Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по теме: « Формирование интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Цель :
Развивать творческие способности старших дошкольников средствами новых технологий в театрализованной деятельности.
Задачи:
1. Создание системы работы по развитию творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности средствами новых технологий.
2.Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими образовательными областями НОД в едином педагогическом процессе.
3.Создание специально организованной театральной среды развития.
4.Создание условий для развития эмоциональной сферы дошкольников и овладению коммуникативными навыками.
5.Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Свою систему работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством новых технологий театрализованной деятельности я выстроила в соответствии со следующими принципами:
1. Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех, и главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.
2. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
3. Принцип целостного представления о мире – формирование научной картины мира, личностном отношении ребенка к полученным знаниям, умение применять их в своей практической деятельности.
4. Принцип вариативности – понимание возможности различных вариантов решения задачи.
5 . Принцип минимакса – учет индивидуальных способностей детей и обеспечение им продвижения вперед своим темпом.
6. Принцип успешности – подразумевающий то, что ребенок получает знания, которые он способен успешно выполнить( ситуация успеха стимулирует развитие каждого ребенка).
7. Принцип интегративности – театрализованная деятельность включена в общую систему воспитательно-образовательного процесса, связывает все образовательные области
( коммуникация, познание, чтение художественной литературы ,художественное творчество, физическая культура) осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов.
Актуальность:
С помощью театрализованной деятельности дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе игры, слушанья, просмотра произведений активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи и ее интонационный строй, проявляется творчество ребенка, накапливается опыт разнообразных переживаний. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Театрализованная деятельность способствует гармоничному развитию дошкольников. Их жизнь в детском саду становится интереснее, содержательнее, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.
Моя система работы включает в себя применение таких новых технологий , как проектная деятельность, тренинговые упражнения, театрализованная ритмопластика, мнемотехника, технологии ТРИЗ, интерактивные технологии, здоровьесберегающие технологии.
При помощи созданной мною системы работы развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста посредством новых технологий в
театрализованной деятельности осуществляется по следующим блокам:
Первый блок « Что такое театр?»
. Знакомство детей с историей театра, профессиями
людей работающих в нем. Рассказы о различных театрах, рассматривание иллюстраций. Разработка дидактических игр и наглядного материала.
Второй блок «Волшебный мир эмоций».
Знакомство детей с детей с основными эмоциями
человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Проведение игр с картинками «Эмоции для всех» по каждой эмоции. Коррекция поведения ребенка, развитие способности быть открытым и чутким, понимать чувства и эмоции других людей.
Третий блок «Люблю своего героя».
Проведение игр с целью тренировки речевого
аппарата, различных групп мышц, дыхания. Творческие игры со словами, упражнения на дикцию,
Особенности организации работы по системе.
Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
Театрализованная деятельность в моей работе пронизывает все режимные моменты:
я включаю ее во все виды НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, в самостоятельную деятельность детей.
Театрализованная игра : во время НОД я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В НОД ввожу персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения НОД способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игры.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых: это совместная деятельность детей на прогулке, вне НОД. Сюда я включаю игровые ситуации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов, игры-рисования на свободную
тему, строительные игры с драматизацией.
Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей
В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры
детей.
Реализация содержания системы работы предусматривает следующие этапы:
I этап – подготовительный.
II этап – мониторинговый.
III этап – реализационный.
IV этап – итоговый (аналитический).
I этап – Подготовительный
Подготовительный этап включает в себя:
– подбор и изучение литературы по проблеме;
– подбор творческих заданий и игр на развитие театрализованной деятельности в соответствии с возрастом;
– знакомство родителей с планом воспитателя по театральной деятельности ;
–изучение представлений детей о театре, мониторинг знаний, умений и навыков по театрализованной деятельности;
–создание условий для театральной деятельности детей.
II этап – Мониторинговый
Данный этап включает в себя:
– проведение мониторинга ( на начало учебного года) ;
– разработка системы работы по театрализованной деятельности;
– разработка консультаций для родителей;
– оценка эффективности работы ( промежуточный мониторинг);
Эффективность проводимой театрализованной деятельности с детьми я определяю с помощью мониторингового комплекса, который предусматривает как психологическую, так и педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности.
Критерии педагогической оценки развития навыков театрализованной деятельности я взяла по методу Т.С. Комаровой) это:
- знание основ театральной культуры;
- речевая культура;
- навыки кукловождения;
- эмоционально-образное развитие;
- основы коллективной творческой деятельности;
Критерии психологической оценки развития навыков театрализованной деятельности:
- поведенческая активность;
- коммуникативно- речевые навыки;
- отношения с взрослыми;
- любознательность;
- стремление к общению в больших группах детей;
- желание стать лидером в группе;
- конфликтность, агрессивность;
III этап – Реализационный
– реализация системы работы по развитию творческих способностей старших дошкольников средствами новых технологий в театрализованной деятельности;
– проведение индивидуальной работы с детьми с целью раскрытия творческого потенциала ребенка ;
– мастер- класс для воспитателей «Организация театральной деятельности» ;
– семинар-практикум для родителей «Использование обычных предметов для развития творческого воображения».
IV этап – Итоговый
– Анализ проведенной работы – мониторинговой и практической.
– Проведение мониторинга (конец учебного года).
– Презентация работы по театрализованной деятельности.
– Организация выставки детских работ по театрализованной деятельности
Методическое содержание театрализованной деятельности.
В своей работе я использую следующие виды технологий в театрализованной деятельности
1.Мнемотехника
2.Ритмопластика
3.ИКТ
4.Технологю ТРИЗ
Здоровьесберегающие технологии.
Моя система работы предусматривает использование новых технологий в театрализованной деятельности по 4-ем направлениям:
1. В работе с детьми.
2. В работе с педагогами
3. Приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
4. Создание специально организованной театральной среды развития .
1.Работа с детьми.
В работе с детьми я использую следующие виды театров:
1. Ладошковый
2. Конусный
3. Нагрудный
4. Ложковый
5. Театр масок
6. Фартучный
7 Вязаный
8. Пальчиковый
9. Платочковый
10. Театр теней
11. Бибабо
12. Плоскостной
2.Работа с педагогами
Успешный педагог - это не только субъект, имеющий педагогические знания,
подобающий внешний вид, но и человек обязательно владеющий актерскими
педагогическими умениями.
С педагогами был проведен мастер-класс по теме: Театральный ринг», семинар-практикум «Мнемотехника», консультация «Проектная деятельность в ДОУ», педагогическая гостиная «Театрализованная деятельность в ДОУ, консультация «Чем хороши театрализованные игры», семинар-практикум «Театральная деятельность», деловая игра «Театр и дети».
Выставка методической литературы «Виды театров
- Взаимодействие с родителями.
Творчеству детей способствует установившийся контакт педагогов с родителями наших воспитанников. Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы, которой нам удалось достичь, является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров.
Родители привлекаются и к работе над кукольной театрализацией.
Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Осенью 2012 года с помощью родителей изготовили «Театр овощей» по сказке «Репка», куклы на деревянных ложках, из перчаток. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций.
Провела для родителей родительское собрание «Театральная мастерская», долгосрочный проект «Театр наш друг и помощник», семинар-практикум «Кукольный театр своими руками», мастер-класс «Театрализованные игры как средство общения с ребенком», совместно с родителями и детьми осуществили проект «Театр детям», консультации «История кукольного театра», работа в творческой мастерской «Праздник старой перчатки», театрализованные представления совместно с родителями «Кошкин дом». «Теремок», «Дюймовочка», анкетирование «Значение театра в жизни дошкольника».
- Создание специально организованной театральной среды развития
Важную роль в развитии творческих способностей я отвожу организации предметно - пространственной среды в группе , которая обеспечивает:
- совместную театрализованную деятельность детей;
- является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой
его самообразования.
В нее входит :
-:нетрадиционные виды театров( ложковый, вязаный, платочный, пальчиковый,
фартучный и др.)
-атрибуты для различных игровых позиций ( костюмы. маски, декорации, книги)
-картотека игр и этюдов на развитие эмоций;
-картотека игр по ритмопластике;
-картотека пальчиковых игр;
-мнемосхемы для заучивания стихотворений, считалок, потешек;
-уголок театрализованной деятельности;
-мультимедийные средства;
-нестандартное оборудование (мягкие модули).
Проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает также соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды:
-обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
-организация «зон приватности»;
-предоставление права и свободы выбора;
-создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
-полифункциональность использования помещений и оборудования;
-возрастная и полоролевая адресованность оборудования и материала.
Для самостоятельной театрализованной деятельности детей у меня в группе созданы благоприятные условия.
Для успешной реализации системы работы по театрализованной деятельности необходимы следующие условия:
1. Применение инновационных методов и технологий в театрализованной деятельности.
2. Создание специально организованной театральной среды развития ( атрибуты,
пособия, картотека театрализованных игр, мнемотаблицы, нетрадиционные виды театров
элементы
костюмов, аудиозаписи, театральный уголок и др.)
3. Изготовление и применение нетрадиционных видов театра.
4. Организация и проведение мониторинга театрализованной деятельности и его
анализ с целью обследования уровня развития творческих способностей детей.
5. Насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально-
значимым содержанием.
6. Наличие интересных и эффективных методов и приемов
7. Совместное участие в театрализованной деятельности детей и взрослых
( педагогов и родителей).
Мой опыт работы показывает, что использование в работе с дошкольниками новых технологий в театрализованной деятельности таких как проектный метод, мнемотехника, театрализованная ритмопластика значительно повышает уровень сформированности у детей театрализованных умений, обогащает их знания о театральной деятельности. Организуя театрализованную деятельность детей в, я отметила, что данная деятельность интересна и полезна детям.
Дети стали больше проявлять выдумки и фантазии. Они играют с большим удовольствием, создают свои сказки, придумывают порой удивительные истории, проявляют фантазию, воображение и творчество. Для них это своеобразная школа общения, самовыражения, познания.
Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Мониторинг детей подготовительной группы по развитию навыков театрализованной деятельности подтверждает, что 89% детей показали высокий уровень развития творческих способностей в театрализованной деятельности, 11% детей - средний , и 0% -низкий.
Итоги наблюдений, осуществленных в процессе работы, позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проведенной мною работы:
1. Дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями.
2 .Дети проявляют интерес к истории театра.
3.В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения.
4.У дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами.
5. Дети владеют приемами нанесения театрального грима.
6. У детей появился интерес к подготовке театрализованного показа.
7. К 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев, пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.
8. Родители активно участвуют в совместной театрализованной деятельности.
9 .Повысилось профессиональное мастерство педагогов ДОУ в применении новых технологий театрализованной деятельности.
Перспективы:
В дальнейшем планирую продолжить работу по развитию творческих способностей детей:
- пополнить уголок театрализации куклами марионетками и ростовыми куклами;
- сделать традицией отмечание Дня театра;
- найти пути взаимодействия с воспитателями других детских садов, работающих по театрализованной деятельности, с целью обмена опытом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности".
презентация...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ
Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...
Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГОС
Краткая аннотация проекта.В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современн...
Личный творческий план по теме : «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» в соответствии с ФГОС»
laquo;Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»на 2018 – 2019 учебный год...
Доклад из личного опыта на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами логико-математических игр»
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
в дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребёнка, которые воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, и...
- Мне нравится (1)