Формирование волевых качеств личности, как залог подготовки детей 6-7 лет к жизни.
статья (подготовительная группа)
В статье рассматривается тема формирования волевого поведения человека, воспитанника подготовительной группы и особенности работы педагогов группы или специалистов (психолога), демонстрирующих множество личностных - волевых и моральных качеств. В статье есть ссылки на работу знаменитых психологов, некоторые виды игр и заданий детям. Считаю, что эта тема наиболее важна в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие волевых качеств дошкольников | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Свирина Е.В.
Формирование волевых качеств личности,
как залог подготовки детей 6-7 лет к жизни.
Одна из главных задач современной дошкольной педагогики – создание условий для раскрытия потенциала каждого ребенка. Главная цель дошкольного образовательного учреждения, как первой ступени образования – подготовка детей к жизни. По словам Асмолова А.Г.: «…процесс обучения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, …Но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетенции» (Асмолов А.Г., 2008).
Задачу формирования активной, самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.
Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн), что существенно расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения и обеспечивает решение задачи преемственности дошкольного и начального школьного образования.
Интегративные качества дошкольников:
- способность самостоятельно действовать,
- управлять своими эмоциями и действиями,
- планировать свои действия по достижению поставленной цели,
- применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач
- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.
Таким образом, основным планируемым результатом дошкольного образования является овладение универсальными предпосылками учебной деятельности, что требует от ребенка усилия воли, выдержки и ответственности.
Проблеме становления инициативности, самостоятельности уделяли и уделяют внимание отечественные и зарубежные специалисты (Л.И. Божович, З.Н. Борисов, Мухина, В.П. и др.)
Волевое поведение человека определяется сочетанием многих личностных качеств, волевых и моральных. Проявление воли (волевого усилия) в различных специфических ситуациях позволяет говорить о сформированности волевых качествах личности.
По мнению специалистов, (Мюнстерберг Г., 1997), у детей развивать необходимо не абстрактную «силу воли», а конкретные волевые качества — особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности (Ильин Е.П., 2000).
Выделяют волевое поведение (ситуативное проявление силы воли) и волевые качества как свойства личности (т. е. как устойчивое специфичное проявление силы воли в схожих, однотипных ситуациях). По мнению автора, любое качество, в том числе и волевое, это характеристика возможностей человека, его врожденных задатков и приобретенного опыта человека: его умения и знания, связанные с мотивом достижения, сформированная волевая установка не пасовать перед трудностями, становящаяся привычкой при их неоднократном успешном преодолении.
Проявление каждого волевого качества зависит как от способности к волевому усилию, так и умение его проявлять.
Проявление многих волевых качеств зависит от типологических особенностей свойств нервной системы, т. е. имеет генетическую основу.
В. И. Селиванов выделяет общие свойства волевых качеств, соотношение которых может быть разным у разных людей:
- широта (количество деятельностей, в которых оно отчетливо проявляется)
- сила (уровень проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей)
- устойчивость компонента (степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях).
Ильин Е.П. (2000) выделяет 2 два класса волевых качеств:
- собственно волевые («простые»):
- связанные с целеустремленностью (терпеливость, упорство, настойчивость)
- характеризующие самообладание (смелость, выдержку, решительность)
- морально-волевые («сложные»)
- самостоятельность и инициативность
- дисциплинированность и организованность
- старательность и энергичность
- героизм и мужество
- самоотверженность
В нравственно-волевом поведении могут проявляться сразу несколько качеств, то есть поведение человека может быть обусловлено сочетанием волевых качеств.
Многоаспектность данной проблемы, востребованность ее решения образовательной практикой делает необходимым разработку и реализацию технологии формирования волевых качеств личности в целях оптимизации деятельности педагогов ДОО и реализации требований ФГОС ДО.
Общие рекомендации воспитателям и специалистам по проведению занятий на формирование нравственных качеств дошкольников.
