Статья на тему "Организационно-деятельностная игра как средство повышения качества дошкольного образования".
статья на тему

Сорокина Татьяна Николаевна

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подходы к пониманию данных терминов. На примере показано, что организационно-деятельностная игра является средством повышения качества дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ov-19_sektsiya_19_sorokina.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Организационно-деятельностная игра как средство повышения качества дошкольного образования.

Т.Н. Сорокина

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Иркутска детский сад № 155

В статье поднимается актуальный вопрос о повышении качества дошкольного образования, дается интеграция термина «качество образования» и «качество дошкольного образования», рассматриваются разные подходы к пониманию данных терминов. На примере показано, что организационно-деятельностная игра является средством повышения качества дошкольного образования.

Ключевые слова: качество образования, качество дошкольного образования, дошкольное образование, мыследеятельность, организационно-деятельностная игра, рефлексия.

В связи с новыми тенденциями развития образовательного пространства и изменениями условий жизни,  качество образования является одним из важнейших аспектов общего качества жизни человека. Прогрессивное развитие человечества может быть обеспечено за счет доступа к качественному образованию, в том числе и детей дошкольного возраста. Ведущим структурным и функциональным компонентом образовательной системы является процесс оценивания результативности овладения определенным уровнем образованности, чем и является в сущности своей качество образования, но дальнейший разговор невозможен без первостепенного представления о том, что же такое «качество образования».

Среди представителей психолого-педагогического сообщества мнения о сущностном понятии  качества образования довольно разнообразны. Большинство исследователей и  практиков рассматривают качество - как определенные ориентиры на соответствие результатов образования ожиданиям и потребностям личности и общества (В. А. Кальней, С. Е. Шишов и др.). Другие же в своей трактовке делают акцент  на сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимые качества личности (Е. В. Бондаревская, А. П. Егоршин др.). Третьи - на соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результата требованиям образовательного стандарта, социальным нормам общества, личности (А. И. Субетто, Е. А. Ямбург) [2]. При этом фундаментальным в каждой характеристике является то, что качество образования определяется интегральной характеристикой и процесса, и результата, и системы. Вместе с тем точное понимание этой позиции дает гарантию правильного выстраивания системных изменений в образовательной организации.

Ключевое содержание понятия «качество дошкольного образования» определяется, исходя из целей и задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного (далее ФГОС ДО). Следуя данного постулата, можно выделить следующие  элементы: «гарантированная реализация минимальных стандартов образования; способность ставить цели в различных контекстах и достигать их с входными показателями и контекстными переменными; способность отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон; стремление к совершенствованию» [7], т.е. под «качеством дошкольного образования» следует понимать «…совокупность свойств и характеристик, реализация которых в педагогическом процессе способствует разностороннему развитию ребенка, сохранению его здоровья, успешному переходу к следующему возрастному периоду» [2].

Теоретический анализ позволяет сделать следующий вывод,  что  качество образования -  интегративное  понятие,  включающее  в  себя  множество компонентов. «Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие» (Н.А.Селезнева). Именно эта многогранность определяет подходы и задает особенный процесс формирования информационной базы и «оценивание результативности образования по конечным продуктам «полезности» овладения определенным уровнем образованности» (В.И. Загвязинский, М.М. Поташник).

Но все же остается открытом вопрос о том, как эффективно  выстроить систему воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации (далее ДОО) так, чтобы она была актуальна и  соответствовала современным требованиям к качеству образования, была результативна и способна к новаторству, готова к изменению и внесению корректив, обеспечивающих перспективное развитие? Эта задача вызывает много затруднений, и решают ее в педагогических коллективах по-разному. Не стоит забывать, что  качество дошкольного образования в организации  -  это управляемый процесс,  это результат взаимодеятельности  всего педагогического коллектива. Так, по мнению   И.А. Рыбалова, «управление качеством образовательного процесса в дошкольном учреждении рассматривается как целенаправленное, комплексное и скоординированное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем в целях достижения наибольшего соответствия параметров функционирования, развития образовательного процесса и его результатов соответствующим требованиям» [8].                                   

