Использование игры как средства повышения качества экологического воспитания дошкольников
статья на тему

Кузько Светлана Валерьевна

Изучая вопрос  повышения качества дошкольного образования   подбора наиболее эффективных форм и методов формирования экологической культуры я обратилась к игре. Трудно переоценить вклад игры в развитии ребенка, в том числе формирование его экологического сознания. Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, оказывает развивающее воздействие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование игры как средства повышения качества экологического воспитания дошкольников».

Взаимодействие человека с природой, чрезвычайная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее.  Важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Это единство должно стать основой гуманного отношения к природе.

И учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать с детства. Мне близки  слова С.Шлотгауэр «Равнодушное отношение к природе должно быть заменено ясным пониманием того, что она источник жизни красоты и добра».

Поэтому для меня выбор приоритетного направления в работе  с дошкольниками был  очевиден - экологическое воспитание.  

Изучая вопрос  повышения качества дошкольного образования   подбора наиболее эффективных форм и методов формирования экологической культуры я обратилась к игре. Трудно переоценить вклад игры в развитии ребенка, в том числе формирование его экологического сознания.

Именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, оказывает развивающее воздействие.

Использование  игры как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин: (на слайде)

В настоящих момент внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности как эффективной модели взаимодействия взрослого и ребенка

Новизна моего опыта заключается в повышении качества экологического образования на основе реализации деятельностного подхода, включающего инновационные игровые технологии.

Целью своей педагогической деятельности определила формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста через разные игровые технологии.

Для реализации цели выделила задачи:

  • Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
  • Формировать экологическое сознание и мышление, нравственно- этическое восприятие природы.
  • Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде и мотивировать к   здоровому образу жизни.
  • Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье

Выстраивая систему работы по формированию экологических представлений у дошкольников в сочетании с программами изучив работы следующих авторов:

 Работа проводилась в следующих направлениях:

  • Создание экологической предметно-пространственной развивающей среды;
  • Создание методической базы.
  • Работа с детьми;
  • Экологическое просвещение родителей;
  • Работа с социумом

Развивающая предметно-пространственная среда моей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:

- Природный мини-центр – в нем растут растения.

-Экологическая игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.

- Лаборатория – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов.

В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты.

- Мини-музей Природы – в него собираем экспонаты: интересные и необычные. Есть в музее собачка из репейника, попугай из смолы, шлем инопланетянина из бересты, осиное гнездо, махаон, скорпион, камни и ракушки с моря. У каждого экспоната есть адресность. Сбор находок и поделок продолжается.

- «Библиотека» - имеет познавательную, художественную, научно-популярную детскую литературу. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Летом моя группа имеет свои грядки на огороде, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Ухаживают за цветником.

В мою методическую базу вошли следующие разработки:

  • перспективно тематическое планирование;
  • программа кружка дополнительного образования «Экологический театр»
  •  банк игровых  обучающих ситуаций, игр путешествий
  • серии дидактических игр экологического содержания
  • картотека мультимедийных презентаций
  • папка копилка ролево-игровых и творческих проектов «Игра в серьез»
  • занимательный материал для проведения конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера.

 Разработала  перспективно-тематическое планирование для детей 3 - 7 лет, включающее в себя занятия по экологическому воспитанию, экскурсии, прогулки по экологический тропинке, чтение художественной литературы, познавательные беседы, экологические акции, праздники. 

При проведении занятий по экологическому воспитанию детей применяю игровые обучающие ситуации с привлечением игрушек - аналогов, с использование литературных персонажей хорошо известных детям сказок и рассказов (Буратино, Незнайка, Карлсон, Вини - Пух и др.).

При создании игровых ситуаций опираюсь на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: (Красная Шапочка идет через лес к бабушке, по дороге она встречает разных зверей, собирает лекарственные растения, находит неизвестную ей ягоду и приносит детям, что позволяет развернуть беседу о ягодах).

Широко использую ролевая игра, которая превращает обучение в творческую лабораторию самообразования и способствует познанию окружающего мира.

Содержанию сюжетно-ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Путешествие в подводное царство», «Путешествие на Луну», «Зоологический магазин», «Приготовим обед для семьи из полезных продуктов»  и т.д.

Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования, игры-медитации («Я - Солнце», «Я - Дождь», «Я - Ветер», «Солнышко и облачко» и другие) дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей живого уголка, жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма дети задумываются над его содержанием, обговаривают различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу – своего края, и всей планеты.

Большую роль отвожу Кейс-технологии – совместно с детьми  разбираем ситуации играя в деловые игры в совместной деятельности ребенок-взрослый на равных условиях. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?».

Метод дискуссий «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?»  - цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию.

Широко использую информационно-компьютерные технологии и мультимедийные презентации

Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому при обучении дошкольников обращаюсь к доступным для них каналам получения информации.

В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую следующие виды иллюстартивно-наглядных материалов на электронных носителях: 

  1. звуковые материалы - это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.;
  2. экранные материалы – это слайды, т.е. серия отдельных кадров, посвящённой отдельной теме;
  3. мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие  информации;
  4. медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном;
  5. в процессе моделирования;
  6. в случае, если необходимо дать какую-то виртуальную познавательную информацию.

Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры-путешествия, игры-загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.

С целью формирования у детей интереса к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособления к лесному образу обитания, воспитания умения правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе провожу игры – путешествия: «Путешествие на луг», «Прогулка в зимний лес», «В подводном царстве» и др. Дошкольники посещают новые места, знакомятся с новыми явлениями в роли путешественников, туристов, экскурсантов и т. д. Это такой вид игры, сюжет и роли которой допускают прямое обучение детей, передачу им новых знаний.

Дидактические игры использую на занятиях в качестве его составной части или вместо нее, а также в часы досуга.

 Подобрала и систематизировала разные виды дидактических игр:

- подвижные игры природоведческого содержания «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы» «Хитрая лиса» и др., в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе;

  • дидактические игры с предметами «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус» и др., уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память;
  • настольно-печатные игры «Времена года», «Зоологическое лото», и др., направленные на уточнение, систематизацию и классификацию знаний дошкольников о представителях животного и растительного мира, явлениях неживой природы;
  • словесные игры  «В воздухе, в воде и на земле», «Кто больше?», «Ты часть - я целое» и др., закрепляющие знания о природе, развивающие внимание, сообразительность, связную речь, быстроту реакции;
  • творческие игры (строительные игры с природным материалом, театрализованные, сюжетно-ролевые), в ходе которых обогащаются знания детей, отражаются впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни.

Для духовно-нравственного развития личности использую одну из форм нетрадиционного экологического образования- экологический         театр.

Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность.

В организацию экологического театра,  вовлекаются родители воспитанников. Но здесь  они не только пишут стихи, частушки для выступлений, помогают в создании костюмов и декораций, а становятся  помощниками в работе с социумом (расклейка агитационных листовок, распространение памяток населению, уборка территории).    

Экологический  театр - открывает широкие возможности творческого поиска, результатом которого становятся  не только новые постановки,  но,  прежде всего,  новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, о взаимозависимости человека и природы.

Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.

Проведение конкурсов, викторин, брейн-рингов, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник птиц», «Мы-друзья природы», «День земли», «День рождения леса», «Осенний калейдоскоп», также помогает детям ощутить себя частью природы, детям нравятся репетиции, они с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые бывают  не только частыми гостями, но и участниками на наших праздниках.

Широко  используя  проектные метод в экологическом воспитании я отдаю предпочтение творческим (результат – спектакль, сказка, постановка). и ролево - игровым   видам проектов (в нем дети играют конкретных персонажей).

 В процессе работы над экопроектами подвожу детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода,  свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих. Показываю своим воспитанникам, как деятельность человека изменяет состояние экологической обстановки ближайшего окружения мира природы (территория детского сада, города).

Наибольший положительный эффект в экологическом воспитании дошкольников был достигнут за счет реализации таких вариантов экологических проектов как:  

  • экологическая акция

Например: «Зелёная ёлочка - живая иголочка» - были проведены следующие мероприятия: цикл наблюдений за елью на участке детского сада, создание, совместно с родителями, плакатов в защиту живой ели, традиционный новогодний утренник, праздник-досуг на Рождество вокруг живой ели на участке.

  • экологическая почта 

Форма организации разных видов экологической деятельности детей, обусловленная перепиской с воображаемым персонажем. Результат работы может быть:  составление,  книги, например: «Жалобная книга природы»

Проблему формирования экологической культуры решаю с помощью родителей.

Родители приглашаются на занятия и праздники экологического содержания, на которых они не просто зрители, а и активные участники. Были проведены такие мероприятия, как экологический поединок «Дети против родителей», КВН  «Знатоки природы». А также  давались домашние задания по сочинению экологических сказок и оформлению книг,  по сбору коллекций природных и других материалов.

Родители активные участники в проведении природоохранных акций,  создании предметно-пространственной развивающей среды в группе, на участке.

Для родителей на протяжении нескольких лет я выпускаю газету экологической направленности «Капитошка», из которой родители узнают о работе нашей группы в данном направлении, а также узнают много интересных и забавных рассказов о живой и неживой природе,  а также выпускаются тематические буклеты:  «Всё о цветах», «Всё о правильном питании детей»,  «Подвижные игры на прогулке», «Чистый город».

В процессе реализации системы работы достигнуты следующие результаты: 

- дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи;

-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них;

- появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.

-родители стали активными партнерами в экологическом воспитании детей.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Организационно-деятельностная игра как средство повышения качества дошкольного образования".

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подхо...

Авторские подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей – дошкольников

Однажды портниха французской королевы Роза Бертен, переделывая старое платье королевы, сказала  «Все новое – это хорошо забытое старое». Мои игры основаны на наших старых, добрых играх, которые м...

"Проектирование образовательного процесса как средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ"

Обобщенный опыт работы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальное воспитание)....

Игра как средство повышения качества образования

В презентации представлен теоретический материал по теме: "Игра, как условие и средство повышения качества образования"...

Выступление из опыта работы "Квест-игра", как средство повышения качества дошкольного образования

Квест-игра, как средство повышения качества дошкольного образования...

Повышение качества физического воспитания дошкольников посредством искусства художественного слова

Художественное слово – мощный методический приём, который применяется педагогами в процессе общения с детьми на занятиях и в режимных моментах....