Конспект занятия на тему: "Знакомство с жизнью народов Ханты - Мансийского округа».
план-конспект занятия на тему
Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.
Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.
Ввести понятие «Родина».
Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважения к жизни, традициям и обычаям народов разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_na_temu.docx | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».
Программное содержание:
Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.
Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.
Ввести понятие «Родина».
Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважения к жизни, традициям и обычаям народов разных национальностей.
Предварительная работа:
Рассматривание альбомов с иллюстрациями на темы: «Родина моя - суровый край сибирский», «Орнаменты народов Севера», «Занятия и традиции жителей Югры», «Животные нашего края», «Зелёная аптека нашего края».
Чтение сказок и разучивание стихов местных писателей и авторов о родном крае.
Знакомство с предметами быта народов ханты и манси.
Словарная работа:
Коренные жители, малица, сахи, кисы, сокуй, нарты, каюр, оленевод.
Оборудование и материал:
Физическая карта России, картина «Дети Севера», образцы аппликационных работ из меха: кисы, сокуй, сахи, Хантыйская мужская рубашка.
Чум - поделка из меха, кукла в национальном хантыйском костюме, эмблемы с рисунками «Оленёнок» и «Медвежонок», ягоды брусники и клюквы на блюдцах.
Ход занятия:
Под хантыйскую музыку о родном крае дети входят в зал и становятся полукругом возле карты России.
Рассказывают стихи о России, о Родине.
Воспитатель:
- Ребята, что вы видите на слайде? (карту)
- Как называется наша страна? (Россия)
-Мы с вами много путешествовали по разным уголкам нашей страны, но всегда возвращались к себе домой, на родину.
- А вы знаете, что такое Родина?
«Родина». Прислушайтесь к этому слову. Это слово так близко другим словам: родня, родственник, родимая, родимый. Так мы говорим о близких нам людям.
- О ком мы так говорим? (о мамах, папах. сёстрах. братьях).
Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием. Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою родину и от этой любви она становится богаче, сильнее.
-Как вы думаете, что значит любить родину?
Любить родину - это значит, знать её (как нам хочется всё знать о тех, кого мы любим, стараться всё сделать для своей родины, чтобы ей было хорошо, это значит - защищать её, когда ей трудно.
Ребята, я сказала, что после путешествий мы всегда возвращаемся домой, на родину. А кто может показать ( на слайде) это место на карте? (показ на карте ХМАО)
- Почему ты показал именно это место?
ХМАО - это наша с вами родина. Я предлагаю вам сегодня побеседовать о нашей родине.
Дети проходят и усаживаются на стульчики.
- Так как же называется наш округ? (ХМАО)
Давайте на слайде рассмотрим флаг нашего округа? Какие цвета у нашего флага? (зелёный и голубой)
- Что вам напоминает эмблема нашего флага?
Центр ХМАО - г. Ханты - Мансийск. Давайте скажем это слово.
- Как называется область, в которой мы живём? (Тюменская)
Показ на слайде символа Тюменской области и рассматривание его.
- Как называется район? (Нефтеюганский)
Показ на слайде символа г. Нефтеюганска.
- Как называется наш посёлок? (Пойковский)
- Люди каких национальностей живут в нашем крае, в нашем посёлке, ходят в наш детский сад? (русские, украинцы, башкиры, белорусы, Ханты, манси)
- Дружат ли эти народы?
Коренное население нашего округа - это ханты и манси.
Как вы думаете, что обозначают слова «коренное население»?
Ханты и манси жили здесь давно, с самого образования округа, а вот люди других национальностей приехали сюда из других мест.
Давайте посмотрим на тех, кто жил и сейчас живёт в нашем крае.
Обратите внимание на картину «Дети Севера».
- Кого вы видите на этой картине? (дети перечисляют)
- Что делают эти дети? (катаются на санях)
Ребята, это лёгкие, длинные сани называются нартами. Повторите это слово.
Олени бегут по по глубокому снегу. Там, где нельзя проехать на автомобиле и на лошади, можно проехать на оленях. А управляет оленями человек, которого называют «каюр». Давайте вместе повторим это слово - каюр.
- Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно? (нет)
На них тёплая одежда. Рассмотрим внимательно эту одежду.
- Из чего она сшита? (из меха)
Да, эта одежда сшита из оленьего меха, но называется она не шуба, а малица. Малица шьётся мехом внутрь. Иногда поверх малицы мужчины надевают широкую, расшитую орнаментом, рубаху (показ аппликационной работы рубахи)
Но ещё шьют шубы и мехом наружу. Такие шубы называют: сахи - женская шуба, сокуй - мужская шуба (показ аппликационных работ)
Хантыйские и мансийские рукодельницы красиво украшают свою одежду. Это видно даже на картине. Найдите на картине детей в расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха. Это кисы (показ аппликации с кисами). Их тоже украшают различным орнаментом.