Современный этап развития дошкольного образования требует от каждого члена педагогического коллектива заинтересованного участия в реализации целей.  Чтобы весь коллектив видел целевые установки нужны такие мероприятия, при помощи которых можно организовать  коллективную мыследеятельность. Основоположником данного понятия является Г.П. Щедровицкий «…методологию нельзя передавать как знание или набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность» [12], т.е.  мыследеятельность - это работа с будущим, которое необходимо построить в сознании людей. Г.П. Щедровицкий подчеркивал, что схема мыследеятельности является схемой организации коллективного мышления – коллективная мыследеятельность.  И как форму практической организации коллективного мышления предложил организационно - деятельностные  игры (далее  ОДИ). Конечно же, время не стоит на месте, и с приходом новых веяний  ОДИ трансформировалось и  получило преимущественное распространение в качестве средства и метода решения сложных междисциплинарных, межпрофессиональных и даже межкультурных комплексных проблем. «Иными словами, ОДИ нужны для того, чтобы люди, не принадлежащие к методологии в силу своей деятельности, все же могли бы пользоваться ее достижениями, средствами и методами» [10] .

Проецируя коллективную мыследеятельность  на организацию дошкольного образования, отметим, что через ОДИ можно решать различные вопросы в данной сфере, результаты которых способствуют повышению качества образования, т.е. практическое применение ОДИ выступает как средство повышения качества образовательной системы в целом, а также различных ее компонентов (аспектов).

Тематика ОДИ может быть разнообразна: «Реализация образовательной программы», «Реализация требований ФГОС ДО», «Повышение квалификации», «Молодой педагог в системе ДОО»,  «Предметно - развивающая среда» и т.д.

В нашем МБДОУ г. Иркутска детский сад № 155 была проведена  ОДИ на тему «Организация и проведения прогулок с дошкольниками в холодное время года», которая была организована с целью качественной подготовки педагогов ДОО к оздоровительной работе на прогулке в холодное время года.  Стоит заметить, что в полной мере реализовать и совершенствовать свои возрастные и индивидуальные двигательные потребности дети могут во время прогулок, ведь прогулка имеет значительную роль в режимных моментах. Со стороны воспитателя необходимо целенаправленное руководство и качественная организация. Не стоит недооценивать прогулку, которая, кстати, является одной из значимых форм работы в полноценном и всестороннем развитии ребенка. За счет прогулок мы реализуем не только задачи и цели общеобразовательной программы ДОО, а так же такие требования по образовательным областям  ФГОС ДО как: физическое развитие (укрепления здоровья детей и повышения их иммунитета за счет подвижных игр и упражнений, труд в природе и т.д.); художественно-эстетическое развитие  (лепка из снега, рисование на снегу, игры  с  пением, музыкально - дидактические  игры, ритмические  игры  со  словом  и  театрализованные  игры); социально - коммуникативное (помощь младшим дошкольникам), познавательное развитие (наблюдение, дидактические игры окружающий мири - знакомство с повседневными изменениями природы по сезонам - продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей); речевое (заучивание четверостишия, описание природных и общественных  явлений и т.д.), тем самым за счет прогулки мы повышаем качество образования в целом.

Главной задачей было наметить такую программу действий, которая бы обеспечила глубинное понимание и дальнейшие практические продвижения на пути повышения качества  образовательного процесса. На повестку дня были выбраны следующие цели: актуализировать проблему организации прогулок с дошкольниками в холодное время года; побудить педагогов к повышению качества организации прогулок с детьми; выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок. В ходе мероприятия рассматриваются основные требования и условия к проведению прогулок в холодное время года.

 Структура ОДИ на тему «Организация прогулок с дошкольниками в холодное время года» была  разработка на основе ОДИ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида         № 40» г. Усолье-Сибирское, а так же нормативно-правовой и методической литературе (методических рекомендаций по организации прогулок с дошкольниками и требований СанПин к организации прогулок с дошкольниками). ОДИ  проводилась в актовом зале дошкольной организации, где были приготовлены места для работы групп, установлено мультимедийное устройство (экран, проектор), где приняли участие педагоги ДОО, методист, диет сестра.

Вся коллективная мыследеятельность строилась на шести этапах: первый этап - введение, где  организатор поясняет цели и задачи игры, оконтуривание темы; второй этап - диет сестра с помощью педагогов делает сравнительный анализ требований СанПин 2010 и 2013 г; третий этап - разминка, работа в группах - продолжают предложение: «Прогулка для ребенка - это...» (с точки зрения педагогов, родителей и самих детей участники сообща определяют значение прогулок в развитии и воспитании дошкольников); четвертый этап - выявление проблем и противоречий в организации прогулок с дошкольниками (группы педагогов, методист и диет сестра анализируют основные проблемы и противоречия в использовании прогулок в режиме дня); пятый этап -  решение ключевых проблем и противоречий организации прогулок с детьми. Игровые группы предлагали способы рационального использования свободного времени для организации прогулок с дошкольниками, проводя презентацию картотеки игр «Подвижные игры с дошкольниками», представляли свой «полезный чемоданчик», куда входил выносной игровой материал для организации игровой и двигательной активности детей в холодное время года); шестой этап - принятие решения и его оформление в виде групповой фотовыставки «Ребенок на прогулке: игра и познание окружающего мира». 