- Учет графика работоспособности группы и отдельных ее участников
Смена видов деятельности в зависимости от утомляемости детей
- Реализация двигательной потребности детей (чередование подвижных игр с выполнением творческих заданий)
- Соблюдение четких временных интервалов начала и окончания занятия,
- При необходимости – индивидуальное объяснение пройденного материала
- Демонстрация взрослым (педагогом) доброжелательного спокойного отношения к детям, умения справляться с негативными эмоциями.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Каждая организованная встреча педагога с детьми может быть построена по определенному алгоритму. Однако данная структура занятия носит условный характер, так как воспитатель, формирующий навык волевого проявления у детей, зачастую находится постоянно с детьми.
Приветствие
- Создание (на первых встречах) и закрепление (на последующих встречах) правил группы
- Эмоциональная зарядка
- Формирование конкретного навыка (игры, упражнения, рисование, творческие задания): информирование, отработка, использование в деятельности, обсуждение.
- Закрепление достижений предыдущих этапов
- Прощание
Каждая встреча с детьми включает в себя две обязательные ритуальных процедуры: процедура приветствия и процедура прощания. Причем, игра-приветствие или игра-прощание может повторяться каждый раз одна и та же, а может – по желанию детей – каждый раз использоваться новая игра.
Педагог сам решает, как долго необходимо останавливаться на том или ином аспекте. Например, процедуре знакомства участников друг с другом может быть посвящено несколько встреч. Разработка правил группы также может занять больше времени, чем это описано нами. В данном случае дети не только предлагают свои и обсуждают предложенные другими правила, но и рисуют их: можно попросить их на двух листах нарисовать рисунки «Можно» и «Нельзя». Кроме того, психолог может пригласить всех детей к участию не только в разработке правил, но и к изготовлению некоторых необходимых для занятия атрибутов.
1. Приветствие
Ведущий выбирает любую форму приветствия. Это может быть обычное «здравствуйте», а может быть игра, которая становится сигналом начала занятия. Как правило, дети с удовольствием играют в предложенную им взрослым игру. Но через несколько занятий им можно предложить самим придумать игру-приветствие. В качестве примеров таких игр можно предложить игры «Локотки», «Я сегодня вот такая…», «Двумя руками» и др. (Фопель К., 1998; Лютова Е. К., Монина Г. Б., 2011).
Использование одних и тех же игр в начале занятия помогает ребенку настроиться на работу, снизить уровень тревожности, сопротивления. После приветствия педагог может спросить ребят, что хорошего, приятного произошло с ними с момента предыдущей встречи. Если дети уже привыкли к таким вопросам, можно спросить их, произошли ли какие-то изменения в их поведении дома, в детском саду, и заметил ли это кроме них самих еще кто-то (родители, знакомые, друзья).
- Создание правил (на первом занятии). Правила для работы в группе
вырабатывают и поддерживают сами дети (с участием взрослого). Принятые в группе правила схематично рисуются детьми (этому можно посвятить целую встречу) и вывешиваются на видном месте в группе. На всех последующих занятиях к уже принятым правилам могут быть добавлены новые, предложенные самими детьми или взрослым.
Желательно также использовать определенные, заранее оговоренные поощрения за маленькие достижения ребенка.
- Эмоциональная зарядка.
Проведение эмоциональной зарядки способствует снижению эмоционального напряжения, самовыражению ребенка. Можно использовать любую игру, направленную на развитие эмоциональной сферы, например, игру, предложенную Н.Л. Кряжевой (1996): Ребенка просят улыбнуться, как кот на солнышке, как само солнышко, нахмуриться как дождевая туча, как обиженный ребенок, пробежаться, как испуганный зайчик, как опаздывающий школьник, как чемпион мира и др.
Возможный вариант эмоциональной зарядки: ребенок может выразить свое эмоциональное состояние в танце, нарисовать свое состояние.
