«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Особенности развития математических представлений у младших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФЭМП для младшего дошкольного возраста | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических представлений у младших дошкольников.» Сообщение из опыта работы .
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием. Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким и понятным ранее недоступное.
Обучению дошкольников началам математики должно отводится важное место.Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации. Желание сделать процесс обучения более интенсивным,стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.
Взрослые зачастую спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений, которые он впитывает как губка. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат. Основное усилие педагогов и родителей должно быть направлено на то, Чтобы воспитать у ребенка потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт . Диапазон его зависит от того ,насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий(рассматривание, сравнение, выделение главного, ощупывание ), влияющих на восприятие и мышление. Спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт может быть объемным, но неупорядоченным.
Направить его в нужное русло, призван педагог, который не только знает, чему учить ребенка, но и как учить, чтобы обучение было развивающим.
Прежде чем начать работу по формированию математических представлений у младших дошкольников подобрали и изучили психолого-педагогическую литературу.
-Программа от рождения до школы под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А .Васильевой.
-Методические рекомендации к программе Воспитание и обучения под редакцией Гербовой В. В, Комаровой Т. С.
-Сенсорное воспитание в детском саду. Сакулина.
- Математика для дошкольников. Ерофеева Т. И., Павлова Л. Н., Новикова В. П.
-Развитие игровой деятельности. Губанова Н. Ф.
-Комплексные занятия в 1 мл. гр. ДОУ Бондаренко Т. М.
Поставили перед собой задачи, которые выделены в Программе от рождения до школы. (Вераксы Т. С., Комаровой Т. С., Васильевой М. А.) О.О. «Познание».
-развитие умения формировать группы однородных предметов: различать количество предметов много-один.
-привлечение внимания детей к предметам контрасных размеров и их обозначению в речи (большой, маленький).
-формирование умения различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар)
-накопление детьми опыта практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка ДОУ)
-расширение опыта ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина)
ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ программных задач в группе организовали предметно-пространственную среду, которая способствовала бы обогащению сенсорного опыта детей.
Игровые уголки пополнили дидактическим материалом: пирамидки, мозаики, матрешки, деревянные пазлы, шнуровка, вкладыши по величине, разноцветные шары, застежки.
Изготовили дидактические игры: « Цветные крышки», «Посади цветочек», «Прищепки», «Цветные кармашки», «Чей малыш», «Любимые игрушки», «Забавные машины», «Кораблики» и др.
В планировании организованной образовательной деятельности ФЭМП как самостоятельное занятие не выделено, а относится к О. О. «Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Для реализации программных задач необходимый объем знаний включали и в другие О. О. «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», а также в образовательную деятельность в ходе режимных моментов: утренняя гимнастика( игровые комплексы «Курочка-хохлатка», «Зайка серый умывается», «Часики», «По ровненькой дорожке..» и др.), гигиенические процедуры, ситуативные беседы при проведении режимных моментов, прогулки. В работе использовали малые фольклорные формы( потешки, песенки, загадки).
Для организации внимания дошкольников, их мыслительной активности необходимостью решить ее самостоятельно. В практике использовали разнообразные игры и упражнения: нанизывание бус, шнуровка, различные застежки кнопки, молнии, пуговицы, вкладыши по величине, деревянные пазлы, прищепки, мозаики. Особое значение имеет сенсорное развитие ребенка заключающееся в развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры и упражнения включали в занятия с детьми. Сначала показывали детям игрушки или картинки, чтобы малыши могли вспомнить как выглядит то или иное животное, о котором рассказывается в стихотворении, а затем предлагали изобразить с помощью пальчиков. Дети с удовольствием играли с пальчиками в следующие игры: « Топал ежик по дорожке», «Замок», «Капуста», «Мышка», «Строим дом», «Рыбки» и др.
Использовали дидактические игры с математическим содержанием способствующие закреплению знаний и навыков у детей. Предлагали детям игры: «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Найди такую же», «Найди пару», «Посади цветочек», «Мы строители» и др.
Инсценировали сказку «Репка»-используя настольный театр. Воспитатель рассказывает сказку сопровождая ее появлением всех персонажей. После окончания сказки воспитатель спрашивал:
-Кто посадил репку?
-Кто помогал деду?
-Сколько было героев?
Начиная работу с семьей по формированию элементарных математических представлений у детей 3-го г жизни подготовили и провели консультацию на тему: «Умственное развитие в раннем детстве: как ему способствовать». Сообщили основные знания ,умения, навыки, которые целесообразно формировать у детей трех лет. Оформили ширмы для родителей: «Математика для малышей» и «Пальчиковые игры. Советы по их проведению». Наиболее эффективной формой в работе с родителями оказались индивидуальные беседы, в которых мы обращали внимание родителей на индивидуальные особенности каждого ребенка и рекомендовали материал в виде дидактических игр и игровых упражнений.
Для родителей оформили фото-газету: «Ребенок в ДОУ» в интересной увлекательной форме. Каждой фотографии соответствовал стихотворный текст. Родители с интересом читали газету.
Итог: анализируя результаты своей работы сделали вывод- в процессе обучения ФЭМП дошкольники получают многообразный сенсорный опыт. Они сталкиваются с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина, количество), их пространственным расположением. Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия , при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им т. К. помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.
В дальнейшем будем продолжать начатую работу по формированию ФЭМП у детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Влияние дидактических игр на развитие математических способностей детей с ЗПР» (из опыта работы)
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимае...
«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы
Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...
«Сенсорное развитие малышей через дидактические игры» сообщение из опыта работы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы о...
«Центр природы в группе – эффективное средство развития экологических представлений у дошкольников» (сообщение из опыта работы)
Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях....
Сообщение из опыта работы на тему: «Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений»
«Формы и методы работы по развитию элементарных математических представлений» 1 Слайд. Здравствуйте уважаемые коллеги, я хочу познакомить вас со своим сообщение из опыта работы темой которой является...
Сообщение из опыта работы на тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
Все мы знаем, что ведущей деятельностью у дошкольников является игра. Поэтому занятия, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют сущ...
Сообщение из опыта работы " Развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» "
Игра - это не только удовольствие, но и радость для ребёнка, с её помощью можно развивать память, мышление малыша, качество которое необходимо для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобрет...