План работы эколого-краеведческого кружка «Зеленая страна» для старших дошкольников
материал по окружающему миру (старшая группа)

Зартдинова Марьям Маулимьяновна

Наше выживание сегодня полностью зависит от защиты окружающей среды, мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zelenaya_strana.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 21

План работы эколого-краеведческого кружка

 «Зеленая страна»

для старших дошкольников

Руководители воспитатели группы:

Зартдинова Марьям Маулимьяновна,

                                                                   Козлова Оксана Васильевна

г. Урай, 2014

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В.Сухомлинский.

Наше выживание сегодня полностью зависит от защиты окружающей среды, мы должны внушить каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

Однако, новые нормативные документы, регламентирующие деятельность дошкольных образовательных учреждений вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиН 2.4.1.2660-10 в пункте 6.13 раскрываются требования к организации уголков и комнат природы, фитоогорода, фитобара, согласно которым, они «могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах». Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Таким образом, актуальным становится поиск стратегий и технологий, методов работы с дошкольниками эффективных в условиях ограничения возможности детей общения с природой.

Считаем, что метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребенка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с окружающим миром. Для становления ребенка как субъекта деятельности важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.

Цель кружковой работы:

Обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях существующих между ними.

Использование метода моделирования в работе с детьми дошкольного возраста позволяет решить следующие задачи:

-развивает у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать;

-учит вычленять главные признаки предметов, классифицировать объекты, выделять противоречивые свойства объекта;

- наглядно увидеть, понять связи и зависимость в окружающем мире;

- способствует развитию речевых навыков, психических процессов и в целом интеллектуальному развитию дошкольника.

Решение указанных задач основывается на следующих принципах:

1.Регионализация экологического образования.

2.Гуманизм. В программе реализуется идея разумности и гуманности человека.

Разумность, как качество, присущее людям, может быть представлена людям, как способность думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.

3.Целостность. Использование этого принципа позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных экологических проблем и служит одним из существенных условий интеграции экологических знаний.

4.Научность. У детей формируется элементарная система знаний о единстве человека и природы, единстве живого и неживого в природе.

5.Системность. Дошкольникам необходимо показать системное строение природы. Для этого каждый живой организм представляется как система с соответствующими структурой и функциями.

6.Стимулирование активности детей в разных видах деятельности.

7.Тематическое проектирование работы.

Актуальность кружковой работы определяется объективной необходимостью повышения экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе моделирования, так как мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью, что является необходимым для познавательного развития личности в целом.

Алгоритм организации кружковой работы и план работы педагогов на каждом этапе:

1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех участников кружка, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ.

2. Мотивация деятельности и разработка плана действий. Это создание проблемной ситуации, вызывающей у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы и составить план действий.

3. Практическая деятельность по реализации кружковой работы. На этом этапе идет сбор и накопление материала. На этапе реализации кружковой работы открываются широкие возможности для организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагога и родителей. Предусматривается интеграция образовательных областей.

Важной составляющей является методическое сопровождение кружковой работы. Оно включает практические материалы, помогающие не только спланировать, но и реализовать кружковую работу: экскурсии, наблюдения, опыты, работа с моделями, беседы, различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, игры, рассказы воспитателя, чтение художественной литературы.

Условия реализации кружковой работы «Зеленая страна» в ДОУ

1.Создание предметно-пространственной развивающей природной среды в ДОУ (экологически правильно озелененный участок, наличие экологической площадки на участке детского сада, уголки природы в группе, экологическая комната (зимний сад), мини - музей Природы).        

2.Сотрудничество педагога и родителей.

3.Система работы, изложенная в технологии.

Кружковая работа по экологическому воспитанию детей «Зеленая страна» составлена с учетом достижений теории и практики экологического образования дошкольников С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Н.Н. Кондратьевой, Т.М. Бондаренко, Е.В. Гончаровой и Л.В. Моисеевой, О.А. Воронкевич, В.Н. Волчковой и Н.В.Степановой.

Содержание тематического плана отражает следующие основные идеи программы:

• системное строение природы;

•понятие «живое» как основа экологического образования;

•единство живой и неживой природы;

•приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;

•единство человека и природы как основа экологического сознания.

Ожидаемый результат: Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Срок реализации кружковой работы - 1 год.

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май включительно) Кружковая работа предусматривает проведение двух-трех занятий в месяц

(21 занятие в год).  Длительность – 30 минут. Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Тематическое планирование НОД с применением моделирования для детей старшего дошкольного возраста

Название темы (блока)

Содержание (тема, цели, задачи)

Работа с моделями

Блок

«Я и природа»

Сентябрь

I неделя

Живая и неживая природа

Подвести детей к пониманию, что природа – это не только растительный и животный мир, но и неживая природа. Дать понятие «рукотворный мир». Закрепить умение классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки. Учить кодировать информацию, пользуясь символами. Воспитывать желание быть полезным.

Работа со схемой «Живое–неживое»; придумывание условных обозначений для понятий живая и неживая природа. Модели эколого–систематических групп: «Живое», «Растение», «Животные» Занятие «Поиграем – отгадаем».

Блок

 «Растения»

Сентябрь

III неделя

Растения – наши друзья

Закрепить представления о том, что растения – живые, используя модели.

Способствовать обобщению представлений о растениях. Растения – это деревья, кусты, травы.

Развивать у детей умение обобщать по существенным признакам, доказательно строить свои суждения, используя модель.

Воспитывать желание помочь растениям, если им требуется помощь.

Схемы–модели: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; модель корня растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”, “Травянистые растения”.

Блок

 «Растения»

Октябрь

I неделя

Лес – многоэтажный дом

Дать детям первоначальное представление о том, что лес – это сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории; жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. В лесу несколько этажей растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники, травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные.

Игровые упражнения с использованием панно «Лес-многоэтажный дом» (кто где живет, кто заблудился).

Блок «Животные»

Октябрь

III неделя

Жизнь диких зверей наших лесов

Расширить представления детей о диких животных леса Кондинского района (лиса, заяц, медведь, белка, волк, лось), показать роль покровительственной окраски в жизни животных, познакомить с приспособлением животных к среде обитания в разные времена года, дать представление о хищных и растительноядных животных.

Картинки с изображением животных, цветные нитки, календарь природы, модель «Времена года».

Блок «Животные»

Октябрь

IV неделя

Пищевые цепочки в лесу

Закрепить знания детей о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; формировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; развивать умение  выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей  к природе.                  

Карточки с изображением животных, растений, птиц, насекомых, живущих в лесу, натуральные предметы и муляжи: ягоды, орехи, грибы, мед, щавель, желуди; бечевки для игры «Пищевые цепочки», стрелки для составления «цепочек»,  пособие «Напоминающие знаки», модели неживой природы (солнце, воздух, вода).  

Блок «Осень»

Ноябрь

I неделя

Осенние хлопоты

Дать знания детям о жизни диких зверей осенью; закрепить имеющиеся представления у детей о подготовке зверей к зиме; расширять представления о единстве растительного и животного мира

Модель «Приметы осени»;

Комплект карточек с условными изображениями осенних явлений на каждого ребенка.

Блок

«Дары леса»

Ноябрь

IV неделя

Царство грибов

Расширить и систематизировать знания детей о представителях различных групп грибов; учить отличать съедобные грибы от несъедобных; формировать у детей способности логического мышления, обобщения и классифицирования; развивать внимание, память, восприятие.

Модель строения гриба; логическая цепочка «Где растут грибы»; пиктограмма «Как его зовут»; грибные законы.

Блок

«Пернатые друзья»

Декабрь

I неделя

Птицы лесов Кондинского района

Дать знания о конкретных видах птиц своей местности, их характерных особенностях внешнего облика, поведения. Познакомить с тем, чем они питаются, как приспособлены к наземно–воздушному образу жизни, к сезонно–меняющимся условиям неживой природы. Познакомить с понятием «зимующие» птицы.

Комплект карточек «Птицы», схемы – модели, аудиозапись «Голоса леса», пиктограммы «О правилах поведения в природе», фломастер, карточки с заданиями «Кто лишний».

Блок

 «Зима»

Декабрь

III неделя

Путешествие в зимний лес

Закрепить представление детей о характерных особенностях времени года -зима; развивать у детей умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям; развивать умение четко и последовательно выражать свою мысль, строить простейшие умозаключения; воспитывать эмоциональную отзывчивость при познании окружающего мира; формировать навыки поведения в природе.

