«Здоровьесбережение детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Августовское совещание 2011 год
Доклад «Здоровьесбережение детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
филиала «Дружба»
МБДОУ «Первомайский детский сад»
Новикова Ольга Ивановна
В современных условиях комплексная проблематика, связанная со здоровьем детей, приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая гуманитарная катастрофа уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших детей.
Ухудшение состояния здоровья детей подтверждается не только данными официальной статистики, но и результатами выборочных углубленных научных исследований. Это данные профилактических медицинских осмотров, а так же данные научных институтов и кафедр медицинского профиля, в том числе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного Центра здоровья детей РАМН.
По представленным данным распространенности структуры функциональных отклонений, выявленных у детей дошкольного возраста, посещающих общеобразовательные учреждения, при профилактических осмотрах, свидетельствуют о том, что на каждого дошкольника в среднем приходиться 1,5 функциональных нарушений и у каждого второго имеется хроническое заболевание.
Первое ранговое место принадлежит нарушению костно-мышечной системы, в том числе нарушениям осанки, деформации грудной клетки, уплощению стоп.
На втором ранговом месте находятся нарушения со стороны ЛОР - органов, представлены преимущественно гипотрофией миндалин и аденоидов второй степени.
Третье ранговое место принадлежит функциональным психическим расстройствам и расстройствам поведения, в том числе неврозоподобным состояниям.
Функциональные расстройства зрения занимают четвертое ранговое место.
Расстройства иммунитета, выявленные у детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями, находятся на пятом ранговом месте.
Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена тем, что это период постепенной подготовки ребенка к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам. Следовательно, особенно важно сохранение и укрепление здоровья детей на дошкольном этапе их воспитания и обучения, что требует совместных усилий врачей, педагогов и воспитателей при самом активном участии родителей.
Забота об обеспечении комфортных, безопасных, здоровьесберегающих условий пребывание детей в дошкольных образовательных учреждениях является приоритетной задачей. Положение о необходимости комплексного применения оздоровительных мер в дошкольных образовательных учреждениях общеизвестно. Здоровье – это показатель качества условий среды. В Дошкольном Учреждении оно оценивается в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями.
Работа по охране и укреплению здоровья дошкольников в нашем Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Дружба» ведется в нескольких направлениях. Это:
- Обеспечение психологического комфорта и легкой безболезненной адаптации детей к дошкольному учреждению;
- Создание безопасных, благоприятных, комфортных условий пребывания детей в дошкольном учреждении.
- Развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовки в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
- Развитие здоровьесберегающих навыков и умений, воспитание потребности в здоровом образе жизни в тесном содружестве с родителями;
- Подготовка детей к обучению в школе и диагностика «школьной зрелости»
- Организация полноценного сбалансированного питания;
- Профилактическая работа, направленная на повышение сопротивляемости и защитных сил детского организма;
- Диагностика и своевременная коррекция функциональных изменений в состоянии здоровья, в развитии речи и в формировании психологического статуса дошкольников.
Подробнее об этих направлениях и будем говорить.
Возникла необходимость в создании других форм дошкольного образования, которые наравне с традиционным режимом ДОУ могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка. Итак, в этом году, у нас действует группа кратковременного пребывания или адаптационная группа для детей от года до трех лет. Адаптационная группа способствует ранней социализации детей и адаптации к поступлению в ДОУ на полный режим пребывания. Возникшая необходимость, в создании другой формы дошкольного образования, которая наравне с традиционным Дошкольным образовательным учреждением могла бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка.
Одной из причин катастрофического ухудшения здоровья современных детей врачи считают сложность адаптации их к детскому саду. И меры по предоставлению матери возможность находиться с малышом до 3 лет эту проблему не решают. Многочисленные исследования показали, что сложности адаптации у детей раннего возраста возникают из-за резкого насильственного отрыва их от матери. Поэтому основной задачей группы было и есть:
- Сохранение и укрепление здоровья ребенка раннего возраста;
- Создание условий, направленных на стимулирование у малыша доверительного отношения к незнакомым взрослым в процессе совместной предметно-игровой деятельности;
- Формирование системы взаимодействия с родителями для повышения педагогической компетентности.
На начальном этапе работы в адаптационной группе наиболее эффективен метод, когда воспитатель непосредственно с малышом не контактируют, а лишь руководит действиями матери с детьми.
На первом этапе пребывания ребенка в адаптационной группе педагоги проводили практические семинары: «Гимнастика для пальчиков», «Свое – чужое» и т. д., давали рекомендации родителям в адаптационный период для детей раннего возраста.
