Опыт работы на тему «Использование технологии развивающих игр Б.П.Никитина «Логические кубики» и потенциала информационно коммуникационных технологий в процессе формирования логического мышления ребенка дошкольника».
методическая разработка ( группа) на тему
Опыт работы по развитию логического мышления дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_polyakova.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Полякова Мария Сергеевна
Раздел I.
Информация об опыте.
Условия возникновения опыта
Опыт возник и создавался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего вида № 5 "Березка" города Губкина Белгородской области. В учреждении функционирует 5 групп общеразвивающей направленности.
Реализуя Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в детском саду осуществляется преемственность с образовательными учреждениями: МАОУ «СОШ №1», МАОУ «СОШ №2», МАОУ «Лицей №5», МАОУ «Гимназия №6», в которых, в рамках требований ФГОС, организованы кружки познавательной направленности «Гимнастика для ума», «Логика во всем», где выпускники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка» имеют возможность продолжить свое развитие.
В настоящее время коллектив детского сада работает по основной образовательной программе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №5 «Березка» города Губкина Белгородской области на 2014 – 2016 г. (разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и на основании проекта примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), в которой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления позволяет приобрести данные качества. Оно способно выделять главные, сущностные черты, выходить за пределы чувственного опыта и путём рассуждений дать возможность выявить такие черты объективной деятельности, которые не были предметом ощущения, восприятия и представления. Логическое мышление, как форма абстрактного мышления, позволяет организовать мыслительные процедуры таким образом, чтобы отталкиваясь от истинных данных чувственного познания, получить истинные заключения.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики по определению исходного уровня познавательного развития дошкольников в процессе совместной деятельности педагога с ребенком и самостоятельной детской деятельности. Инструментарием послужили тестовые задания «Анализ образца», методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном). (Приложение 1). С помощью этих методик составлен оперативный срез уровня познавательного развития каждого ребёнка по следующим критериям:
I. «Умение видеть целое раньше частей»: критический уровень - 57 %, допустимый - 33 %, оптимальный -10 %.
II. «Надситуативно - преобразовательный характер творческого решения»: критический уровень - 58 %, допустимый – 42 %, оптимальный – не выявлен.
III. «Образно - логическое мышление»: критический уровень 87 - %, допустимый 13 -%, оптимальный – не выявлен.
Итоги диагностики позволяют сделать вывод о необходимости и целесообразности повышения эффективности методов организации образовательного процесса, направленных на развитие логического мышления и творческих способностей воспитанников. Достижение этого возможно через выполнение дошкольниками занимательных заданий развивающего характера.
Таким образом, на основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по развитию мышления детей осуществлялась недостаточно, используемые методы были не эффективными, бедны по содержанию и однообразны, это связано с отсутствием новых подходов в организации воспитательного процесса при формировании познавательного развития дошкольников.
Необходимость создания условий для развития познавательной деятельности, целью которой является формирование умения находить разнообразные и рациональные способы решения задачи в процессе совместной деятельности педагога с ребенком и самостоятельной детской деятельности, привела к мысли о целесообразности использования и интеграции развивающих игр Никитина и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность опыта.
Требования Федерального Государственного Образовательного Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
В Белгородской области разработана Стратегия развития дошкольного, общего и дополнительного образования до 2020 года. Главная цель Стратегии – формирование образованного, творческого и социально зрелого молодого поколения, которое станет основой экономического роста и социального развития региона, благополучия и безопасности белгородцев.
В дошкольном образовании это формирование у ребёнка основ самоидентификации, в том числе и социальной, в окружающем мире.
По этой причине для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.
Современный мир компьютерных технологий предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.
Многие дошкольных учреждения оборудованы современными техническими средствами и имеют комплекты развивающих игр разного характера, но так как отсутствует система работы с данными играми с применением информационно коммуникационных технологий, педагоги редко используют их в образовательном процессе.
