Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов.
методическая разработка на тему
Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном индивидуальном обследовании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
anketa_dlya_pedagogov_moya_gruppa.docx | 28.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов «Моя группа»
Ф.И.О. педагогов__________________________________________________
Группа____________________________________________________________
1 | Какие дети из вашей группы развиты выше возрастной нормы, одаренные? |
2 | Какие дети отстают в развитии? |
3 | Какие дети агрессивны? |
4 | Какие дети плаксивы? |
5 | Какие дети суетливы, тревожны? |
6 | Какие дети не выполняют требования воспитателя? |
7 | Медлительные дети |
8 | Очень подвижные дети |
9 | Популярные в общении со сверстниками дети |
10 | Непопулярные в общении со сверстниками дети |
11 | Дети малоэмоциональные, с низкой мимической выразительностью |
12 | Пассивные на занятиях |
13 | Левши |
14 | Дети, живущие в неполных семьях |
Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.
Группа «__________________ » педагог ________________________________________________
№ | Ф.И. ребенка | № характеристики | К | П | И | Д | Н | А | вывод |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 | |||||||||
20 | |||||||||
21 | |||||||||
22 | |||||||||
23 | |||||||||
24 | |||||||||
25 | |||||||||
26 | |||||||||
Система психологической диагностики в ДОУ.
Первичную экспресс- диагностику дошкольников можно осуществить с помощью педагогов, непосредственно работающих с детьми. Эта диагностика позволяет педагогу-психологу увидеть группу глазами воспитателя, выявить существующие в группе проблемы, определить детей, нуждающихся в дополнительном
индивидуальном обследовании.
Нами для первичной экспресс-диагностики используются 2
методики: Анкета «Моя группа» и Диагностика «Неконструктивного
поведения» Вайнера М.Э. [1].
Данные методики проводятся в августе-сентябре и в мае. Это позволяет сравнить результаты в начале и в конце года, сделать вывод об эффективности построенной
коррекционно-развивающей работы.
Анкета «Моя группа»
Цель: определение особенностей группы детей .
Заполнение: воспитатель (и) группы, записывает фамилии детей в соответствующих разделах. Если детей данной категории нет, строчки оставляются пустыми.
Анализ: на основе полученных данных педагог-психолог может выявить детей «группы риска», нуждающихся в дополнительном обследовании познавательной или эмоционально-волевой сферы. Анкета может являться запросом на индивидуальную работу с ребенком, поводом для зачисления ребенка в коррекционно-
развивающую группу.
Результаты: заносятся в паспорт группы (Приложение 1)
Итог: наблюдение за отдельными детьми, построение
диагностической и коррекционно-развивающей работы.
Бланк анкеты смотри в Приложении 2.
Диагностика Неконструктивного поведения детей Вайнера М.Э. [1].
Цель: выявление детей, проявляющих неконструктивные формы поведения, отбор детей для коррекционно-развивающих занятий.
Заполнение: педагог заполняет Таблицу 1 (только столбцы 2 и 3).
Вначале пишутся фамилии детей группы, а в соседнем столбике только номера характеристик, встречающихся у каждого ребенка по Таблице 2.
I. Опосредованная диагностика дошкольников
Система психологической диагностики в ДОУ.
Анализ: педагог-психолог обрабатывает полученные данные по Таблице 3. Подсчитывая в колонках количество встречающихся признаков.
К П И Д Н А
Если в одной из колонок, напротив Фамилии ребенка больше 4-х характеристик, это может говорить о возможном наличии данного типа неконструктивного поведения у ребенка. Эти данные
сопоставляются с Анкетой «Моя группа», наблюдениями, результатами рисуночных тестов.
Если результаты спорные и недостаточные для зачисления ребенка в коррекционную или профилактическую группу, или получено слишком много детей с неконструктивными формами поведения, то можно провести второй этап диагностики. Он заполняется только на детей с выявленными на первом этапе
формами неконструктивного поведения. Педагог сам или совместно с
психологом заполняет Таблицу 4. Этот этап позволяет ответить на вопрос: «Надо ли срочно принимать какие-либо меры, направленные на преодоление неконструктивного поведения, или со временем ребенок сам от него откажется?» В некоторых случаях, действительно можно не торопиться. Однако чаще промедление приводит к тому, что
неконструктивное поведение не только не исчезает, а наоборот закрепляется. Чтобы не ошибиться, целесообразно каждый присущий ребенку тип неконструктивного поведения оценить с помощью следующих критериев:
частота подобного поведения;
длительность его присутствия в поведенческом репертуаре
ребенка;
степень тяжести последствий неконструктивного поведения;
ситуационная специфичность такого поведения. Частота
неконструктивного поведения — это то, насколько часто ребенок прибегает к такому поведению.