Календарь природы; графические рисунки с изображением правил поведения человека по отношению к объектам природы; картина – путаница; модели признаков времен года.

Блок

«Зима»

Январь

II неделя

Суровый мир Арктики

Развивать у детей интерес к познанию окружающего мира, дать детям первоначальные представления о глобусе; познакомить детей с особенностями природных условий Арктического края; закреплять знания детей о животном мире Арктики; учить устанавливать причинно–следственные связи между средой обитания и жизнью животных; уточнить знания детей о природных явлениях Арктики; развивать мышление, память, способность к умозаключениям.

Проектор, экран, подготовленные слайды по темам: животный мир Арктики; природные зоны; ролик «Полярное сияние», глобус, карта; макет «Арктика».

Блок

 «Солнце»

Январь

III неделя

Планеты солнечной системы

Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной системы, о том, что Земля – уникальная планета, наш общий дом, который надо любить и беречь; развивать логическое мышление, фантазию; формировать интерес к явлениям, выходящим за пределы жизненного опыта детей.

Модель Солнечной системы, глобус, теллурий, три пластилиновых человечка. Ширма «Круговорот воды в природе», географический атлас «Мир человека»,

Задача «Так было днем. Что произойдет ночью?».

Блок

«Воздух–невидимка»

Февраль

I неделя

Тайна воздушного пузырька

Познакомить детей еще с одним веществом – воздухом. Раскрыть значение воздуха в жизни растений, животных и человека. Учить устанавливать причинно–следственные связи между состоянием живой природы и чистотой воздуха. Подвести к пониманию необходимости сохранения воздушной среды.

Моделирование с помощью ММЧ (методики маленьких человечков).

Блок

«Воздух–невидимка»

Февраль

III неделя

Откуда берется ветер

Продолжать знакомить с явлениями неживой природы и значением этих явлений в жизни живой природы; показать противоречия, заложенные в ветре; продолжать учить разрешать противоречия; учить понимать скрытые процессы, составлять модели веществ, изображать взаимодействия, прогнозировать результаты.

Моделирование с помощью ММЧ (методики маленьких человечков).

Блок

«Почва»

Март

I неделя

Почва – живая земля

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; учить детей размышлять, формировать и обобщать результаты опытов; развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему миру; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности.

Изготовление модели «Слои  почвы» (в стеклянной банке дети слой за слоем располагают глину, песок, чернозем).

Схема — картинка состав почвы.

Картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь); глобус

Блок

«Почва»

Март

II неделя

Пустыня

Дать детям представление о приспособлении растений к выживанию в условиях пустыни; учить детей приемам моделирования; закрепить знания детей об условиях роста и развития растений, о его строении и функциях каждой части растения; развивать умение устанавливать причинно–следственные связи, сравнивать, анализировать, формулировать выводы; закреплять навыки работы по алгоритму решения проблемной ситуации; воспитывать осознанное отношение к природе.

Символы условий роста и развития растений; символы природных условий пустыни; символы функций частей растения; рисунок «контуры листьев разных деревьев»; схема «Испарение воды с листьев разной формы, с хвои, с колючек кактуса»; алгоритм решения проблемной ситуации, кактусы – комнатные растения, макеты; глобус.

Блок

«Волшебница–вода»

Март

III неделя

Царица–водица

Расширить, систематизировать знания детей о значении воды в жизни человека и других обитателей планеты; воспитывать экологическую культуру: формировать начальные представления об ограниченности водных ресурсов, их экономии; развивать связную речь, аналитические способности, умение отвечать на вопросы поискового характера; расширять представления о правилах поведения на воде.

Модель «Как человек воду использует»; широкая и длинная полоска голубой ткани, голубые ленты по количеству детей; столы с оборудованием для проведения опытов, рядом со столом  на мольберте схемы – модели для проведения опытов

Блок

«Волшебница–вода»

Апрель

Iнеделя

Путешествие капельки

Формировать представления о круговороте воды в природе; учить умению устанавливать причинно–следственные связи; воспитывать бережное отношение к воде.

Моделирование с помощью ММЧ (методики маленьких человечков).

Модель»Круговорот воды в природе».

Правила бережного отношения к воде.