Многие ведущие отечественные психологи, такие, как Выготский Л.С., Венгер А.Л., Занков Л.В., Зак А.З. изучали вопрос трудностей обучения в начальной школе. Ими было доказано, что наибольшие трудности при обучении в школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков. Сложнее приходится тем, кто проявляет интеллектуальную пассивность, у кого отсутствует желание и привычка думать, решать задачи. Педагоги с сожалением констатируют, что большая часть будущих школьников не умеют выделять главное, планировать, видеть скрытый смысл текста, решать логические задачи.
Именно поэтому чем раньше начать стимулировать и развивать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности и тем быстрее осуществится плавный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе - абстрактному мышлению.
Таким образом, возникают противоречия:
- между возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к
уровню развития интеллектуальных и творческих способностей детей, и недостаточной теоретической и практической разработанностью способов развития логического мышления;
- между объективной потребностью в создании системы развивающих игр с применением информационно коммуникационных технологий для организации образовательного процесса и сложностью применения данной системы для детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы формирования логического мышления дошкольника в процессе использования игровых технологий и потенциала ИКТ.
Длительность работы над опытом.
Работа по данной проблеме велась в течение трех лет, данный промежуток времени помог определить, а также методически верно спланировать работу по формированию мышления дошкольников, внести коррективы, изменения по результатам диагностики уровня познавательного развития детей, определить основные направления и задачи по теме, а также спланировать поэтапную их организацию.
1 этап: начальный (констатирующий) - сентябрь 2012 – октябрь 2012 года.
2 этап: основной (формирующий) - октябрь 2012 - апрель 2015 года
3 этап: заключительный (контрольный) - май 2015года.
Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня познавательной сферы дошкольников.
На формирующем этапе была проведена апробация и внедрение в педагогический процесс системы работы с применением развивающих и информационно коммуникационных технологий. Создавались педагогически целесообразные условия для реализации опыта.
Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.
Диапазон опыта представлен авторской системой работы с детьми дошкольного возраста с применением игровых технологий и потенциала ИКТ. В опыте работы раскрыты возможности развития логического мышления в процессе использования игровых технологий и потенциала ИКТ, обосновано распределение их в соответствии с возрастными особенностями дошкольного возраста.
В опыте представлены: 1) система взаимодействия ребёнка и взрослых, включающая организованную образовательную деятельность (кружок «Весёлая логика», самостоятельную детскую деятельность, взаимодействие педагога с семьями воспитанников; 2) авторские игры на развитие познавательной сферы, созданные на основе триггеров. Данная система обеспечивает формирование познавательной сферы у дошкольников на основе взаимодействия процессов развития логического и творческого мышления в ходе разнообразных видов педагогического воздействия посредством применения технологии развивающих игр с использованием ИКТ.
Теоретическая база опыта.
В основе педагогического опыта лежат идеи выдающихся педагогов и психологов: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Выдающийся отечественный детский психолог Л.С. Выготский [3] одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребёнка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т.е. качественной особенности детского мышления.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. [15]
В основе интеллекта лежит развитое логическое мышление. Этот процесс развития методически состоит в формировании и развитии обобщенных приёмов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой области познания. Психологическими исследованиями, проводимыми Н.Н. Поддьяковым[11] и Н.Е. Вераксой[14], определено, что основы диалектического способа мышления закладываются в четырёхлетнем возрасте. Дошкольный возраст – ценный этап в развитии человека в целом, и умственном развитии в частности. Учёными установлено, что интеллектуальное развитие детей в дошкольном возрасте происходит намного интенсивнее, чем в более поздние возрастные этапы. В связи с этим перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера. По мнению В.Н. Дружинина [5], творческое мышление – мышление, связанное с преобразованием знаний.
