Разработка технологии планирования методической работы
проект на тему

Фатхуллина Лейла Валериевна

Управлению методической работой в настоящее время придается большое значение, так как  «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации  современного  ДОУ добровольный характер методической работы делает ее одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности. 

Объективные реалии и потребности совершенствования образования воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой. Управление методической работой занимает особое место в системе управления ДОУ, тесно связано с его основными задачами и функциями.  Особая роль в методической  работе проявляется в активизации человеческого фактора - личности и в творческой деятельности педагогов и воспитателей, поэтому не текущие поправки и коррективы, а серьезный управляемый качественный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост интеграционных возможностей всего коллектива педагогов - вот главные ориентиры методической работы в детском саду. Методист ДОУ должен видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи. Новым требованием в настоящее время стала постановка исследовательских задач. Методист,  прежде  всего,  создает  условия  для  творческой  работы  педагогов. Он  требует  от  каждого  педагога  принципиальности,  высокой  организованности. И  только  в  этом  случае  будет  обеспечен  необходимый  профессиональный  уровень.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Теремок» с.Аскарово

Разработка технологии планирования

методической работы в ДОУ

Разработчик технологии старший воспитатель

Фатхуллина Лейла Валериевна

с.Аскарово – 2014 год

Значение обеспечения качества образовательного процесса в современном ДОУ очень велико, так как детский сад в последние десятилетия стал социально необходимой и подлинно массовой ступенью системы образования. Не случайно «дошкольное воспитание» все чаще стало называться «дошкольным образованием».

Обеспечение качества образования в ДОУ возможно за счет эффективного управления данным учреждением. Основная цель управления ДОУ – достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований.

Объективные реалии и потребности совершенствования образования воспитанников обусловливают необходимость резкого повышения роли и значения методической работы в детском саду, делают научный анализ и практическое совершенствование этой работы актуальнейшей проблемой.

Управлению методической работой в настоящее время придается большое значение, так как «вклады» в личность и мастерство педагога обеспечивают завтрашний день ДОУ, его прогрессивное развитие. В условиях демократизации и гуманизации современного ДОУ добровольный характер методической работы делает её одним из наиболее демократических видов деятельности. Нельзя не отметить, что именно педагог является сегодня ключевой фигурой обновления ДОУ, а потому следует задуматься над тем, как повысить роль его личности.

В методической работе в детском саду накопилось много такого, от чего надо решительно отказаться. Это обусловлено рядом недостатков в постановке и организации методической работы. Назовём важнейшие из этих недостатков:

- сложности в определении актуальности целей, задач и результатов методической работы;

- слабая задейственность педагогов в различных формах методической работы;

- бессистемность в организации методической работы.

Указанные противоречия обусловили выбор темы проекта – исследовательской работы «Особенности планирования методической работы в ДОУ».

Объект исследования – методическая работа в ДОУ.

Предмет исследования – планирование методической работы в ДОУ.

Цель исследования – разработка технологии планирования методической работы в МАДОУ детский сад «Теремок» с.Аскарово.

В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы планирования методической работы в ДОУ;

2. Уточнить специфику  планирования методической работы в ДОУ;

3. Проанализировать состояние планирования методической работы в практике ДОУ.

4. Описать и обосновать технологию планирования методической работы в ДОУ на основе констатирующего эксперимента.

Практическая значимость исследования заключается в разработке технологии планирования методической работы в ДОУ, которая позволит усовершенствовать ход и результаты методической работы.

Методологическую основу исследования составляют работы  по:

- направлениям методической работы в ДОУ -  С.Ф. Багаутдинова;

- образовательным программам - А.Н. Троян;

- организации  работы старшего воспитателя в ДОУ с педагогами – Л.М. Волобуева, А.И. Васильева;

- планированию образовательного процесса – Н. Галиева, Л.Н. Санникова;

- управлению качества образовательного процесса – Л.И.Фалюшина, К.Ю.Белая, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков.

Методы исследования:

- анализ управленческой и педагогической литературы по проблеме исследования;

- анкетирование, беседа с методистом в ДОУ;

- анализ методической документации;

- наблюдение за работой методиста;

- проектирование и констатирующий эксперимент.

