Консультация для педагогов на тему "Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей"
консультация на тему

Салькина Виктория Юрьевна

Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_temu.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей»

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей

     Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний являются эффективным, если опирается на личный опыт ребёнка, его творчество, собственную активность и зону интереса.

     Методы активизации собственной деятельности детей включают:

- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи);

- неопределённость, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры) ;

- постановку творческих задач.

     Здесь важно учитывать, что высокая степень проблемных задач и неопределённости может тормозить психическую активность ребёнка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступном к получению информации).

     Для реализации поставленной задачи важно создание организационно-педагогических условий в дошкольном учреждении, к которым относятся:

- разработка системы методических примеров, направленных на развитие всех видов активности ребенка;

- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;

- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;

- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.

     Для выполнения этих условий существуют методы активизации детей.

  1. Метод творческих заданий.

Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).

  1. Метод развивающего дискомфорта.

Цель: стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность).

  1. Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.

Цель: стимулировать активно-преобразующую деятельность ребёнка (поисково-познавательную активность).

Методы творческих заданий

     Творчество можно рассматривать как универсальное свойство личности, проявляющееся в постоянной потребности выходить за границы собственного опыта. Поэтому главная цель этого метода – развивать собственную творческую активность ребёнка, которая будет способствовать успешному осуществлению любой другой его деятельности.

     Важная задача педагогической работы – формировать творческое отношение к явлениям к окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического образования. В исследованиях под руководством Н.Н.Поддьякова подчеркивается, что основной путь развития творчества у дошкольников – использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач.

     Например, при организации изобразительной деятельности используется творческое задание «Нарисуй не так, как я».

     Цель: выполнить задание отличным от образца способом. Креативность определяется не сложностью создаваемого образа, не его оригинальностью по отношению к работам других, а созданием новых способов действий.

Каждый ребёнок в процессе деятельности должен решать задачи:

- найти оригинальные способы изображения заданного предмета;

- научиться преодолевать стереотипы в собственной деятельности;

- сформировать новые мотивы деятельности, такие как «Создание нового, не такого как раньше».

Метод развивающего дискомфорта

     Цель метода – стимулировать поисковую активность ребенка через создание ситуации затруднения. Окружающая ребенка действительность отражается не только в виде чётких и ясных знаний, но и в форме догадок, предположений. Поэтому можно сказать, что образ мира выступает для него как проблемный: над чем надо подумать (Н.Н.Поддьякова). Детям предлагается задание ситуации повышенной трудности, когда задача поставлена, четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации.

     Этот метод может применяться на любом материале и в любом виде деятельности: познавательной, интеллектуальной, изобразительной, продуктивной. Ему нужно посвятить целое занятие или он может быть его частью, когда дети остаются в ситуации поиска. Главную задачу, которую решает ребёнок – активизация собственного поискового поведения, направленного на достижение поставленной цели.

     Предлагается свободная деятельность экспериментирования по собственному усмотрению детей с заданными предметами.

     Цель: активизировать внутреннюю исследовательскую позицию каждого ребёнка

     Форма организации: свободная, без регламентации и отслеживания взрослым промежуточных результатов, может быть ограничена во времени.

     Свободная деятельность экспериментирования ставят перед ребёнком следующие задачи:

- самостоятельно определить цель и способы действия;

- отследить собственные результаты соотнести с ними действия;

- зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.

1.Метод творческих заданий.Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность). 2.Метод развивающего дискомфорта.Цель: стимулировать активно-поисковое повед...

Мастер=класс ждя педагогов МДОУ Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка

Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»

Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...