраста формируются все психические процессы, развиваются творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Большое значение занятий по художественному ручному труду во всестороннем развитии личности, и особенно в нравственном и эстетическом воспитании придавала и Н.К. Крупская: «Занятия по художественному ручному труду должны быть гимнастикой для глаз и осязания, устанавливать координацию зрительных впечатлений двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей»[2,с.148].
3. Поговорки о труде. Возможности их использования в процессе трудового воспитания дошкольников
В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Народная мудрость помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Примером служат такие пословицы: Маленький, да удаленький; Глаза боятся, руки делают; У лодыря Федорки всегда отговорки; Труд кормит, а лень портит ;Ленивые руки чужие труды любят ;Умелые руки не знают скуки.
Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и в связи с этим она эффективнее как средство воспитания. Использование пословиц и поговорок в трудовом воспитании дошкольников по видам труда. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд[3,С.34].
Научившись самообслуживанию, ребенок приобретает определенную независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе. Конечно, даже в старшем дошкольном возрасте дети порой нуждаются в помощи взрослого, но все же перед поступлением в школу они уже умеют во многом обходиться своими силами. Пословицы и поговорки:
· Не замочив рук, не умоешься.
· Землю солнце красит, а человека – труд.
· Кто первый в труде, тому слава везде.
· Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
Навыки хозяйственно-бытового труда, приобретенные детьми в дошкольном учреждении, переносятся в семью и наоборот.
Пословицы и поговорки:
· Человек рожден для труда.
· Не разбивши яиц, не сделаешь яичницы.
· Всякий труд ценен, да не всякий полезен.
- Кто мало говорит, тот больше делает.
Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу. Этот вид труда дает детям возможность доставлять радость другим людям (угощать выращенными плодами, дарить цветы). Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Пословицы и поговорки:
- Что потрудился, то и поел;
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться;
- Труд человека кормит, а лень портит;
- Без труда меду не едят.
Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки. Отдельные элементы ручного и художественного труда можно вводить уже в младших группах. При этом участие взрослого обязательно. Точнее говоря, дети помогают взрослому в создании поделок. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках воспитателя простая палочка вдруг превращается в красивую поделку.
Пословицы и поговорки:
- Трудолюбив как муравей;
- Старание и труд свое возьмут;
- Какие труды, такие и плоды;
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Заключение
В трудовой деятельности ребенок развивается разносторонне. У него возникает интерес к труду, он пробует новое и в процессе опыта достигает значимые результаты. Конечно же могу отметить одну истину, не было бы труда, не было бы и плодов собственного я. Ребенок бы попусту гулял и не о чем не думал, развивался так как ему угодно, но так как есть труд то и есть результат активно развитого ребенка во всех областях по его возрастной категории. По моему мнению четко поставленные цели по плану полноценно помогают достижению значимого результата.
В разных возрастных группах действует свой особый план труда к примеру: в младшем дошкольном возрасте ребенок выполняет элементарные действия по самообслуживанию и взаимодействию со взрослыми, но ближе к старшому дошкольному возрасту у ребенка труд усложняется добавляются еще задачи и пути их достижения уже проходят на более самостоятельном уровне ребенка. И в конечном итоге ближе к подготовительному к школе возрасту ребенок должен самостоятельно выполнять все указания взрослого так как у него уже хорошо выработаны все качества.
Не маловажно отметить то что взаимодействия ребенка и взрослого в дошкольном возрасте играет очень большую роль так как ребенок подражает взрослому и даже в бытовой атмосфере родители должны помогать и так же демонстрировать ребенку каков должен быть их навык. И так же в дошкольном учреждении ребенок должен уметь помогать товарищу, оценивать результат как своего труда так и сверстников.
Список используемых источников.
1.Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Учебно-методическое пособие. – СПб., ДЕТСТВО , 2011.- 61с.
2.Крупская, Н.К. Дети - наше будущее : сборник статей и речей о дошкольном воспитании-М., Просвещение, 1984 .-272с.
3.Куцакова ,Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М., ТЦ Сфера, 2015.-54с.
4.Шорыгина ,Т. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях-М., Сфера,2014.-56с.
5. Эриксон, Э. Детство и общество - Обнинск, 1993.-592с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.– Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» -Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
8. Википедия — свободная энциклопедия-Режим доступа: ru.wikipedia.org
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как средство организации взаимодействия с родителями в вопросах нравственно-трудового воспитания дошкольников.
Педагогический проект по нравственно-трудовому воспитанию дошкольников....
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ" 2016 год.
Статья "ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ"....
Основы организации трудового воспитания дошкольников
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все бол...
«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»
Своей новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше. В соответствии с ФГОС ...
Статья" Особенности организации трудового воспитания у дошкольников"
Особенности организации трудового воспитания у дошкольников...
«Организация трудового воспитания дошкольников»
Презентация опыта работы...
Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.
Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...