«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»
рабочая программа на тему

Своей  новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше.

     В соответствии с ФГОС в направлении  социально – коммуникативного развития определены задачи трудового воспитания дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников, через организацию труда по выращиванию овощных культур и огородной зелени в групповой комнате и на участке детского сада»

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом

труде личную радость, он уже не сможет стать злым, не добрым человеком»

В. А. Сухомлинский

     Своей  новизной, красотой и многообразием природа эмоционально влияет на дошкольников, вызывает у них удивление и восхищение, желание узнать больше.

     В соответствии с ФГОС в направлении  социально – коммуникативного развития определены задачи трудового воспитания дошкольников.

Слайд 1

1.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудится.

2.Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

3. Формирование умения ответственно относится к порученному заданию    (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).

 Образовательная программа МБДОУ №10 разработанной с учетом примерной общеобразовательной программой под редакцией Н. Е. Вераксы.

   Педагоги, организуя трудовую деятельность, имеют возможность разнообразить деятельность дошкольников, что способствует активному усвоению и использованию ими приобретённых знаний, а полученные впечатления побуждают их к активному  обмену мнениями, способствуют формированию суждений на основе анализа результатов труда и сравнений.    В нашем понимании труд – это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания. Трудолюбие и способность к труду не достаётся от природы, а воспитывается с самого раннего детства.

Слайд 2

 Поэтому целью нашей работы стало:

воспитание трудолюбивого, активного, любознательного, дисциплинированного человека.

Организация трудовой деятельности должна отвечать определенным педагогическим требованиям, в частности труд должен быть:

Слайд 3
- направлен на решение задач, обозначенных в общеобразовательной программе развития ребенка дошкольного возраста, в частности всестороннего (познавательного, социально-коммуникативного, эмоционально-ценностного, речевого, физического, творческого развития детей); формирование знаний; воспитание любознательности, ценностного отношения к природным объектам;

Слайд 4
- мотивированным - чтобы выполнять задачи с интересом, ребенок должен понимать, что и для чего он делает. Организовывая детей на рыхление почвы на грядках, воспитатель мотивирует необходимость этой работы, задавая проблемные вопрос: «Как вы думаете, почему почва такая плотная? Плохо ли или хорошо растениям расти, когда на поверхности земли такая плотная корка?. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы растения получили достаточно воздуха и стали лучше расти ?».

Слайд 5
- труд должен быть посильным, привлекая детей к труду, поручая им определенный участок работы, надо учитывать возрастные особенности и возможности детей с тем, чтобы они успешно выполнили порученное дело.

Слайд 6

   Нельзя не отметить такую форму труда, как коллективный труд-это общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы ( разбивка огорода, сбор овощей).

Слайд 7

   Организовывать коллективный труд можно только при условиях:

  • когда дети приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;
  • если мы организуем коллективный труд всей группы, целесообразно делить их на несколько звеньев(до 4-х), каждому из которых предлагается какое –либо общее задание;
  • в содержание общей работы включаются только те виды труда. навыками которых дети владеют достаточно хорошо;
  • трудом должны быть охвачены все дети.

   Эта форма труда необходима для установления отношений в коллективе, для формирования умения принимать общую цель труда,  согласовывать свои действия, сообща планировать работу, помогать товарищу. Воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

Слайд 8

   Труд детей организуется и на занятиях, ведь только при условии систематической работы можно сформировать у детей устойчивые трудовые навыки.

Слайд 9
  Организационно трудовую деятельность мы начали в младшей группе. Воспитывали желание участвовать в уходе за растениями в огороде. Для посадки выбрали семена (лука, гороха, фасоли)

Слайд 10

   Работу начали с  простых поручений, которые имеют индивидуальный, кратковременный, эпизодический и простой по своему содержанию характер, мы привлекали детей к поливу растений на грядке. Эти первые трудовые поручения помогают подвести детей к осознанию того, что все живое нуждается в уходе.

Слайд 11

   Трудовая деятельность проходит при участии воспитателя или под его наблюдением. Воспитатель помогает малышам, если они в чем-либо затрудняются, показывает приемы выполнения задания, поощряет тех, кто хорошо справился с порученной работой.

