"Проектирование образовательного процесса как средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Дуванова Ирина Владимировна

Обобщенный опыт работы. Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальное воспитание).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx397.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №1 «Дружные ребята»

«Проектирование образовательного процесса

как эффективное средство

повышения качества музыкального воспитания в ДОУ».

Автор опыта:

Дуванова И.В.

должность:

Музыкальный руководитель.

место работы:

МБДОУ №1 «Дружные ребята»

Поронайск

2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Раздел 1. Информация об опыте……………………………………………………………...3

2. Раздел 2. Технология опыта…………………………………………………………………..6

3. Раздел 3. Результативность………………………………………………………………….12

4. Заключение…………………………………………………………………………………...18

5. Список использованной литературы……………………………………………………….20

6.Приложение 1.  Паспорт проекта «Встали все ребята вместе – вот и маленький оркестр»…………………………………………………………………………………………21

7.Приложение 2.  Паспорт проекта  «Как хорошо и мило, если подружатся Армения и Россия»………………………………………………………………………………………......278.Приложение 3.  Паспорт проекта  «Мы помним! Мы гордимся!»………………………..33

9.Приложение 4.  Паспорт проекта  «Расскажем детям о Победе» ………………………...40

10.Приложение 5.  Сценарий  утренника «Праздник Российско-Армянской дружбы»…..46

11.Приложение 6.  Сценарий  утренника «День Победы»…………………………………..51


РАЗДЕЛ 1.

Информация об опыте

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»
В.А. Сухомлинский

1.1. Сведения об авторе

Ф.И.О. Дуванова Ирина Владимировна;

место работы: МБДОУ №1 «Дружные ребята»;        

педагогический стаж: 25 лет;

преподаваемые предметы: музыкальное воспитание;

специальность: музыкальный руководитель;

контактный телефон: 89241931202

1.2. Тема опыта: «Проектирование образовательного процесса как эффективное средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ».

1.3. Условия возникновения, становления опыта 

Представленный опыт работы формировался в условиях муниципального бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида в течение семи лет с детьми старшего дошкольного возраста по направлению художественно-эстетическое развитие (музыкальное воспитание). В детском саду созданы условия, соответствующие современным требованиям организации музыкального воспитания в ДОУ.  Музыкальный зал эстетично оформлен, продуманы «творческие» зоны, которые позволяют сделать помещение полифункциональным:

- концертная зона – оборудована занавесом, выделена специальным освещением, центральная стена, оформляемая в соответствии с тематикой образовательного процесса;

- зона НОД – оборудование: стульчики, соответствующие росту и возрасту детей, мольберт

 В каждой группе 25 воспитанников, музыкальные занятия проводятся фронтально два раза в неделю по 25-30 минут. В силу большого количества воспитанников в группе, и небольшим объемом по времени музыкального занятия, к сожалению, не всегда удается использовать в полной мере личностно-ориентированный подход,  часть воспитанников  постепенно теряют интерес к музыкальной деятельности.  

Формирование интереса к музыкальной деятельности, его развитие, возможно только том случае, когда педагог создает условия для активного и творческого взаимодействия с воспитанниками. Такую задачу успешно решает метод проектов.  Участие в проектах эстетического цикла способствует проявлению личностные качества каждого ребенка, развивает навыки и умения в решении творческих заданий, ориентирует в современном мире, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.

1.4. Актуальность опыта.

 На протяжении ряда лет целью музыкального воспитания считалось обучение основным певческим и музыкально-ритмическим навыкам на ограниченном репертуаре, подготовка к традиционным празднованиям. Отсюда вытекала ограниченность содержания образования. В учебно-воспитательной деятельности не находило разрешения противоречие между требованием общества к творческому развитию личности и «уравнению» знаний.

  Современное понимание сущности и смысла организации музыкального воспитания в ДОУ состоит не в получении музыкальных знаний, обучения детей грамоте и игре на музыкальных инструментах, а в создании условий для общения с музыкой, творческих проявлений и эмоционально-психического развития ребёнка. При организации музыкальной деятельности с детьми следует обратить внимание на выводы психологов о том, что у ребёнка дошкольного возраста процесс познания происходит при участии в деятельности всех анализаторов. Это определяет идеи интеграции всех видов деятельности в образовательный процесс как возможность получения более глубоких и разносторонних представлений об окружающем мире со способностью использования их самостоятельно.

Обновленное содержание дошкольного образования по музыкальному воспитанию призывает к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Огромными возможностями повышения качества музыкального воспитания обладают   современные образовательные технологии, способные решать задачи уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности  в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности, которые являются основой развития интегративных качеств личности ребёнка 

1.5. Теоретическое обоснование.