Блок

«Рыбы»

Апрель

III неделя

Рыбы, какие они

Продолжать развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д.; ввести новое понятие – быстро плавающие; развивать умение устанавливать причинно–следственные связи различного характера; использовать для обобщения предметно–схематическую модель, доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе.

Предметно–схематическая модель «Рыбы»

Модель «Строение рыбы»

Блок

«Весна»

Май

I неделя

Приметы весны

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы); учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных; вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.

Картины весны, круговая диаграмма, карточки с приметами весны, половина листа белой бумаги и фломастеры на каждого ребенка, клей и кисточки, картины из жизни животных весной.

Блок

«Насекомые»

Май

III неделя

Какие бывают насекомые

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; закрепить знания об общих признаках насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов; уточнить места обитания насекомых; развивать познавательные и творческие способности детей, логическое и пространственное мышления, речь; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.

Картинки и иллюстрации с изображением насекомых; наглядное пособие «Насекомые»; модель «кузнечик в траве»; графическая модель насекомого.

Блок «Земноводные. Рептилии»

Май

IV неделя

Лягушка

Показать все стадии развития лягушек, изменить традиционно неприязненное отношение к ним, объяснить, насколько полезны и нужны природе эти безобидные существа, учить бережному отношению к ним и другим живым организмам, показать значение лягушки в пищевых цепочках.

Макет «Болото», карточки–модели с изображением стадий развития лягушки, игрушечная лягушка (лучше кукла бибабо), модель «Пищевые цепочки».

Список литературы

1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

2. Андреевская Е.Г. Методические рекомендации к рабочей тетради «Картина мира» для детей 4 – 5 лет. / Е.Г. Андреевская, О.Н. Монтазери.– М: Ювента, 2013. – 48 с.

3. Афанасьева Е. Экология не знает границ / Е. Афанасьева //Юный натуралист. – 1990. – № 1. – С. 30–32.

4. Ашиков В. Природа, Творчество и Красота / В. Ашиков, С. Ашикова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7.– С. 8–11.

5. Бабаева Т.И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство–Пресс, 2011. – 528 с.

6. Белая К.Ю. Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ // Справочник старшего воспитателя ДУ. – 2012. – №1.–С.4–6.

7. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 38–46.

8. Бобылева Л.О программе экологического воспитания старших дошкольников / Л. Бобылева, О. Дупленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 36–42.

9. Большакова М. Болото как экосистема. Беседы, экскурсии, занятия. Старший дошкольный возраст/М. Большакова, С. Воронина, И. Сироткина // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 27–32.

10. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2002. – 159 с.

11. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – Мн.: Нар. Асвета, 2002. – 56 с.

12. Венгер Л.А. Развитие +. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Старший дошкольный возраст. Программно–методическое пособие. Проект / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. – М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012.– 123 с.

13. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада /Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цехарская.– М.: Просвещение, 1989.–127с.

14.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка: Книга для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.

15. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева.– М.: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2011. – 336 с.

16. Ветрова Н.И. Место и значение моделирования при формировании у старших детей дошкольного возраста природоведческих знаний// 26 Герценовские чтения. – Л.: ЛГПИ, 1973.– С. 37–42.

17. Вербицкий А.А. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И.С. Ладенко. – Новосибирск: Наука, 2009. – 145с.

18. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя дет.сада / Н.Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 1982. – 112с.

19. Волчкова В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова.– Воронеж: Учитель, 2004. – 131 с.

20. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 336 с.

21. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. Старшая группа. Ч. 2. – СПб.: Детство–Пресс, 2013. – 40 с.

22. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 97 с.

23. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. – М.: Московский городской психолого–педагогический институт, 2000. – 232с.

24. Глазачев С.Н. Экологическая культура: Пробное учебное пособие / С.Н. Глазачев, О.Н. Козлова.– М.: Горизонт, 1997. – 208с.

25.  Гончарова Е.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ / Е.В. Гончарова, Л.В. Моисеева. – Екатеринбург: Центр Проблем Детства, 2002. – 192 с.

26. Гризик Т.И. Познаю мир: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга». – М.: Просвещение, 1999.– 160 с.

27. Давыдов В.В. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов, А.У. Варданян. –Ереван: Луйс, 1981. – 220 с.

28. Дерябо С.В. Экологическая педагогика и психология / С.В.  Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов – на– Дону: «Феникс», 1996. – С. 38–126.