Слайд 12

   Работа на огороде - прекрасная возможность закрепить умения детей различать и правильно называть растения.

Слайд 13

    Сбор урожая стал для детей по - настоящему грандиозным событием. Ребята выдёргивали лук, собирали стручки фасоли, гороха. Данная трудовая деятельность воспитанников носит кратковременный характер, и следствием такой деятельности являются приобретённые трудовые навыки у каждого ребёнка.

Слайд 14

     Предварительно договорившись с поварами, собранный с детьми урожай  мы принесли на кухню детского сада.  Работники кухни встретили нас очень «тепло», приветливо, поблагодарили и рассказали, куда будут использовать собранный урожай. Дети были в восторге, их переполняла гордость за проделанную работу.  

 Слайд 15

Однако проблема состоит в том, что дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, познакомить с ростом и развитием растений мы решили  в зимний период, выращивать в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. Для того, чтобы расширить знания детей о овощных культурах мы использовали игры:

Слайд 16

   Дидактические игры: «Посади огород», «Чудо - огород», «Огород», «Урожай у нас хорош»

    Потешки: «Посадили огород», «Дождик, дождик поливай», «Собираем урожай».

    Детские песни: «В огороде», «Огородная - хороводная», «В огороде зелено».

Слайд 17

Иллюстрации овощей, рассматривание гербария.

Слайд 18

    Далее мы начали работу по созданию огорода на окне. Предложили и заинтересовали родителей помочь нам в организации. Родители с детьми принесли лоточки, грунт, семена для посадки.

Слайд 19

    Рассмотрели под микроскопом и лупой семена укропа, петрушки, салата. Обратили внимание, что не все семена одинаковые. Обсудили с детьми, чем они отличаются друг от друга (размером, внешним видом). Собрали коллекцию семян.

Слайд 20

    Выбрали какие семена будем сажать и какие семена сеять. Решили на нашем «огороде на окне» выращивать рассаду овощных культур, которые в дальнейшем будем высаживать на участке, дети выбрали томаты, огурцы, болгарский перец, фасоль, семена укропа, петрушки, крест-салата.

Слайд 21

   Завели индивидуальные дневники, где фиксировали этапы развития каждого растения (посев семян, первые всходы, что изменилось).

Слайд 22

   Изготовили таблички - указатели с картинками растений которые будем выращивать.

Слайд 23

   Всю зиму мы с детьми ухаживали за нашим огородом на окне, наблюдали, делали выводы.

 Хочется более подробно остановится на выращивании рассады, поскольку эта работа вызвала у детей наибольший интерес.

Слайд 24

    Семена огурцов и фасоли мы замочили (на влажный ватный диск выложили семена и накрыли их таким же влажным диском, поставили в светлое место, следили чтобы наши семена находились во влажной среде и не высыхали, когда появились ростки мы высадили  их в отдельные ёмкости).

Слайд 25

    Семена томатов, болгарского перца мы посеяли в лоточки. После того, как семена проросли мы заметили, что их очень много в лотке и дальнейший рост происходит очень медленно, поэтом пришли к выводу, что нашу рассаду необходимо  пикировать.

Слайд 26

    Воспитатель объяснила и рассказала о том, что пикировать – это значит пересаживать рассаду из ёмкостей с густо посеянными семенами в ёмкости больших габаритов, при помощи «колышка»- тонкой палочки , которой и производится такая манипуляция, такую палочку называют «пипеткой», отсюда и пошло название пикировать. Длина её не менее 10-12 см.

Слайд 27

   За час до начала, сеянцы  поливают.

Слайд 28

    Далее порядок таков: сеянцы  по очереди подкапывают палочкой и ею же поддевают снизу, вынимая из грунта вместе с налипшей на корневые волоски почвой.  Высаживают в специальные торфяные стаканчики, которые мы приобрели благодаря родителям, а данный  вид ёмкостей для выращивания является самым популярным, поскольку через стенки стаканчика внутрь хорошо проникает воздух, корневая система правильно развивается, влага внутри не застаивается и не создаёт пагубного влияния на растения.

