Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) на тему
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_pravilami_etiketa_kak_sredstvo_formirovaniya_nravstvenno.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета
Сроки проведения | Тема занятия по познавательному развитию | Задачи занятий по познавательному развитию | Работа вне занятий |
Сентябрь | Что такое этикет? | Познакомить детей с понятием этикет. Формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений. Учить детей соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Учить детей формировать свои взгляды, интересы. | Чтение рассказа С. Я. Маршака “Ежели вы вежливы”. Сочинение сказки об этикете. Проигрывание проблемных ситуаций: “Как принимать подарки”, “Я прошу разрешение пройти к выходу в автобусе” |
Октябрь | Зачем быть вежливым? | Объяснить детям, что вежливость помогает человеку налаживать контакты с собеседником. Вежливым нужно быть всегда. Вежливость должна быть | Д/игра “Пожалуйста” Д/игра “Вежливый ручеек” Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Кто придумал этикет”. |
Ноябрь | Волшебные слова. | Продолжать учить детей использовать в речи добрые и “волшебные” слова. Учить решать некоторые этические задачи. Объяснить, что такое интересный разговор. Воспитывать в детях внимательное, доброжелательное отношение к окружающим. Учить видеть хорошие качества своих близких. | Чтение рассказа В. Осеевой “Волшебное слово”. Нарисовать портрет “доброго, вежливого человека”. Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Добрые слова”. |
Декабрь | Урок вежливости в школе игрушек. | Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников. | Беседа “Как понравиться людям”. Заучивание пословиц и поговорок и вежливости. |
Январь | Давайте познако- мимся. | Учить детей правилом знакомства. Учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве. | Чтение сказки Г.Остера “Будем знакомы” Беседа “Может ли знакомый стать другом” |
Февраль | Вежливая улица. | Дать представление о том, что соблюдение правил дорожного движения, это тоже проявление культуры и вежливости. Продолжать формировать у детей навыки поведения на улице. | Беседа “Знай и выполняй правила дорожного движения” Развлечение “Путешествие в страну дорожных знаков” Кукольный театр “Уважайте светофор” Коллективный труд: изготовление макета “Улица города” |
Март | В гости на день рождения. | Дать детям представления о правилах поведения в гостях, культуре преподнесения подарка. Закрепить знания о сервировке стола, умение культурно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами. | Д/и “Накрой стол для угощения” Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Ура! Гости!” |
Апрель | Телефон и мы. | Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону. Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений. Учить детей кратко излагать по телефону свои мысли. Учить использовать в речи некоторые жанры телефонных разговоров. Объяснить значение звуковых сигналов. | Игра “Глухой телефон” Игра “Кто больше назовет профессий, для которых нужен телефон” Чтение и рассматривание книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета” глава “Что такое “телефонный разговор” |
Май | Путешествие в кинотеатр. | Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета, внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет. Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией. Формировать навыки культурного поведения, этически грамотного поведения | Сюжетно-ролевая игра “Театр” Заучивание частушек о вежливых словах. Развлечение “Город вежливости” |
Примерный конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе “Путешествие в кинотеатр”
Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте, театральный этикет.
Упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией.
Совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по индивидуальным картинкам.
Развивать логические операции посредствам речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память.
Воспитывать у детей нравственные качества и чувства. Формировать навыки культурного, этически грамотного поведения.
Предварительная работа: Заучивание стихов о вежливых словах, чтение и рассматривание иллюстраций книги С.А. Насонкиной “Уроки этикета”.
Материал: Туалетные принадлежности: мыло, полотенце, расческа, щетка для одежды; картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе; карточки с изображением средств коммуникации (телефон, письмо и т.д.); “билеты” в кинотеатр; атрибуты к игре “Автобус”.
Ход занятия
Воспитатель: Настал день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь мне, друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Что мы пожелаем сегодня Полине, Тане, Саше... А что вы хотите пожелать мне?
Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.
Выдохните из себя свежесть, красоту белого снега, тепло солнечных лучей.
Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Сегодня мы с вами будем говорить об этикете, о правилах поведения. Ваши папы и мамы хотят, чтобы вы выросли вежливыми и культурными.
А что значить быть вежливым, воспитанным и культурным человеком?
(Воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда помогает слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а пообещает, то обязательно сдержит свое слово)
Правильно, всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно, вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами гордиться.
Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид. Как выглядит культурный и воспитанный человек?
(Культурный, воспитанный человек причесан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие мелочи, как грязный носовой платок или обкусанные ногти.)
Стук в дверь. Входит грязный ребенок.
Воспитатель:
Что с тобой случилось?
Ребенок: Я проспал.
