Из опыта работы "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
материал по теме
Предварительный просмотр:
«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
«…Без шахмат и шашек нельзя представитьполноценного воспитания умственных способностей и памяти…»
В.Сухомлинский
Ребенку с детства необходимо прививать стремление к получению хорошего образования, профессии. Родители совместно с педагогами должны помогать ребенку развивать логическое мышление
Тема обучения старших дошкольников игре в шашки и шахматы в педагогике мало изучена. Однако, швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово», «мысль — действие». В связи с этим можно сделать вывод, что игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме, они являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Актуальность проблемы обучения детей игре в шашки и шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников, а также созданием условия для формирования логического мышления в непринужденной игровой форме.
Новизна опыта состоит в том, что в настоящее время не существует единой программы по обучению детей старшего дошкольного возраста играм в шашки и шахматы, которая бы позволила получить необходимые знания и умения, и дала бы возможность обеспечения методическим материалом педагогов ДОУ.
Отличительной особенностью опыта является:
- направление акцента на начальную подготовку детей, начинающих с «нуля»;
- формирование разновозрастных групп в зависимости от уровня подготовки.
Цель опыта: развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки и шахматы.
Обучающие задачи:
1.научить детей играть в настольную игру шашки, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие;
2. обучить простым комбинациям, практике шашечной игры;
3.обеспечить успешное овладение детьми основополагающих принципов ведения шашечной партии.
Развивающие задачи:
1.развивать стремления детей к самостоятельности;
2.активизировать мыслительную деятельность дошкольников: тренировать логическое и стратегическое мышление, память и наблюдательность;
3.развивать умственные способности: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления.
Воспитательные задачи:
1.воспитать отношение к шашкам и шахматам как к серьезным, полезным и нужным занятиям;
2.воспитать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, организованность, волю, трудолюбие, усидчивость, чувство коллективизма самостоятельность в принятии решений;
3.выработать у детей умения применять полученные знания на практике.
Дидактические принципы:
развивающей деятельности-игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
вариативности – у детей формируется собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
доступности, последовательности и системности программного материала
творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Методы проведения игровых встреч
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Направления
- методическая деятельность с педагогами
- организованная кружковая деятельность с детьми
- взаимодействие с родителями
- социальное партнерство
Этапы обучения игре в шахматы и шашки
- знакомство с доской
- знакомство с фигурами
- обучение правилам игры
- решение задач и этюдов
- игра в шахматы и шашки
Теоретическая значимость опыта:
- Проанализирован, обобщен, систематизирован материал по проблеме.
- Разработана программа дополнительного образования по обучению детей игре шахматам и шашкам.
- Разработаны методические рекомендации
Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Сегодня мне хотелось бы поделиться своим опытом работы, во главе которой стоит умный, здоровый, играющий ребенок. В последние годы сложилась тенденция постепенного ухода игры из ...
«Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста....
Статья «Экспериментирование как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,но открыть так,чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги....
Проект «Викторина как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста по - прежнему остается актуальным на сегодняшний день, так как имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для ус...
Презентация "Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Презентация "Игра в шахматы как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов...
Сообщение из опыта работы на тему: «Игра как средство всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста»
Детство, уникальный и волшебный мир. В дошкольном детстве – коротком, но важном периоде детки приобретают первоначальные знания об окружающем мире. ...