Комплексный коллективный анализ по решению ключевых проблем и противоречий организации прогулок с детьми, позволил сформулировать иные способы рационального использования свободного времени для организации прогулок с дошкольниками. Так же на ОДИ был обмен опытом в виде презентации картотеке «Организация прогулок с дошкольниками», представления своего «полезного чемоданчика», что позволило раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

Рефлексия была проведена в виде заполнение рефлексивных отчетов участниками. Участники отвечали на вопросы,  направленные на рефлексию и закрепление результатов ОДИ, а так же целостный самоанализ своей мыслительной деятельности. Так же в закрепления полученного опыта был проведен обмен личными впечатлениями, реминисценциями, высказываются пожелания, как отдельным участникам, так и ведущему, что отразилось в рефлексивных отчетах [5].

Результаты показали, что игра поспособствовала выходу участников на новую ступень понимания проблемы повышения качества образования посредствам организации прогулок, о чем свидетельствуют принятия следующих решений: способствовать повышению качества организации прогулок с детьми (использование разнообразных видов детской деятельности на прогулке, соблюдение структуры прогулок, добросовестное исполнение педагогами своих должностных обязанностей, увеличение ответственности за результат воспитательно-образовательного процесса, за сохранение и укрепление здоровья воспитанников, привлечение родителей к обогащению инвентаря и игрового оборудования прогулочных площадок); выработать рекомендации для педагогов и родителей дошкольников по организации прогулок, оформить их в виде консультаций, презентаций; организовать в ДОО конкурс на лучший зимний участок «В гостях у сказки»; изготовление кормушек для зимующих птиц).

На данном примере было показано, что ОДИ можно использовать как средство повышения качества образования, которая позволяет: «коллективно прожить будущее, что позволяет построить более реальную программу; во время ОДИ у членов коллектива складывается общая картина будущей деятельности - общие представления; каждого члена коллектива появляется возможность влиять на каждого, т. е. работать с его представлениями, что в итоге позволяет влиять на свое будущее, согласовывая свои личные цели с целями коллектива»  [4]; обеспечить развитие способностей мышления, понимания, рефлексии, коммуникации, действия; дать вербальные представления  о практике образования, которые ведут  к запоминанию сведений информации.

Источники:

1. Заикина, Л. «На помощь снежной королеве». Прогулка с детьми 4-5 лет  Текст / Л. Заикина // Дошкольное воспитание, 2014.- №12.- С. 17-22.

2. Виноградова, H.A. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ Текст / P.A. Виноградова, Н.В.Микляева.- М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006.- 192с.

3.Организационно-деятельностная игра для педагогов «Организация прогулок с дошкольниками в холодное время года» / МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида         № 40» г. Усолье-Сибирское // [Электронный ресурс]. – URL: http://www.uchmet.ru/

4. Организационно - деятельностные игры в образовании Текст / Сборник статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 100 с.

5. Погодаева, М.В., Ушева Т.Ф. Рефлексивный подход в обучении дошкольников безопасности Текст / М.В. Погодаева, Т.Ф. Ушева // Дошкольное воспитание, 2014.- №12.- С.112-117.

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

8. Рыбалова, И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ Текст / И.А.Рыболова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2005. - № 4. - С. 10-23.

9.Семенова, Т. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников Текст / Т. Семенова // Дошкольное воспитание, 2014.- №12.- С.105-111.

10. Степанова, О.  Встреча с мыследеятельностью назначена на ОДИ  Текст / О. Семенова // Журнал  "Самара", 2002.-  №2. С.45-51.
11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

12.  Щедровицкий Г.П. Избранные труды Текст / Щедровицкий Г.П.- М.- Школа Культурной Политики, 1995.-588с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет в ДОУ на тему: « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Педагогический совет был разработан и проведён в 2012 году в  МБДОУ "Д/с №6 "Малышка" МО ЗАТО Комаровский...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Улучшение системы качества образования в ДОО является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой и практикой. Только активная жизненная позиция педагога, повышение его профессио...

Выступление из опыта работы "Квест-игра", как средство повышения качества дошкольного образования

Квест-игра, как средство повышения качества дошкольного образования...