Конспект занятия на тему: "Знакомство с жизнью народов Ханты - Мансийского округа».
план-конспект занятия на тему

Шарабарина Диана Геннадьевна

Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.

Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.

Ввести понятие «Родина».

Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважения к жизни, традициям и обычаям народов разных национальностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu.docx21.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».

Программное содержание:

Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.

Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.

Ввести понятие «Родина».

Воспитывать у детей чувство любви к родному краю и уважения к жизни, традициям и обычаям народов разных национальностей.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов с иллюстрациями на темы: «Родина моя - суровый край сибирский», «Орнаменты народов Севера», «Занятия и традиции жителей Югры», «Животные нашего края», «Зелёная аптека нашего края».

Чтение сказок и разучивание стихов местных писателей и авторов о родном крае.

Знакомство с предметами быта народов ханты и манси.

Словарная работа:

Коренные жители, малица, сахи, кисы, сокуй, нарты, каюр, оленевод.

Оборудование и материал:

Физическая карта России, картина «Дети Севера», образцы аппликационных работ из меха: кисы, сокуй, сахи, Хантыйская мужская рубашка.

Чум - поделка из меха, кукла в национальном хантыйском костюме, эмблемы с рисунками «Оленёнок» и «Медвежонок», ягоды брусники и клюквы на блюдцах.

Ход занятия:

Под хантыйскую музыку о родном крае дети входят в зал и становятся полукругом возле карты России.  

Рассказывают стихи о России, о Родине.

Воспитатель:

- Ребята, что вы видите на слайде? (карту)

- Как называется наша страна? (Россия)

-Мы с вами много путешествовали по разным уголкам нашей страны, но всегда возвращались к себе домой, на родину.

- А вы знаете, что такое Родина?

«Родина». Прислушайтесь к этому слову. Это слово так близко другим словам: родня, родственник, родимая, родимый. Так мы говорим о близких нам людям.

- О ком мы так говорим? (о мамах, папах. сёстрах. братьях).

Мы произносим эти слова, и от них веет теплом, уютом, спокойствием. Так и наша родина - это место, где мы родились, где живём, где стоит наш дом, где живут наши друзья. Хорошо, когда люди любят свою родину и от этой любви она становится богаче, сильнее.

-Как вы думаете, что значит любить родину?

Любить родину - это значит, знать её (как нам хочется всё знать о тех, кого мы любим, стараться всё сделать для своей родины, чтобы ей было хорошо, это значит - защищать её, когда ей трудно.

Ребята, я сказала, что после путешествий мы всегда возвращаемся домой, на родину. А кто может показать ( на слайде) это место на карте? (показ на карте ХМАО)

- Почему ты показал именно это место?

ХМАО - это наша с вами родина. Я предлагаю вам сегодня побеседовать о нашей родине.

Дети проходят и усаживаются на стульчики.

- Так как же называется наш округ? (ХМАО)

Давайте на слайде рассмотрим флаг нашего округа? Какие цвета у нашего флага? (зелёный и голубой)

- Что вам напоминает эмблема нашего флага?

Центр ХМАО - г. Ханты - Мансийск. Давайте скажем это слово.

- Как называется область, в которой мы живём? (Тюменская)

Показ на слайде символа Тюменской области и рассматривание его.

- Как называется район? (Нефтеюганский)

Показ на слайде символа г. Нефтеюганска.

- Как называется наш посёлок? (Пойковский)

- Люди каких национальностей живут в нашем крае, в нашем посёлке, ходят в наш детский сад? (русские, украинцы, башкиры, белорусы, Ханты, манси)

- Дружат ли эти народы?

Коренное население нашего округа - это ханты и манси.

Как вы думаете, что обозначают слова «коренное население»?

Ханты и манси жили здесь давно, с самого образования округа, а вот люди других национальностей приехали сюда из других мест.

Давайте посмотрим на тех, кто жил и сейчас живёт в нашем крае.

Обратите внимание на картину «Дети Севера».

- Кого вы видите на этой картине? (дети перечисляют)

- Что делают эти дети? (катаются на санях)

Ребята, это лёгкие, длинные сани называются нартами. Повторите это слово.

Олени бегут по по глубокому снегу. Там, где нельзя проехать на автомобиле и на лошади, можно проехать на оленях. А управляет оленями человек, которого называют «каюр». Давайте вместе повторим это слово - каюр.

- Как вы думаете, детям и воспитательнице холодно? (нет)

На них тёплая одежда. Рассмотрим внимательно эту одежду.

- Из чего она сшита? (из меха)

Да, эта одежда сшита  из оленьего меха, но называется она не шуба, а малица. Малица шьётся мехом внутрь. Иногда поверх малицы мужчины надевают широкую, расшитую орнаментом, рубаху (показ аппликационной работы рубахи)

Но ещё шьют шубы и мехом наружу. Такие шубы называют: сахи - женская шуба, сокуй - мужская шуба (показ аппликационных работ)

Хантыйские и мансийские рукодельницы красиво украшают свою одежду. Это видно даже на картине. Найдите на картине детей в расшитых малицах. На ногах у детей обувь тоже из оленьего меха. Это кисы (показ аппликации с кисами). Их тоже украшают различным орнаментом.

- Ребята, а как вы думаете, в чём раньше жили ханты и манси? (в чумах).

Показ поделки чума.

- Из чего его делали? ( из оленьего меха).

Как вы видите. Олень - кормит и одевает жителей Севера. А ещё он является для них основным видом транспорта. Хантыйские оленеводы - это люди, которые разводят оленей, пасут их и ухаживают за ними, перегоняют оленей с одного пастбища на другое. А вы хотите побыть оленеводами? Тогда давайте поиграем в игру, которая называется «На новое стойбище».

Подвижная игра «На новое стойбище».

Играющие становятся парами. В паре один ребёнок - олень, другой - каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: «Оленеводы переезжают на новое стойбище». После этих двух слов все бегут по залу, не обгоняя друг друга. Останавливаются по сигналу ведущего: «Привал». Каюры отпускают оленей, которые бегают врассыпную. По сигналу: «Упряжки» все должны построиться в прежней последовательности. Затем играющие меняются местами - «олени» становятся «каюрами».

После игры  дети снова садятся на стульчики.

Воспитатель:

Сегодня мы много нового о родном крае. И я с уверенностью могу назвать вас 2знатоками родного края» и хочу вас пригласить принять участие в викторине, которая называется «Что, где, когда?». Для этого я предлагаю разделиться на две команды: «Оленёнок» и «Медвежонок»(эмблемы у детей прикреплены с начала занятия. Сейчас мы проверим. Что же вы запомнили с сегодняшнего занятия. А также с предыдущих занятий. Прослушайте правила игры:

  1. Отвечать на вопросы по одному, поднимая руку.
  2. Дополнять ответы товарища.
  3. За каждый правильный ответ команда получает приз - книгу о родном крае.

Вопросы нам сегодня прислали в письмах из разных уголков страны. Слушаем первый вопрос, который прислал вам Почемучка 9вскрываем конверт).

- Вопрос команде «Оленёнок».

-Как называется наш округ и почему он так называется?

Вопрос команде «Медвежонок»:

- Как называется район, в котором вы живёте, и почему он так называется?

Второе письмо от Незнайки. Он спрашивает:

- Знаете ли вы Хантыйских поэтов и их стихи? (дети поочерёдно из каждой команды рассказывают разученные заранее стихи).

Команда «Оленёнок» рассказывает стихи Ювана Шесталова:

  1. Едва на свет рождаемся, о нас гадают матери.

Едва на свет рождаемся. Желают нам они,

Чтоб на земле заснеженной недаром силы тратились,

Добыча не скудела чтоб у нас и у родни.

  1. Если даже весна разоткала узор, на лугах всё -  равно не гаси свой костёр,

Даже в солнечный день, даже в тёмную ночь

Он тебе пригодится, он может помочь.

Команда «Медвежонок» рассказывают стихи Андрея Тарханова:

  1. Цветёт душичка луговая, с волной играют муксуны,

Иртыш и Обь - раздолье края, в него мы с детства влюблены.

  1. Ханты - мансийские холмы всегда в почёте у зимы.

Из красно - огненной лисицы у кедров утром рукавицы.

Горят папахи от зари, не кедры, а богатыри: любой похож на казака

Времён далёких Ермака.

Следующее письмо от ребят из п. Лемпино. Вместе с письмом они прислали куклу в хантыйском костюме и спрашивают:

Вопрос команде «Оленёнок»:

- Как называется шуба этой куклы? (сахи).

Вопрос команде «Медвежонок»:

- Как называются сапоги хантыйской девочки? (кисы).

Следующее письмо нам прислали ребята старшей группы нашего детского сада. Они загадывают вам загадки о родном крае.

Загадки для команды «Оленёнок»:

-Ходит смело и легко, рога раскинув широко (олень).

- Посреди снежного моря пляшет красная лисица (огонь).

- Рука деревянная, тело стальное (нож).

Загадки для команды «Медвежонок»:

- Без крыльев, а быстрее птицы, с дерева на дерево перелетает, орешки грызёт (белка).

- Сколько не мотай клубок, а нитка не кончается (дорога).

- Сам деревянный, голова железная (топор).

Последнее письмо от Сладкоежки:

-Присылаю вам в гостинец эти вкусные ягоды. Угадайте на вкус. Что это за ягоды?

1 команда угадывает по вкусу клюкву,

2 команда - бруснику.

Подводится итог викторины, вручаются призы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме "Знакомство с геометрическими фигурами"

Данный материал включает в себя подробную разработку занятия в подготовительной группе по теме "Знакомство с геометрическими фигурами", презентацию и используемые на занятии картинки....

Конспект занятия на тему: "Знакомство со светофором".

Цель: Познакомить  детей со светофором и правилами безопасного перехода дороги по пешеходному переходу.Задачи: Познакомить детей со светофором и его действием в регулировании дорожного движе...

Конспект занятия на тему: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье человека».

Образовательная область: коммуникативно-познавательное развитие.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа:старшая.Тема: «Знакомство с витаминами, их влияние на здоровье челов...

Конспект занятия на тему «Знакомство с искусством Хохломы – рассматривание предметов с Хохломской росписью»

Конспект занятия включает в себя особенности формирования у детей представления о декаративно -прикладном искусстве. По средствам данного занятия пополняется багаж знаний детей о средсвах художественн...

Конспект занятия на тему: Знакомство с жизнью народов Ханты - мансийского округа».

Познакомить детей с жизнью коренных жителей Ханты - Мансийского округа: жилище, труд, одежда, народное творчество.Закрепить знания детей о животном и растительном мире нашего края.Ввести понятие «Роди...

Конспект НОД по теме: «Знакомства с орнаментальным искусством народов Ханты и Манси».

Познакомить детей с видами орнаментов народов Ханты и Манси со стихотворениями М. Шульгина «Хантыйские орнаменты», «Хантыйские узоры».Учить детей наблюдать за окружающей природ...