План работы краеведческого кружка "Журавушка"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
М. Горький говорил: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Это должны помнить все педагоги, родители, воспитывая маленьких патриотов. Любовь к родному городу, своему краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к своей малой родины и уважения к её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_podgotov.docx | 32.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 "Звёздочка"
ПРОГРАММА КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА
"ЖУРАВУШКА"
Разработала воспитатель высшей категории
МБДОУ детский сад №5 "Звёздочка"
Пушкина Вера Александровна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В современных условиях развития нашего общества, когда глубокие перемены происходившие в жизни России, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессия, неуважительное отношение к государству. В результате понижается нравственно- культурный уровень, возникает социальная пассивность, безразличие.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения, приобщения его к нравственным, духовным ценностям. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.
М. Горький говорил: «Мира не узнаешь, не зная края своего». Это должны помнить все педагоги, родители, воспитывая маленьких патриотов. Любовь к родному городу, своему краю, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к своей малой родины и уважения к её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины.
Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из них является деятельность краеведческого кружка «Журавушка»
Цель:
- воспитание эмоционально- отзывчивой, духовно- нравственной личности ребёнка дошкольного возраста через приобщение его к истории родного города, знакомство с его прошлым и настоящим.
Задачи:
-формирование у дошкольников общее представление об истории родного города;
-развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
-воспитывать чувства гордости и патриотизма;
-воспитывать бережное отношение к природе родного края.
- пробуждать интерес к историческим, культурным, национальным, географическим, природно- экологическим особенностям и своеобразию родного края.
- воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятий в подготовительной группе 30 минут
Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год: вводный - в сентябре, итоговый в мае.
Учебный план
В неделю | В месяц | |
Сентябрь | 1 | 2 |
Октябрь | 1 | 4 |
Ноябрь | 1 | 4 |
Декабрь | 1 | 3 |
Январь | 1 | 3 |
Февраль | 1 | 4 |
Март | 1 | 3 |
Апрель | 1 | 4 |
Май | 1 | 3 |
Итого 30 занятий в год.
Мониторинг уровня знаний детей.
№ | Ф. И. | Название родного города, улиц. | Называет главные достопримечательности города | Называет символы города. | Называет представителей животного и растительного мира родного края. | Знает и называет предприятия родного города. | Знает и называет имена людей прославившие город Осташков. |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
7 | |||||||
8 | |||||||
9 | |||||||
10 | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
14 | |||||||
15 | |||||||
16 | |||||||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | |||||||
20 |
Планируемый результат
Воспитанники будут знать:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев Великой Отечественной войны уроженцев Осташкова;
- промышленные предприятия города;
Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- дружелюбие.
Содержание
Ведение 3 часа
Краеведение - наука о родном крае.
Мониторинг уровня знаний детей.
Экскурсия "Природа - наш второй дом"
Мой край на карте Родины. 4 часа
Россия - Родина моя. Символы государства. Гимн России. Работа с географической картой России.
Тверская область - частица России. Флаг, герб. Работа с географической картой Тверской области.
Волговерховье. Исток Волги.
Моя малая Родина- город Осташков. Осташков на карте Тверской области. Герб, флаг, гимн города.
Город в котором я живу. 20 часов
Мой город родной. Исторические корни нашего города.
Экскурсия в краеведческий музей.
Улицы родного города. Названия улиц. Работа по карте города Осташкова.
Экскурсия по городу на тему: "История города в названиях улиц"
Природа родного города.
Экскурсии в парк. Растительный мир нашего города.
Озеро Селигер. Водный транспорт. Подводный мир Селигера.
Экскурсия на набережную озера Селигер.
Архитектура нашего города.
Экскурсия по городу "Архитектурное наследие"
Исторические памятники.
Экскурсия к памятникам защитников погибших во время ВОВ.
Осташков в годы ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей.
Культурное наследие нашего города. Народные промыслы.
Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города.
Осташков глазами художника.
Люди прославившие Осташков.
Встреча с интересными людьми, местными жителями.
Экскурсия в музей забытых вещей.
Осташков туристический город. Что ты расскажешь о своём городе туристам.
Итоговые занятия. 3 часа.
Итоговая викторина. Что ты узнал о родном городе.
Фотовыставка «Осташков –мой город родной».
Выставка рисунков «Осташков глазами детей».
ЛИТЕРАТУРА:
- В.Н. Матова «Краеведение в детском саду» 2013г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»;
- О.Л.Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» 1998г. издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС»;
- Л.О.Тимофеева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края» 2012г. издательство «Учитель»;
- М.Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2010г. издательство «ТЦ Сфера»;
- А.В.Михайлов «Хроника событий в Осташковском районе Калининской области в Великую Отечественную войну 1941 – 1945 г.г.» 2005г.;
- В.И.Лавренев, А.В.Васильев «Геральдика Селигерского края» 2003г. «Издательство А. Ушаков и К»;
- Ю.Крылов «Земля родная»
Перспективное планирование работы краеведческого кружка «Журавушка» в подготовительной группе.
