«Сенсорное развитие малышей через дидактические игры» сообщение из опыта работы
статья (младшая группа) на тему
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты. И огромное место в качестве сенсорного развития отводится дидактическим играм, основная особенность которых, это - обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сенсорное развитие малышей через дидактические игры»
Сообщение из опыта работы
Подготовила воспитатель
Муравьева Елена Геннадьевна
С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человечку нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий. Ребенок познаёт окружающий его мир. И большое значение необходимо уделять сенсорному развитию дошкольников, которое является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве. Ранний возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Сенсорное воспитание детей третьего года жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты. И огромное место в качестве сенсорного развития отводится дидактическим играм, основная особенность которых, это - обучение.
Дидактические игры, которые педагог использует в своей работе, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора и самовыражения. Наличие в этих играх обучающей задачи, содержания и правил, дает педагогу возможность более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.
В этом году я работаю с детьми раннего возраста. В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы использую игры в разные периоды режимных моментов – в утреннее время, перед обедом, и в вечернее время.
Первый эталон сенсорного развития, который мы изучали с детьми – цвет. Сначала организую, простые дидактические игры такие, как «Найди такой же бантик, как у меня», «Найди цветок такого же цвета», «Разложи карандаши» и другие. Привлекаю детей к повторению за мной, показываю другие предметы такого цвета, например, желтого. Продолжая работу над цветом, использую разные виды конструкторов, которые помогают мне в работе с детьми. Работа по знакомству с цветом продолжается и в продуктивной деятельности. При рисовании или лепке обязательно обращаю внимание на цвет карандаша или пластилина. Например. «Дорисуй ниточки шарикам», «Лучики для солнышка», «Подбери серединку к цветочку» и другие. Далее веду работу по знакомству детей с формой. Это круг, квадрат, треугольник. Изучать форму с детьми мне помогает деревянный плоскостной конструктор. Мы выкладываем с детьми домики, заборчики, дорожки, изучая при этом форму и цвет. После этого перехожу к объемным предметам, используя дидактические игры «Что за форма?», «Потрогай и угадай», «Разные шарики для зайца и лисы» и другие. В работе использую игровые упражнения, например, «Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат» или предлагаю разложить на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета.
Следующим сенсорным эталоном является величина. Научив детей определять форму и цвет предмета, начинаю знакомить их с величиной. Для этого мы с детьми отправились в путешествие по группе, рассматривали предметы и игрушки, которые живут в нашей групповой комнате «Стол большой, а стул маленький», «Медведь большой, зайчик маленький». Затем игры постепенно усложняются: «Выложи шары по величине», «Найди большой шар и маленький», «Найди большую пирамидку и маленькую» и т. д. В работе с детьми использую так называемые игры – задачи, которые способствуют умению сосредотачиваться. К таким играм относятся: ««Кто где живет?», «Разрезанные картинки», ««Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик».
Незаменимая роль принадлежит в знакомстве с величиной конструированию. Дети раннего возраста легко осваивают такие понятия, как большой - маленький, много - один.
Умение определять форму и величину предмета дают ребенку возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, кубики – накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.п.). В своей работе использую следующие игры «Большие и маленькие мячи», ««Помоги мишутке найти свою тарелку», «Посели зверюшек в домики», «Разложи по полочкам» и другие.
Большое значение при проведении дидактических игр играет речь детей. Поэтому, при проведении игр побуждаю детей к проговариванию, называнию, повторению слов. При проведении дидактических игр включаю в них и звуковую культуру речи. Например, «Подуй как ветерок», «Дует – дует ветерок», «Зашумели деревья».
Речь детей неразрывно связана с мелкой моторикой рук. Для развития мелкой моторики в группе есть центр, где размещены игры и пособия: шнуровки, вкладыши, панно с замочками, пуговками и кнопочками и т.д.
Таким образом, можно отметить, что использование в работе дидактических игр, эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развивать речь и сенсорные эталоны. У дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.
В каждой возрастной группе продолжается работа по сенсорному развитию, усложняются задачи, для решения которых педагог использует разнообразные формы и методы. Но дидактические игры всегда и везде остаются в арсенале педагога, большими помощниками в работе.
Но необходимым условием для правильного и своевременного развития ребенка является тесный контакт детского сада и семьи. Часто родителей беспокоит то, что их ребенок, не знает цвета, форму и величину. С родителями систематически проводятся беседы, в уголок родителей помещается необходимый материал для закрепления знаний дома, дается рекомендации, проводим мастер – классы с показом дидактического материала. Добиться хороших результатов в воспитании и обучении детей можно только, работая в тесном контакте с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)
Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...
Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры и упражнения
Статья о значении сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.
Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...
Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада
Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....