Индивидуальный план работы по самообразованию "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии"
методическая разработка (старшая группа)
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belchekova_samoobrazovanie_1.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ «Усть – Канский детский сад»
«Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии»
Индивидуальный план работы по самообразованию
на 2022 - 2023 учебный год
Воспитатель:Бельчекова Н.Г.
Усть-Кан,
2022г.
«Краеведческое образование дошкольников
через виртуальные экскурсии»
О чем мечтают дети,
на всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать
И новый мир познать!
Простых вещей основу
И таинства узнать!!!
Пояснительная записка:
Одной из актуальных проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является проблема применения инновационных педагогических технологий. Перед педагогами встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. Один из вариантов проектной деятельности, который я использую второй год в нашем ДОУ, как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии.
Актуальность:
Республика Алтай, с.Усть -Кан – все это малая родина. Чувство патриотизма начинается у человека со знакомства с родными корнями, своим городом, природой.
Одним словом все это – краеведение. Тема краеведения актуальна всегда, потому что решает одну из главных задач - знакомство с родным краем.
Как в интересной, познавательной форме донести до ребенка красоту нашего края, научить любить малую родину, познакомить с обычаями и традициями нашего народа? Как построить образовательный процесс так, чтобы он был увлекательным, содержательно – насыщенным, способствующим развитию детского интереса?
Используя всемирную сеть – интернет я прочитала много статей о виртуальных экскурсиях и приняла решение изучать свой край и город, используя виртуальные экскурсии.
Что же это такое?
Я изучила методику проведений и этапы подготовки экскурсий, разные направления и для себя выбрала - экскурсионное краеведение. Это изучение родного края через виртуальные экскурсии.
Виртуальная экскурсия – это один из методов проектной деятельности и, на мой взгляд, является эффективной формой обучения и воспитания дошкольников. Используя метод виртуальной экскурсии, можно познакомить детей с объектами окружающего мира, не посещая в реальности самого места, т. е. от реальной экскурсии она отличается виртуальным отображением реально – существующих объектов.
Перед тем как использовать в своей работе данный метод я изучила нормы Санпина – требования к использованию ИКТ для просмотра видеороликов.
Для снятия утомляемости в ходе экскурсии я использую физминутки.
Достоинствами этих экскурсий является то, что я сама отбираю нужный мне материал, составляю необходимый маршрут, изменяю содержание согласно поставленным цели и задачам, возрастным особенностям и интересам детей.
Также преимуществами виртуальных экскурсий является следующее:
- погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме;
- не покидая здания ДОУ, можно познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны;
- разработка и проведение виртуальных экскурсий в группе способствует овладению педагогами методами поиска, систематизации и наглядного представления информации с помощью компьютера;
- автоматизация обработки информации об изучаемом объекте повышает производительность работы педагогов;
- активная деятельность всех участников виртуальной экскурсии (наблюдение, изучение, анализ, синтез, исследование объектов);
- доступность, возможность повторного просмотра экскурсии, наглядность.
Что же нужно сделать, чтобы добиться успешного результата при подготовке и проведении виртуальной экскурсии:
- определить цели и задач экскурсии;
- выбрать тему экскурсии;
- определить источники экскурсионного материала;
- отобрать и изучить экскурсионные объекты;
- составить маршрут экскурсии на основе видеоряда;
- подготовить текст экскурсии;
- определить технику ведения виртуальной экскурсии;
- показать экскурсию.
Огромную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Виртуальная экскурсия должна заканчиваться итоговой беседой, в ходе которой мы с детьми должны обобщить, систематизировать увиденное и услышанное, а также выявить впечатления от экскурсии.
На заключительном этапе виртуальной экскурсии можно представить различные варианты конечных продуктов (тематические папки, макеты, картотеки, творческие работы).
Очень надеюсь, что данный метод работы с детьми охотно и с большим интересом поддержат и их родители. У детей появится возможность осуществить виртуальную экскурсию на рабочее место своих родителей, чтобы познакомиться с различными профессиями.
Тематика экскурсий выбирается с учетом:
- возрастных особенностей детей;
- интересов детей;
- календарно-тематического планирования.
Формы проведения виртуальных экскурсий:
- фотопутешествия - мультимедийные презентации;
- видеоэкскурсии;
- интерактивное общение с помощью программы скайп.
Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире.
Содержание и структуру виртуальной экскурсии помогут разнообразить использование таких форм и приемов работы как викторины, игры, конкурсы, соревнования. Это позволит сделать экскурсии интересными, увлекательными и незабываемыми!!!
Результатами своей работы и информацией по проведению виртуальных экскурсий я делюсь на личной странице сайтанспортал.
Чтобы выявить эффективность данного метода я разработала диагностическую карту, с помощью которых я буду отслеживать знания детей на начало и конец учебного периода.
Цель: - создание условий для успешного усвоения программного
материала по краеведению для повышения его воспитательной и образовательной ценности.
Задачи:
- формировать представление о Родине как месте, где человек родился и где он живет;
- воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой;
- развивать у дошкольников способность эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира;
- воспитывать потребность узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их;
- воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам;
- расширять кругозор детей на основе материала и места, не доступного для реального посещения.
Предполагаемый результат:
- сформирование начальных представлений детей о родном крае;
- воспитание в них любови к родной природе, к городу, в котором живем;
- осознание значения родного края в жизни большой страны;
- расширение кругозора детей о родном городе и крае на основе виртуальных экскурсий;
- использование полученных знаний в ходе общения с взрослыми и сверстниками;
- формирование у детей способности выражать восприятие окружающего их мира;
- создание системы совместной игровой деятельности с детьми, которая будет развивать их творческий потенциал и желание общаться друг с другом.
Форма отчета о проделанной работе:
- анкеты для родителей;
- консультации для родителей;
- памятки для родителей;
- библиотека книг со сказками о животных;
- картотека подвижных игр на свежем воздухе;
- фотоотчет экскурсий;
- видеоотчет экскурсий;
- показ открытой НОД для педагогов сада;
- реализация тематического проекта.
План самообразования на 2021-22 уч. год:
Сентябрь
«Растительный мир Республики Алтай»:
- Растения разных природных зон Республики Алтай: Заповедники, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.
- Что нам даёт тайга.
- Лекарственные растения.
- Растения, которые надо охранять.
- Съедобные и несъедобные грибы.
- Сбор гербария, осенних листьев, ягод, плодов.
Октябрь
«Животный мир Республики Алтай»:
- Животные разных природных зон Республики Алтай: Заповедника, тайги, леса, лесостепи, степи, гор.
- Виртуальная экскурсия «Красная книга Республики Алтай»
Ноябрь
«Реки и водоемы Республики Алтай»:
- Катуньматушка и его дочери.
- Озеро Алтын - Кёл.
- Знакомство с рекой Кан.
- Труд взрослых на реках.
- Значение рек, водоёмов в жизни людей.
- Алтын -Кол в произведениях художников Республики Алтай.
Декабрь
«Полезные ископаемые Республики алтай»:
- Виртуальная экскурсия «Путешествие на водоёмы Республики Алтай и по реке Кан»
- Продолжение формирования представлений о полезных ископаемых и способах их добычи на территории Республики Алтай. (Золото, ртуть и т.д).
- Работа с образцами полезных ископаемых.
Январь
«Моя малая Родина – село Усть-Кан»:
- Прошлое села Усть-Кан.
- Гордость села (основные достопримечательности).
- Как строился любимое село.
- Знаменитые спортсмены села.
- Символика села.
Февраль
«Зима в Республике Алтай»:
- Виртуальная экскурсия «Путешествие по любимому городу Горно Алтайск»
- Зимующие птицы нашей республики.
- Лес – наше богатство.
- Тайга – зимнее чудо.
- Красота лесов зимой.
- Традиции празднования зимних праздников в нашей республики.
Март
«Малочисленные народы Республики Алтай»:
- Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Алтай.
- Знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами.
- Фольклор.
- Народные праздники.
- Чтение легенд, сказок, разучивание народных песен.
- Промысел народов республики: деревообрабатывающая, животноводство, оленеводство, пчеловодство, рыболовство, охота.
Апрель
«Культура и искусство Республики Алтай»:
- Музыканты Республики Алтай.
- «Хан Алтай» (по творчеству Г.И. Чорос -Гуркина.)
- Музыкальный фольклор народов, проживающих на территории Республики Алтай.
- Народные музыкальные инструменты и их звучание.