В энциклопедическом словаре проектирование (от лат.  projectus – брошенный вперед) трактуется как процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

  По мнению ряда ученых, проектирование можно рассматривать:

- как специфический вид деятельности, направленной на создание проекта как особого вида продукта;

- научно-практический метод изучения и преобразования действительности;

- форму порождения инноваций.

   Теоретическая проработка технологии проектирования в педагогике имеет глубокие исторические корни. И.А. Колесникова и М.П. Горчакова-Сибирская отмечают, что проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась более 300 лет. Так, в работах Аристотеля, Т.Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна мы находим образы «новой породы людей». Идеал выступает в данном случае как род проекта-цели, воплощающий представление о совершенстве (человека, ученика, устройства жизни людей). Основоположник теоретической педагогики А.Я. Каменский высказал идею о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула для успешности обучения.

  Термин «педагогическое проектирование» был введен в категориальный аппарат отечественной педагогики А.С. Макаренко, который выделил методологическую функцию педагогики как науки, заключающуюся в создании «научных проектов личности» и функцию педагога-практика, состоящую в составлении и реализации программ воспитания для каждого члена коллектива на основании общего проекта с учетом индивидуальных особенностей личности. Понятие «проект» применительно к методологии педагогической деятельности использовал Г.П. Щедровицкий в 1968 году в работе «Педагогика и логика». В 70-е г.г. XX  в. Н.В. Кузьминой проектировочный компонент был выделен в структуре деятельности педагога.

   В дошкольной педагогике ряд авторов (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников. Как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

   Применительно к воспитательно-образовательному  процессу в ДОУ педагогическое проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности педагогов и детей. В отличие от моделирования, прогнозирования и планирования деятельность проектирования всегда имеет целью создание нового объекта или процесса. Педагогическое проектирование – это продуктивная деятельность. Она представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Её продуктом выступает проект. Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей.

Классификация и виды проектов

  В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:                      

- исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т.п.;

- творческие:  проекты художественно-эстетического цикла,  результат которых оформляется в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Работа над музыкально-эстетическим проектом включает составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:        

1) постановка цели;

2) поиск форм реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

  Основная цель музыкально-эстетического проекта - формирование у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в различных видах творческой деятельности.

Задачи:

  • обеспечение эмоционально-психологического благополучия и здоровья детей;
  • формирование музыкально-эстетического сознания;
  • накопление ребёнком опыта восприятия искусства;
  • обогащение словаря детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • активизация проявлений творчества;
  • развитие коммуникативности.

Принципы реализации проектов:

- системность;

- сезонность;

- учёта возрастных особенностей;

- интеграция;

- координация деятельности педагогов;

- преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

   Рассмотренные выше теоретические и методологические основы технологии проектирования дают основания говорить о том, что это оптимальный, инновационный и перспективный метод организации воспитательно-образовательного процесса по  музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.


РАЗДЕЛ 2.

Технология опыта

2.1. Ведущая педагогическая идея опыта.

Исследователи музыкального воспитания детей А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская обозначили ряд актуальных задач для музыкального воспитания и развития детей, связанных с разработкой новых подходов и педагогических технологий. Авторы выделяют задачу интеграции разных видов искусств в процесс музыкально-творческого воспитания дошкольников. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой задачи, является метод проектной деятельности.

                   Ведущая идея опыта состоит  в активизации интереса, формировании навыков и умений детей в музыкально-творческой деятельности на основе проектного подхода в системе работы ДОУ по музыкальному воспитанию. Метод проектов  рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта), поэтому проектная деятельность сможет объединить детей, родителей и педагогов ДОУ в совместную творческую, продуктивную деятельность и сформировать настоящее сообщество детей и взрослых.  

2.2. Цель – повышение качества музыкального воспитания в ДОУ через внедрение и распространение опыта проектной деятельности.

Задачи:

  1. изучить теоретическую и методологическую основы технологии проектирования;
  2. внедрить проектный метод в воспитательно-образовательный процесс;
  3. проанализировать влияние технологии проектирования на качество музыкального воспитания в ДОУ.

Поставленные задачи способствуют поэтапному внедрению опыта и соответствуют следующим этапам:

1 этап – теоретический – нацелен  на повышение профессиональной компетентности педагога;

2 этап – практический – создание и реализация проектов художественно-эстетического цикла;

3 этап – аналитический – анализ эффективности педагогической технологии.

2.3. Организация образовательного процесса.

