Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО
методическая разработка по теме
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Региональный компонент в образовательной программе ДОО
в соответствии с ФГОС ДО
Балакаева Е.Н., старший воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 24»
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В содержании раздела II ФГОС ДО «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» отмечается, что:
«2.9. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
2.10. Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений».
Назначение регионального компонента в ФГОС ДО — защита и развитие региональных особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о регионе.
Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.
Таким образом, реализации задач ФГОС ДО региональному компоненту уделяется огромное значение.
В настоящее время в ДОО разработана основная образовательная программа на основе комплексной примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство», разработанной авторским коллективом кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, под руководством к.п.н., профессора Т.И. Бабаевой, д.п.н., профессора А.Г. Гогоберидзе, к.п.н., доцента О.В. Солнцевой и др., и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, с включением вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, отражающая реализацию задач региональной компетенции.
В целевом разделе программы региональный компонент представлен в следующем:
Цель программы – создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром и его познания, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации, а также создание в дошкольной организации развивающего пространства по подготовке выпускника – носителя этнической культуры своего народа.
Задачи программы региональной направленности:
- развитие на основе предпочитаемых ребенком видов деятельности (игра, продуктивные виды деятельности) интереса детей к калмыцкому языку, желание говорить на языке, формирование у детей первоначальной коммуникативной компетентности в рамках изучаемой тематики, в соответствии с программой дошкольного обучения;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, в соответствии с традициями и обычаями народов родного края;
- создание необходимых условий для обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Создание условий для продолжения этнокультурного образования выпускников национальных групп в национальных классах школ республики, калмыцкой национальной гимназии г. Элисты.
Приоритетным направлением деятельности дошкольной организации является: социально-личностное развитие, задачи которого раскрывают вариативную часть ООП ДО:
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках, в том числе на основе приобщения к культурным ценностям своего народа;
- органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре и языку своей страны, своего народа и воспитание уважения к другим народам и их культурам и языкам.
Принципы реализации программы:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В сетку непрерывной образовательной деятельности включены образовательные ситуации по изучению калмыцкого языка в ДОО, в соответствии с возрастной учебной нагрузкой детей, а также проведение дополнительного образования по различным направлениям деятельности с воспитанниками дошкольной организации.
В содержательном разделе программы региональный компонент отражен во всех образовательных областях.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
- Методическое пособие для педагогов и родителей (рабочая тетрадь по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Элиста – мой дом родной»)
- «Конспекты сюжетно-ролевых игр с региональным компонентом в ДОУ» составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2012 г.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ разработаны:
- «Развитие логического мышления с применением элементов технологии УДЕ на занятиях ФЭМП» Л.А. Бондаренко, 2010 г.
- «Бичкдүдин садт хальмг кел дасхлһна дидактическ наадд», Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., МОКиН РК, 2010 г.
- «Элистинский задачник для дошкольников», Аристова В.И., 2012 г.
- Альбомы «Первые шаги в обучении детей 2 – 3 лет родному языку с использованием развивающих игр» (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера) составитель Назаренко Т.В., 2012 г.
- «Использование настольно-печатных игр для развития представлений дошкольников о родном крае», Балакаева Е.Н., 2012 г.
- Познавательная раскраска «Мой край родной», составитель Балакаева Е.Н., 2012 г.
- «Достопримечательности нашей столицы», составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.
- «Использование ковролинографии в работе с детьми раннего возраста», Жукова Н.А., 2013 г.
- «Природа родного края», информационный материал для детей старшего дошкольного возраста, 2014 г.
- «ИКТ-технологии в обучении детей калмыцкому языку» (компьютерные игры в обучении детей калмыцкому языку), Балакаева Е.Н., 2014 г.
- «Өврмҗтә девтр», сборник дидактических игр и рабочая тетрадь для проведения студийно-кружковой работы, составители Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., 2014 г.
Образовательная область «Речевое развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
- «Нарн», детская хрестоматия, 2004 г.
- «Детская хрестоматия» по ознакомлению с произведениями УНТ, калмыцких поэтов и писателей в соответствии с сюжетно-тематическим планированием ДОУ, 2014 г.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
- «Салькна айс», сборник песен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, Донцова О.Д., Балакаева Е.Н., 2006 г.
- «Сюжетно-тематическое планирование по музыкальному развитию детей дошкольного возраста», Донцова О.Д., 2014 г.
Образовательная область «Физическое развитие»
Извлечение из ФГОС ДО: «Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Для реализации данных направлений развития ребенка в ДОУ используются:
- «Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Хургунова О.Г., Элиста, 2009 г.
- «Наар, наар, наадыя!» хальмг улсин шулун-шудрмг наадд, Балакан Е, 2010 г.
В содержательном разделе программы описаны особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Ежегодно в детском саду проводится проектная деятельность с активным участием родительской общественности. Так за последние годы в ДОУ разработаны и проведены следующие проекты по реализации задач вариативной части ООП ДО:
- «Диалог культур»;
- «Пейте, дети, молоко, будете здоровы!»;
- «Берегите тюльпаны!»;
- «Моя семья»;
- «Что такое альчики?»;
- «Полезные свойства калмыцкого чая»;
- «Мой любимый город»;
- «Калмыцкий фольклор»;
- «Мама, папа, я – спортивная семья!» и др.
В программно-методическое обеспечение включена программа
Раздел «Особенности организации педагогической диагностики и мониторинга».
Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона от 29.12. 2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», участие ребенка в диагностическом обследовании для осуществления индивидуальной работы в образовательном процессе детского сада и семьи допускается только с согласия его родителей (законных представителей). В детском саду проводится работа по данному направлению с каждой семьей с момента поступления ребенка в детский сад.
Педагогическая диагностика проводится 2 раза в год (на начало и конец учебного года). Для ее проведения разработаны диагностические материалы на основе научно-методического пособия «Мониторинг в детском саду» в соответствии с пятью образовательными областями ФГОС ДО, в том числе и по мониторингу обучения детей калмыцкому языку в ДОУ.
В организационном разделе программы региональный компонент отражен в сюжетно-тематическом планировании.
Ранний возраст.
В раннем возрасте темы определяются исходя из потребностей обогащения детского опыта (предметный мир, социальный мир, мир природы) и приоритетного направления в ДОУ, с включением тем региональной направленности.
Образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих в рамках темы «сюжет» и содержание детской жизни. В течение недели игровые персонажи становятся инициаторами интересных событий, проблемных ситуаций, образных игр-импровизаций, экспериментирования, наблюдений и разговоров. Игровые персонажи учат детей правильно общаться, показывают новые способы действий с игрушками и другими предметами, участвуют в музыкальной и изобразительной деятельности, помогают малышам проявлять заботу и внимание к близким и пр.
В планировании работы учитываются принципы сезонности, повторяемости содержания с определенным усложнением, нарастания самостоятельности и активности детей.
Все содержание образовательного процесса способствует неуклонному развитию познавательной и эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, росту самостоятельности и дает каждому ребенку ощущение единой дружной семьи и радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.
Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Ранний возраст.
Месяц | Неделя | Тема | Младший дошкольный возраст |
Сентябрь | 1 | Родной язык | Фольклор |
2 | День города | Дома большие и маленькие. | |
3 | Детский сад | Игрушки | |
4 | Я среди людей | Девочки и мальчики. | |
Октябрь | 1 | Сбор урожая | Овощи. Фрукты. |
2 | Дикие животные | Животные | |
3 | Дикие птицы | Птицы | |
4 | Осень | Приметы осени. | |
Ноябрь | 1 | Моя страна | Фольклор народов России |
2 | Мой дом | Дом. Мебель. | |
3 | Профессии | Профессии ближайшего окружения. | |
4 | Зул | Фольклор | |
Декабрь | 1 | Посуда. Продукты питания | В гостях у куклы Алтаны. |
2 | Домашние животные | Кто как поет, где живет. | |
3 | Домашние птицы | Кто как поет, где живет. | |
4 | Новый год | Праздник. Елочка. | |
Январь | 1 | ||
2 | Зима | Приметы зимы. | |
3 | Народные игры и забавы | Содержание народных игр | |
4 | Одежда. Обувь. | Наименование одежды и обуви | |
Февраль | 1 | Мое здоровье | Я и мое тело. КГН. |
2 | Транспорт | Дорога и машины. | |
3 | Цаһан сар. Масленица | Фольклор | |
4 | Наша армия | Я сильный как солдат. | |
Март | 1 | Традиции и обычаи | Игровые традиции народов. |
2 | Я в мире искусства | Я пою, танцую. | |
3 | Вода. | Водичка, водичка. | |
4 | Весна | Приметы весны. | |
Апрель | 1 | Моя Калмыкия | Дома большие и маленькие. Животные и птицы. |
2 | Планета Земля. Космос. | Птицы. Животные. Цветы. Деревья. | |
3 | Степь | Кто-то по степи бежит (животные) | |
4 | Растения | Что растет у нас в саду | |
Май | 1 | День Победы | Я сильный как солдат. |
2 | Моя семья | Мои мама и папа. | |
3 | Я человек. Я расту. | Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения. | |
4 | Насекомые | Жучок-паучок. |
Сюжетно-тематическое планирование ДОУ. Дошкольный возраст.
Задача воспитателя – наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Для организации традиционных событий используется сюжетно-тематическое планирование образовательного процесса. Темы определены исходя из интересов и потребностей детей, необходимости обогащения детского опыта и интегрируют содержание, методы и приемы из разных образовательных областей. Единая тема отражается в организуемых воспитателем образовательных ситуациях детской практической, игровой, изобразительной деятельности, в музыке, наблюдениях и общении воспитателя с детьми.
В организации образовательной деятельности учитывается также принцип сезонности. Эта тема находит отражение как в планировании образовательных ситуаций, так и в свободной игровой деятельности детей. В организации образовательной деятельности
Учитываются также доступные пониманию детей сезонные праздники, такие как Золотая осень, Новый год и т.п., общественно-политические праздники (День Защитника Отечества, Международный Женский день, День Победы и др.), в том числе и национальные (Зул, Цаһан сар, Масленица и др.)
Для развития детской инициативы и творчества воспитатель проводит день в соответствии темой недели. В такие дни виды деятельности и режимные процессы организуются в соответствии с выбранным тематическим замыслом и принятыми ролями: в общей игровой, интересной, совместной деятельности решаются многие важные образовательные задачи.
Во второй половине дня не более двух раз в неделю проводится кружковая работа по различным направлениям, в том числе и региональной компетенции. В это время планируются также тематические вечера досуга, свободные игры и самостоятельная деятельность детей по интересам, театрализованная деятельность, слушание любимых музыкальных произведений по «заявкам» детей, чтение художественной литературы, доверительный разговор и обсуждение с детьми интересующих их проблем.
Сюжетно-тематическое планирование ДОУ с включением тем региональной компетенции. Дошкольный возраст.
Тема | Младший и средний возраст | Старший возраст | ||
Сентябрь | 1 | Родной язык | УНТ | День знаний. Зая-Пандита. |
2 | День города | Достопримечательности. | Достопримечательности. Геральдика города (герб, флаг, гимн) | |
3 | Детский сад | Игрушки | Игрушки. Профессии. | |
4 | Я среди людей | Правила поведения. Девочки и мальчики. | Правила поведения. Этикет. Девочки и мальчики. (в том числе традиции воспитания детей калмыцкого народа) | |
Октябрь | 1 | Сбор урожая | Овощи. Фрукты. | Овощи. Фрукты. Хлеб. Злаки. Профессии. |
2 | Дикие животные | Животные леса, степи | Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики. Профессии. | |
3 | Дикие птицы | Животные леса, степи | Животные леса, степи, пустыни, тундры, тропики. | |
4 | Осень | Сезонные изменения в природе. | Сезонные изменения. Растительный и животный мир осенью. Труд людей осенью | |
Ноябрь | 1 | Моя страна | Достопримечательности. Народов дружная семья. УНТ народов России | Достопримечательности. Народов дружная семья. УНТ народов России. Геральдика страны (герб, флаг, гимн) |
2 | Мой дом | Жилище, изба, дом. Мебель, утварь. | Жилище, изба, дом. Мебель, утварь. Архитектурные особенности строения жилища в истории развития человека, у калмыцкого и русского народов. Обычаи и традиции связанные с жилищем. Профессии. | |
3 | Профессии | Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда. | Профессии ближайшего окружения. Воспитание уважения к человеку труда. Профессии разных направлений: рабочий, служащий, творческий работник. | |
4 | Зул | Особенности праздника Зул. УНТ. | Особенности праздника Зул. Традиции и обычаи праздника. УНТ. | |
Декабрь | 1 | Посуда. Продукты питания | Посуда. Полезная и вредная еда. | Виды посуды: столовая, чайная, кухонная. Национальная посуда. Полезная и вредная еда. Разновидности блюд: мучные, молочные, мясные, рыбные и др. Особенности кухни калмыцкого и русского народов. Профессии. |
2 | Домашние животные | Значение домашних животных в жизни человека. | Значение домашних животных в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: бык, корова, теленок и др. 4 вида калмыцких домашних животных. Труд людей в содержании домашних животных | |
3 | Домашние птицы | Значение домашних птиц в жизни человека. | Значение домашних птиц в жизни человека. Наименование родо-видовых особенностей: селезень, утка, утята и др. Труд людей в содержании домашних птиц. | |
4 | Новый год | Традиции подготовки и празднования. | Традиции подготовки и празднования в нашей стране и в других странах. Традиции и обычаи дарения подарков в настоящее время, в прошлом (в том числе у калмыцкого и русского народов) | |
Январь | 1 | Зимние выходные | ||
2 | Зима | Сезонные изменения в природе. | Сезонные изменения. Растительный и животный мир зимой. Труд людей зимой. | |
3 | Народные игры и забавы | Содержание народных игр, атрибуты и материалы. | Содержание народных игр, атрибуты и материалы. Игры народов мира. Оздоровительный и развивающий потенциал народных игр. Воспитание детей в игре. Профессии. | |
4 | Одежда. Обувь. | Разновидности одежды и обуви | Разновидности одежды и обуви. История возникновения одежды, обуви. Профессии. Национальная одежда, обувь. Современная одежда, обувь. | |
Февраль | 1 | Мое здоровье | Я и мое тело. КГН. | Я и мое тело. КГН. Спорт. Здоровье. Физкультура. Закаливание. Мой организм: кровеносная система, пищеварительная система и др. Как видят глаза? Как слышит ухо и др. |
2 | Транспорт | Виды транспорта. Правила ПДД. | Виды транспорта: наземный, водный, подводный, воздушный. Правила ПДД. Профессии. | |
3 | Цаһан сар. Масленица | Традиции встречи и проведения праздников. УНТ. | Традиции встречи и проведения праздников. Содержание праздничных мероприятий. УНТ. | |
4 | Наша армия | Солдаты. Транспорт. Я сильный как солдат. | Виды родов войск: пехотные, воздушные, танковые, мотострелковые и др. Виды оружия. Профессии. | |
Март | 1 | Традиции и обычаи | Традиции встречи гостей, уважения старших, почитания младших и др. | Традиции и обычаи калмыцкого и русского народов. Этноэтикет. Ритуалы народов мира (прощаться, здороваться и др.) |
2 | Я в мире искусства | Виды искусства: музык-альное, танцевальное, художественное и др. Профессии. | Виды искусства: музыкальное, танцевальное, художественное, поэтическое, артистическое и др. Профессии. Эстетическое воспитание. | |
3 | Вода. | Вода в жизни человека, животного, птицы, растения. КГН. Рыба. | Вода в жизни живых существ, растительного мира. Океаны. Моря. Реки. Озера. Обитатели морей, рек, озер. Озера, водоемы и водохранилища Калмыкии и их обитатели. Профессии. | |
4 | Весна | Сезонные изменения в природе. | Сезонные изменения. Растительный и животный мир весной. Труд людей весной. | |
Апрель | 1 | Моя Калмыкия | Город. Село. Достопримечательности. | Город. Село. Достопримечательности. Геральдика республики (герб, флаг, гимн). Профессии. Знаменитые личности Калмыкии. |
2 | Планета Земля. Космос. | Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения (сверстники, взрослые, малыши, с природой) | Флора и фауна обитателей земли. Взаимоотношения людей. Первый покоритель космоса. Космонавты. Ракеты. Космические объекты. | |
3 | Степь | Растительный и животный мир степи. | Растительный и животный мир степи. Красная книга степи. Природоохранные мероприятия. Труд людей в природе. | |
4 | Растения | Виды растительного мира: деревья, цветы, трава. | Виды растительного мира: деревья, кустарники, цветы, трава. Лекарственные и ядовитые растения. Огород. Цветники. Клумбы. Комнатные растения. Профессии. | |
Май | 1 | День Победы | Защитники. Солдаты. Транспорт. Праздник. Уважение к солдатам. | Защитники. Транспорт. Уважение к солдатам. Содержание праздника. Знаменитые герои ВОВ Калмыкии. Достопримечательности г. Элисты о героях войны. |
2 | Моя семья | Члены семьи. Терминология родства. Традиции и обычаи семейного воспитания. | Члены семьи. Терминология родства у калмыцкого и русского народов. Традиции и обычаи семейного воспитания. Правила поведения в семье. Семейный досуг. Профессии. | |
3 | Я человек. Я расту. | Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения. | Я и мое тело. КГН. Девочки и мальчики. Правила поведения. Права и обязанности детей. Я гражданин. Скоро в школу. Профессии. | |
4 | Насекомые | Виды насекомых. Скоро лето. | Виды насекомых. Их значение в природе. Природоохранные мероприятия. Скоро лето. |
В целях реализации сюжетно-тематического планирования ДОУ педагогически составом внедряется «Примерное комплексно-тематическое планирование «Региональный компонент вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования», составленное коллективом авторов, в число которых вошли Горяева С.М., заведующий, Бальджикова Л.И., Балакаева Е.Н., учителя родного языка МКДОУ № 24.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Центром познавательных интересов в предметно-развивающей среде к вариативной части программы становится этнографический уголок в группе. Любой предмет этнографического уголка может подсказать тему для интересного разговора. В таком уголке дети не просто пассивные созерцатели, а создатели экспозиции. Ведь этнографический уголок — это результат общения и совместной работы воспитателя, детей и их родителей. При этом все имеющиеся уголки становятся эффективным средством развития познавательных интересов детей в рамках решения задач региональной компетентности, это: зона сюжетно-ролевых игр, музыкальный, природный, книжный, творческий и многие другие уголки, центры, зоны групп и ДОУ.
Для расширения знаний педагогов и детей в ДОУ разработано пособие «Из жизни калмыцкого народа» (подборка информационного и иллюстративного материала) составитель Балакаева Е.Н., 2013 г.
В приложении ООП ДО представлены две парциальные программы
- Парциальная образовательная программа «Программа обучения калмыцкому языку в дошкольном образовательном учреждении», научный руководитель к.п.н. В.К. Эрендженова, авторы-составители Л.И. Бальджикова, Е.Н. Бамбышева и др., 2010 г.
- Парциальная образовательная программа ознакомления дошкольников с родным краем «Я – элистинец!», опыт работы ДОУ г. Элисты.
Последовательность реализации разделов программ определена в соответствии с сюжетно-тематическим планированием дошкольного учреждения и основной общеобразовательной программой, реализуемой в ДОУ.
Литература:
- Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. Примерную образовательная программа дошкольного образования «Детство», СпБ, 2013г.
- О.Г.Хургунова Калмыцкие подвижные игры в физическом воспитании детей дошкольного возраста», Элиста, 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Региональный компонент в образовательной программе детского сада
Доклад к семинаруРегиональный компонент в образовательной программе детского садаМДОАУ детский сад «Солнышко с. Томское Чиркина Т.В.2014г.Дошкольный возраст – важнейший период становления личнос...
Доклад «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников путем внедрения регионального компонента в образовательную программу ДОУ»
Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. В соответ...
" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра
Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...
Мониторинг знаний детей дошкольного возраста «Региональный компонент основной образовательной программы МДОУ ", разработанный творческой группой воспитателей Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №8 города Алушты
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 8 «Светлячок»города Алушты Мониторинг знаний детей дошкольного возраста«Региональный компонент основной образовательн...
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в дошкольном образовании.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных обра...
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО...
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС в ДОУ
Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДО в ДОУ...