- Ребята, а как вы думаете, в чём раньше жили ханты и манси? (в чумах).
Показ поделки чума.
- Из чего его делали? ( из оленьего меха).
Как вы видите. Олень - кормит и одевает жителей Севера. А ещё он является для них основным видом транспорта. Хантыйские оленеводы - это люди, которые разводят оленей, пасут их и ухаживают за ними, перегоняют оленей с одного пастбища на другое. А вы хотите побыть оленеводами? Тогда давайте поиграем в игру, которая называется «На новое стойбище».
Подвижная игра «На новое стойбище».
Играющие становятся парами. В паре один ребёнок - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих двух слов все бегут по залу, не обгоняя друг друга. Останавливаются по сигналу ведущего: «Привал». Каюры отпускают оленей, которые бегают врассыпную. По сигналу: «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности. Затем играющие меняются местами - «олени» становятся «каюрами».
После игры дети снова садятся на стульчики.
Воспитатель:
Сегодня мы много нового о родном крае. И я с уверенностью могу назвать вас 2знатоками родного края» и хочу вас пригласить принять участие в викторине, которая называется «Что, где, когда?». Для этого я предлагаю разделиться на две команды: «Оленёнок» и «Медвежонок»(эмблемы у детей прикреплены с начала занятия. Сейчас мы проверим. Что же вы запомнили с сегодняшнего занятия. А также с предыдущих занятий. Прослушайте правила игры:
- Отвечать на вопросы по одному, поднимая руку.
- Дополнять ответы товарища.
- За каждый правильный ответ команда получает приз - книгу о родном крае.
Вопросы нам сегодня прислали в письмах из разных уголков страны. Слушаем первый вопрос, который прислал вам Почемучка 9вскрываем конверт).
- Вопрос команде «Оленёнок».
-Как называется наш округ и почему он так называется?
Вопрос команде «Медвежонок»:
- Как называется район, в котором вы живёте, и почему он так называется?
Второе письмо от Незнайки. Он спрашивает:
- Знаете ли вы Хантыйских поэтов и их стихи? (дети поочерёдно из каждой команды рассказывают разученные заранее стихи).
Команда «Оленёнок» рассказывает стихи Ювана Шесталова:
- Едва на свет рождаемся, о нас гадают матери.
Едва на свет рождаемся. Желают нам они,
Чтоб на земле заснеженной недаром силы тратились,
Добыча не скудела чтоб у нас и у родни.
- Если даже весна разоткала узор, на лугах всё - равно не гаси свой костёр,
Даже в солнечный день, даже в тёмную ночь
Он тебе пригодится, он может помочь.
Команда «Медвежонок» рассказывают стихи Андрея Тарханова:
- Цветёт душичка луговая, с волной играют муксуны,
Иртыш и Обь - раздолье края, в него мы с детства влюблены.
- Ханты - мансийские холмы всегда в почёте у зимы.
Из красно - огненной лисицы у кедров утром рукавицы.
Горят папахи от зари, не кедры, а богатыри: любой похож на казака
Времён далёких Ермака.
Следующее письмо от ребят из п. Лемпино. Вместе с письмом они прислали куклу в хантыйском костюме и спрашивают:
Вопрос команде «Оленёнок»:
- Как называется шуба этой куклы? (сахи).
Вопрос команде «Медвежонок»:
- Как называются сапоги хантыйской девочки? (кисы).
Следующее письмо нам прислали ребята старшей группы нашего детского сада. Они загадывают вам загадки о родном крае.
Загадки для команды «Оленёнок»:
-Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень).
- Посреди снежного моря пляшет красная лисица (огонь).
- Рука деревянная, тело стальное (нож).
Загадки для команды «Медвежонок»:
- Без крыльев, а быстрее птицы, с дерева на дерево перелетает, орешки грызёт (белка).
- Сколько не мотай клубок, а нитка не кончается (дорога).
- Сам деревянный, голова железная (топор).
Последнее письмо от Сладкоежки:
-Присылаю вам в гостинец эти вкусные ягоды. Угадайте на вкус. Что это за ягоды?
1 команда угадывает по вкусу клюкву,
2 команда - бруснику.
Подводится итог викторины, вручаются призы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме "Знакомство с геометрическими фигурами"
Данный материал включает в себя подробную разработку занятия в подготовительной группе по теме "Знакомство с геометрическими фигурами", презентацию и используемые на занятии картинки....
Конспект занятия на тему: "Знакомство со светофором".
Цель: Познакомить детей со светофором и правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу.Задачи: Познакомить детей со светофором и его действием в регулировании дорожного движе...
Конспект занятия на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека».
Образовательная область: коммуникативно-познавательное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа:старшая.Тема: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье челов...
Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»
Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...
Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».
Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.Ввести понятие «Роди...
Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».
Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...