«Сенсорное развитие малышей через дидактические игры» сообщение из опыта работы
статья (младшая группа) на тему

Муравьева Елена Геннадьевна

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется  в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты. И  огромное место в качестве сенсорного развития отводится дидактическим играм, основная особенность которых, это -  обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие  малышей через дидактические игры»

Сообщение из опыта работы

Подготовила воспитатель

Муравьева Елена Геннадьевна

     С первых дней посещения детского сада ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. Мир, окружающий ребёнка с рождения, сложный и многогранный. Чтобы жить в таком мире, маленькому человечку  нужно научиться разбираться в качествах и свойствах предметов, в их предназначении, разнообразных явлениях. Ребёнок является природным исследователем мира, в котором он живёт. Малыш открывает мир с помощью ощущений, чувств, переживаний, действий.  Ребенок  познаёт окружающий его мир. И большое значение необходимо уделять сенсорному развитию дошкольников, которое является условием успешного овладения любой практической деятельностью.

     Сенсорное развитие является частью общего развития малыша, основой формирования его умений и навыков. По сути, это развитие восприятия ребенка и формирование знаний о форме и цвете предметов, их величине, запахе и вкусе, положении в пространстве. Ранний возраст наиболее благоприятен  для накопления представлений об окружающем мире. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

     Сенсорное воспитание  детей третьего года жизни  заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

   Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется  в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка - это специально организованная обстановка и режимные моменты. И  огромное место в качестве сенсорного развития отводится дидактическим играм, основная особенность которых, это -  обучение.

Дидактические игры, которые педагог использует в своей работе, учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности, принцип добровольности, право самостоятельного выбора  и самовыражения. Наличие в этих играх обучающей задачи, содержания и правил,  дает педагогу возможность  более планомерно использовать эти игры для сенсорного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, развитию сенсорного опыта.

     В этом году я работаю с детьми раннего возраста. В работе по сенсорному развитию детей первой младшей группы использую игры в разные периоды режимных моментов – в утреннее время, перед обедом, и в вечернее время.

     Первый эталон сенсорного развития,  который мы изучали с детьми – цвет. Сначала организую, простые дидактические игры такие, как «Найди такой же бантик, как у меня», «Найди цветок такого же цвета», «Разложи карандаши» и другие.  Привлекаю детей к повторению за мной, показываю другие предметы такого цвета, например, желтого. Продолжая работу над цветом, использую разные виды конструкторов, которые помогают мне в работе  с детьми. Работа по знакомству с цветом продолжается  и в продуктивной деятельности. При рисовании или лепке обязательно обращаю внимание на цвет карандаша или пластилина. Например. «Дорисуй ниточки шарикам», «Лучики для солнышка», «Подбери серединку к цветочку» и другие. Далее веду работу по знакомству детей с формой. Это круг, квадрат, треугольник. Изучать форму  с детьми мне помогает деревянный плоскостной конструктор. Мы выкладываем с детьми домики, заборчики, дорожки, изучая при этом форму и цвет. После этого перехожу к объемным предметам, используя дидактические игры «Что за форма?», «Потрогай и угадай», «Разные шарики для зайца и лисы» и другие. В работе использую игровые упражнения, например,  «Найди пару: красный квадрат, желтый круг, синий треугольник, зеленый квадрат» или  предлагаю разложить  на столе по две одинаковые геометрические фигуры разного цвета.

     Следующим  сенсорным эталоном является величина. Научив детей определять форму и цвет  предмета, начинаю знакомить их с величиной. Для этого мы с детьми отправились в путешествие по группе, рассматривали предметы и игрушки, которые живут в нашей групповой комнате «Стол большой, а стул маленький», «Медведь большой, зайчик маленький». Затем игры постепенно усложняются: «Выложи шары по величине»,  «Найди большой шар и маленький», «Найди большую пирамидку и маленькую»  и т. д.  В работе с детьми использую так называемые игры – задачи, которые способствуют умению сосредотачиваться. К таким играм относятся: ««Кто где живет?», «Разрезанные картинки», ««Найди большой листочек и маленький», «Найди большое дерево и маленький кустик».

Незаменимая роль принадлежит в знакомстве с величиной конструированию. Дети раннего возраста легко осваивают такие понятия, как большой - маленький, много  - один.

Умение определять форму и величину предмета дают ребенку  возможность выполнять те или иные действия (шарики можно катать, кубики – накладывать друг на друга, большую куклу можно усадить на большой стульчик и нельзя на маленький и т.п.). В своей работе использую следующие игры «Большие и маленькие мячи», ««Помоги мишутке найти свою тарелку», «Посели зверюшек в домики», «Разложи по полочкам» и другие.

     Большое значение при проведении дидактических игр играет речь детей. Поэтому, при проведении игр побуждаю детей к проговариванию, называнию, повторению слов. При проведении дидактических игр включаю в них и звуковую культуру речи. Например, «Подуй как ветерок», «Дует – дует ветерок», «Зашумели деревья».

Речь детей неразрывно связана с мелкой моторикой рук. Для развития мелкой моторики  в группе  есть центр, где размещены  игры и пособия: шнуровки, вкладыши, панно с замочками, пуговками и кнопочками и т.д.

     Таким образом, можно отметить, что использование в работе дидактических игр,  эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развивать речь и сенсорные эталоны. У дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой и учебной деятельности. Сенсорное воспитание является базой для изучения математики и овладения письмом.

     В каждой возрастной группе продолжается работа по сенсорному развитию, усложняются задачи,  для решения которых педагог использует разнообразные формы и методы. Но дидактические игры всегда и везде  остаются в арсенале педагога, большими помощниками в работе.  

Но необходимым условием для правильного и своевременного развития ребенка является тесный контакт детского сада и семьи. Часто родителей беспокоит то, что их ребенок, не знает цвета, форму и величину. С родителями систематически проводятся беседы, в уголок родителей помещается необходимый материал для закрепления знаний дома, дается рекомендации, проводим мастер – классы с показом дидактического материала. Добиться хороших результатов в воспитании и обучении детей можно только, работая в тесном контакте с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Музыка, общение, движение, игра" (сообщение из опыта работы)

Обобщение опыта работы за 2010-11 уч. год по теме "Развитие коммуникативных способностей детей средствами музыкального воспитания"...

Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры и упражнения

Статья о значении сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию через дидактические игры.Выполнила Утемишева Г.К.

Перспективный план работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию  через дидактические  игры Сентябрь- январь 1 этап. Накопление сенсорного опыта, развитие предметно...

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада

Сенсорное воспитание через дидактические игры в средней группе детского сада  Раннее детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Все осваивается и познается впервые. Нет ...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....