Месяц | Тема | Цель | Пути достижения целей |
Сентябрь | 1. Мониторинг уровня знаний детей. | Проверить уровень знаний детей. | |
2.Краеведение – наука о родном крае. | Сформировать представления о науке краеведение. | Беседа с детьми о науке краеведение. Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением города. | |
Октябрь | 3.Экскурсия «Природа наш второй дом» | Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. | Наблюдение в природе. Чтение художественной литературы. Рисование и аппликация на осеннюю тематику. |
4. Россия – Родина моя. Символы государства. Гимн России. Работа с географической картой России. | Закреплять знания детей о России, символах государства. Учить находить на географической карте территорию Россию. | Беседа «Страна в которой мы живём» Рассматривание на карте территории России и сравнение с другими государствами. Рисование флага России. Прослушивание гимна. Чтение художественной литературы. Д. и. «Собери флаг». | |
5.Тверская область – частица России. Флаг, герб. Работа с географической картой Тверской области. | Познакомить детей с символами Тверской области. Учить распознавать герб и флаг Тверской области среди других. | Беседа с детьми, о том что они знают о Твери. Просмотр презентации и рассматривание фотографий. Работа с картой. Д. и. «Узнай флаг и герб» | |
6.Волговерховье. Исток Волги. | Сформировать понятие «река». Сформировать знания детей о реке Волга, откуда берёт своё начало. | Рассказ воспитателя. Рассматривание картинок и фотографий. Работа по карте. Чтение художественной литературы. | |
Ноябрь | 7.Моя малая Родина- город Осташков. Осташков на карте Тверской области. Герб, флаг, гимн города | Познакомить с флагом и гербом Осташкова. Уточнить какими знаниями о своём городе владеют дети. Начать работу по заучиванию гимна Осташкова. | Беседа: «Что ты знаешь о своём городе» Рассматривание альбома с фотографиями Осташкова. Рассматривание флага и герба города. Чтение художественной литературы. Прослушивание гимна. Рисование «Любимые места» Д. и. «Отгадай, что это». |
8.Мой город родной. Исторические корни нашего города. | Познакомить с историй возникновения города, его местоположением. | Рассказ воспитателя об истории возникновения города. Рассматривание фотографий «Старинный Осташков» Создание альбома «Осташков вчера и сегодня» Д. и. «Найди флаг, герб» Заучивание гимна. | |
9.Экскурсия в краеведческий музей. | Познакомить с работой музея, с экспозициями. | Экскурсия. | |
10.Улицы родного города. Названия улиц. Работа по карте города Осташкова. | Уточнить знания о том как в городе увековечена память о тех, кто его прославил (название улиц) Учить находить на карте знакомые улицы. | Беседа: «Улица на которой я живу». Рассказ воспитателя о названиях улиц. Работа по карте. | |
Декабрь | 11.Экскурсия по городу на тему: «История города в названиях улиц». | Закреплять названия улиц, домашний адрес. | Экскурсия по улицам города. |
12.Природа родного города. | Расширить и уточнить представления детей о климате города, растительном и животном мире. | Рассматривание картинок, фотографий с представителями животного мира нашего края. Беседа «Кто живёт в наших лесах» Чтение художественной и познавательной литературы. Экскурсии и наблюдение в природе за состоянием погоды, за растительным миром. Рисование на тему: «Животные и растения нашего края». | |
13.Экскурсии в парк. Растительный мир нашего города. | Закреплять знания детей о растительном мире, учить распознавать деревья по коре, строению. Закрепить понятия «хвойные», «лиственные». | Наблюдение за деревьями и кустарниками. Чтение художественной и научной литературы. П. и. «Раз, два, три к дереву беги». Д. и. «Узнай дерево», «С какого дерева листок» | |
Январь | 14.Архитектура нашего города. | Познакомить с архитектурными памятниками города. Воспитывать уважение и интерес к труду людей строительных профессий. | Рассказ воспитателя о том, кто такие архитекторы, познакомить с понятием архитектурные памятники. Просмотр презентации «Архитектурные памятники Осташкова» Беседа с детьми. Чтение познавательной литературы. Конструирование из бумаги. «Дом на моей улице». |
15.Экскурсия по городу «Архитектурное наследие» | Продолжить знакомство с архитектурными памятниками города. Развивать внимательность и наблюдательность. | Беседа с детьми о том какие памятники архитектуры в своём городе они знают. Экскурсия по городу. Рассказ воспитателя, экскурсовода. | |
16.Культурное наследие нашего города. Народные промыслы. | Познакомить с историей возникновения народных промыслов. | Рассказ воспитателя. Презентация: «Занятия местных жителей» Чтение познавательной литературы. Рассматривание фотографий изделий народных умельцев. Отгадывание загадок. | |
Февраль | 17.Особенности хозяйственной деятельности и быта родного города. | Познакомить с особенностями хозяйственной деятельности людей родного города и района. Дать представления о предприятиях города. | Беседа с детьми о предприятиях города, о том где работают их родители. Рассказ воспитателя о том чем занимались жители города раньше, какие предприятия существовали в городе. Встречи с интересными людьми. |