- Формирование конкретного навыка. В соответствии с целью этапа взаимодействия с детьми педагог выбирает различные формы работы:
- игры и упражнения
- рисование
- чтение и сочинение историй
- творческие задания
Игры и упражнения.
Игры на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления)
По мнению Л.С. Выготского, для формирования волевых качеств ребенок должен обладать определенным уровнем развития познавательных процессов. Взаимодействуя с дошкольниками, целесообразно не выделять задания на развитие уровня внимания, памяти и др. в отдельный блок, а включать в каждую встречу такие игры (дидактические и подвижные), в процессе которых данное качество развивается. Тогда работа по развитию психических процессов, необходимых для формирования волевых качеств, будет носить «сквозной» характер (поэтому в запасе должно быть большое количество игр и упражнений.
Игры на взаимодействие детей со сверстниками и со взрослым должны быть подобраны так, чтобы ребенок, играя в них, приобретал навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками и со взрослыми («Сто мячей», «Строимся по росту» и др.). После проведения любой игры или упражнения необходимо обсудить с детьми удачные приемы общения, использованные ими.
Если проблемы взаимодействия детей друг с другом являются актуальными для данной группы или для данного ребенка, можно одно или несколько занятий посвятить работе с плакатом «Как я решаю свои конфликты…» (Монина Г. Б., Лютова Е. К., 2006).
Дети, как правило, любят играть несколько раз в одну и ту же игру, и воспитатель группы может идти им навстречу. Однако после каждой игры необходимо проводить хотя бы краткое обсуждение того, чему она научила.
Ролевые игры используются при отработке навыка взаимодействия ребенка как со взрослым, так и со сверстниками. Их можно проводить с участием двух знакомых детям игрушек, у которых произошла неприятность (похожая на ту, что расстраивает, волнует детей в данное время) или радостное событие. Взрослый просит детей помочь игрушкам решить проблему. Дети, как правило, с удовольствием советуют, что можно сделать в данной ситуации.
Однако необходимо давать возможность высказаться абсолютно каждому ребенку, не отвергая даже самых абсурдных предложений. Это позволит установить атмосферу доверия, сотрудничества. Дошкольники, услышав, как много способов решения трудной ситуации существует, что и у других детей бывают проблемы (с родителями, со сверстниками, с братьями и сестрами и др.), расширяют свой поведенческий репертуар, становятся увереннее и спокойнее.
Рисование. В данной технологии рисование рассматривается нами не как развитие художественных способностей, а как средство выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и актуальных и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.
Чтение и сочинение сказок позволяет решать, как сиюминутные, так и глубокие личностные проблемы детей. Ребенок, слушая сказки и истории, учится понимать окружающих, рассказывая – справляться с собственной агрессивностью, неуверенностью, страхами. Взрослый может использовать метод «Закончи историю…» и предложить ребятам придумать окончание сказки, истории про известного литературного героя с сюжетом, близким к тому, что происходит с самим ребенком.
Закрепление достижений предыдущих этапов. Поскольку предложенный механизм формирования волевых качеств дошкольников предполагает, что прохождение любого последующего этапа опирается на успешное прохождение предыдущего, каждая встреча включает не только отработку нового умения или навыка, но и закрепление того, что уже было достигнуто на предыдущих этапах.
Один из возможных вариантов подобной «комплектации»: взрослый спрашивает детей, что из предыдущей встречи больше всего понравилось, запомнилось. Можно попросить одного из ребят выбрать игру, другого – рассказать правила игры, третьего – провести игру (чтобы избежать конфликтов, можно использовать «считалки»).
Прощание представляет собой обсуждение детьми всей встречи, того, что, по их мнению, им особенно хорошо удалось сделать (нарисовать, выполнить инструкцию игры и др.). Чему они научились, что нового узнали друг о друге, какие стратегии выполнения тех или иных заданий они уже использовали в процессе тренировок и насколько это было эффективно.