Я.А. Пономарёв [12] считает, что суть творческого мышления сводится к интеллектуальной активности и чувственности к побочным продуктам своей деятельности. Н.Н. Поддьяков [10] утверждает, что: «Способность детей порождать новые знания…способность усматривать проблемы, противоречия в самых обыденных ситуациях, объектах в значительной мере зависит от эвристической структуры его индивидуального опыта…»
Существует целый арсенал средств активизации познавательной деятельности дошкольников. Одним из них выступает занимательность.
Педагог и психолог, известный популяризатор науки Я.И. Перельман [9] писал: «Занимательность - главное средство, помогающее сложные научные истины делать доступными для непосвященного человека, его удивлять, возбуждать в нём процессы мышления, наблюдательность, содействовать активному познавательному отношению к окружающим явлениям действительности». По мнению ученого, сущность занимательности состоит в новизне, необычности, неожиданности. Занимательные материалы, специально созданы для умственного развития и требуют для своего решения догадливости, сообразительности. В задании занимательного характера обязательно содержится проблема, которую предстоит решить. Всё это в совокупности способствует совершенствованию таких мыслительных операций, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, аналогия. Назначение занимательности в образовательном процессе многообразно, это:
- первоначальный толчок к познавательному интересу;
- опора для эмоциональной памяти, средство запоминания трудного материала;
- средство переключения внимания, мыслей, эмоций;
- возможность повышения эмоционального тонуса познавательной деятельности дошкольников.
Изучив литературу, были сделаны выводы, что поэтапное обучение и правильно подобранные задания и игровой материал, условия, созданные для реализации полученных знаний и умений, способствуют тому, что развитие основ логического мышления происходит наиболее эффективно.
Таким образом, возникла необходимость поиска новых форм и приемов педагогической деятельности, направленных на активное развитие мышления детей, на стимулирование творческого подхода к познавательной деятельности у воспитанников.
Степень новизны.
Новизна опыта заключается в создании системы работы с использованием развивающих игр и потенциала ИКТ, направленных на развитие логического мышления ребенка дошкольника в ходе обучения его самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий в процессе разнообразных видов деятельности.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.
Данный опыт может быть реализован в различных дошкольных общеобразовательных учреждениях, при организации процесса совместной деятельности педагога с ребенком и самостоятельной детской деятельности.
Раздел II.
Технология описания опыта
Целью педагогической деятельности является развитие логического мышления дошкольников посредством системы развивающих игр с применением информационно – коммуникационных технологий.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
- развитие психических процессов, лежащих в основе познавательной сферы дошкольников посредством развивающих игр и потенциала ИКТ;
- развитие у детей средней группы наглядно-действенного мышления (познание с помощью манипулирования предметами);
- развитие у детей старшей группы наглядно-образного мышления (вид мышления, который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления);
- развитие у детей подготовительной группы понятийного или логического мышления (тип мыслительного процесса, во время которого используются готовые понятия и логические инструкции);
- развитие основных операций мышления: сравнение; анализ; синтез; классификация; обобщение.
- создание условий для развития самостоятельной познавательной деятельности.
Исследования ученых убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с четырех лет, поэтому работать над проблемой нужно начинать именно с этого возраста.
В основу опыта легли следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: формирование знаний, стремление «добыть» эти знания самостоятельно должно формироваться по восходящей, от простого к сложному;
- принцип доступности: в имеющемся материале выбираются наиболее актуальные сведения для данных детей, учитывая их заинтересованность и индивидуальные особенности;
- принцип «опережающего» развития: наличие у педагога в запасе задания (варианта) на случай особого интереса или успеха кого-то из детей;
- принцип интеграции: любая работа ведётся во взаимодействии с другим педагогом, работающим с детьми, с родителями и не замыкается в рамках одного вида деятельности.
Данные принципы являются основой педагогической технологии.
На I этапе было проведено диагностическое обследование детей.
При выделении показателей, по которым возможно определить отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в познавательной сфере, качество творческих действий, были тестовые задания «Анализ образца», методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном), представляющие собой тестовые задания для детей дошкольного возраста. (Приложение №1)
По результатам диагностики выявлено, что у детей слабо развито образно – логическое мышление, дети испытывают затруднения в анализе и обобщении понятий, предметов.