   Внедрение опыта работы проходило по трем ключевым линиям, влияющим на качество образовательного процесса:

  • самообразование педагога;
  • взаимодействие всех участников образовательного процесса;
  • оценка качества образовательного процесса.

Одним из главных условий организации работы над проектом является профессионализм педагога, уровень его профессиональной компетентности: знание особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития воспитанников в процессе проектной деятельности, готовность к её внедрению в образовательный процесс. Совершенствование этих качеств возможно только через постоянное изучение теоретических и методических основ внедрения опыта (посещение семинаров, самообразование).

Началом изучения темы стало участие в областном семинаре по управлению грантами в рамках грантовой программы при поддержке компании «Сахалин Энерджи». Далее был составлен план по самообразованию «Технология проектирования образовательного процесса». В результате самообразования определилась практико-методическая концепция опыта. В её основу положены материалы известных российских педагогов: Н.Е. Веракса, Е.С. Евдокимовой; методические пособия: Л.С Киселёвой «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения»; Л.Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике», О.В. Брыковой «Проектная деятельность в учебном процессе».

Взаимодействие всех участников образовательного процесса строится на основе единого проекта. Принцип интеграции делит проекты на два вида:

- монопроекты – интеграция внутри одной образовательной области, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы;

- межпредметные проекты – интеграция нескольких образовательных областей.

По форме проекты художественно-эстетического цикла являются творческими. Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной деятельностью, в результате которой  создается особый творческий «продукт» (в музыкальной деятельности это – презентация  творчества детей в форме концерта, праздничного представления, музыкально-литературной композиции и т.д.). В ходе становления опыта сложились четыре взаимосвязанных этапа реализации творческого проекта.

Проблемно-аналитический этап – предполагает участие только взрослых. На данном этапе педагог анализирует состояние образовательного процесса:  выявляются противоречия, проблемы и актуальность создания проекта, определяется его тема, уровень интеграции. В соответствие с обозначенными проблемами, формируются цель и задачи, изучается и систематизируется художественный материал по теме, адаптируется содержание к условиям педагогической работы с детьми дошкольного возраста. В результате рождается образ проекта, включающий детей, взрослых, образовательное пространство, временную последовательность событий. Критерием определения педагогической целесообразности материала служит развивающий эффект для детей. В проектах художественно-эстетического цикла это связано, прежде всего, с развитием личностных качеств воспитанников средствами музыкального искусства.

Подготовительный этап – разработка проекта – связан с планированием материала, распределением его по организационным формам (НОД, совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей), определением формы презентации. Распределяются ролевые функции среди взрослых (участники проекта, координаторы), определяются условия взаимодействия всех участников проекта. Результатом данного этапа является программа реализации проекта, которая оформляется в виде Паспорта проекта. При планировании проектной деятельности учитывается принцип «вертикальной интеграции» - это позволяет всем участникам проекта строить свою деятельность в соответствии с общей стратегией его реализации. Главное событие проекта – его презентация, оформляется в сценарий праздника.

Практикто-ориентированный этап – реализация проекта – введение всех участников образовательного процесса в проектную деятельность.

Для родителей проводится собрание, на котором обозначаются возникшие проблемы, актуальность и пути их разрешения  (презентация Паспортом проекта). Особо подчеркивается важность участия родителей в проекте, их роль и формы участия.

Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Педагог «наводит» ребенка, помогает обнаружить проблему или даже провоцирует ее возникновение, вызывает к ней интерес, тем самым «втягивая» детей в совместный проект. Затем, основываясь на уже имеющимся личном опыте и знаниях детей, определяются пути решения (отвечаем на вопрос: «Что можно сделать?»), составляется план (отвечаем на вопрос «Как мы это будем делать?»). Педагоги и дети договариваются о форме представления результатов (праздник, постановка сказки, презентация альбома и т.д.) Процесс погружения в содержание разворачивается на основе принципа эмоциональной драматургии, что позволяет создать ощущение ожидания праздника. С другой стороны, проектная деятельность весь процесс подготовки и проведения праздника делает системным и дидактически обоснованным. Поэтому праздник (презентация проекта) наступает как кульминационная точка определенного периода жизнедеятельности всех участников проекта.

Рефлексивный этап – закрепление впечатлений детей от прожитых событий, их осознание в собственной жизни.

Формы рефлексии:

- совместное чаепитие;

- обмен мнениями и впечатлениями,  просмотр фото- и видео материалов утренника;

- беседа воспитателя с детьми, родителями;

- организация свободной творческой деятельности (рисование, музицирование, лепка) с целью закрепление полученных знаний;

- музыкальное занятие в форме «мини-концерта».

Оценка качества образовательного процесса в условиях проектирования образовательного процесса заключается в анализе результативности и перспектив развития  реализуемого проекта.

Результативность проекта – характеристика и способ оценки планируемых результатов, оформляется в форме аналитического отчета, в котором прописывается, достиг ли проект цели.

Перспектива проекта -  жизнеспособность проекта.

Задача этого раздела - спрогнозировать вероятный дальнейший путь развития проекта. Возможно, в дальнейшем будет расширение географии проекта, освоение новых видов деятельности. При этом важно предусмотреть социальные и ресурсные стороны продолжения развития проекта.

2.4. Содержание образования.

Внедрение технологии проектирования началось с разработки и реализации проекта «Встали все ребята вместе, вот и маленький оркестр», который проходил с апреля по ноябрь 2008 г.  

   Необходимость в проекте возникла с необходимостью разрешения противоречия между важностью развития музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста через игру на детских музыкальных инструментах и слабой проработанностью в программах по музыкальному воспитанию вопроса приобщения к данному виду деятельности.

Цель: приобщение ребёнка к музыке, развитие музыкальных способностей, пропаганда важности детского музицирования в среде родителей.

ЗАДАЧИ:

1. Развивать музыкальный кругозор: дети должны знать названия инструментов, характер звучания, правила пользования и хранения.

2. Развивать индивидуальные исполнительские навыки: учить владеть простейшими приемами игры на различных инструментах, правильно расходовать дыхание.

3. Развивать навык коллективного исполнительства: учить играть в ансамбле.

4. Развивать индивидуальные творческие способности: приучать подбирать по слуху, импровизировать ритмические, мелодические попевки.

5. Развивать самостоятельность, творческую инициативу, интерес к концертной деятельности.

6. Развивать заинтересованность родителей в детском музицировании, привлекать родителей к совместной музыкальной деятельности с детьми, развивать музыкальную культуру.

Мини-проект «Как хорошо и мило, если подружатся Армения и Россия» реализовывался в течение двух месяцев: январь-февраль 2010 г.

  Актуальность данного проекта была обусловлена:

1. проблемой проявления в обществе интолерантного поведения;

2. значимостью развития морально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством формирования толерантных способностей;

3.  необходимостью поиска новых педагогических технологий, методических приёмов развития морально-нравственных качеств детей дошкольного возраста.

 Новизной проекта явилось привлечение к участию общественных организаций:

- общественная организация «Союз женщин России»;

- представители армянской диаспоры города.

Метод проектной деятельности был выбран  за основу при решении задач формирования гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в 2011-2012 уч. году (проект «Мы -  помним, мы - гордимся»).

Интегративные качества проектной деятельности явились наиболее актуальными на этапе внедрением Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.                          Новизна: 1. разработка системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста,  интеграция всех участников педагогического процесса;

2. взаимодействие с общественными организациями;

3.применение информационно-коммуникативных технологий.

Презентация проекта проходила в форме праздничного концерта, который готовился для ветеранов ВОВ.

Проект «Расскажем детям о Победе» объединил в себе познавательную и художественно-творческую деятельность детей. После погружения в проблему, дети подготовительной группы поставили перед собой две задачи: узнать историю праздника и поделиться своими знаниями с младшими товарищами, т.е. рассказать детям о Победе, пригласив их на концерт. Выяснили, как и где можно добыть необходимые знания (библиотека, детский сад, семья, телевидение).  После постановки задач, дети более осознанно и целенаправленно «добывали» знания и распространяли их:

  • в детском саду – экскурсии, непрерывная образовательная деятельность, рассматривание альбомов, слушание произведений о ВОВ, рисование; акция «Георгиевская ленточка»; создание мини-музея Боевой Славы.
  • в домашних условиях – заполняли дневники, исследовали истории семью.

Форма презентации проекта – концерт для младших товарищей – повысил ответственность каждого ребенка при его подготовке.

Для развития рефлексии всех участников проекта был  организовано отчетное мероприятие, на котором присутствовали дети, родители и педагоги. После просмотра презентации и исполнения самой любимой песни, детям были вручены Свидетельства участника проекта, родителям – благодарности за активное участие, педагогам – грамоты за успешную реализацию проекта.

2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

Проектирование образовательного процесса по музыкальному воспитанию направлено на целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребёнка с целью его эстетического развития, т.е. становление и совершенствование эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства образовательного процесса.

Средства образовательного процесса соответствуют трём группам средств эстетического воспитания:

Искусство – музыка, изобразительное искусство, художественная литература, архитектура, театр;

Окружающая жизнь – природа, эстетическая развивающая среда;

Художественная деятельность – деятельность, связанная с видами искусства (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая, театрализованные игры)

Формы организации образовательного процесса, соответствующие обязательному требованию проектной деятельности – вертикальной интеграции (объединение на основе единой темы):

  1. непрерывная образовательная деятельность:
  • по форме организации – групповые, подгрупповые, индивидуальные занятия;
  • по виду деятельности – интегрированные, тематические, фронтальные.
  1. совместная деятельность педагога и детей;
  2. самостоятельная художественная деятельность детей;
  3. театрализованные игры;
  4. праздники, развлечения;
  5. совместное творчество детей и родителей
  6. наблюдения, целевые прогулки, экскурсии.

Методы при реализации творческого проекта должны сочетать в себе принципы системно-деятельностного подхода и проблемного обучения, с одной стороны, и принципы музыкального воспитания, в основе которых лежит формирование у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий, с другой. Наиболее полно отвечает этим требованиям классификация методов эстетического воспитания по Н.В. Ветлугиной, которые и были положены в основу опыта:

- метод убеждения

– особенность метода применительно к внедрению творческого проекта состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно. Важно осуществить отбор наиболее ярких и впечатляющих высокохудожественных произведений, создать соответствующую ситуацию и эмоциональный настрой.

- метод приучения, упражнения в практических действиях

- это систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения; чаще используется в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.

- метод проблемных ситуаций (метод творческих заданий)

- педагог предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла.

Варианты творческих заданий: изобразить образы музыкального произведения после прослушивания произведения (нарисовать, вылепить из пластилина), выбор материалов, цветовых сочетаний, форм, придумывание своих загадок, рифм; импровизация попевок и танцевальных движений.

Приемы:   побуждение детей к самостоятельным высказываниям по поводу содержания, выразительных средств, к оценке выполнения задания своего и сверстников, к сравнениям; усложнение условий выполнения задания (например, рисование по собственному замыслу)

- метод побуждения к сопереживанию

- стимулирование эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное отношение к безобразному в окружающем мире.

Преобладающие виды деятельности:

- художественно-творческая – музыкальная (слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах);

- познавательная

Алгоритм реализации творческого проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I ЭТАП – Погружение в проблему

Формулирует 

проблемную ситуацию, цель и задачи.

Осуществляют  вживание в ситуацию; принятие и уточнение целей и задач.

II ЭТАП – Организация и осуществление деятельности

Создает условия для художественно-творческой и познавательной деятельности детей; готовит презентацию.

"Добывают" знания, совершенствуют умения в музыкальной деятельности, развивают музыкальные способности;    готовят презентацию.

III ЭТАП – Презентация проекта

Организует презентацию проекта; обобщает полученные знания, оценивает умения в художественно-творческой и познавательной деятельности.

Демонстрируют понимание проблемы, целей и задач проекта; приобретенные познавательные знания и художественно-творческие умения.

IV ЭТАП – Рефлексия

Создает условия для закрепления полученных детьми знаний и умений.

Демонстрируют осознание своих умений и навыков в самостоятельной деятельности.

Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности:

  • В познавательной деятельности: беседа, опрос, обмен мнениями;
  • В музыкальной деятельности: игра в «концерт», пение «по-цепочке»; «дирижер»; «кто лучше станцует», «зеркало» и т.д.
  • Общие: наблюдение
  • 2.6. Длительность работы над опытом 

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы МБДОУ детский сад №1 «Дружные ребята» с апреля  2008 года.

 В воспитательно-образовательный процесс проектный метод включили как инновационную технологию организации педагогического процесса по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

2.7. Диапазон опыта 

  Технология проектирования образовательного процесса по музыкальному воспитанию – сложноорганизованный интегрированный  процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего образовательного  процесса, которые требуют активного участия всех его участников:

педагоги                    дети                         родители.

Диапазон опыта охватывает целостный образовательный процесс по музыкальному воспитанию в ДОУ и представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в учебный процесс  – «непрерывная образовательная деятельность + совместная деятельность взрослых и детей + самостоятельная деятельность детей» в рамках отдельных проектов.

Новые знания помогут педагогам сориентироваться и выработать свою творческую линию на основе теоретических и  методологических подходов, которые рассматриваются в данном опыте работы


РАЗДЕЛ 3. Результативность опыта

3.1. Определение критериев для диагностирования успешности опыта, представление методики описания и эффективности опыта.

Результативность каждого проекта отслеживается через систему показателей его эффективность:

- количественные показатели (востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий, др.);

- показатели социального развития личности (динамика уровня развития личности: не умел - научился, не знал - узнал, не имел - приобрел и т. п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.);

- показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность).

- показатели общественного мнения (популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации);

- технологические показатели (уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников).

Критерии эффективности призваны:

- выражать действенность всех видов, форм и методов реализации проекта;

- отражать качество управленческой и содержательной деятельности.

Проекты художественно-эстетического цикла нацелены на повышение качества музыкального воспитания в ДОУ. Результатом их реализации является общий уровень музыкального развития детей. Для мониторинга данного показателя используется методика К.В. Тарасовой «Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

3.2. Доказательность результативности опыта.  

Результативность проекта «Встали все ребята вместе, вот и маленький оркестр»:  

1.  За время действия проекта создали:

  - новые формы для развития  детского музыкального творчества (кружок), внедрили новые технологии («Элементарное муцицирование» К.Орфа), повлиявшие на общий уровень развития музыкально-творческих способностей детей

 - новые формы работы семьи и детского сада (мастер-класс, музыкальный конкурс)                                                                              

 2. Улучшили предметно-развивающую среду:

- пополнили материальную базу музыкального зала (участие в грантовой программе компании «Сахалин Энерджи»)

- пополнили групповые музыкальные уголки (игрушки-самоделки, изготовленные родителями на мастер-классе)

  3. Обеспечили распространение опыта работы на уровне района (выступление на метод/объединение музыкальных руководителей района)

4. Добились доверия среди родителей, через опрос, анкетирование, стендовую информацию, совместные мероприятия 4.

 Проект имел дальнейшее развитие:

- в детском саду на протяжении нескольких лет работал кружок «Поиграй-ка»;

- музыкальные конкурсы для родителей стали традиционными;

-  детское музицирование стало более разнообразным, интересным как на музыкальных занятиях, так и на мероприятиях ДОУ;

- повысилась заинтересованность родителей в дальнейшем музыкальном образовании детей.

Результативность проекта «Как хорошо и мило, если подружатся Армения и Россия»

  Ожидаемые результаты проекта ориентированы на всех участников педагогического процесса:

- дети  приобретут  положительный  опыт общения, новые знания и умения, утолят жажду узнавания нового, интересного, необычного, обогатят психоэмоциональную сферу, разовьют коммуникативные качества и  музыкально-творческие способности;  

- родители станут активнее общаться друг с другом, проявят заинтересованность в общении собственного ребёнка с остальными  детьми;

-педагоги более грамотно и профессионально станут подходить к проблеме развития толерантного поведения, контролировать взаимодействия родителей, детей и сотрудников, разработают новые  методические приёмы и педагогические технологии формирования морально-нравственных качеств через развитие толерантности.

  У всех участников педагогического процесса будут заложены основы толерантного поведения, чтобы главные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства) стали неотъемлемой частью их жизни.

Анализ результативности данного проекта позволяет говорить о высокой эффективности технологии проектирования в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ:

- в короткие сроки были решены поставленные воспитательно-образовательные задачи;

- усовершенствованна предметно-развивающая среда (пошив костюмов, новые игрушки)

- распространен опыт работы на муниципальном уровне (статья в СМИ; участие в муниципальном конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся»), на региональном уровне (статья в журнале «Открытый урок», издательство ИРОСО)

Результативность проекта «Мы помним, мы гордимся»

  О высокой результативности проекта свидетельствует последнее итоговое мероприятие – утренник, который готовился, как поздравление ветеранам ВОВ. Праздник прошел на высоком эмоциональном подъеме: дети выразительно читали стихи и исполняли музыкальные номера, более осмысленно смотрели мультимедийную презентацию.  Проект «Мы -  помним, мы - гордимся» стал лауреатом муниципального фестиваля инновационных идей в номинации «Дошкольное образование».

Результативность проекта «Расскажем детям о Победе»

Результаты проекта были нацелены на развитие патриотических качеств в процессе познавательной и художественно-творческой деятельности. Критериями оценки были выбраны:

1. определение уровня эмоциональной отзывчивости на музыку о Победе;

2. мониторинг знаний детей об истории праздника.

Показатели уровня эмоциональной отзывчивости:

на начальном этапе:

 высокий – 8 детей (32%); средний – 9 детей (36%); низкий – 8 детей (32%);

на завершающем этапе:

высокий – 17 детей (68%); средний – 8 детей (32%).

Мониторинг знаний детей:

на начальном этапе:

высокий – 1 ребенок (4%); средний – 8 детей (32%); низкий – 16 детей (64%);

на завершающем:

высокий – 15 детей (68%); средний – 10 детей (40%); низкий 1 ребенок (4 %).

Положительная динамика этих показателей говорит о высокой эффективности проекта, решающего основную задачу – развитие нравственно-патриотических чувств.

Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.  

Критерием результативности опыта является диагностика уровня развития музыкальных способностей воспитанников, на основе которой выводится показатель усвоения образовательной программы. Ежегодный анализ показателей освоения воспитанниками образовательной программы по музыкальному воспитанию говорит о высоком качестве организации музыкального воспитания в ДОУ.

Уровень усвоения программы:

2007-2008

уч. год

2008-2009

уч. год

2009-2010

уч. год

2010-2011

уч. год

2011-2012

уч. год

2012-2013

уч. год

2013-2014

уч. год

2014-2015

уч.год

2015-2016

уч.год

93,5%

  96,6%

  95,6 %

  95,6 %

96,6%

  95%

95%

95,5%

91%

Уровень развития музыкальных способностей

Уч. год

Начало учебного года

Конец учебного года

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2007-2008

14 детей 13%

56 детей 52%

39 детей 35%

38 детей (35%)

64 детей (59%),

7 детей (6%)

2008-2009

25 детей 21%

68 детей 57%

26 детей 22%

65 детей (56%)

50 детей (41%),

 4 ребёнка                 (3%)

2009-2010

11 детей

9 %

76 детей

67%

27 детей

24%

61 ребёнок (54%)

48 детей (42%),

5 детей (4%)

2010-2011

7 детей

6%

84 ребёнка 73%

24 ребёнка 21%

68 детей (59%),

42 ребёнка (37%),

5 детей (4%)

2011-2012

16 детей 13%

78 детей 65%

26 детей 22%

60 детей (50%)

56 детей (47%)

4 ребёнка (3%).

2012-2013

20 детей

17%

80 детей

68%

18 детей

15 %

59 детей

50%

56 детей

47%

3 ребёнка

3%

2013-2014

20 детей

17%

75 детей

63%

24 ребенка

20%

60 детей

50%

46 детей

39%

13 детей

11%

2014-2015

18 детей

16%

58 детей

51%

37 детей

42%

48 детей

42%

54 ребенка

48%

11 детей

10%

2015-2016

22 ребенка

19%

63 ребенка

56 %

28 детей

25%

49 детей

43 %

52 ребенка

46%

11 детей

10%

  Самый важный показатель – эмоциональная отзывчивость на музыку, являющаяся основой развития музыкальности и одним из основных интегративных качеств, у воспитанников детского сада (подготовительные группы) ежегодно имеет положительную динамику и на конец учебного года наиболее развит:

2008-2009 уч. год.                                                 2009-2010 уч. год.

 

2010-2011 уч.год                                                  2011-2012 уч.год

2012-2013 уч. год                                                                   2013-2014 уч.год

2014-2015 уч. год                                              2015-2016 уч.г.

 

Включение музыкальных видов деятельности в проекты других педагогов детского сада (педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели) говорит о высокой интегративной способности музыки, её универсальности. Наряду с музыкально-эстетическими задачами, музыка решает и воспитательно-образовательные, поставленные в конкретном проекте.

Участие в реализации проектов муниципального уровня (проект «Соучастие в судьбе» Местная общественная организация инвалидов 2010 г.; проект «Мы разные, но не чужие» МБУК «Поронайская ЦБС» 2011 г.) позволяет раскрыть творческие способности воспитанников в концертной деятельности, повышает  имидж детского сада.

3.3. Оценка результативности опыта

Диссеминация опыта работы способствует более глубокому внедрению технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Формы распространения опыта разнообразны:

- активное привлечение  педагогов к участию в реализации проектов музыкально-эстетического цикла,

- консультации,

- выступления на МО музыкальных руководителей,

- организация семинаров («Проектный метод в ДОУ» 2010 г.)

  Анализ реализации проектов говорит об эффективности внедрения технологии проектирования в воспитательно-образовательный процесс детского сада.  Проекты становятся более разнообразными по видам, формам, включенности в воспитательно-образовательный процесс. С каждым годом всё больше педагогов используют технологию проектирования образовательного процесса в своей работе:

3.4. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на результативность опыта.

На реализацию проектов художественно-эстетического цикла как положительно, так и отрицательно могут влиять следующие условия:

Позитивно влияющие

Условия

Негативно влияющие

Высокая

Профессиональная компетентность педагогов

Недостаточная

Высокий

Уровень развития воспитанников

Низкий

Реализация проекта по времени просчитана точно, каждое мероприятие проводится по плану.

Фактор времени

Недостаточно времени: проект запущен поздно; мероприятия накладываются одно на другое.

Высокая

Активность родителей

        Низкая

Актуален для ДОУ, проблема интересна для детей

Актуальность проекта

Потеря актуальности, неинтересен для детей.


4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1. Конкретные выводы, предложения, вытекающие из опыта.

Считаем, что немаловажную роль в повышении качества воспитательно-образовательного процесса по музыкальному воспитанию играет внедрение технологии проектирования, так как позволяет:

  • разработать или обновить формы организации музыкального воспитания в ДОУ;
  • способствует усовершенствованию развивающей предметно-пространственной среды;
  •  повышает уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Таким образом, работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

4.2. Перспектива  дальнейшего совершенствования  опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

Технология проектирования образовательного процесса на сегодняшний день, довольно изученный и распространенный  метод его организации, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, однако, не потерявший своей практической значимости, так как строится на двух важных принципах: интеграции воспитательно-образовательного пространства, в основу которой положена актуальная проблема. А в свете внедрения ФГОС ДО проектный метод приобретает еще большую значимость и актуальность, так как нацелен на развитие свободной творческой личности ребёнка и определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Авторские проекты по музыкальному воспитанию могут быть использованы в работе музыкальных руководителей, а представленная система по внедрению технологии проектирования поможет другим педагогам детского сада разрабатывать и реализовывать проекты различной направленности.

4.3. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Год

Форма

Уровень

2008 год

- Проект «Встали все ребята вместе – вот и маленький оркестр» - Победитель Грантовой программа «Малые гранты – большие дела»

- Презентация опыта работы «Проекты в музыкальном воспитании дошкольников» на метод/объединение музыкальных руководителей района

Региональный

муниципальный  

2010 год

- Статья в журнале «Открытый урок» «Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через формирование основ толерантности»

- Мини-проект «Как хорошо и мило, если подружатся Армения и Россия» - победитель муниципального конкурса методических разработок и внеклассных мероприятий на тему «Нравственно-эстетическое воспитание учащихся»

- Семинар «Проектный метод в ДОУ»

Региональный

Муниципальный

ДОУ

2012 год

- Проект «Мы помним, мы гордимся» - лауреат Фестиваля педагогических идей и инноваций в области образования

Муниципальный

2014 год

- Презентация опыта работы «Технология проектирования как инновационное средство повышения качества музыкального воспитания» - научно-практическая конференция «Слагаемые успеха»

Муниципальный

2015 год

- Деловая игра «Патриотический проект» - районный семинар «Метод проектов в образовательном процессе ДОУ»

Муниципальный

2016 год

Статья «Проектный метод как эффективное средство повышения качества музыкального воспитания в ДОУ»:

 - Всероссийское образовательное издание «Вестник педагога»;

- сборник научных статей, статей по обобщению педагогического опыта по материалам всероссийского заочного семинара «Современное содержание ДО: вариативность – инициатива – устойчивое развитие»

Всероссийский

Всероссийский


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112 с.

2. Богословцев Л.Г., Майер А.А.  Управление качеством дошкольного образования: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)

3. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2005. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошколых учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 64 с.

5. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 144 с.

6. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н.В. Микляева. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - М.: ТЦ Сфера, 2010. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

8. Затямина Т.А., Тимофеева Л.О. Проектная технология в музыкальном воспитании.// Музыкальный руководитель. – 2012. - №6. – С. 2-4.

9. Радынова О.П. Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.// Справочник музыкального руководителя. – 2012. - №0. – С.9-13.

10. Шалянт И.Г. Образовательная область «Музыка» в программе «Радуга». Соответствие ФГТ//Музыкальный руководитель. – 2013. - №2. – С. 2-3.

Microsoft


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграционные процессыв образовательном процессе, как условие повышения качества музыкально-эстетического воспитания дошкольников.

Будущее страны-это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровеньэстетического сознания закладывается сейчас.Поэтому особо актуальным представляется поск, разработка новых технологий интег...

Внедрение бережливых технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования в ДОУ.

Беречь время нам помогают правила, схемы, подсказки, алгоритмы, которые   используются во всех рабочих помещениях детского сада: правила посещения туалета, порядок одевания и раздевания, рас...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Актуальность создания методического объединения: педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследств...

Методическое объединение педагогов "Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения качества образования детей дошкольного возраста с применением дистанционных образовательных технологий"

Педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера при организации методической деятельности, в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют низкий уровень информационно-к...