На втором этапе воспитатель и педагоги-специалисты взаимодействуют с родителями и с детьми. Ребенок уже относится к воспитателю доверотельно и идет на контакт с ним.
На этом этапе пребывания детей в группе и до конца года педагоги давали консультации родителям, примерные темы: «Спортивные игры детей 2-3 лет», «Такие разные слова», «Зоркие глазки», « Использование текстов фольклора в речевых играх с малышами» и т. д.
Режим работы адаптационной группы: утреннее время, три дня в неделю на два часа.
Эта форма работы новая для нашего дошкольного учреждения, но результат уже на лицо: дети адаптационной группы, которые уже перешли в группу с полным режимом пребывания, адаптационный период прошел безболезненно, без надрыва. Это и есть достигнутая целевая установка группы кратковременного пребывания.
Рациональное построение режима дня существует в каждом дошкольном образовательном учреждении (учет сезонных изменений, полноценный дневной сон, ежедневные прогулки на свежем воздухе), допустим гибкий режим, он облегчает адаптацию и создает комфортные условия пребывания детей в ДОУ. А соблюдение санитарно – эпидемиологических правил и нормативов обеспечивает безопасное экологическое пространство дошкольника.
Физкультурно-оздоровительная работа, является важным направлением в воспитании детей – это всем известно. Ведь движение способствуют развитию физических систем и определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. В нашем дошкольном учреждении рациональный двигательный режим складывается из различных форм двигательной активности:
- утренняя гимнастика
- физкультурные занятия
- плавание
- гимнастика после дневного сна
- физкультминутки
- подвижные игры и физические упражнения не прогулке
- игры в физкультурных уголках групп
- самостоятельная двигательная деятельность.
Физкультурные занятия формируют у дошкольников двигательные умения и навыки, развивают основные двигательные качества, тренируют функциональные системы детского организма. В нашем дошкольном учреждении, я думаю и в других детских садах, внедрены методические разработки корригирующих упражнений, направленных предупреждение плоскостопия и укрепления мышечного корсета, комплексы дыхательной гимнастики.
Занятия в плавательном бассейне наши дети начинают с 3,5 лет. Трудно переоценить позитивное влияние плавания, благоприятствующее росту и развитию детей. Плавание – часть гидрокинезотерапии, что в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Плавание имеет оздоровительно-реалибитационное значение, обладает незаменимым действием при лечении целого ряда заболеваний дыхательной, сердечнососудистой систем. Необходимо плавание и для улучшения и исправления различных нарушений осанки, лечение остеохондроза, кроме этого, плавание это эффективное средство закаливания. Таким образом, плавание – это жизненно необходимый прикладной навык, и его значение, особенно для детей, трудно переоценить. Оно приобщает дошкольника к здоровому образу жизни. В течении года у нас занятия проходят дважды в неделю в комплексе, как на суше так и в воде. Регулярные занятия укрепляют мускулатуру, закаливают, повышают энергетический потенциал, расширяют функциональные возможности дыхательной и сердечнососудистой систем.
Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой, написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Физкультурные уголки в группах с физкультурно-игровым оборудованием должны быть малогабаритные, легкие, с ярко выраженной развлекательно-развивающей направленностью.
Если детям младшего дошкольного возраста, который активно познает мир, используя для этого пока еще небольшой запас движений: ползание, лазание, подлезание, бросание, перекатывание. То уголок с оборудованием в группе должен быть соответствующий:
- дуги для подлезания и прокатывания мячей,
- кубы, мячи,
- оздоровительно-профилактическая дорожка (стопы, следы, массажные коврики),
- шнур (длинна 10 метров);
- султанчики, колечки, ленточки, флажки, 4 гимнастические палки.
На пятом году жизни у дошкольников (средняя группа) наблюдается прирост показателей двигательной активности. Ребенок становится боле подвижным и кажется неутомимым. Поскольку физкультурные занятия в средней группе проводятся в зале, нет необходимости содержать весь инвентарь в групповой комнате. Для самостоятельных занятий детей так же необходимо оборудовать специальный физкультурный уголок, то есть добавить к перечисленному:
- кегли;
- игра «Дартс» (с шариками на липучках);
- напольные и подвесные кольцебросы;
- поролоновые и пластмассовые мячи;
- две-три скакалки, шнур;
- два-три мешочка весом 200 г.;
- два-три обруча;
- оздоровительно-профилактическая дорожка.
Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника. Старшие дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажерным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старшей группе имеет свои особенности: массажеры, тренажеры, (ножные и ручные), диски «Здоровье», обручи, настольные спортивные игры, бубен, скакалки и резинки, ракетки и мячи для пинг-понга и т. д.
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта.
Общеизвестно, что большую роль в функциональном совершенствовании организма, повышении его работоспособности, развитии защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды играют закаливающие мероприятия, ведущими моментами которых являются ускорение адаптации к холоду и формирование физической терморегуляции.
Обеспечение качества воздуха в помещении.
- Строгое соблюдение режима проветривания: до прихода детей - сквозное проветривание,
- перед утренней гимнастикой – угловое проветривание,
- во время утренней прогулки – угловое проветривание,
- перед началом занятий – одностороннее проветривание,
- во время сна – одностороннее проветривание.
Закаливание.
- Точечный массаж – 2 раза в день,
- воздушные ванны – ежедневно после сна,
- дозированная ходьба на сухих и влажных дорожках – до 3-х минут после сна,
- обширное умывание.
Кроме того, большое внимание в группах уделяется развитию навыков и умений в области охраны здоровья, благодаря которым дети проходят обучение социальным и здоровьесберегающим навыкам, которые осуществляются через игру.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса:
- проведение занятий по парциальной программе «Валеология», автор В. Г. Чайцев – один раз в месяц во всех возрастных группах,
- проведение занятий в плавательном бассейне – 2 раза в неделю,
- гимнастика для глаз по В. Ф. Базарнову – ежедневно,
- гимнастика для глаз – ежедневно,
- дыхательная гимнастика – ежедневно,
- пальчиковая гимнастика,
- артикуляционная гимнастика – ежедневно,
- использование упражнений для профилактики плоскостопия – на физкультурных занятиях и после сна.
К сожалению, в последнее время возросло детей, имеющих недоразвитие речи. Отклонение в формировании речи стали рассматриваться, как нарушение развития, протекающее по законам строения высших психических функций.
Организация комплексной службы сопровождения ребенка со стойкими специфическими расстройствами речи и выраженными нарушениями психики проводятся у нас в ДОУ специалистами.
Деятельность логопедов и психолога дошкольного учреждения по индивидуальной педагогической поддержке детей с речевыми нарушениями в рамках службы медико-психолого-педагогического сопровождения осуществляется в несколько этапов.
Проводиться углубленное логопедическое обследование детей, заполняется речевая карта, результат диагностики заносятся в таблицу.
Затем разрабатываются индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие программы на основе данных диагностики для оказания помощи детям с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития.
Определяется преемственность в работе со всеми специалистами, планируются формы взаимодействия с родителями.
Основное условие охраны психологического здоровья детей – укрепление их нервной системы через создание спокойной, доброжелательной обстановки в детском саду, удовлетворение их эмоциональной потребности, осуществление поддержки, выявление с психологом, родителями причин психологической дисгармонии каждого ребенка, а так же обучение детей приемам регуляции эмоциональных состояний. Самая главная потребность ребенка – это желание любви, теплоты чувств, т. е. положительного эмоционального контакта. Дети должны чувствовать, что воспитывающие их люди, радуются их присутствию, любят, принимают их такими, какие они есть, относятся к ним всегда доброжелательно (к сожалению, это дается от бога и остается на совести воспитателя). Ребенку необходима ситуация успеха. Для этого психологом устраиваются тренинги для педагогов и родителей, чтобы взрослые вовремя умели поддержать его, вселить уверенность, помочь. Педагоги при организации любой деятельности учитывают индивидуальные особенности детей, следят, чтобы эмоциональные, интеллектуальные и физические нагрузки были адекватными. Ни в коем случае не требовать от детей того, чего они не могут выполнить.
Таким образом, я осветила всю работу нашего дошкольного образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающего пространства в нескольких направлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
Автор: Труфанова Татьяна Васильевна, инструктор по физической культуре в бассейне муниципальн...
статья "Плавание, как средство здоровьесбережения детей дошкольного возраста"
В статье представлен учебно - методический материал по физическому воспитанию детей дошкольного возраста в бассейне. Эта тема всегда была и остаётся в центре внимания общества. Различные нормативы и т...
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников, по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьями воспитанников,по вопросу здоровьесбережения детей дошкольного возраста....
Система здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Система работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста....
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
Роль оздоровительных игр в здоровьесбережении детей дошкольного возраста.
В работе названы базовые критерии сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Указано, какие функции выполняют оздоровительные игры в воспитании детей дошкольного возраста....