Консультация для родителей "Воспитание волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх"
консультация по теме
Рекомендации для родителей по воспитанию волевых качеств у старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Воспитание волевых качеств у старших дошкольников в подвижных играх.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства.
К концу дошкольного возраста происходит оформление основных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Воля становится компонентом психологической готовности к школе. Но все компоненты волевого действия еще недостаточно развиты.
Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении подчиняться правилам и требованиям взрослого, умении управлять собой, своим поведением. По их мнению, этот компонент считается наиболее важным для психологической готовности дошкольников к школе. Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как настойчивость, выдержка, целенаправленность, умение преодолевать трудности, контролировать свои действия и поступки, находить способы решения трудных ситуаций. Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения детей.
Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников. Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей. Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.
Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, самообладание и инициативность.
Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.
Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе:
дисциплинированность — способность сознательно выполнять правила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, в первую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых, выполнять поставленные ими задания, советы, указания).
упорство и настойчивость - данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявление силы воли. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в том числе успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам. Признаками упорства является: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиво добиваться намеченной цели. Признаками настойчивости является: стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
решительность - волевое качество, характеризующееся как быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь.
выдержка - это устойчивое проявление сдержанности, несмотря на сильные желания.
Вышеперечисленные волевые качества мы развиваем у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ с помощью подвижных игр. Подвижные игры важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают детей быть волевыми, активными, деятельными, размышлять, добиваться успеха. Благодаря этим играм весь организм ребенка включается в работу, воспитываются такие черты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и другие. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.
Одна из главных задач детского сада – это формирование школьно-значимых качеств личности для успешной адаптации ребёнка в школе: умение самостоятельно и творчески использовать накопленный арсенал двигательных средств, умение управлять своим поведением, способность переносить статические нагрузки.
Эти качества лучше всего формируются через игры-эстафеты, так как в играх-эстафетах ребёнок должен:
1. запомнить довольно сложное задание
2. не мешать товарищам по команде
3. сдерживать свои эмоциональные порывы
4. в процессе игр воспитывается взаимовыручка, ребёнок учится сопереживать и поддерживать товарищей по команде.
В каждой игре-эстафете воспитывается настойчивость, ответственность, выдержка дисциплинированность и др. Происходит комплексное развитие физических и морально-волевых качеств детей. Формирование волевых качеств у старших дошкольников в процессе игровой деятельности процесс сложный, многогранный и длительный. В нём должны быть задействованы и педагоги, и родители дошкольников.
Предлагаю вам дома с детьми в выходной день поиграть в игры - аттрацкионы, игры- эстафеты, которые способствуют развитию выдержки, настойчивости, упорства у детей:
«Самый меткий» (метание шишек в корзину)
«С кочки на кочку» ( прыжки через кубики)
«Самые ловкие» ( нести на ложке шарик)
«Пингвины» (прыжки с зажатым мячом между ног)
«Лягушки» (прыжки на четвереньках)
«Дружная пара» бег боком, стоя спиной друг к другу, взяться за руки. «Футбол» (ведение мяча ногой между предметами)
«Боулинг» (сбивание кеглей мячом)
Подвижные игры не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка, но и являются средством для воспитания волевых качеств характера, влияют на поведение детей. Подвижная игра формирует эмоционально-волевую сферу ребенка, обогащает их социальный опыт, учит адаптироваться в незнакомых ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры
Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры...
Тема: «Развитие физических качеств у старших дошкольников посредством подвижных игр». (региональный компонент)
Подвижная игра как средство гармоничного развития дошкольника. Подвижная игра с правилами – это сознательная двигательная активн...
Семинар-практикум на тему: « Роль трудовой деятельности в формировании нравственно-волевых качеств у старших дошкольников»
Материал содержит информацию о формировании нравственно-волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста через различные виды трудовой деятельности....
ИПТ "Формирование волевых качеств у старших дошкольников"
концептуальность темы...
Воспитание волевых качеств у старших дошкольников
Воспитание волевых качеств у старших дошкольников при выполнении физических упражнений будет эффективным при соблюдении педагогических условий...
Консультация инструктора по физической культуре для педагогов «Развитие двигательных качеств старших дошкольников через подвижные игры»
Консультация инструктора по физической культуре для педагогов«Развитие двигательных качеств старших дошкольниковчерез подвижные игры»...
«Развитие волевых качеств у старших дошкольников»
Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в п...