Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
методическая разработка

Бодунова Татьяна Алексеевна.

Предварительный просмотр:

  Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

        Цель :

 Развивать творческие способности  старших дошкольников средствами  новых технологий в театрализованной деятельности.

Задачи:

1.  Создание системы работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности средствами новых технологий.

2.Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими образовательными областями НОД в едином педагогическом процессе.

3.Создание специально организованной театральной среды  развития.

4.Создание условий  для развития эмоциональной сферы дошкольников и овладению коммуникативными навыками.

5.Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

             Свою систему работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством  новых технологий театрализованной деятельности   я выстроила в соответствии со следующими принципами:

  1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, и главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

 2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

 3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребенка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.

4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.

 5 . Принцип минимакса – учет индивидуальных  способностей детей и   обеспечение им продвижения вперед своим темпом.  

 6. Принцип успешности – подразумевающий то, что ребенок получает знания, которые  он способен успешно выполнить( ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребенка).

7. Принцип интегративности – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, связывает все образовательные области

( коммуникация, познание,  чтение художественной литературы ,художественное творчество, физическая культура) осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов.

Актуальность:

С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность  способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Моя система работы включает в себя  применение таких новых  технологий , как  проектная деятельность,  тренинговые упражнения, театрализованная ритмопластика, мнемотехника, технологии ТРИЗ, интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии.

При помощи созданной мною  системы работы  развитие  творческих

способностей детей старшего дошкольного возраста посредством новых технологий в

 театрализованной деятельности осуществляется по  следующим блокам:

Первый блок « Что такое театр?»

. Знакомство детей с историей театра, профессиями

людей работающих в нем. Рассказы о различных театрах, рассматривание иллюстраций. Разработка дидактических игр и наглядного материала.

Второй блок «Волшебный мир эмоций».

 Знакомство детей с детей с основными эмоциями

человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Проведение игр с картинками «Эмоции для всех» по каждой эмоции. Коррекция поведения ребенка, развитие способности быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.

Третий блок «Люблю своего героя». 

Проведение игр с целью тренировки речевого

аппарата, различных групп мышц, дыхания. Творческие игры со словами, упражнения на дикцию,

Особенности организации работы по системе.  

              Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей    в группе увлекательнее, разнообразнее.

Театрализованная деятельность в моей работе пронизывает все режимные моменты:

 я  включаю ее во все  виды НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время,  в самостоятельную деятельность детей.

 Театрализованная игра : во время НОД  я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В НОД ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить  те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД  способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.

 Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность  детей на прогулке, вне НОД. Сюда я включаю игровые ситуации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры-рисования на свободную

тему, строительные игры с драматизацией.

 Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей

В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры

 детей.

Реализация  содержания  системы работы предусматривает следующие этапы:

I этап – подготовительный.

II этап – мониторинговый.

III этап – реализационный.

IV этап – итоговый (аналитический).

I этап – Подготовительный

Подготовительный этап включает в себя:

– подбор и изучение литературы по проблеме;

– подбор творческих заданий и игр на развитие театрализованной деятельности в соответствии с возрастом;

– знакомство родителей с планом воспитателя по театральной деятельности ;

–изучение представлений детей о театре, мониторинг знаний, умений и навыков по театрализованной деятельности;

–создание условий для  театральной деятельности детей.

II этап – Мониторинговый

Данный этап включает в себя:

– проведение мониторинга ( на начало учебного года) ;

– разработка системы работы по театрализованной деятельности;

– разработка консультаций для родителей;

– оценка эффективности работы ( промежуточный мониторинг);

Эффективность проводимой театрализованной деятельности с детьми    я определяю с  помощью мониторингового комплекса, который предусматривает как психологическую, так  и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.

Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности  я  взяла по методу Т.С. Комаровой) это:

- знание основ театральной культуры;

- речевая культура;

- навыки кукловождения;

- эмоционально-образное развитие;

- основы коллективной творческой деятельности;

Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:

- поведенческая активность;

- коммуникативно- речевые навыки;

- отношения с взрослыми;

- любознательность;

- стремление к общению в больших группах детей;

- желание стать лидером в группе;

- конфликтность, агрессивность;

III этап – Реализационный

– реализация системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами новых технологий в театрализованной деятельности;

– проведение индивидуальной работы с детьми с целью раскрытия творческого потенциала ребенка ;

– мастер- класс  для воспитателей «Организация театральной деятельности» ;

– семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческого воображения».

IV этап – Итоговый

 –   Анализ проведенной работы – мониторинговой и практической.

– Проведение  мониторинга (конец учебного года).

– Презентация работы  по театрализованной деятельности.

– Организация выставки детских работ по театрализованной деятельности    

Методическое содержание театрализованной деятельности.

В своей  работе я использую следующие виды технологий в  театрализованной деятельности

1.Мнемотехника

2.Ритмопластика

3.ИКТ

4.Технологю ТРИЗ

Здоровьесберегающие технологии.

Моя система работы предусматривает использование новых технологий в театрализованной деятельности по 4-ем  направлениям:

1. В работе с детьми.

2. В работе с педагогами

3. Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

4. Создание специально организованной театральной среды  развития .