После обсуждения можно спросить ребят, что, на их взгляд, на следующем занятии можно сделать еще лучше. После того, как данный алгоритм будет усвоен детьми, можно использовать его в ежедневной работе (что будет способствует повышению самооценки, умению анализировать свою деятельность, позитивно относиться к будущему, четко и конкретно планировать свою деятельность ребенком).
Как правило, проведение данного ритуала интегрирует цели и задачи всех предыдущих модулей, является логическим завершением занятия, и в то же время – средством развития произвольности поведения, ответственности, навыков конструктивного взаимодействия. На этом этапе можно использовать систему поощрения детей, которая способствует развитию эмпатии, критического мышления, группового взаимодействия, сплоченности детей.
В конце каждого занятия педагог поощряет ВСЕХ детей разным количеством бонусов (например, наклеек), обязательно при этом объясняя, за какое конкретное достижение ребенок получает наклейку.
Затем взрослый спрашивает: а как вы думаете, кого еще можно наградить дополнительной наклейкой? Но, называя достойного претендента на дополнительный приз, ребенок может назвать кого угодно, кроме себя и ОБЯЗАТЕЛЬНО объяснить, ЗА ЧТО хочет поощрить товарища. На первых порах дети стремятся либо называть себя, либо – своего друга, с которым чаще всего играют в группе. Однако по прошествии определенного времени дети научаются объективно оценивать достижения других. Важно при этом спросить в конце ритуала взаимопоощрения: «Что было приятнее: получать наклейку самому или доставлять радость другому?»
Заканчиваться ритуал прощания может (по желанию детей или педагога) игрой или определенным движением, действием (прощание плечиками, мизинчиками или совместной песенкой и др.), выбор которых осуществляется только детьми.
На всем протяжении занятий важно, чтобы взрослый оставался доброжелательным и демонстрировал самостоятельное, инициативное, ответственное поведение.
Процесс формирования нравственно-волевых качеств личности, самоанализа опирается на фиксацию внимания ребёнка не на неудачах, а на ситуации его успеха, в результате которых возможна выработка собственного алгоритма успешных действий.
Успех каждого – в его руках, а мы передаем это – в руки учителя.
Приложение
АНКЕТА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Отметьте, пожалуйста, как часто ребенок проявляет следующие качества: | |||||||
1 | никогда | иногда | редко | часто | всегда | ||
Выполняет посильную деятельность без постоянной помощи и контроля (без напоминания ) | |||||||
2 | Умеет сам (а) найти себе занятие и организовать свою деятельность | ||||||
3 | Может отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав (а); | ||||||
4 | Применяет выработанные способы самостоятельного поведения в новых условиях. | ||||||
5 | Проявляет творчество, выдумку | ||||||
6 | Участвует в осуществлении хорошего начинания, исходящего от других | ||||||
7 | Активно поддерживает коллективную деятельность | ||||||
8 | Проявляет решительные действия в непривычной обстановке. | ||||||
9 | Доводит начатое дело до конца | ||||||
10 | Способен к самоанализу, самоконтролю, самооценке | ||||||
11 | Выполняет свои обязанности (дома, в группе) | ||||||
12 | Способен предвидеть последствия своих действий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование волевых качеств личности через подвижную игру у детей старшего дошкольного возраста.
рекомендации по формированию волевых качеств детей...
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя ДОУ по развитию волевых качеств у детей старего дошкольного возраста....
«Развитие волевых качеств личности у детей старшего дошкольного возраста в деятельности воспитателя ДОУ»
Изучение волевых качеств детей дошкольного возраста. Определение направления деятельности воспитателя в ДОУ по развитию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей «Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника»
Рекомендации для педагогов по формированию волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения подвижных игр...
Формирование нравственных качеств, как важнейший аспект подготовки детей к школе
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, качеств и свойств, делающих его...
Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки детей к школе.
Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до...