18.Осташков глазами художника. | Познакомить с творчеством местных художников и мастеров. | Посещение выставок местных художников и мастеров. | |
19.Люди прославившие Осташков. | Сформировать знания о людях, живших в нашем городе. | Просмотр презентации: «Герои Селигерского края» Рассказ воспитателя о людях живших в нашем городе. Чтение познавательной литературы. | |
20.Встреча с интересными людьми, местными жителями. | Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Воспитывать уважение к труду людей. | Беседы с местными жителями. Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий. | |
Март | 21.Экскурсия в музей забытых вещей. | Продолжать знакомить детей с историей родного города, людьми живущими в нашем городе их профессиями и увлечениями. | Посещение музея забытых вещей, беседа с основателем этого музея. |
22.Осташков туристический город. Что ты расскажешь о своём городе. | Сформировать представления о там, что Осташков является туристическим городом. Воспитание чувства гордости за свой город. | Рассказ воспитателя о том, что город ежегодно посещают множество туристов. Р. и. «Экскурсовод» Д. и. «Пройдёмся по улицам города» | |
23.Озеро Селигер. Водный транспорт. Подводный мир Селигера. | Расширить и уточнить представления детей о водных просторах города, о водном транспорте. Сформировать понятие «озеро». Учить различать понятия озеро и река. Уточнить представления об обитателях озера. | Беседа с детьми об озере Селигер. Рассматривание картинок и фотографий с изображением озера в разное время года. Д. и. «Кто в озере живёт». Рисование на тему «Обитатели Селигера». Чтение и заучивание стихотворений. | |
Апрель | 24. Экскурсия на набережную озера Селигер. | Закрепить знания детей об озере Селигер, его обитателях. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе. | Беседа с детьми"Что ты знаешь о нашем озере" Чтение стихотворений о Селигере. Беседа о правилах поведения в природе. |
25. Осташков в годы ВОВ. Экскурсия в краеведческий музей. | Познакомить детей с тем, как жили осташи в годы ВОВ., какую роль сыграл город и озеро Селигер во время войны. Закрепить знания детей о героях ВОВ живших в нашем городе. Воспитывать уважение к людям и их профессиям. | Беседа с детьми. Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий "Осташков в годы войны." Посещение музея. | |
26. Исторические памятники. | Уточнить и закрепить знания детей об исторических памятниках города, о людях которым поставлены памятники. | Беседы с детьми "Каких знаменитых людей нашего города вы знаете" Чтение художественной и познавательной литературы. Просмотр презентации: "Герои Селигерского края." Чтение и заучивание стихотворений о ВОВ. | |
27.Экскурсии к памятникам героев ВОВ. | Воспитывать уважение к людям защищавшим страну во время ВОВ. | Посещение памятников. Возложение цветов. | |
Май | 28. Итоговая викторина. Что узнал о своём городе. | Закрепить и систематизировать знания детей о родном городе. | Отгадывание загадок. Ответы на вопросы викторины. Д. и. "Узнай флаг и герб", "Назови обитателей озера", "Назови улицу". |
29. Фотовыставка «Осташков –мой город родной». | Организовать фотовыставку. | Беседа с детьми о тех местах где они побывали на экскурсиях. Рассматривание фотографий. | |
30. Выставка рисунков «Осташков глазами детей». | Организовать выставку рисунков | Рассмотреть с детьми рисунки которые были нарисованы в течение года. Рассказы детей о том что нарисовал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.
Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...
План Эколого-краеведческого кружка "Росинка" в старшей логопедической группе "Пчелка"
Расширять, углублять, систематизировать знания детей по экологии мне помогает экологический кружок «Росинка», который я организовала в группе, взяв за основу парциальные программы С.Н. Николаевой «Юны...
План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)
Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....
План работы эколого-краеведческого кружка «Зеленая страна» для старших дошкольников
Наше выживание сегодня полностью зависит от защиты окружающей среды, мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревь...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Работа краеведческого музея «С уважением к прошлому»
Добрый день уважаемые коллеги ! ! !Мы приглашаем вас совершить небольшую обзорную экскурсию по нашему краеведческому музею, который называется «С уважением к прошлому». С начало обра...
Индивидуальный план работы по самообразованию "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии"
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 уч.год...
Самоанализ «Организация и эффективность работы краеведческого образования дошкольников старшего возраста»
Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса становится успешная социализация личности. В связи с этим перед воспитателями дошкольных образовательных учреждений стоят непростые задачи воспитания ...