В каждом конкретном случае частотность может быть разной, поэтому для большей точности и объективности целесообразна следующая градация:
несколько раз в день — 5 баллов
один раз в день — 4 балла
несколько раз в неделю — 3 балла
один раз в неделю — 2 балла
один раз в месяц и реже — 1 балл
Результаты: заносятся в Паспорт группы (Приложение 1),
составляется заключение по итогам диагностики (образец3).
Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую
группу, на индивидуальные занятия.
Итог: зачисление детей в коррекционную или в профилактическую группу, на индивидуальные занятия. Таблица 1. Диагностика неконструктивного поведения детей.
Группа «Листочек » педагог ________________________________________________
№ | Ф.И. ребенка | № характеристики | К | П | И | Д | Н | А | вывод |
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
19 |
Таблица 2. Признаки неконструктивных форм поведения.
Встречаются ли у ребенка данные признаки? Если да, то поставьте
№ этого признака в колонке напротив фамилии ребенка.
1 Испуганно озирается, оглядывается |
2 Продолжает заниматься своим делом даже после замечания |
3 Нетерпелив, выкрикивает, перебивает |
4 Претендует на главные роли |
5 Неопрятный внешний вид |
6 Дерется со сверстниками, кусается |
7 Беспрекословно следует инструкциям, выполняет просьбы |
8 Спорит, с трудом договаривается, соглашается |
9 Не доводит начатое до конца |
10 Требуете себе постоянного внимания |
11 Не в состоянии поддерживать порядок |
12 Обзывает сверстников, грубит взрослым |
13 Говорит тихо и мало |
14 Ссорится, конфликтует со сверстниками |
15 Склонен к быстрой и частой смене настроений |
16 Кривляется, строит из себя «шута» |
17 Опаздывает |
18 Задирает сверстников, провоцирует у них агрессивное поведение |
19 Не проявляет инициативы, пассивен, не задает вопросов |
20 Обидчив, склонен к беспричинным слезам |
21 Говорит быстро и много |
22 Любит приказывать другим детям, повелевать ими |
23 Не держит обещания, забывает о порученном |
24 Плюется в состоянии раздражения |
25 Не уверен в себе |
26 С трудом признает свои ошибки |
27 Двигательно беспокоен: вертится, совершает бесполезные движения руками и ногами |
28 Болезненно переживает поражения, неуспехи |
29 Нарушает правила поведения и правила игры «по забывчивости» |
30 Стремится делать многое назло |
31 Сторонится коллективных игр и заданий |
32 Обвиняет в своих неудачах других |
33 Неусидчив |
34 Склонен к хвастовству |
35 Не правильно истолковывает правила: соблюдая одно, нарушает другое |
36 Ломает, бросает, портит учебные принадлежности и игровые атрибуты |
37 Избегает главных ролей в играх |
38 Добивается своего капризами |
39 Постоянно отвлекается |
40 Не идет на уступки и компромиссы |
41 Регулярно и целенаправленно нарушает правила |
42 Замахивается на сверстников |
Таблица 3. Анализ данных. Длительность».
Тип поведения | Номера характеристик |
Конформное | 1,7,13,19,25,31,37 |
Протестное | 2,8,14,20,26,32,38 |
Импульсивное | 3,9,15,21,27,33,39, |
Демонстративное | 4,10,16,22,28,34,40 |
Недисциплинированное | 5,11,17,23,29,35,41, |
Агрессивное | 6,12,18,24,30,36,42 |
Таблица 4. Заполняется на каждого ребенка с выявленным типом
неконструктивного поведения.
Ф.И.ребенка | Возраст | Дата | ||
Тип неконструктивного поведения | Критерии оценки | |||
Частота | Длительность | Степень | Ситуационная специфичность | |
Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу
«Частота».