Экспериментальной базой исследования послужило МАДОУ «Теремок» с. Аскарово.

Анализ методической литературы позволяет сделать следующие выводы:

Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ.

В ДОУ методическую работу осуществляет старший воспитатель  или заместитель заведующей по воспитательной работе. Старший воспитатель является организатором методической работы, отвечает за организацию работы методического кабинета.

Методическая работа – это часть системы непрерывного образования воспитателей. Целями методической работы являются освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога к организации образовательного процесса. Методическая работа ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно-образовательной работы в детском саду. Зам. зав. по УВР  как организатор и консультант знакомит работников ДОУ с новейшими достижениями педагогической и психологической науки, с новинками методики дошкольного воспитания, оказывает им помощь в самообразовании.

В связи с этим в детском саду используются различные формы методической работы с педагогическим коллективом.

  Все формы  методической работы с педагогами можно разделить на традиционные и нетрадиционные.

К традиционным формам относятся: консультация, семинар, открытый просмотр, педагогический совет.

Среди нетрадиционных форм необходимо отдавать предпочтение научно разработанным: решение педагогических задач, мозговой штурм         (атака), деловые игры и др. Данные формы решают специфические задачи в методической работе.

Объединяя формы и методы работы с кадрами в единую систему, руководитель должен учитывать их оптимальное сочетание между собой. Хочется напомнить, что структура системы для каждого дошкольного учреждения будет разной, неповторимой. Эта неповторимость объясняется конкретными для данного учреждения как организационно-педагогическими, так и морально-психологическими условиями в коллективе.

Планирование в ДОУ является одной из важнейшей функцией зам. зав. по УВР, оно включает в себя координирование педагогического планирования, анализ выполнения требования образовательной программы ДОУ и отслеживание результатов выполнения планов образовательной работы.

В настоящее время выделяют три направления методической работы в ДОУ, за основу мы взяли направления, которые выделяет С.Ф. Багаутдинова:

- повышение квалификации педагогов;

- управление образовательным процессом;

- взаимодействие ДОУ с семьей.

Соблюдение специфики планирования этих трех направлений в  методической работе  ДОУ позволяет обеспечить эффективность их организации.

Большую роль в организации образовательного процесса, как мы уже отмечали выше, играет зам. зав. по УВР. Поэтому цель нашей работы – изучить состояние планирования методической работы в ДОУ.

 Анализируя результаты качества  воспитания и образования дошкольников нашего детского сада «Теремок» с. Аскарово, мы пришли к выводу, что, продолжая работу по Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, невозможно в полной мере выполнить требования Временных государственных  образовательных стандартов, поэтому необходимо применять парциальные программы и технологии, которые помогут в полной мере выполнить требования.

Анализ выполнения программы по направлениям в конце учебного года показал, что Программа воспитания и обучения в детском саду выполнена на 90,3%.

Уровень усвоения программы в младшей группе по сравнению с прошлым годом составил 88%. Много внимания уделялось речевому развитию детей, развитию общения, мелкой моторики руки. Значительно повысился уровень усвоения программы в средней и старшей группах. Значительно возросли показатели усвоения программы по трудовой деятельности: с 89% в 2011-2012 учебном году до 91% в 2012-2013 учебном году. Хорошие показатели выявлены в усвоении программы по разделу «развитие речи» (за 2 прошедших учебных года в пределах 91%). По сравнению с прошлыми годами снизился процент в нравственно-социальном развитии детей.

Поэтому на новый учебный год нами была запланирована работа по нравственному и патриотическому воспитанию детей.

Работа педагога-психолога в детском саду была направлена на психодиагностику основных психических процессов детей старшего дошкольного возраста, мотивационной готовности детей старших групп к обучению в школе.

Так как приоритетным направлением в методической работе является повышение квалификации педагогов, нами была предложена анкета воспитателям о «Повышении квалификации педагогов», цель этой анкеты – выявить отношение педагогов к организации повышения в ДОУ, недостатки и достижения.

В конце года проводилось анкетирование родителей с целью выяснить, каким образом осуществляется взаимодействие ДОУ и родителей с точки зрения последних.

