«Агрессия у детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Третьякова Ольга Александровна

 

Проектирование работы воспитателя с детьми по проблеме:

«Агрессия у детей старшего дошкольного возраста»

По курсу «Актуальные проблемы дошкольного

образования в соответствии с ФГОС»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_raboty_vospitatelya.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Нижегородский институт развития образования

Проектирование работы воспитателя с детьми по проблеме:

«Агрессия у детей старшего дошкольного возраста»

По курсу «Актуальные проблемы дошкольного

образования в соответствии с ФГОС»

                          Выполнила:

                                                                        Третьякова Ольга Александровна

                                                  воспитатель МБДОУ

                                                                  «Мотовиловский детский сад»

                                                Арзамасский район  

 

Нижний Новгород

2014

Актуальность проблемы

Повышенная агрессивность детей является проблемой не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность этой проблемы не вызывает сомнения в связи с ростом детской преступности и увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Агрессия – это не просто игровые толчки или тычки, о которых большинство детей забывают, когда вырастают. Неконтролируемое поведение в дошкольном возрасте может перерасти в поведение с асоциальными тенденциями в подростковом возрасте. Какая-то, пусть даже небольшая часть детей с высокой агрессивностью превращается в антисоциальных взрослых. Следовательно, своевременное выявление детей, обнаруживающих признаки агрессивного поведения в дошкольном учреждении, необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития и для организации необходимой психологической помощи. В дошкольном возрасте изучение агрессивности носит большую ценность, т.к эта черта находится в стадии своего становления и своевременное вмешательство специалистов может существенно повлиять на её устранение.

Итак, что же такое агрессия?

        Под агрессией следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту.

        Таким образом, агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности).

Большую роль в становлении агрессивного поведения играют обучение и воспитание. Была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между родителями и детьми огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания.

Виды агрессии:

  • Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
  • Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
  • Прямая – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;
  • Косвенная – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, в топаньи ногами, битье кулаком по столу);
  • Инструментальная – является средством достижения какой-либо цели;
  • Враждебная – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии.

        Детская агрессия возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Разобраться в источниках и видах агрессии – непростая задача, и, безусловно, никто не требует от воспитателя точной диагностики и обязательств вылечить ребенка. Это должны делать специалисты. Тем не менее, воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на агрессивное поведение ребенка, квалифицировав его, исходя из тех фактов, которые доступны в данный момент.

        Цель системы работы воспитателя по данной проблеме: снизить проявления агрессивности в поведении детей на основе выстраивания конструктивного отношения к миру в противовес деструктивному.

        Данные, полученные в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением детей в группе, обсуждаются с родителями и становятся основой для составления системы педагогической работы по оказанию помощи агрессивным детям.

        Основные направления и формы реализации сиситемы педагогической работы, используемые для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста:

Основные направления

Формы работы

Реализуемые задачи

1. Работа с детьми старшего дошкольного возраста

1.Сюжетно-ролевые игры

2. Игровые упражнения

3. Инсценировки

4.Психогимнастика

5.Танцевальные упражнения

6.Техника ауторелаксации

7.Арттерапия (рисунок как средство самовыражения)

1. Профилактика нежелательных негативных агрессивных тенденций в поведении детей.

2.  Формирование умения регулировать свои поведенческие реакции.

3. Обучение социально приемлемым, адекватным способам выражения агрессии.

4. Снятие эмоционального напряжения.

5. Преодоление психологических барьеров общения.

2.Самообразование педагога

1. Индивидуальное изучение теоретической  и методической литературы

2. Беседы

3. Консультации со специалистами

1. Создание мотивации изучения дополнительной литературы по данной проблеме.

2.Освоение основ саморегуляции поведения.

3. Усвоение базовых положений при работе с детьми с агрессивным поведением.

4. Ознакомление с системой педагогической работы.

5. Создание мотивации практического применения предложенной системы.

3. Работа педагога с семьей

1. Беседы

2. Консультации

3. Родительские собрания

4. Тренинги

5. Рекомендации

6. Индивидуальная работа

1. Создание мотивации совместной работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения детей.

2. Ознакомление с явлением «детская агрессия», ее особенностями,  причинами проявления.

3.Создание представлений об основных приемах саморасслабления и саморегуляции поведения.

4.Создание представлений об основных методах работы с детской агрессивностью.

5.Ознакомление системой педагогической работы.

6.Оказание помощи родителям в общении с детьми с агрессивным поведением.

Сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения

Цели:  1) Формировать умение регулировать свои поведенческие реакции;

2) Укреплять в детях уверенность в себе, создавать гибкость и непринужденность в контактах и выработать приемлемые навыки общения через моделируемое игрой взаимодействие со сверстниками;

Инсценировки

Цель: Через принятие и проигрывание ролей обучать социально приемлемым, адекватным способам выражения агрессии, развивать способность принятия себя в группе, умение взаимодействовать, быть на равных, что создает адекватное возрасту чувство собственного достоинства и удовлетворенности общением.