На этапе практической работы в качестве главного средства развития познавательной сферы детей была выбрана технология развивающих игр Б.П. Никитина «Логические кубики для всех» с использованием ИКТ, включение их в различные виды деятельности в течение всего времени пребывания детей в детском саду со средней группы.
На первом году работы для детей средней группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий по технологии развивающих игр Б.П. Никитина. Комплекс игровых занятий рассчитан на 18 часов. (Приложение №2)
Работа проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек.
Структура игровых занятий состоит из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть - организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе было применено включение информационно – коммуникационных технологий.
С помощью мультимедийной аппаратуры и веб–камеры производилось знакомство детей с элементами кубика. Благодаря информационно коммуникационным технологиям, дети видели трехмерное изображение деталей на большом экране. На первом этапе дети знакомились с новыми деталями кубика, повторяли предыдущие задания.
Во второй части игровых занятий происходило объяснение нового задания, демонстрация последовательности складывания заданных конструкций так же выводилась на экран, что позволяло работать одновременно со всеми детьми подгруппы. Затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию из элементов кубика.
В третьей части дети оценивали свои работы и сравнивали результат с предложенной постройкой. Если у ребенка не получалось сконструировать данную конструкцию, то он просто описывал, что он создал и из каких элементов.
Заключающей частью игровых занятий была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети складывали из элементов готовый кубик с помощью взрослого наставника.
В конце каждого занятия с детьми разучивалась речевка, а затем она становилась традиционным прощанием с педагогом.
Дошколятам-Эйнштейнятам
Кубик надо собирать
И мышление развивать,
Чтоб в Эйнштейнов превратиться
И России пригодиться!
В первом полугодии работа велась с одним желтым кубиком «Уголки», состоящих из 6 «уголков». Начиная со второго полугодия, дети знакомились с элементами второго кубика «Собирайка», состоящего из двух цветов, 6 элементов похожих на букву «Г», одного «уголка», и конструировали фигуры уже из двух кубиков.
К концу первого года, дети изучили названия элементов двух кубиков, научились конструировать фигуры из этих элементов, но самое главное они складывают из деталей кубики.
Для самостоятельной деятельности детей параллельно с этим велась работа по созданию в группе «Уголка Энштейна», в котором размещались игры развивающего характера, такие как: «Логические блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзинера», элементарные головоломки, дидактические игры на развитие логического мышления. В конце первого полугодия в «Уголок Энштейна» выставлялся первый кубик желтого цвета. К концу второго полугодия выставлялся второй кубик, состоящий из двух цветов. Дети в любое время могли самостоятельно играть с этими кубиками.
На втором году работы по данному опыту, для детей старшей группы был продуман и разработан перспективный план игровых занятий, игровых занятий по технологии развивающих игр Б.П. Никитина, проводимого 1 раз в неделю. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов. (Приложение №3)
Работа также как и в средней группе проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек
Структура игровых занятий так же состоит из трех основных частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
На организационном этапе игровых занятий было применено включение информационно – коммуникационных технологий.
Так как в данном возрасте у детей активно развивается наглядно – образное мышление, то на экран с помощью ИКТ выводилось только изображение готовой постройки.
В первой части дети повторяют уже знакомые элементы кубиков, выполняют предыдущие задания (создание конструкций).
Во второй части происходило знакомство с новыми элементами кубиков, объяснение нового задания, затем шла творческая самостоятельная деятельность.
В третьей части обязательным было оценивание своих работ и сравнение результата с предложенной конструкцией.
Заключающей частью игровых занятий в старшей группе была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети складывали из элементов готовый кубик без оказания помощи взрослого. Традиционным в конце игры было самостоятельное проговаривание детьми девиза – скороговорки «Дошколята - Эйнштейнята».