-А почему ты так неопрятно одет?
– Я торопился, думал и так сойдет.
Воспитатель: Дети посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в кинотеатр. Надо исправлять положение.
Дети по очереди выходят, причесывают, застегивают пуговицы, говоря: “Я возьму расческу, причешу мальчику волосы, и он будет красиво причесан и т.д.”
Воспитатель: Вот теперь порядок. Ребята вы помогли мальчику привести себя в порядок, а он забыл вам что-то сказать?
Дети: Он забыл нам сказать спасибо.
Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем говорить волшебные слова, а они так необходимы. Давайте вспомним эти слова.
Дети читают стихи.
Здравствуй, тетушка сорока!
Ты куда летишь?
Далеко!
С новостями на хвосте
Нужно мне успеть везде.
Доброе утро! скажи, Попугай! -
Ты нас приветствовать не забывай!
Днем “Добрый день” говори нам при встрече,
Вечером помни слова “Добрый вечер!”
А в благодарность за все воспитание
Что ты нам скажешь? Пока! До свидания!
Слоненок, ты на хвост мне сел!
Прости, мартышка, не хотел!
Слоненок долго извинялся,
Ну а потом... с хвоста поднялся.
Эй, привет, соседка - Мышка!
Может, в гости пригласишь?
Извини, голубчик Кот,
Очень узкий в норку вход.
Воспитатель: Молодцы! Я считаю, что все эти слова заслуживают аплодисментов. А, ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить поход в кинотеатр.
Ребята, но чтобы дома не волновались ваши родители, как можно им сообщить об этом?
( детям раздаются картинки, по которым они рассказывают, как можно сообщить родителям, что мы идем в кинотеатр.)
Воспитатель:
Мы сообщили родителям, что мы отправляемся в театр, а на чем мы поедем, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих, тонких ножках.
А в резиновых сапожках.
Правильно, это автобус, и мы с вами отправляемся на автобусную остановку.
Раз, два!
Три, четыре!
Три, четыре!
Раз, два!
Кто шагает дружно в ряд?
Наш веселый детский сад.
Воспитатель:
А вот и наш автобус.
(дети подходят к автобусу, один из детей бросает бумажку.)
Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.
(Ответы детей, ребенок подбирает мусор.)
Ребенок: Вот теперь, ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, давайте с вами мусор складывать в эти корзины. Тогда наш поселок будет всегда чистым и красивым.
Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы сейчас поедем.
Дети, обратите внимание на то, как ведут себя некоторые пассажиры.
( дети берут картинки с изображением ситуаций невежливого поведения в автобусе, составляют рассказы по картинкам, поясняя как нужно поступать в данной ситуации)
Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка “Поликлиника”. Ребята, обратите внимание, что в автобус зашел пожилой человек.
Как должен поступить воспитанный человек?
Осторожно, двери закрываются. Следующая остановка “Магазин”. А сейчас вошла в автобус мама с дочкой. Как вы должны поступить?
Следующая остановка наша - “ Кинотеатр”
При выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед и кому поможете?
Давайте вспомним некоторые правила поведения в кинотеатре.
Можно ли опаздывать к началу киносеанса?
Разговаривать громко?
Разворачивать конфеты?
Для того чтобы попасть на кинофильм, мы должны купить билеты.
Кассир:
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты предлагаются
За вежливое слово.
Ребенок:
Добрый день!
Уважаемый кассир.
Я бы очень попросил,
Дайте лучшие места.
Вот мое “ пожалуйста”
Игра “Вежливое слово”.
Дети покупают билеты за вежливые слова.
Воспитатель:
Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а ряд уже заполнен зрителями, то проходить к своему месту нужно повернувшись лицом к сидящим.
( показ отрывка из мультфильма “ Кот Леопольд”.)
После нашего путешествия вы стали более воспитанными, культурными и взрослым никогда не придется за вас краснеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « Знакомство с правилами этикета как средство формирования культуры поведения старших дошкольников»
Работая с детьми по программе «Радуга», отметила, что в ней ставятся задачи нравственного воспитания, личностного - ориентированного стиля общения, формирования осознания ребенком ценности прав как св...
ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета....
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников (2015 / 2016 учебный год)
В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»...
Статья на тему: «Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».
В статье рассматривается проблема формирования нравственно - этических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством рассказов Николая Николаевича Носова.В настоящее время по...
«Рассказы Н. Носова как средство формирования нравственно- этических представлений детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность данной темы связана с тем, что воспитание нравственных представлений имеет огромное значение в развитии и становлении личности ребенка.Противоречие: между богатым, накопленным теоретическ...
Знакомство с правилами этикета как средством формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников
В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...