Психогимнастика

Цель: Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Например,  обыгрывание ситуаций: «Кошка и мышка».
Изобразить мышонка, попавшего в лапы кошки, и довольную кошку. Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

Танцевальные упражнения

Цель: 1) Помочь детям выразить свои чувства в символической форме с помощью пластических средств;

2) Исследовать чувства и мысли ребенка, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. (Например, танец “Цветок” и др.)

Техника ауторелаксации. Чаще всего агрессивному поведению способствует накопившееся внутреннее напряжение. Когда напрягаются мышцы, дети испытывают напряженность, страдают от головных болей, болей в животе, ощущают себя усталыми и раздраженными. Ели детям помочь расслабиться, их напряженность снижается, и это помогает зачастую выявить источник напряжения.

Цель: Снятие напряженности, невротических состояний, страхов у дошкольников.

Ребята с удовольствием выполняют некоторые упражнения:

1) «Представь, что ты снежная баба. Ты огромная, красивая, тебя вылепили из снега. У тебя есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и ты стоишь на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и ты чувствуешь, что таешь. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Ты превращаешься в лужицу, растекшуюся по земле».

Арттерапия (рисунок или лепка как средство самовыражения)

Цели: 1) Изучение рисунков детей, направленное на изучение интересов, увлечений детей, особенностей их темперамента, переживаний и внутреннего мира. (Так, к примеру,  преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм);

2) Привитие навыков самопознания и саморегуляции.

Семья и ДОУ - два основных института социализации ребёнка. Именно поэтому воспитателям нужно помочь родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в педагогических знаниях, научить сотрудничать с ребёнком, любить и понимать его

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей «Если у вас агрессивный ребёнок».

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак эмоционального внутреннего неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать агрессивное ответное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся, а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы, про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ» (для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ» (для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

«ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС «МОЖНО» (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ» (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание: Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

«ШТУРМ КРЕПОСТИ» (для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

«РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ» (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

«ПО КОЧКАМ» (для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

«ЖУЖА» (для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рекомендации родителям и воспитателям для общения с агрессивными детьми:

1. Помните, что запрет и повышение голоса – самые не эффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.

2. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

3. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нечестных высказываний о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».

4. Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

План занятий по преодолению агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

План занятий

Основные цели

1. “ЗНАКОМСТВО”

1) “Интервью”

2) “ Дракон кусает свой хвост”

3) “Баржа”

4) “Связующая нить”

- создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

- снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

- снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

2. “НАСТРОЕНИЕ”

1) Сказка “Репка” (инсценировка)

2) Рисование своего настроения

3) “Колокол”

- снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

3. “МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ”

1) “Связующая нить”

2) “Подари улыбку”

3) “Ласковое имя”

4) “Мы тебя любим”

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

- создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

4. “МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ”

1) “Связующая нить”

2) “Передай сигнал”.

3) Танец “Цветок”

4) “Зеркало”        

- сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

- энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”.

- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

5. “ДРУЖБА”

1) “Связующая нить”

2) “Только вместе!”

3) Танец свободы и победы “Святой Георгий”

4) “Обзывалки”

5) “Взаимоотношения

- физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

- снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

6. “МЫ ВМЕСТЕ”

1) “Закончи предложение”

2) “Разведчики”

3) “Аэробус”

4) “Доброе животное”

- повышение уверенности в себе, в своих силах.

- развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

- учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

- способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

7. “ТУХ-ТИБИ-ДУХ”

1) “Рубка дров”

2) “Ворвись в прут”

3) “Тух-тиби-дух!”

4) Игра “Газета”

- помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

- снять негативные настроения и восстановить силы.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

8. “ВОЛШЕБНАЯ ИГРА”

1) “Бумажные мячики”

2) “Два барана”

3) “Попроси игрушку”

4) “Липучка”

- дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

- снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

- обучить детей эффективным способам общения.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

9. “НАША ДРУЖНАЯ ГРУППА”

1) “Связующая нить”

2) “Несуществующее животное”

3) Тема рисования: “Наша дружная группа”

4) “Подари камешек”

- сплотить группу, развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков.

- влияние на поведение детей; они делаются спокойнее и доступнее. Улучшается общение со сверстниками, закрепляются в рисунке впечатления, полученные от игры, выявляются страхи.

- Обучить детей эффективным способам общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие «Агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста, современные технологии по преодолению агрессии у детей»

 Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр...

Проявление агрессии у детей младшего дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей по отношению к своим сверстникам очень актуальна на сегодняшний день. Проявление агрессии среди детей встречается не только в школьном возрасте, но и у дошкольник...

Коррекционная программа по снижению уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью «Ежики»

В данной работе был проведен обширный теоретический анализ литературы по проблемам исследования, проанализированы причины, механизмы и формы проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возра...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Игры для коррекции агрессии детей старшего дошкольного возраста

Примеры игр для коррекции агрессии у детей старшего дошкольного возраста. Играя в подобные игры, дети научаются новым способам для выражения своей агрессии социально приемлемым способом....

Самообразование "Сказкотерапия как средство снижения агрессии детей старшего дошкольного возраста"

  Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающие эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных в...