Консультация для педагогов на тему "Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей"
консультация на тему
Данный материал предназначен для воспитателей дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_temu.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей»
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности детей
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний являются эффективным, если опирается на личный опыт ребёнка, его творчество, собственную активность и зону интереса.
Методы активизации собственной деятельности детей включают:
- проблему как внутреннее свойство их знаний и представлений (проблемные задачи);
- неопределённость, дефицит исходной информации об объекте окружающего мира (природы, культуры) ;
- постановку творческих задач.
Здесь важно учитывать, что высокая степень проблемных задач и неопределённости может тормозить психическую активность ребёнка, а любая трудная ситуация в дальнейшем должна разрешаться достижением комфорта (доступном к получению информации).
Для реализации поставленной задачи важно создание организационно-педагогических условий в дошкольном учреждении, к которым относятся:
- разработка системы методических примеров, направленных на развитие всех видов активности ребенка;
- внедрение на их основе в практику работы новых нетрадиционных форм организации детской деятельности;
- создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию активности;
- обучение педагогов и формирование у них новой позиции во взаимодействии с детьми.
Для выполнения этих условий существуют методы активизации детей.
- Метод творческих заданий.
Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность).
- Метод развивающего дискомфорта.
Цель: стимулировать активно-поисковое поведение (поисковую активность).
- Метод экспериментирования в исследовательской ситуации.
Цель: стимулировать активно-преобразующую деятельность ребёнка (поисково-познавательную активность).
Методы творческих заданий
Творчество можно рассматривать как универсальное свойство личности, проявляющееся в постоянной потребности выходить за границы собственного опыта. Поэтому главная цель этого метода – развивать собственную творческую активность ребёнка, которая будет способствовать успешному осуществлению любой другой его деятельности.
Важная задача педагогической работы – формировать творческое отношение к явлениям к окружающей действительности, как в плане восприятия и познания этих явлений, так и в плане их практического образования. В исследованиях под руководством Н.Н.Поддьякова подчеркивается, что основной путь развития творчества у дошкольников – использование педагогом различных творческих заданий с постановкой творческих задач.
Например, при организации изобразительной деятельности используется творческое задание «Нарисуй не так, как я».
Цель: выполнить задание отличным от образца способом. Креативность определяется не сложностью создаваемого образа, не его оригинальностью по отношению к работам других, а созданием новых способов действий.
Каждый ребёнок в процессе деятельности должен решать задачи:
- найти оригинальные способы изображения заданного предмета;
- научиться преодолевать стереотипы в собственной деятельности;
- сформировать новые мотивы деятельности, такие как «Создание нового, не такого как раньше».
Метод развивающего дискомфорта
Цель метода – стимулировать поисковую активность ребенка через создание ситуации затруднения. Окружающая ребенка действительность отражается не только в виде чётких и ясных знаний, но и в форме догадок, предположений. Поэтому можно сказать, что образ мира выступает для него как проблемный: над чем надо подумать (Н.Н.Поддьякова). Детям предлагается задание ситуации повышенной трудности, когда задача поставлена, четко и ясно, но имеется дефицит исходной информации.
Этот метод может применяться на любом материале и в любом виде деятельности: познавательной, интеллектуальной, изобразительной, продуктивной. Ему нужно посвятить целое занятие или он может быть его частью, когда дети остаются в ситуации поиска. Главную задачу, которую решает ребёнок – активизация собственного поискового поведения, направленного на достижение поставленной цели.
Предлагается свободная деятельность экспериментирования по собственному усмотрению детей с заданными предметами.
Цель: активизировать внутреннюю исследовательскую позицию каждого ребёнка
Форма организации: свободная, без регламентации и отслеживания взрослым промежуточных результатов, может быть ограничена во времени.
Свободная деятельность экспериментирования ставят перед ребёнком следующие задачи:
- самостоятельно определить цель и способы действия;
- отследить собственные результаты соотнести с ними действия;
- зафиксировать конечный продукт (им может быть и новый способ действия, и новый достигнутый эффект).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.
1.Метод творческих заданий.Цель: стимулировать креативность, создание новых способов действий (творческую активность). 2.Метод развивающего дискомфорта.Цель: стимулировать активно-поисковое повед...
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка.
консультация для педагогов...
Мастер=класс ждя педагогов МДОУ Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...
Методы и формы, направленные на развитие собственной внутренней активности ребенка
Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка, его творчество, собственную активность и ...
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие творческой познавательной активности детей»
Консультация для педагогов "Детское экспериментирование и его влияние на развитие познавательной активности детей"...