Семинар. Элементарное моделирование с помощью ложек
материал (старшая группа) по теме

Колотова Надежда Анатольевна

Семинар. Элементарное моделирование с помощью ложек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Калтасинский детский сад №2 « Рябинушка»

Муниципального района Калтасинский район РБ.

Семинар-практикум для педагогов.

Тема: Элементарное моделирование с помощью ложек.

Подготовила: воспитатель                    

                                                                        старшей  группы

                                                                    Колотова Н.А.

с. Калтасы 2015г

Тема: Элементарное моделирование с помощью ложек.

Игра на ложках оказывает эффективное влияние на развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности, подвижности пальцев и координации рук ребенка. А это оказывает воздействие на развитие детской речи, мышления, памяти произвольности внимания. И неудивительно, что старшие дошкольники, которые играли на ложках, лучше сверстников осваивают азы подготовки руки к овладению письмом, у них более развито слуховое восприятие и речевая активность.

    С помощью ложек дети как самостоятельно, так и при опосредовательном участии взрослого могут  заниматься элементарным моделированием, выкладывая по образцу или по памяти различные геометрические фигуры, цифры и даже фигуры образы неживых предметов и живы существ. Подобные упражнения значимы для развития у дошкольников пространственно- образного мышления, концентрации внимания, творческого восприятия и памяти, а так же развития мелкой моторики пальцев рук. Таким образом, ложки выступают в роли предметов- заменителей, наделенных неспецифическими свойствами.

      Процесс выкладывания, перестраивания ложек интересен детям, так как это прежде всего игра, что дополнительно мотивирует детей заниматься, развиваясь дальше. Представленные далее варианты выкладывания различных рисунков позволяют детям заниматься элементарным моделированием как по схеме, так и на основе приведенных алгоритмов самостоятельно придумывать, творить. Разный уровень сложности этих фигур позволяет создавать постоянное ощущение удивление от того, что можно сделать с помощью обыкновенных ложек.

       С чего начать?  Необходимо подготовить плоскостное пространство, для моделирования. Это  может быть ковер или ковролин. Лучше чтобы ложки были с разным рисунком. Это расширяет поле для творчества и образное мышление ребенка. Ложки для моделирования могут выбираться детьми по сюжету рисунка. Например, хохломские ложки с цветочками или с ягодками. Так же ложки могут подбираться по цветовой гамме, размеру, форме, что значительно увеличивает возможности для творческой деятельности детей через комбинирование этих составляющих.

       Перед выполнением задания детям предлагается дать характеристику того объекта, который будет создан с помощью ложек. Это ведь может быть и цветок, и человек, и цифры и различные транспортные средства и др. когда замысел понятен, исполнить его не так сложно. При моделировании важно, чтобы применяемый метод носили проблемный, поисковый характер, что повышает умственную активность. Ребенок анализирует объект, который хочет создать. Самый элементарный уровень моделирования; ребенок создает фигуру по образцу. Перед ребенком находится карточка с выложенным прототипом, а он, копируя расположения ложек, пытается выложить похожую фигуру. Усложнить задание можно, например, показав карточку  с образцом в течении непродолжительного времени. Ребенок должен запомнить образец фигуры и попытаться создать его по памяти. Более сложный уровень. Ребенок, получив название фигуры, должен создать его самостоятельно. Подобное задание уже требует определенного уровня подготовки и навыков моделирования.

         Перед тем как предложить детям выложить ту или иную фигуру, можно загадать загадку или рассказать стихотворение. Это позволит сделать процесс более увлекательным. К тому же при этом решаются еще и вопросы развития речи. Например.

           Падают с неба мягкие льдинки,

           Это пушистые чудо снежинки.

           На нем люди отправляются в полет,

           Похож на птицу самолет.

           На небе ночном мы видим тебя

           Лучистая, яркая светит звезда.

И ребенок, отгадав загадку, уже выкладывает из ложек образ- фигуру. После создания модели можно предложить ее описать.

         Когда дети выкладывают геометрические фигуры, они получают и элементарные математические знания.

С помощью выложенных из ложек цифр или дидактических карточек с их изображением старшим дошкольникам можно предложить решить несложные математические  задачи на сложение и вычитание.

      Выкладывая фигуры, ребенок передвигает ложки, манипулирует ими, переставляет в разном порядке для получения конкретного, результата, тем самым развивая наглядно- действенное  мышление; через осуществление определенных действий с ложками создает наглядные образы.

      Более высокий уровень наблюдается тогда, когда в процессе создания образов фигур ребенок соотносит представляемый будущий образ с тем, что он непосредственно выкладывает. У него развивается наглядно- образное мышление. Оно позволяет уже без выстраивания дополнительных мыслительных алгоритмов решать практические задачи. Ребенку достаточно подумать, сориентировать в пространстве предметы- составляющие и он построит ту или иную фигуру без лишних подборов и проб. Таким образом планирование действий в  уме позволяет достигать результата и создавать завершенную фигуру.

       В процессе моделирования может участвовать как один ребенок, так и несколько детей, объединённых  в творческую группу. Совместное решение поставленной задачи позволяет не только  проявлять личные способности, но и учит коллективному взаимодействию, формированию и укреплению межличностных связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Моделирование при помощи деревянных ложек"

Консультация "Моделирование при помощи деревянных ложек"...

Массаж с помощью ложек по методике И. О. Крупенчук

Массаж с помощью ложек по методике И. О. КрупенчукСтимуляция дозревания корковых отделов  речедвигательной системы. Так как стимуляция периферических звеньев   речедвигательной системы ...

Семинар-практикум для родителей «Театр ложек»

Как научить детей быть не только пассивными слушателями, но и активными участниками инсценировок? Развить речь, правильную дикцию и артикуляцию, тренировать память, расширить словарный запас? А попутн...

Овладение действием наглядного моделирования с помощью пиктограмм

Методические рекомендации призваны расширить представления о содержании, сферах использования и образовательных эффектах метода наглядного моделирования для развития связной речи детей дошкольного воз...

Программа дополнительного образования по развитию познавательной активности, техническому мышлению и моделированию с помощью LEGO-конструктора «ПОСТРОЙ-КА»

        Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (с...

Мастер -класс: Нетрадиционные методы в работе учителя -логопеда Логопедический массаж и артикуляционные упражнения с помощью ложек.

В последнее время мы слышим всё чаще:Ребёнок хороший, но неговорящий.А этот, хоть скажет - но плохо, невнятно,И что говорит, ничего не понятно.Но, мы для того и даны нашим детям:Понять, разобраться и ...