Слайд 29

     Выросшие в таком стаканчике растения перед посадкой можно не освобождать, а сажать в открытый грунт прямо со стаканчиком. В наполненных грунтом торфяных стаканчиках пипеткой делают ямку, достаточную чтобы главный корешок расправился,  сажают по одному каждый проросший саженец - обильно поливают.

Слайд 30

    Всю эту работу конечно же при участии воспитателя выполняли дети. Им очень понравилось пикировать рассаду. Это новые умения о которых они расскажут дома.

Слайд 31

    Порадовал выращенный на окне урожай укропа, петрушки, крест-салата.

Слайд 32

     Подросший лук использовался, как витаминная добавка к обеду.

Слайд 33

     Петрушке и укропу порадовалась наша кухня. Повара поблагодарили детей за хороший урожай.

Слайд 34

    Перед высаживанием рассады на участок мы с ребятами задумались: а какай же должен быть огород на участке? Одна из воспитанниц произнесла: «Солнечным, чтобы хорошо росли растения и мы собрали богатый урожай». И тут пришла идея сделать огород в виде солнца.

Слайд 35

     В разработке дизайна нашего огорода активное участие принимали и родители. Оформляли огород,  используя бордюрную ленту, плитку для дорожек между лучиками. Важно, что элементы декора, озеленение были взаимосвязаны, дополняли друг друга.

Слайд 36

      Работу на огороде начинали с подготовки почвы в наших «лучиках» для посева.

Слайд 37

      Дети участвовали во вторичной вскопке земли (первую выполняли взрослые). Посредством объяснения и показа детей знакомили с правилами вскопки и рыхления земли. Обрабатывая почву, оформляя огород, ребенок на своем собственном опыте убеждается в том, какую большую и тщательную работу надо выполнять до посева, чтобы создать условия для выращивания растений в грунте.

Слайд 38

После устройства грядок дети сажали семена уже знакомых им культур (лук, горох, фасоль).

Слайд 39

Но прежде с помощью педагога они вспоминают известные им приемы посева.

Слайд 40

Воспитатель показывала, как размечать места для посева семян: отмерять палочкой расстояние в 8-10 см и делать ямку; как семена раскладывают в бороздки на расстоянии в 2-3 пальца друг от друга. Такие конкретные и понятные указания помогают воспитанникам сосредоточиться на работе и хорошо ее выполнить.

Слайд 41

Закончив посев, дети с помощью воспитателя засыпают семена землей, поливают.

Слайд 42

    Дети высаживают рассаду (томат, болгарский перец, огурцы). В  ходе работы воспитатель закрепляет умения дошкольников  делать ямки, соответствующие величине  торфяного стаканчика, ямки мы делаем при помощи лопаток с делением.

Слайд 43

    В ямку опускаем стаканчик с рассадой, засыпаем ее землей, затем поливаем.

Слайд 44

    В дальнейшем ребята будут ухаживать за растениями: рыхлить почву. поливать, убирать сорняки. Результаты работы отразим в дневниках наблюдений.

Трудностью в работе на участке является незнание детей отличий культурных растений от сорняков.

Слайд 45

    Например листья сорняка могут быть похожи на листья овощных культур.(сныпь- похож на петрушку, полевой хвощ на всходы моркови).

Слайд 46

    Мы предвидим это и планируем провести беседы, показать иллюстрации сорняка. Предложим детям рассказать, как влияют сорняки на рост растений? Нужно ли их выдёргивать? Подведем к понятию  того, что вредные растения мешают росту  культурных, отнимая много  света и воды.

    Интересной формой организации труда в природе с дошкольниками является эксперимент. Существует немало простых и одновременно увлекательных способов его проведения.

Слайд 47

    Проводили эксперимент с целью выяснить, как влияет на рост и внешний вид рассады изменения светового режима, например, как изменяется рост лука, если его поместить в тёмное место, дети пришли к выводу (он вытягивается, листья становятся мелкими).

Слайд 48

  Посеяли на двух соседних лотках горох. Засевая в первом лотке, использовали замоченный горох, а засевая второй лоток- его сухие семена. Затем наблюдали вместе с детьми, в каком лотке горох взойдёт быстрее и  помочь детям понять, почему это произошло.

Слайд 49

    Планируем дополнить в наши разработанные  авторские Дидактические игры: « Слова, что растут в огороде», « Огородная игротека», « Что можно приготовить». « Советы маленькой хозяйке», проведём развлечение « Сбор урожая».

Слайд 50

     Наступит волшебница-осень, позолотит листья деревьев, одарит нас щедрым урожаем овощей. Ребята нашей группы очень хорошо знают, что осень - прекрасная пора для сбора урожая. Ведь они сами вместе с нами все лето  будут ухаживать за растениями в огороде: поливать, выдергивать  сорняки, рыхлить и  огород их порадует   урожаем: петрушки, лука, укропа, салата, томатов, болгарского перца, фасоли.

Слайд 51

Огород в детском саду- это еще и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде дает возможность научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И конечно, огород -это труд на свежем воздухе, который способствует сохранению и укреплению здоровья детей, гармоничному развитию.

 В старшей группе мы продолжим свою плодотворную и очень интересную работу  по выбранному нами направлению.

Слайд 52

  • продолжим знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, петрушка , салат, укроп, томатов, огурцов, фасоли )обобщим  представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений:
  • продолжим  формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
  • продолжим  развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся.
  • развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений( полив, взрыхление, прополка сорняков.)
  • разработаем дидактические игры с экологическим содержанием             « Жизнь в семенах», « Чудо овощ». « Кому нужна вода, а кому земля».

Мы  запланировали с детьми, что семена будем выращивать и собирать сами. Летом соберём семена с томатов, перца, фасоли. До поздней осени на огороде мы оставим свеклу, морковь, лук. И посадим их в группу для наблюдений.

Организуя трудовую деятельность на участке, следует обязательно позаботиться о выполнении гигиенических требований, в частности:

Слайд 53

-труд следует организовывать в то время,  когда на улице не жарко- утром или вечером;

Слайд 54

- инвентарь должен соответствовать росту детей:

  • - грабли металлические – длина древка-100-110 см, диаметр древка-2-2,5см, длина грабель- 20-22 см, длина зубцов -5 см.
  • -железная лопатка- длина древка-100-110 см, диаметр древка 2-2.5 см, высота лопаты-15 см. ширина лопаты -13 см.
  • -совок , длиной 16-20 см
  • -колышки, высотой 30 см
  • -деревянный молоток
  • - тачка-длина 100-110 см, расстояние между ручками -30-35 см
  • - квадратный ящик –длина бортика 20-25 см. высота бортика 7 см
  • -носилки –длина-100-110 см. расстояние между ручками 30-35 см, длина ящика 30-40 см.

- ведро

-лейка

- тряпка

Слайд 55

          При этом не следует забывать и обучать детей бережно относиться к инвентарю: не забывать относить лопатки, грабли, вёдра после завершения работы в огороде. Можно поручить кому-то из детей проверить все ли убрано с участка на место. Инвентарь храниться в специальном помещении.

- после окончания работы следует хорошо вымыть руки.

Слайд 56

          На веранде прикрепили детский умывальник, после работы на участке дети моют руки, дети приобретают культурно-гигиенические навыки. Ребятам знаком алгоритм: засучить рукава, намылить руки мылом, хорошо вымыть с водой и протереть полотенцем.

             Слайд 57

                                              Взаимодействие с родителями:

    Особое внимание в вопросах трудового воспитания детей мы уделяем взаимодействию с родителями. Мы обмениваемся рекомендациями, советами, мнениями по созданию условий для организации трудовой и самостоятельной деятельности детей дома и в детском саду.

Используем разные формы взаимодействия  с родителями.

Слайд 58

Организовали фотовыставку «Мы - помощники»

    Мы собрали очень богатый фотоматериал. Всем нам было приятно видеть, с  каким желанием и восторгом малыши помогали в огороде, с каким удовольствием выполняли поручения. Мы еще раз убедились, что дети - настоящие помощники и все умеют делать: и поливать, и собирать урожай, и рыхлить землю. И это очень хорошо! Ведь благодаря таким поручениям у наших детей формировались такие качества как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость. Оформили фотоальбом, где разместили фотографии принесенные детьми из дома, где дети помогают родителям в огороде. Собранный  фотоматериал используем в работе с детьми, задавая вопросы: «Расскажи о своем труде?», «Что ты делаешь?», «Как тебя похвалили за это?», «Найди свою фотографию».