Состояние планирования методической работы в ДОУ можно рассмотреть на основе соответствующих критериев и уровней.

Мы выделили следующие критерии эффективности методической работы, ее оптимизации являются:

- реализация всех направлений методической работы;

- оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных, теоретических и практических форм организации методической работы;

- результативность педагогического труда по конечным результатам;

- организация работы методического кабинета.

На основе выделенных критериев, мы рассмотрели уровень планирования методической работы в МАДОУ «Теремок» с.Аскарово. И выяснили, что уровень планирования методической работы находиться на среднем уровне, так как реализуются не все направления методической работы, результат не всегда устойчив.

В связи с этим назрела необходимость  разработать технологию планирования методической работы, где  раскрыты целевой, содержательный и результативные компоненты  планирования  направлений методической работы в ДОУ.

Цель технологии: совершенствование организации методической работы в ДОУ.

Задачи: совершенствовать организацию направлений методической работы в ДОУ.

Технология планирования методической работы в ДОУ, выражается в нашем исследовании, в виде описания механизмов планирования направлений методической работы:

- управление образовательным процессом;

- повышение квалификации педагогов;

- взаимодействие ДОУ с семьей. 

Представим механизмы планирования этих трех направлений методической работы схематично:


                                       Механизм планирования управления образовательным процессом: _        

Цель: совершенствование образовательного процесса в ДОУ

Сроки выполнения:

- в течение года

- в течение года

- по плану ДОУ

- в конце года

Пути реализации цели: 1. Обеспечение выполнения образовательной программы, по которой работает ДОУ.

2. Разумное сочетание основной программы с необходимыми коррекционными и парциальными программами.

 3.Подготовка и проведение мероприятий и конкурсов.

 4. Сравнение имеющихся фактических результатов с запланированными.

     

Ответственные:                           Мероприятия:

                          - проверка планов УВР

         -старший воспитатель,          - тематический контроль: «Обучение детей связ-

   воспитатели                                        ной речи»; «Работа с родителями» и т.д.

            - оперативный контроль

                                       - предупредительный контроль

                        - итоговый контроль

                                   - фронтальные проверки

                                                     - достижения детей за год (результаты                           диагностики детей)

                                                  - праздники, развлечения, эстафеты

-ст.воспитатель,                                   - смотры-конкурсы, например, конкурс

        Воспитатели                               профессионального мастерства воспитателя,  

                                                                               - выставка детских рисунков

                                                               -  циклограмма деятельности старшего воспитателя

- ст.воспитатель,

        воспитатели

- заведующая,

  ст.воспитатель,

        воспитатели

Результат: совершенствование хода и результатов образовательного процесса в ДОУ.

Механизм планирования повышения квалификации педагогов:

Цель: совершенствование профессиональной компетентности воспитателей, на основе осмысления собственной деятельности, исходя из полученных знаний.

Пути реализации

цели:

1. Повысить уровень знаний воспитателей и специалистов ДОУ в вопросах развития,

воспитания и обучения

детей д/в.

2. Определить соответствие уровня профессион.

компетентности педагог.

работников требованиям

к квалификации и квал.

категориям.

3. Раскрыть организаторские, творческие, логические способности воспит.

4. Развивать способности к

прогнозированию, оценке

результ. своей деят-сти.

Сроки выполнения:

- в течение года

- в начале учебного года

- в течение года

- в течение года

Ответственные:

- заведующая,

ст.воспитатель

- заведующая,

ст.воспитатель

- заведующая,

ст.воспитатель,

воспитатели

- ст.воспитатель

Мероприятия:

- курсы для повышения квалификации педагогов

- аттестация пед. работников; помощь воспит. при подготовке материалов к аттестации

- проблемные семинары

- методические объединения

- семинары-практикумы

- консультации для воспитателей

- педагогические советы

- составление планов работы восп. по самообразованию

- открытые занятия

- выставка, обсуждение новинок метод. литературы

- взаимопосещения

- деловые игры

- школа начинающего воспитателя

- конкурс «Воспитатель года» в ДОУ

Результат: совершенствование профессиональной компетентности; обеспечение высокого уровня профессиональной компетентности.