29. Доронова Т.Н. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.

30. Запорожец А.В. Психология действия.: Избранные психологические труды.– М.: Воронеж: МОДЭК, 2000.– 736с.

31. Зебзеева В.А. Воспитывать личность, обладающую «экоцентрическим сознанием» // Дошкольное воспитание. – 2006.–№ 7. – С. 75–78.

32. Зебзеева В.А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования / В.А. Зебзеева // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.).  – Челябинск: Два комсомольца, 2012. – С. 50–52.

33. Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно–научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования / В.А. Зебзеева– М.: Сфера, 2009.– 128 с.

34. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 31–34.

35. Зерщикова Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим / Т. Зерщикова, Т. Ярошевич // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С. 3–9

36. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.– М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240с.

37. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 7. – С.70–73.

38. Каменева Л.А. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева.– СПб.: Детство–Пресс, 2003. – 319с.

39. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2–е изд., испр. и доп. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

40. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С.А. Лебедева // Вопросы психологии.– 1997. – №5. – С. 20–27.

41. Матвеева Т.С. Проблемно–поисковая деятельность на наглядно–образной основе как средство развития познавательной активности учащихся. Дисс.  канд. пед. наук.: 13.00.01 / Т.С. Матвеева. – Чебоксары. – СПб.: Детство–Пресс, 2000.– 175 с.

42. Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7. – С. 52–64.

43. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. Учреждения. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.

44. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. –184 с.

45. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 224 с.

46. Павленко Л.Ф. В гармонии с природой. Часть 1. Старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 100 с.

47. Поддъяков  А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей. – М.: Российское психологическое общество, 1998. – 85 с.

48. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

49. Рогаткина Т. Изоэкология // Дошкольное воспитание. – 2001. – №7. – С. 35–39.

50. Романенко О.Г. Метод моделирования в экологическом воспитании детей / О.Г. Романенко, Л.И. Данилова, Т.В. Дорошина // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.).  – Чита: Молодой ученый, 2012. – С. 60–62.

51. Рыжова Н. «Наш дом – природа». Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 5. – С. 26–34.

52. Рыжова Н. Наш дом – природа: об экологических пособиях для детей 5–7 лет // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 7. – С. 29–37.

53. Рыжова Н. Наш дом – природа: Блок занятий «Солнце» // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 7. – С. 16–28.

54. Рыжова Н. Блок «Я и природа» («Дом под крышей голубой») //  Дошкольное воспитание. – 2004. – №11.– С. 28–35.

55. Смиренкова Л. «Волшебный телевизор». Наглядные пособия своими руками // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7. – С. 70–73.

56. Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфенова.– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 208 с.

57. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование» / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 119с.

58. Соломенникова О.А.  Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7 – С. 21 – 27.

59. Усова А. П.  Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.– М.: Просвещение, 1965. – 389с.

60. Ушинский К.Д.  Наука и искусство воспитания / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Образование и бизнес, 1994. – 208 с.

61. Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста: Межвузовский сборник научных трудов. – Пермь.: ПГПИ, 1990. – С. 75-87.

62. Целищева И. Дикие животные: интегрированные занятия по ознакомлению с природой и развитию элементарных математических представлений / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 11. – С. 53–64.

63. Эльконин Д.Б. Психология игры.–М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для старших дошкольников.

Вашему вниманию предлагаю перспективный план работы эколого-краеведческого кружка "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста. Это результат моего опыта работы по ознакомлению старших...

план работы по профилактике безопасности дорожного движения у старших дошкольников.

Я, Сафронова Е.Г,. работаю в МБДОУ комбинированного вида №25 «Аленушка» с 2000года в соответствии с образовательной программой на основе «Примерной общеобразовательной программой воспитания, обу...

План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

Программа кружка «В стране оригами» (старший дошкольный возраст)

Данная программа предполагает ознакомление детей с техникой "Оригами"...

План работы по самообразованию. Тема::«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

                                             Ф.И.О. Коновалова Татьяна Анатоль...

Перспективный план работы по развитию графо-моторных навыков у старших дошкольников

В перспективный план по месяцам внесены дидактические игры и упражнения, графические задания, задания по рисованию для развития функций: подвижности кистей и пальцев рук, пространственного ориентирова...