 1.Работа с детьми.

В работе с детьми я использую следующие виды театров:

1. Ладошковый

2. Конусный

3. Нагрудный

4. Ложковый

5. Театр масок

6. Фартучный

7 Вязаный

8. Пальчиковый

9. Платочковый

10. Театр теней

11. Бибабо

12. Плоскостной

2.Работа с педагогами

Успешный педагог - это не только субъект, имеющий педагогические знания,

подобающий внешний вид, но и человек обязательно владеющий актерскими

педагогическими умениями.

С педагогами был проведен мастер-класс по теме: Театральный ринг», семинар-практикум «Мнемотехника», консультация «Проектная деятельность в ДОУ», педагогическая гостиная «Театрализованная деятельность в ДОУ, консультация «Чем хороши театрализованные игры», семинар-практикум  «Театральная деятельность», деловая игра «Театр и дети».

Выставка методической литературы «Виды театров

  • Взаимодействие с родителями.

Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы,  помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам  удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных  представлениях в качестве актеров.

 Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией.

Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью 2012 года  с помощью родителей изготовили «Театр овощей» по  сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток. Для проведения эффективной  работы по театрализованной деятельности  в домашних условиях родители получают  рекомендации в виде консультаций.

 Провела для родителей родительское собрание «Театральная мастерская», долгосрочный проект «Театр наш друг и помощник», семинар-практикум «Кукольный театр своими руками», мастер-класс «Театрализованные игры как средство общения с ребенком», совместно с родителями и детьми  осуществили проект «Театр детям», консультации «История кукольного театра», работа в творческой мастерской «Праздник старой перчатки», театрализованные представления  совместно с родителями «Кошкин дом». «Теремок», «Дюймовочка», анкетирование «Значение театра в жизни дошкольника».

  •  Создание специально организованной театральной среды  развития

    Важную роль в развитии творческих способностей  я отвожу  организации предметно - пространственной среды в группе , которая обеспечивает:

- совместную театрализованную деятельность детей;

- является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой

его самообразования.

В нее входит :

-:нетрадиционные виды театров( ложковый,  вязаный, платочный, пальчиковый,

фартучный и др.)

-атрибуты для различных игровых позиций ( костюмы. маски, декорации, книги)

-картотека игр и этюдов на развитие эмоций;

-картотека игр по ритмопластике;

-картотека пальчиковых игр;

-мнемосхемы для заучивания стихотворений, считалок, потешек;

-уголок театрализованной деятельности;

-мультимедийные средства;

-нестандартное оборудование (мягкие модули).

      Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает также соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:

-обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

-организация «зон приватности»;

-предоставление права и свободы выбора;

-создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

 -полифункциональность использования помещений и оборудования;

-возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей у меня в группе созданы благоприятные условия.

Для  успешной реализации системы работы  по театрализованной деятельности  необходимы следующие условия:

       1. Применение инновационных методов и технологий в театрализованной деятельности.

      2. Создание специально организованной театральной среды  развития ( атрибуты,

пособия, картотека театрализованных игр, мнемотаблицы, нетрадиционные виды театров

элементы

костюмов, аудиозаписи, театральный уголок и др.)

     3. Изготовление и применение нетрадиционных видов театра.

     4. Организация и проведение мониторинга театрализованной деятельности  и его

анализ  с целью обследования уровня развития творческих способностей детей.

     5. Насыщение  театрализованной деятельности интересным и эмоционально-

значимым содержанием.

    6. Наличие интересных и эффективных методов и приемов

    7. Совместное участие в театрализованной деятельности детей и взрослых

( педагогов и родителей).

          Мой опыт работы показывает, что использование в работе с дошкольниками новых технологий в театрализованной деятельности   таких как  проектный метод, мнемотехника, театрализованная ритмопластика значительно повышает уровень сформированности у детей театрализованных умений, обогащает их знания о театральной деятельности. Организуя  театрализованную деятельность детей в, я отметила, что данная деятельность интересна и полезна детям.

Дети стали больше проявлять выдумки и фантазии. Они играют с большим удовольствием, создают свои сказки, придумывают порой удивительные истории, проявляют фантазию, воображение и творчество. Для них это своеобразная школа общения, самовыражения, познания.

Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Мониторинг детей подготовительной группы по развитию навыков театрализованной деятельности     подтверждает, что 89% детей показали высокий уровень развития творческих способностей в театрализованной деятельности, 11%  детей - средний , и 0%  -низкий.

                                   

                                   

                         

 

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе работы, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной мною  работы:

   1. Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями.

  2 .Дети  проявляют интерес к истории театра.

3.В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения.

4.У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами.

    5. Дети владеют приемами нанесения  театрального грима.

  6. У детей появился интерес к подготовке театрализованного показа.

  7. К 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев, пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.

   8. Родители активно участвуют в  совместной театрализованной деятельности.

   9 .Повысилось профессиональное мастерство педагогов ДОУ в применении новых технологий театрализованной деятельности.

Перспективы:

В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию творческих способностей детей:

- пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;

- сделать традицией отмечание Дня театра;

- найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театрализованной деятельности, с целью обмена опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС

Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка. Современн...

Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»

laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...

Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...