Механизм  планирования взаимодействия ДОУ с семьей:

Цель: выявить особенности воспитания ребенка в семье, посредством взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников

Пути реализации цели:

1. Сотрудничество с родителями воспитанников и актив-

ное включение их деят-сть

ДОУ.

2. Повышение уровня знаний

родителей в вопросах развит.,

воспит. и обучения детей д/в.

3. Ознакомить родителей с ор-

ганиз. восп.-образ.процесса.

4. Проведение праздников,

вечеров досуга, игр и занятий

с детьми при активном учас-

тии членов семьи воспитан-в,

совместных акций д/с и семьи

по воспитанию здорового,

социально успешного и

счастливого ребенка.

5. Организация обмена опытом

семейного воспитания, конк-

ретных приемов формиров-я у

детей положительных личн-х

и физических качеств,

представлений и привычек

здорового образа жизни.

Сроки выполнения:

- в течение года

- в течение года

- в начале учебного года

- в течение года

- в течение года

Ответственные:

- заведующая,

ст.воспитатель,

родители

- заведующая

ст.воспитатель

- ст.воспитатель

воспитатели

родители

- ст.воспитатель

воспитатели

родители

Мероприятия:

- анкетирование родителей «Ваше мнение о работе ДОУ», тесты

- проведение общих и групповых собраний

- консультации логопеда, психолога, старшего воспитателя

- фотовыставки

- заседания родительского и попечительского советов

- дни открытых дверей

- смотры-конкурсы с участием родителей

- совместное проведение спортивных досугов, праздников

- «Школа молодой семьи»

- встречи в «Семейной гостиной»

- педагогические советы с участием родителей воспитанников, дискуссии, конференции

- тренинги и мастер-классы

- создание библиотеки для родителей

- аукционы и викторины

- семинары-практикумы

- ролевые игры

- беседы с родит. о проблемах реб-ка

Результат:  включенность родителей в образовательный процесс и активное участие в жизнедеятельности ДОУ.


    Таким образом, взаимосвязанное использование предложенных механизмов, соблюдение технологии планирования методической работы позволяют систематизировать и оптимизировать процесс определения целей методической работы, её планирования, что обеспечит эффективность её хода и результатов.

В соответствии с целью исследования нами были реализованы следующие задачи:

1. Осуществлен теоретический анализ проблемы планирования методической работы в ДОУ;

2. Уточнена специфика планирования методической работы в ДОУ;

3. Проанализировано состояние планирования методической работы в практике ДОУ «Теремок» с. Аскарово;

4. Описана и разработана технология планирования методической работы в ДОУ.

Таким образом, поставленная в работе цель выполнена, задачи решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование методической работы по физо

необходимо планировать не только работу с детьми,но так же планировать и свою методическую работу...

Планирование методической работы в ДОУ

Раздел 1. Аналитический Информационно – аналитическая справка о выполнении годового плана работы МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления №8 «Гнёздышко» за 2011-2012 учебный год...

Методическая разработка: перспективное планирование логопедической работы

Представлено полное перспективное планирование в младшей и средней возрастной группе для дошкольников с тяжелым нарушением речи...

Разработка технологии планирования методической работы в ДОУ

Разработка технологии планированияметодической работы в ДОУ...

Методическая разработка: Технологии сказкотерапии в работе учителя — логопеда по развитию связной речи дошкольников в системе экологического воспитания ДОУ

Аннотация: в статье раскрывается суть экологического воспитания дошкольников в рамках реализации международной программы "Эко-школа/Зеленый флаг". Для лучшего понимания детьми природы, береж...

Собственная методическая разработка.Перспективное планирование образовательной работы по теме: «Развитие естественно – научных представлений детей старшего дошкольного возраста через поисковую деятельность»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится  к познавательному развитию.Известно, что ребенок усваивает ...

Методическая разработка "Интерактивные формы методической работы"

Методическая разработка включает в себя обоснование и практическое использование нетрадиционных, интерактивных форм работы в проведении методических мероприятий. В методической разработке представлены...