В первом полугодии к двум кубикам добавляется следующий кубик «Эврика», состоящий из трех цветов и восьми элементов: фигуры, похожей на букву Т, двух фигур, похожих на букву «Г», пяти «уголков».
Во втором полугодии добавляется еще один кубик «Фантазия», состоящий из шести фигур: одного «уголка», «зигзага», двух фигур, похожих на букву «Г», двух «арок с башенкой».
К концу года работы кружка «Веселая логика», дети работают с четырьмя кубиками и знают названия всех элементов этих кубиков, умеют конструировать фигуры из этих элементов, умеют разбирать и складывать кубики.
Параллельно с этим в «Уголок Энштейна» плавно вводились более сложные головоломки: «Змейка Рубика», «Уникуб», «Пятнашки», добавились третий и четвертый логические кубики. В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.
На третьем году работы по данному опыту, для детей подготовительной к школе группы был продуман и разработан и перспективный план игровых занятий, в рамках кружка «Веселая логика», проводимого 1 раз в неделю. Комплекс игровых занятий рассчитан на 9 часов. (Приложение №4)
Работа проводилась с детьми по подгруппам из 14 человек
Структура игровых занятий так же состоит из трех основных, взаимосвязанных между собой частей.
На организационном этапе игровых занятий детям давалось устное объяснение задания и черно-белые схемы.
Так как в данном возрасте у детей развивается логическое мышление, то дети должны были сами придумывать варианты построек данных конструкций.
Далее осуществлялось повторение предыдущих заданий.
Во второй части происходило знакомство с новыми элементами кубиков, объяснение нового задания, а затем дети самостоятельно воспроизводили данную конструкцию.
В третьей части происходило оценивание своих работ и сравнение результата с предложенной постройкой в цветном варианте.
Заключающей частью игрового занятия была коллективная игра «Наведем порядок сами». Дети подготовительной к школе группы складывали из элементов готовые кубики, а затем убирали их в коробку. Так же традиционным в конце игры было самостоятельное проговаривание детьми девиза – скороговорки «Дошколята - Эйнштейнята».
В первом полугодии к уже знакомым кубикам добавляется еще один, пятый кубик «Загадка», состоящий из 7 элементов: 1- «уголок»; 2- фигура похожая на букву «Г»; 3- фигура, похожая на букву «Т»; 5- фигура, похожая на вышку ступеньки; 6 и 7 на «крылечки». Таким образом, весь год дети работают с полным комплектом развивающей игры «Логические кубики» Никитина.
К концу третьего года, дети уже знают названия составляющих элементов всех кубиков, умеют конструировать фигуры из этих элементов, умеют разбирать и складывать кубики.
На протяжении трех лет в структуру игровых занятий обязательно включалась динамическая пауза в виде: физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз
Для достижения поставленного результата были использованы следующие инновационные технологии: прием ассоциаций, технология наглядного моделирования, видео инструкция, так же были разработаны авторские игры на основе триггеров.
Прием ассоциаций. Для запоминания последовательности сложения кубика, предлагалось ассоциировать постройки со знакомыми предметами. Главная особенность этого приема – дети должны знать названия всех элементов кубика.
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей:
Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть модели построек, модели букв алфавита.
С помощью элементов кубика, дети моделировали разнообразные постройки.
В подготовительной к школе группе, во время кружка по раннему обучению чтению, одним из методов запоминания букв, было конструирование буквы из элементов кубика. Из элементов кубиков можно сложить весь алфавит.
Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Это различные алгоритмы последовательности действий, и игровой прием «Собери инструкцию сам».
Был создан алгоритм последовательности сбора кубиков, при помощи которого дети легко собирали кубик из элементов.
На этапе закрепления пройденного материала, детям предлагалось поиграть в игру «Собери инструкцию сам». Раздавались лепбуки с кармашками, куда дети должны были вставить карточки со схематичным изображением сбора кубиков, в правильной последовательности.
