методические рекомендации «ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА»
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Особо важным является вопрос о связи сенсорного воспитания, осуществляемого при помощи системы, с сенсорным воспитанием, проводимым при обучении продуктивным видам деятельности (рисование, лепка и другие).
Начиная, с трех лет обучение продуктивным видам деятельности приобретает систематический и планомерный характер. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Что же касается системы игр и упражнений, то она не дублируя продуктивных заданий, нацелена на формирование способов восприятия, помогающих развитию любой продуктивной деятельности. Воспитатель должен творчески подходить к использованию дидактических игр и упражнений, связывая их с общей системой сенсорного воспитания.
Большая часть игр и упражнений для дошкольных групп, начиная со второй младшей, построена таким образом, что может проводиться одновременно со всей группой. Это дает возможность использовать их на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Многие из игр можно проводить и вне занятий, в свободной деятельности детей. Отдельные игры типа лото и домино предназначены только для использования вне занятий.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.
Игры и упражнения, для детей четвертого года жизни, рассчитаны главным образом на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими фигурами, отношениями трех-пяти однородных объектов по величине. Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах (что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин).
Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному
употреблению названий свойств предметов (цвета, формы, величины). Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.
После ознакомления с шестью цветами спектра дошкольники начинают знакомиться со светлотными оттенками цветов. Воспитатель заботится о том, чтобы представления детей о цветах спектра уточнялись и обобщались (любой цвет может иметь разные оттенки).
Ознакомление детей второй младшей группы с величиной предполагает, кроме усвоения отношений величин, развитие глазомера – умения подбирать на глаз предметы одинаковой величины.
Таким образом, все задания можно разделить на следующие типы:
- задания, направленные на формирование представлений о шести цветах, пяти формах, отношениях трех-пяти величин и усвоению соответствующих названий;
- задания на использование усвоенных представлений для обследования и обозначения свойств реальных предметов;
- задания на формирование представлений о светлотных оттенках (два оттенка каждого цвета);
- задания на развитие глазомера.
В большинстве игр и упражнений, детям предлагается целиком сосредоточиться лишь на одном свойстве предметов, отвлечься от других свойств. В раннем возрасте это действительно необходимо для полноценного усвоения представлений о каждом свойстве. Но в дальнейшем ребенок должен научиться видеть все свойства предмета, ориентироваться на любое из них или два-три одновременно в зависимости от стоящей перед ним задачи. Выработка такого умения и является целью комплексных заданий. Той же цели служит и последовательность игр и упражнений.
Как уже говорилось выше, детей знакомят с разными свойствами предметов, чередуя их. Большая часть игр и упражнений рассчитана на работу со всей группой одновременно. Для этого требуются некоторые дополнительные материалы.
Для многих игр можно использовать раздаточные фланелеграфы. Их можно легко изготовить из листа фанеры, который вставляется во фланелевый мешочек (четвертая сторона мешочка зашивается снаружи). Материал, который используется для работы с фланелеграфом, выполняется из тонкого картона или плотной бумаги, с обратной стороны подклеивается марля или замшевая бумага, чтобы материал удерживался на фланелеграфе.
Мелкие раздаточные материалы рекомендуется раскладывать на металлических или пластмассовых подносах или тарелочках.
Для упражнений с разведением красок в воде лучше всего использовать небольшие баночки из бесцветного стекла.
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.
В средней группе игры и упражнения, помогающие детям узнать о различных свойствах предметов, усложняются в нескольких направлениях. Дошкольники продолжают знакомиться с цветами спектра и их оттенками по светлоте, используют полученные знания при определении цвета предметов. На пятом году жизни дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветовых тонов в спектре и их взаимосвязью, узнают о возможности получения некоторых цветов путем смещения других, выделяют голубой цвет.
Знакомство с формой предполагает введение дополнительно к пяти уже известным фигурам двух новых фигур и, что особенно существенно, усвоение детьми представлений о разновидностях треугольников, овалов. Одним из наиболее эффективных видов заданий становятся задания на самостоятельное изготовление фигур детьми. Новыми являются также задания на взаимосвязь зрительного и осязательного обследования форм.
На пятом году жизни детей учат анализировать сложные (составные) формы, раскладывать их на элементы, соответствующие геометрическим образцам.
В средней группе, знакомя дошкольников с величиной, рекомендуется предлагать им более сложные, чем в предыдущей возрастной группе, задания: выделять высоту, ширину предметов и другие параметры величины.
После усвоения детьми программного материала они выполняют комплексные задания, когда требуется ориентироваться одновременно на два признака предмета – форму и цвет.
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ.
В старшей группе рекомендуется дальнейшее усложнение заданий на анализ цвета, формы и величины предметов.
Продолжается усвоение детьми оттенков цвета по светлоте, вводятся тонкие градации таких оттенков (до четырёх-пяти). Впервые дошкольники знакомятся с оттенками по цветовому тону (промежуточными между цветами спектра), учатся их получать и называть, выделять в реальных предметах. Углубляются представления детей о системе хроматических цветов, их взаимосвязи. Дополнительно они знакомятся с делением цветов на группы теплых и холодных.
Дети шестого года жизни должны овладеть способами обследования сложной формы предметов, научиться давать ее последовательное словесное описание и узнавать по словесному описанию.
В этот период дошкольники выполняют действия, требующие умения различать на глаз довольно сложные разновидности одной и той же формы.
Задания на анализ сложной формы, расчленение ее на составные элементы усложняются за счет перехода от анализа изображений, состоящих из элементов разной формы, к анализу изображений, включающих элементы одинаковой формы и величины.
В старшей группе расширяются знания детей о величине предметов. Воспитанники выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, установление соответствия между двумя-тремя рядами.
Существенное внимание в работе с детьми старшей группы следует уделять творческим заданиям, пробуждающим фантазию, воображение ребят. Это задания на получение новых оттенков цвета, на придумывание и складывание по собственному замыслу фигурок из элементов мозаики.
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 21
муниципального образования Каневской район
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ВОСПИТАНИЕ СЕНСОРНОЙ
КУЛЬТУРЫ РЕБЁНКА»
Воспитатель: Коваленко Наталья Юрьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию для воспитателей разновозрастных групп
Современный мир требует все большее внимания уделять интеллектуальному развитию ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет...
Методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей раннего возраста
Проведение диагностического исследования позволило дать методические рекомендации, способствующие повышению уровня развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.- Необходимо выделить условия п...
«Воспитание сенсорной культуры ребёнка в первой младшей группе»
laquo;Воспитание сенсорной культуры ребёнка в первой младшей группе»...
«Воспитание сенсорной культуры ребёнка от 0 до 6»
laquo;Воспитание сенсорной культуры ребёнка от 0 до 6»...