Слайд 59

 Папка  передвижка на тему:  «Как воспитать ребенка трудолюбивым» .

    Мы разработали папку- передвижку для родителей. В папке- передвижке рассматриваются различные вопросы о трудовом воспитании ребенка.

   Предлагаются игры направленные на развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата, сообразительности, памяти, а так же представлены сказки, хороводные игры.

   Мы создали папку- передвижку для родителей с целью, объединить наши усилия, родителей и педагогов, чтобы улучшить оптимизацию трудового воспитания дошкольников, чтобы привить нашим детям трудовые навыки и самостоятельность.

     Папка- передвижка дается родителям для домашнего изучения. Эта работа  очень важна, ведь устанавливается связь между родителями и детьми. Некоторые родители брали папку передвижку повторно. Завели тетрадь движения, где отмечаем когда взяли родители и когда вернули папку, родители  фиксируют свои отзывы. Анализируя отзывы родителей по результатам ознакомления с информацией представленной в папке- передвижке, при возникновении вопросов - мы представляем дополнительную информацию в форме буклетов, индивидуальных консультаций, информационных листов.

Слайд 60

Провели родительское собрание «Трудовое воспитание детей в детском саду».

Целью родительского собрания стало: объединить усилие родителей и педагогов в целях улучшения оптимизации трудового воспитания дошкольников. Обсудили с родителями вопрос о том, как формировать у детей привычку трудиться, познакомили с  видами труда  (мотивированный- чтобы выполнять задачи с интересом, посильным- поручая ребенку определенный участок работы). Показали презентацию, раздали памятки по трудовому воспитанию.

Слайд 61

     В конце сентября – начале октября в нашем детском саду традиционно прошла выставка поделок из природного материала, выполненных детьми совместно с родителями, «Что нам осень принесла».

   Авторы поделок использовали все многообразие природного  материала и богатство красок, чтобы передать красоту и щедрость осенней природы.

Добавив немного фантазии, терпения и творчества, родители и дети изготовили  незабываемую красоту.  Провели конкурс и самые лучшие работы наградили дипломами.

Слайд 62

Заключение

    Нам никогда не скучно с детьми, наш участок и вся территория детского сада постоянно меняется. И это здорово!

 И пусть, когда наши дети станут взрослыми, не все из них будут художниками или дизайнерами, но все приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов в благоустройстве своих подворий и домов, а это  позволит ещё больше преобразить наш прекрасный поселок и вызвать чувство гордости за свой край.

Слайд 63  

Используемая литература:

  • Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой «От рождения до школы»
  • Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание» ФГОС
  • З.Ф. Аксенова «Войди в природу другом»
  • А.Ф. Мазурина «Наблюдение и труд в природе»

Методические рекомендации Т.С. Комаровой, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. «Трудовое воспитание в детском саду»  от 2-=7 лет

Слайд 64

Спасибо за внимание!

                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО»

Выступление воспитателя МБДОУ № 43 А.Л. Петровой на мероприятии муниципального уровня: В выступлении раскрывается влияние трудового воспитания на всестороннее развитие личности старшего дошкольника. Д...

Педагогический совет «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему великие педагоги Ушинский, Макаренко, Сухомлинский и др. Вот некоторые из высказывани...

«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС».

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через реш...

Презентация.Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО.

Современные  подходы к трудовому воспитанию   дошкольников в свете ФГОС ДО....

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

В методических рекомендациях кратко описывается реализация трудового воспитания в дошкольной организации: виды и компоненты трудовой деятельности детей, санитарно-эпидемиологические требования к...

Семинар "«Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свет реализации программы Воспитания»

Данный семинар был разработан по программе Воспитания и еще раз напомнил педагогам о формах, методах и приемах, технологиях, которые могут они могут использовать в своей деятельности по трудовому восп...