- Виртуальная экскурсия «Места культуры и искусства нашей республики».
Май
«Подвиг Республики алтай в Великой Отечественной
войне 1941-1945»:
- Алтайцы в боях за Родину.
- Великие фронтовики нашей республики.
- Их именами названы улицы.
Критерии определения уровня сформированности представления о родной республике.
Старшая группа
1. Название города, в котором живет ребенок:
3 б. – уверенно называет село, в котором живет.
2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.
1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, района. Нужны наводящие вопросы.
0 б. – не может ответить на вопрос
2. Домашний адрес:
3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает.
2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.
1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ.
0б. – не знает.
3. Городская символика:
3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение.
2б. – узнает и уверенно выбирает городскую символику среди
изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней.
1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики.
0б. – не узнает.
4. Выдающиеся земляки:
3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (1-2), знает чем они прославили родной край.
2б. – называет фамилии выдающихся земляков (1-2), с помощью
наводящих вопросов рассказывает о них.
1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать.
0б. – не может никого назвать.
5. Достопримечательности города
3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, называет их. Может
рассказать, где находится.
2б.- выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, называет их с помощью
наводящих вопросов.
1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения
достопримечательностей родного города, назвать не может.
0б. – не знает, не выбирает.
6. Название республики и его столицы
3 б. – уверенно называет республику и его столицу.
2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал.
1 б. – знает название, но может перепутать с названием города , района. Нужны наводящие вопросы.
0 б. – не может ответить на вопрос
7. Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города и республики.
3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе,
делятся впечатлениями.
2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации
1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе
взрослого.
0б. – не проявляет интереса.
8. Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города.
3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает
эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.
2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.
1б.- эмоциональная реакция выражена слабо.
0б. – эмоциональная реакция отсутствует.
9. Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения.
3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.
2б. – бережно относится к окружающему.
1б.- необходимо напоминание взрослого.
0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки,
пачкает оборудование и т.п.)
10. Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице.
3б. – самостоятельно соблюдает правила.
2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого
1б.- не всегда и не все правила соблюдает.
0б. – не соблюдает правила.
Оценка результатов диагностики
42 б. – 34 б. представления сформированы
33 б. - 15 б. частично сформированы
14 б. и менее не сформированы
Список используемой литературы
- Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
- Белоногов А.А. Зимние забавы сибиряков: фоторассказ/ А.А.Белоногов. - Красноярск: РАСТР, 2008.
- Бродовска, З.В. В стране экологических загадок / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
- Венгер, Л.А. Дьяченко, О.М. Планы занятий по программе «Развитие» для подготовительной к школе группе детского сада. – М.: УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2000г.
- Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание.- 2001. — №12. – C. 47-52.
- Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Крутовская Е.А. Были и сказки Заповедного леса: Рассказы, стихи, сказки. – Красноярск: «Тренд», 2009
- Комратова М.Г., Грибова Л.Ф. С чего начинается Родина… // Управление ДОУ №6, 2003, с. 82.
- Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Ред. Л. А. Кондрыкинская.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 192 с.
- Миронова, Л. П. Люби и знай родной свой край / Л. П. Миронова // Воспитатель ДОУ.- 2008.- №1.- C. 17-23.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Сост. Н.А. Арапова-Пискарева. – М., 2005.
- И. Рыбалова Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Д.в. №6, 2003, с. 45.
- Рубцова Н.И. Использование национально-регионального компонента в образовательной работе с детьми.// Мир детства №4, 2001, с. 39.
- Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 1989.
- Статейнов А. Флора и фауна Сибири в 3-х томах. Красноярск: Издательство «Буква», 2008.
- Николаев, Р. Фольклор народов Сибири. Красноярск, 1993.
Кириллов, М.В. Природа Красноярска и его окрестностей, Красноярское книжное издательство, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы.
Перспективный план работы по экологическому образованию дошкольников старшей группы....
Презентация «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».
О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...
Тезисы к презентации "Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии".
О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...
Презентация «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».
О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!Красноярский край, Канск – все это малая родина. Чувство пат...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»
Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...
План по самообразованию «Краеведческое образование дошкольников через виртуальные экскурсии».
О чем мечтают дети, на всей, на всей планете?Мечтают путешествовать И новый мир познать!Простых вещей основу И таинства узнать!!!...