Видео инструкция. Видео урок, в котором так же показывалось, как правильно собирать кубик. Сначала мной было создано 5 видеороликов-инструкций по собиранию всех кубиков Никитина. Затем в результате системной, планомерной работы, реализуя задачи всех образовательных областей, дети с достаточно высоким уровнем познавательного развития сами придумывали, а потом при помощи взрослого, снимали видео инструкции по сбору кубиков.
Для индивидуальной работы с детьми были разработаны авторские игры на основе компьютерной программы «Microsoft Office PowerPoint» «Дошколятам-Эйнштейнятам», в которых закреплялись знания о каждом кубике. Было создано по одной игре на каждый кубик Никитина. Материал содержит образовательные и развлекательные разделы. Особое внимание уделено эстетическому оформлению. Благодаря строгому отбору смыслового, наглядного и звукового содержания предлагаемый материал соответствует требованиям современного образования. (Приложение №9).
Важным аккордом является то, что ребенок собирает куб за определенное время, не прилагая к этому усилий.
Продолжалась работа и в «Уголке Энштейна», были добавлены «Кубик – Рубика», «Пирамида Рубика», настольные игры: «Головоломка», «Извилина», ребусы, сканворды, логические задачи. К концу года были выставлены все пять кубиков. (Приложние №5)
Согласно ФГОС ДО, родители воспитанников становятся активными участниками образовательного процесса.
В средней группе на собрании родители были ознакомлены с «Логическими кубиками» Б.П. Никитина, так же им было предложено собрать из элементов, готовый кубик. (Приложение №6)
Посредством наглядной информации родители были ознакомлены с материалами по темам: «Как развить гения», «Развиваем логическое мышление», «Логика и дошкольник». (Приложение №7)
В конце года для детей и их родителей была проведена творческая викторина «Мозговой штурм», которая проводилась под девизом «Кто умнее, тот сильнее!», в которой команда детей соревновалась против команды родителей в решении логических задач. (Приложение № 8)
В старшей группе родители, как непосредственные участники образовательного процесса, были приглашены на занятие кружка «Веселая логика», где они вместе с детьми выполняли предложенные задания.
На заключительном этапе опыта данные игры были выложены на сайт дошкольного учреждения, где родители могли их скачать и пользоваться дома вместе с детьми.
На форуме сайта дошкольного учреждения велись обсуждения по развитию логического мышления у детей, родители делились своим личным опытом, обсуждали методики развития познавательной сферы детей, выкладывали консультации и презентации по темам: «Развитие дитя», «Развивающее и обучающее видео для малышей», «Развивалки». На сайте были открыты форумы : «Зачем развивать логику?», «Сдача нормативов ГТО», «Какую игрушку лучше подарить ребенку?»
Результатом активного вовлечения родителей в жизнь группы стало то, что при выборе игрушек для своих чад, они отдавали предпочтения играм развивающего характера.
Раздел III.
Результативность
На заключительном (контрольном) этапе (2015г.) была проведена контрольная диагностика, целью которой стала проверка эффективности разработанного материала для развития познавательных способностей дошкольников.
Результативность деятельности по развитию логического мышления и совершенствованию творческих способностей детей с применением развивающих игр характеризуется позитивной динамикой изменения показателей. Ниже приведены сравнительные данные предварительной и итоговой диагностики детей (тестовые задания «Анализ образца», методика «Последовательность событий» (предложена А.Н. Бернштейном). [2],). (Приложение 1).
Критерий | Уровень | 2012 год | 2015 год |
Умение видеть целое раньше частей | низкий | 57% | 0% |
средний | 33% | 59% | |
высокий | 10% | 41% | |
Надситуативно-преобразовательный характер творческого мышления | низкий | 58% | 13% |
средний | 42% | 63% | |
высокий | 0% | 24% | |
Образно-логическое мышление | низкий | 87% | 9% |
средний | 13% | 54% | |
высокий | 0% | 37% |
За три года работы наблюдается положительная динамика по результатам проведенного мониторинга познавательной сферы детей.
Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников познавательной сферы. Дети научились выделять существенные признаки предметов, сравнивать, анализировать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, демонстрировать нестандартность мышления при выборе вариантов выполнения задания, проявлять инициативу при решении занимательных заданий, легко собирают две стороны «Кубика – Рубика».
У детей на выходе из детского сада прослеживается положительная динамика, по математике практически 100% детей показывают положительный результат.
Практически все воспитанники группы продолжили обучение в образовательных учреждениях повышенного статуса.
Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности системы развивающих игр с использованием информационно коммуникационных технологий плодотворно влияет не только на развитие логического мышления, но и на всестороннее развитие личности ребенка.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. - М.: Издательский центр Академия, 2002. – 320 с.
- Венгер, Л.А. Педагогика способностей / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 1973. – 117 с.
- Веракса, Н.Е. Диалектическое мышление и творчество/ Н.Е.Веракса// Вопросы психологии.- 1990. №4. - с. 5-9.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика – Пресс, 1996. 536 с.
- Диагностика умственного развития дошкольника/ под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. - М.: Знание, 1978 .
- Дружинин, В.Н. Психологическая диагностика способностей/ В.Н.Дружинин. – Саратов.: Издательство Саратовского университета, 1999. – 222 с.
- Кудрявцев, В.Т. и Синельников, В.В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей/Кудрявцев В.Т. и Синельников В.В.// Дошкольное воспитание.- 1995. № 9, № 10.
- Никитин, Б. П. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3 изд., доп. – М. – Просвещение, 1990. – 160 с.
- Нискамен, Л.Г. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: учебное издание/ Л.Г.Нискамен. - М.: Издательский центр Академия, 2002.- 220 с.
- Перельман, Я.И. Весёлые задачки и головоломки: научно – популярное издание / ред. Е.Ю. Целлариус. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 382 с.
- Поддьяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников/ Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии. – 1990. - №1.- С.16-19.
- Пономарёв, Я.А. Психология творчества/ Я.А. Пономарёв.- М.: Педагогика, 1996. – 347 с.
- Тамберг, Ю.Г. Развитие творческого мышления дошкольника: книга для родителей, психологов и педагогов/ Ю.Г.Тамберг. – М.: Речь, 2002. - 174 с.
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М. А.Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: 1981.
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Приложение №1 – Методики
- Приложение №2 - Перспективное планирование кружка
«Веселая логика» средняя группа.
- Приложение №3 - Перспективное планирование кружка
«Веселая логика» старшая группа
- Приложение №4 - Перспективное планирование кружка
«Веселая логика» подготовительная группа.
- Приложение №5 - Паспорт уголка Энштейна
- Приложение №6 - Выступление на родительском собрании
- Приложение №7 - Консультации для родителей
- Приложение №8 - Развлечение для родителей
- Приложение №9 - Авторские игры «Развиваемся играя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему"Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников"
Опыт работы на тему: Использование технологии личностно ориентированного обучения в образовательном процессе дошкольников...
Опыт работы по теме: Использование Информационно - коммуникативных технологий в музыкальном развитии дошкольников"
Из опыта работы...
Опыт работы по теме: «Использование информационно-компьютерных технологий (мультимедийных презентаций) для развития лексико-грамматического строя речи, связной речи детей 4-7 лет с общим недоразвитием речи».
Актуальным направлением внедрения информационно-компьютерных технологий в работу учителя-логопеда группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи является использование муль...
Опыт работы по теме "Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС" (средний дошкольный возраст)
Приоритетным в своей работе считаю:- формирование адекватных представлений у воспитанников о ЗОЖ...
опыт работы на тему "использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста"
материал для педагогов...
Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»
Опыт работы по теме: « Использование информационных коммуникационных технологий в работе воспитателя с родителями.»...
Опыт работы по теме: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками как средство развития познавательной инициативы у дошкольников»
Квест – технология актуальна и эффективна в условиях реализации ФГОС ДО....