Длительность — критерий времени — указывает на то, как давно неконструктивное поведение появилось и как долго присутствует в репертуаре ребенка:
год и дольше — 5 баллов
полгода — 4 балла
два—три месяца — 3 балла
три—четыре недели — 2 балла
несколько дней — 1 балл.
Соответствующий балл заносится в таблицу 4 в графу
Степень тяжести свидетельствует о том, насколько негативно влияние неконструктивного поведения на общее развитие ребенка и к каким нежелательным последствиям это приводит:
♦ снижается продуктивность на занятиях;
♦ появляются негативные качества личности, черты характера;
♦ ухудшается физическое самочувствие, возникают проблемы со
здоровьем;
♦ не складываются взаимоотношения со сверстниками;
♦ обостряются взаимоотношения со взрослыми.
Каждый параметр оценивается в один балл. Суммарный балл (от1 до 5) заносится в таблицу 4 в графу «Степень». Соответственно, чем выше балл, тем разрушительнее оказываются последствия неконструктивного поведения.
Следующий критерий оценки — ситуационная специфичность возникновения неконструктивного поведения. Считается, что если подобное поведение спровоцировано конкретной ситуацией, возникает только в определенной обстановке, то это гораздо менее тревожный симптом, чем когда неконструктивное поведение
появляется вне зависимости от какой бы то ни было ситуации. В связи с этим варианты ситуационной специфичности неконструктивного поведения могут быть такими:
поведение от ситуации не зависит — 5 баллов
поведение возникает в нескольких схожих ситуациях — 3 балла
поведение возникает всегда в одной и той же ситуации — 1 балл
Соответствующий балл заносится в таблицу 3 в графу «Ситуационная
специфичность».
Заполнив таблицу 4, педагог анализирует комбинацию всех вышеназванных критериев, подсчитывает суммарный балл и делает следующие выводы.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 15 до 20, то дальше медлить нельзя. Ребенку срочно необходима квалифицированная психолого-педагогическая помощь.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 10 до 14, то ребенка целесообразно включить в коррекционную работу. Он уже находится в «группе риска» и велика вероятность, что неконструктивное поведение может закрепиться, если не будут приняты своевременные меры.
Если выраженность какого-либо типа неконструктивного поведения оценивается баллом от 4 до 9, то, скорее всего, оно явление временное — возрастное (кризис семи лет) или ситуативное (ребенок перешел учиться в новую школу, поменял место жительства, сломалась его любимая игрушка и др.). Прежде чем вовлекать таких
детей в коррекционную работу, предлагать целенаправленную коррекционную помощь, необходимо, в первую очередь, создать им психологически комфортные условия, продолжая при этом внимательно наблюдать за динамикой их поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (УПР) по наблюдениям родителей и/или воспитателей (3-7 лет)
Диагностический материал...
Экспресс-диагностика дошкольника.
Экспресс-диагностика дает в короткий срок получить первичную картину речевого развития ребенка....
Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР.
Экспресс-диагностика познавательного и коммуникативного развития старших дошкольников с ЗПР и нормой психического развития....
Тестовая методика экспресс - диагностики устной речи дошкольников
Представлена презентация для воспитателей, в которой описана наиболее лёгкая методика обследования речи детей, которую воспитатели частично могут использовать в свой работе для выявления детей с наруш...
Экспресс-диагностика познавательного развития дошкольников и уровня сформированности математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
Назначение диагностики состоит в контроле за овладением детьми основными способами и приёмами познавательной (математической) деятельности, практическими действиями, содержанием, речевым выражением сп...
Экспресс-диагностика речевой готовности школьному обучению старших дошкольников.
Не за горами первый класс? Как оценить, насколько высок уровень развития речи вашего ребёнка или воспитанника? Несложные в проведении и подготовке задания помогут это сделать, подскажут, над чем нужно...
Экспресс диагностика состояния звукопроизношения и слоговой структуры слова дошкольников.
Материал, с помощью которого можно быстро обследовать звукопроизношение и слоговую структуру слова у детей 5-7 лет. Подходит как для очного проведения диагностики, так и для онлайн занятий....