"Система работы по сенсорному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему
Данный материал позволяет раскрыть основные аспекты по сенсорному и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по сенсорному и интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Последние исследования показали, что 30-40 % первоклассников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают, не считают и не пишут (именно это часто становится критерием оценки готовности к школе), а в том, что ориентировка действующих учреждений на приоритет раннего обучения катастрофически снижает психологическую готовность детей к обучению. Общий уровень их развития и воспитания. К сожалению, многие детские сады утратили функции учреждения, в котором дети развиваются нравственно, эстетически, интеллектуально, учатся сотрудничать, общаться. Система работы сенсорного и интеллектуального развития – целенаправленно формирует познавательную сферу ребенка и развитие его личности.
Познавательная сфера включает в себя сенсорное развитие, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сферы.
Особое внимание уделяется формированию умения объяснять свои действия, доказывать их целесообразность, умение объяснять свои действия, доказывать их целесообразность, умение выражать в речи, устанавливаемые причинно-следственные связи и грамматически правильно оформлять свои высказывания.
Теоретическая разработка системы сенсорного воспитания и внедрения ее в практику детских садов имеет важное значение для решения проблемы умственного воспитания дошкольников.
Формирование определенных сенсорных эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия. При ознакомлении с цветами спектра и оттенками большое значение имеет самостоятельное получение их детьми.
В ознакомлении с геометрическими фигурами и их разновидностями существенную роль играет обучение детей приему обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением руки, а также сопоставление фигур, воспринимаемых зрительно и осязательно.
Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывания или нарастающей величины. При этом ребенок ориентируется сначала на общую форму образца, а потом начитает осознавать отношение между элементами (каждый следующий элемент больше или меньше предыдущего).
В современной системе сенсорного воспитания наряду с непрерывной образовательной деятельностью определенное место отводиться дидактическим играм.
Дидактические игры и упражнения используются в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений, а также применяются в качестве одного из методов проведения НОД. Способность использовать сенсорный опыт является общей способностью, необходимой в самых различных областях жизни.
Игровой сюжет позволяет найти мотив поиска сравнений.
Включение разнообразных приемов значительно улучшает память, внимание, логическое мышление, высокий уровень воображения, хорошую контактность детей как со сверстниками, так и с взрослыми. У детей развивается умение работать в парах, слушать и слышать педагога, а главное – дети уверены в себе, не боятся высказывать свои мысли, активны и жизнерадостны.
Из всего выше сказанного вытекает вывод о необходимости проведения систематической работы по развитию познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением речи решение коррекционных задач обучения осуществляется в условиях реализации коммуникативной системы, формирование у них речевого поведения.
Рассмотрим привычный набор занятий по формированию сенсорных эталонов, используемый в детских дошкольных образовательных учреждениях. Это математика, лепка, рисование и аппликация. Развитие фонематического слуха обычно не относится к числу таких проблем. К специальному его формированию прибегают только в случае нарушения в развитии речи. Вместе с тем, возможности сенсорного и интеллектуального развития реализуется недостаточно.
За время работы у меня выработалась определенная система формирования сенсорных эталонов, которая несколько отличается от традиционной системы по психологическому подходу к этой проблеме. Проводятся они в форме подгрупповых занятий. Целью занятий является целенаправленное формирование познавательной сферы ребенка с нарушением речи. Эта работа включает в себя сенсорное развитие, развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, мотивационной сферы.
Осуществляется развитие основных видов чувствительности, восприятие пространственно-временных отношений, накопление знаний о предметах и явлениях окружающего мира, их взаимосвязях.
Интеллектуальное развитие осуществляется через развитие психических процессов, памяти, внимания. Особое внимание уделяется развитию мышления, как наглядно – действенного, так и словесно-логического, формированию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования.
Значительное место занимает работа по формированию воображения, развитию самостоятельности ребенка, его самосознание через совместную деятельность.
Употребление речевых конструкций происходит в связи с организацией деятельности в процессе занятий, побуждающей к речевому действию, в процессе решения различных интеллектуальных задач.
Особое внимание уделяется формированию умения объяснять свои действия, доказывать их целесообразность, умению выражать в речи, устанавливаемые причинно-следственные связи и грамматически правильно оформлять свои высказывания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В данной статье освещаются вопросы формирования монологической речи в соответствии с периодами обучения, задачи подготовительного этапа обучения, методические принципы формирования связной речи. Предс...
Практикум для родителей с детьми старшей группы Тема: «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста»
В этой работе представлен материал, который поможет сконцентрировать внимание детей и родителей на игровые правила, погрузить участников в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на ...
Система работы ДОУ по воспитанию толерантности у детей старшего дошкольного возраста
презентация к городскому семинару...

Из опыта работы "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Основные выдержки из опыта работы воспитателя...

Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из ...
Из опыта работы:"Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша"
В современной реальности информационных технологий, когда наиболее актуальной становится проблема развития человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, осно...

Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»....