Методическая рекомендация для родителей "Экологическая культура ребёнка"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Методическая рекомендация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_rekomendatsiya_po_ekologii.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая рекомендация для родителей по теме: «Экологическая культура ребёнка».
Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад.
Формирование экологической культуры младшего дошкольника тесно связана с развитием познавательной сферы, которая активно пополняется новой информацией при непосредственном восприятии предметов. Климатические и природные условия Норильска не позволяют организовывать полноценные наблюдения на участке детского сада и экскурсии за его территорией: в городе практически нет скверов и парков, на участке детского сада флора представлена единичными растениями, представителей фауны трудно увидеть даже в летний период. Поэтому данная проблема поставила необходимость поиска оптимальных методов и приемов экологического воспитания. При этом необходимо учитывать ведущие моменты:
- принцип повторы: ребенок должен возвращаться к познанному объекту в процессе работы;
- все объекты должны быть наглядными;
- познавательная активность сопровождается реальной активностью ребенка «вижу и действую»
Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.
Экологическое воспитание неразрывно связано с познавательным развитием и проходит в системе, которая реализуется в совместной и самостоятельной деятельности.
Совместная деятельность протекает в разных формах: наблюдение, экскурсии, дидактические игры, групповые праздники, сюжетно-ролевые игры, совместный труд взрослого и детей.
Формирование экологических знаний через продуктивную деятельность является эффективным методом, так как интерес к ручному труду возникает как результат развития творческих способностей и трансформация предметно-манипулятивной игры в целенаправленное созидание. Интерес к творческому труду вытекает из потребности ребенка чувствовать себя способным сделать что-то, полезное, или приятное для других, а так же пригодное для пользования, как это делают окружающие взрослое – и тем самым заслужить одобрение.
Через создание конкретных предметов решаются следующие задачи:
- Способствовать осознанно – правильного отношения к объектам природы.
- Расширять представления детей о растениях и животных, особенностях их поведения, питания и роста.
- Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе.
- Знакомить детей с правилами поведения в природе.
- Через продуктивную деятельность развивать мелкую моторику, усидчивость фантазию, пространственное мышление, глазомер.
Природа — неиссякаемый источник духовного развития человека. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитать бережное отношение к ней - важнейшая задача детского сада
Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу — значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы мир вокруг нас стал богаче и красивее.
Формируя у детей гуманное отношение к природе, в своей работе я исхожу из того, чтобы дети поняли: человек и природа взаимосвязаны, и то, что наносит вред природе, наносит вред и нам всем. Поведение детей в природе подчас бывает сложным и противоречивым: имея самые добрые намерения, дети иногда совершают отрицательные поступки. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное. Поэтому мы даем не только знания о природе и воспитываем бережное отношение к ней, но и учим ориентироваться в окружающей среде, тем самым обеспечиваем безопасное проживание с нашими соседями — животными и растениями.
В процессе ознакомления детей с природой я использую в своей работе самые разнообразные методы:
♦ Наглядные (наблюдение, рассматривание картин, просмотр
мультфильмов о животных);
♦ Практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);
♦ Словесные (рассказ воспитателя, чтение худ. литературы, беседы).
В процессе наблюдения для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму; цвет, величину, структуру, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными еще и характер движения, издаваемые звуки, повадки и т.д. Наблюдение организуется и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли определить необходимость поливки растений), или по отдельным признакам восстановить картину целого (например, по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, или по цвету определить — спелая ягода или нет).
Проводя наблюдение с детьми, я использую вопросы, загадки, обследование предмета (предлагаю потрогать, погладить), сравнение, игровые и трудовые действия. Для того, чтобы вызвать интерес и эмоциональное отношение к наблюдению, используются стихи, потешки, чтение худ. произведений.
Наряду с наблюдениями для расширения представлений детей о явлениях и предметах природы в своей работе я использую разнообразные игры:
♦ Дидактические (например: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Природа благодарит и сердится», «Экологический светофор», «Необычное путешествие»). Все эти игры уточняют представления детей об экологически правильном поведении, учат правильно оценивать действия людей в природе, воспитывают бережное отношение к природе.
♦ Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы (например: «Наседка и цыплята», «Кот и мыши», « У медведя во бору», «Лохматый пес», «Птички в гнездах», «Солнышко и дождик», «Северный и южный ветер» и многие другие.).
♦ Творческие игры по ознакомлению детей с природой — это игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками и т.д. В них дети, созидая, познают свойства и качества материалов. Этими играми надо руководить, постоянно поясняя детям качества предметов.
Труд в природе имеет также очень большое воспитательное значение. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Например, дети очень любят трудиться в нашем зеленом уголке. При этом я учитываю возраст и опыт детей. Большое удовольствие им доставляет работа по уходу за растениями (полив цветов, протирание листьев фикуса и аллоказии, рыхление земли, уборка сухих листьев из цветочных горшков, при этом, кстативыводы о качестве предметов, а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской деятельности.
Вообще, воспитание у детей бережного отношения к природе возможно
тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней,
овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за
животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. Формируется эстетика восприятия), а сколько радости в глазах ребенка, если он первым обнаруживает цветок на растении? На прогулках дети также с большим удовольствием трудятся. Летом мы с детьми следим за тем, чтобы наш участок был чистым и опрятным (здесь имеют место такие поручения, как собрать опавшие с деревьев сухие ветви, мусор). Осенью дети помогают собирать в кучки опавшие листья. Зимой расчищаем дорожки от снега.
С помощью опытов мы с детьми решаем множество познавательных задач. Например, что будет с водой, если вынести ее на мороз? Или наоборот, если взять снег на теплую ладошку, что с ним произойдет? Где лучше растет растение: в теплом или холодном месте? Как меняется свойство песка, если его смочить водой? Очень полезно дать детям самостоятельно сделать выводы о качестве предметов, а затем дать возможность высказать свое мнение, которое сложилось в процессе их посильной исследовательской
деятельности.
Вообще, воспитание у детей бережного отношения к природе возможно
тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней,
овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за
животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации педагогам «Формирование культуры речевого общения»
1. При построении работы по формированию культуры речевого общения учитывайте возрастные особенности детей старшего дошкольного ...
Методические рекомендации «Как развивать любознательность ребёнка».
На протяжении всего дошкольного возраста окружающие ребёнка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, которая затем перерастает в познавательную активно...
Методические рекомендации "Формирование психологической культуры учащихся"
В методических рекомендация описана система работы по формированию психологической культуры учащихся. Система работы построена на личностно-ориентированном и возрастно-психологическом подходах. В рабо...
методические рекомендации «ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА»
для воспитателей...
Методические рекомендации "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "
В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспи...
Методические рекомендации в воспитании культуры поведения дошкольников
Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь...
Методические рекомендации в воспитании культуры поведения дошкольников
Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь...