Исследовательский проект «Где живут звуки?»
проект (подготовительная группа) на тему
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек.
Разнообразный мир звуков вызывало у нас живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 364.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ёлочка»
Исследовательский проект
«Где живут звуки?»
Автор: Шарафутдинова Арина
Руководитель: Музыкальный руководитель
Кусяткулова Зубайля Вакиловна
Новый Уренгой 2018
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Однажды я, во время музыкального занятия, Зубайле Вакиловне, задала вопрос: «Где живут звуки?» И она предложила вместе найти ответ на мой вопрос.
Разнообразный мир звуков вызывало у нас живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы.
Гипотеза: дрожит значит звучит…
Цель исследования: познакомиться с окружающими звуками природы, улицы, дома
Задачи исследования:
- определить причины возникновения звука;
- определить источники происхождения звука;
- определить характеристику звука;
- изучить свойства звука: как сделать звук громче, способы передачи и приема звука;
- использовать полученные знания в играх.
Тип проекта: исследовательский.
Срок реализации: краткосрочный
Участники: воспитанники ДОУ, их родители
Объект исследования: явление – звук
Предмет исследования: использование знаний о звуке в игровой деятельности
План работы
- Сбор информации: беседы со взрослыми, чтение литературы, просмотр видеофильма, рассматривание строения ушной раковины
- Исследовательская деятельность: опыты, эксперименты
- Изготовление самодельных звучащих игрушек
- Подведение итогов, выводы
- Презентация проекта
Методы и приемы исследования: беседа, чтение, просмотр видеофильма, рассматривание иллюстраций, наблюдение, опыт, эксперимент, изготовление самодельных звучащих игрушек, анализ и обобщение результатов.
Обеспечение проекта
Материально-техническое:
• Аудио, видео системы, фотоаппаратура, компьютер.
• Детские музыкальные инструменты.
• Материал для продуктивной деятельности (предметы, издающие различные звуки: мелкие камешки, монетки, крупы и т. д.)
• Материал для изготовления игрушек-инструментов
Учебно-методическое:
• Детская художественная литература;
• Музыкальная литература для слушания, пения, игры на музыкальных инструментах;
• Музыкально-дидактические игры
Ход исследовательской деятельности
- Сбор информации.
Во время сбора информации мы узнали:
В познании окружающего мира нам помогают органы чувств. Звуки мы воспринимаем с ушами. Мы все время что-то слышим, наши уши постоянно в работе, и мир вокруг нас — звучащий. Какие шумы можно услышать дома? (звук льющейся из крана воды, плач ребенка, стук молотка, тиканье часов, шуршание газеты, шорохи, звук телевизора, гул холодильника и др.) А на улице города? (шум транспорта, разговоры и смех людей, сирены машин, салют) В детском саду? (звуки музыкального, спортивного залов, звуки столовой, групп) Звучат только дрожащие предметы. Звук распространяется в воздухе, в жидкой и твёрдой среде. Нет воздуха – нет звука.
- Возникновение звука.
Какие же бывают звуки? Звуки бывают: немузыкальные (шумы (деревянные, пластмассовые, стеклянные, шуршащие, металлические), голоса природы) и музыкальные (игра на музыкальных инструментах, пение человека). Ряд опытов позволил определить характеристику звука.
Опыт №1
Линейку одним концом прижимали к столу и дергали за свободный конец - раздается звук. Она дрожит. Также мы дергали струну, леску, прикладывали ладонь к горлу и говорили. Линейка, струна, леска, горло дрожали, колебались и заставляли дрожать воздух возле себя. Эти колебания воздуха достигли нашего уха и мы услышали звук.
Делается вывод о том, что если дрожит - значит звучит.
Закрепили знания с дидактическими играми «Что звучит?», «Музыка или шум?».
Опыт №2 Как усилить звук?
Мы взяли расческу, дернули за зубчик, расческа тихо пискнула. Приложили расческу к твердому предмету и дернули за зубчик, звук получился громче. Усиливает звук рупор, ладошки, сложенные лодочкой.
Вывод
Маленький предмет воздуха колышет мало, звук получается тихий. Большой предмет, воздуха колышет много, звук получается громкий.
Опыт №3
Мы стучали условленное количество раз по отопительным батареям, соединенных общей трубой и расположенных на соседних комнатах. Вывод: звук распространяется на металлах.
Опыт №4
Приложив ухо к стенке банки, наполненной водой, мы слушали звук упавшего в нее камушка.
Если, купаясь, опустить голову в воду так, чтобы погрузились и уши, можно услышать речь мамы.
Вывод: звук распространяется в воде.
Также звук можно увидеть.
Опыт №5
«Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица, и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.
Опыт №6
Мы с мамой изготовили шумовой инструмент. Шумовые ударные инструменты можно использовать очень широко и разнообразно, в играх, в оркестре, в сказках, в инсценировках.
Результаты
Мы узнали: о возникновении звука (звучат дрожащие предметы), звук имеет различные источники происхождения.
Мы изучили: характеристику звука, его свойства, способы передачи и приема.
Мы создали: мини-музей, альбом «Мир звука», рупор, музыкальные инструменты: шумелки, гремелки, шуршалки, звонилки, пищалки, музыкальные грибочки
Практическая значимость исследования – использование полученных знаний о звуке в различных видах игровой деятельности.
Например, игры «Узнай по голосу?», «Что звучит?», «Тихо – громко», «Идем, бежим, шагаем», во многих ролевых играх можно использовать спичечный телефон. Использовать рупор или ладошки, сложенные лодочкой для усиления звука, в некоторых играх, самодельные музыкальные инструменты для организации концертов, инсценировок.
Выводы:
В ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: дрожит значит звучит… Мы, участники проектной группы, получили большое удовольствие от очередного исследовательского проекта, так как это дает возможность делать интересное самостоятельно или в группах, используя индивидуальные творческие способности, знания, показать публично достигнутый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ?»
Проектно - исследовательская деятельность в дошкольном образовании. Проект "Как живут растения" рассчитан на детей 5 - 6 лет с общем недоразвитием речи. В ходе проекта через учебную, опытническу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-382957-1389946832.jpg)
Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)
В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...
Исследовательский проект: "Почему кроты живут под землёй?"
Как то мама рассказала мне сказку про крота и волшебный колокольчик. В сказке говорилось о том, как папа крот случайно подслушал рассказ лесной сороки о волшебном колокольчике,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/21/picture-1045717-1542773149.jpg)
Познавательно- исследовательский проект " Где живут звуки?"
Познавательно-исследовательский проект "Где живут звуки?"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1236753-1591292535.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Где живут пингвины»
Презентация выполнена для выступления на районном методическом объединении воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/14/picture-1228181-1613317810.jpg)
Исследовательский проект "Музыкальная лаборатория. Где живут звуки?"
Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневно...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/10/picture-1277650-1607594689.jpg)
Презентация к проекту: Познавательно-исследовательский проект с детьми раннего возраста по ознакомлению детей с овощами и фруктами "Где живут витамины?"
Актуальность темы: Осенью рацион ребенка уже не так богат свежими овощами и фруктами с приусадебных участков, как летом. Поэтому не только весной, котор...