Сказка-как основа нравственности
статья на тему
Авторская методика Скребцовой-Лопатиной "Добрые сказки" способствует формированию основ нравственности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka-kak_osnova_nravstvennosti.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка-как основа нравственности»
Читайте сказки, стар и млад,
И в доме вашем будет лад,
И в жизни все осуществится,
Не бойтесь мудрости учиться!
Мария Скребцова
Проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе в последние годы приобрела особое значение. К сожалению, сегодня материальные ценности доминируют над духовными, изменилось и отношение людей к Родине. Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной системы ценностей. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития личности, воспитание гражданина России. «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» ориентирована на патриотическое воспитание всего населения, однако анализ содержания данной программы показывает, что дошкольный возраст в ней не отражен».
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки для формирования патриотических чувств у детей, формируются представления о родном крае и родной природе, мире, где живет человек.
Любовь к Родине берет свое начало в семье, в родном доме, родном поселке. Э.К.Суслова пишет о родном доме так: «Родной дом – сложное многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; первых друзей, природу».
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит народ, ненавидеть то, что ненавидит народ. А это и есть начальный этап формирования у детей патриотизма.
Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это и родная улица, детский сад, родной город, село, позже не только малое (родной край), но и большая многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля – наш общий родной дом. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В.А.Сухомлинский ставит на первое место в эмоциональной жизни ребенка мать и ее отношения, влияющие на ребенка, недооценить нельзя: «Мать – это светоч эмоциональной жизни ребенка. От того, как ребенок воспринимает лучи этого светоча, как черпает в материнском сердце живую воду чувств, в огромной мере зависит воспитание у него любви к великой святыне – Родине». У В.А.Сухомлинского отношение с матерью ассоциируется с отношением к Родине.
Заметим, что М.Рубцова выделяет как главный компонент не только мать, но и семью, и близких людей, то есть ту социальную среду, в которой живет ребенок. Она считает, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: отцу, матери, бабушке, дедушке. Семья - это корни, которые связывают его с родными людьми и ближним окружением. Семья – главный воспитатель ребенка. Именно в ней от старших к младшим, от родителей к детям передаются знания, устои, традиции, вызревают патриотические чувства».
М.Рубцова считает, что работа по формированию патриотических чувств у детей будет проходить более эффективно, если дошкольное учреждение установит тесную связь с семьей. По мнению автора, детский сад в своей работе с семьей должен учитывать эти особенности и правильно определять место семейной педагогики в общем, воспитательном процессе. Родители должны стать не только помощниками детского учреждения, а равноправными участниками формирования детской личности».
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, среди них:
•формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Прежде всего, духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют главное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
ФГОС ДО ставит перед педагогами задачи:
• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Из этих задач вытекает, что в дошкольном образовании мы должны уделять особое значение нравственно-патриотическому воспитанию детей.
Современное общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека.
Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература. «Чтение, – говорил В.А. Сухомлинский, – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».
Литературные произведения являются для дошкольников не только источником радости, но и источником всестороннего воспитания. Они знакомят с окружающим миром, обогащая представления детей о человеческих отношениях, добре и зле, правде и справедливости.
В процессе ознакомления с художественной литературой у детей воспитывается любовь к своей стране, к взрослым, к их труду, доброжелательные отношения со сверстниками, умение дружно работать и играть, формируется чувство справедливости, стремление ко всему доброму, прекрасному, нетерпимость ко всему плохому.
Дети с детства любят сказки. Но сказки бывают не только народные, но и литературные. Народная сказка - творчество народа, а литературная дидактическая сказка – авторское произведение.
Сочетание в литературной сказке сказочного и волшебного, реального и обыденного делает ее двуплановой: одинаково интересной и детям и взрослым. Ребенка привлекают невероятность сказочных событий, очарование вымысла, победа добра над злом, быстрая смена событий.
По результатам наблюдения и проведенной диагностики по методике, предложенной Г.А. Урунтаевой в книге «Диагностическое обследование детей», с целью выявления у них сформированности нравственных представлений, были сделаны выводы о недостаточной сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Возникла необходимость в разработке системы мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
После проведенного анализа литературы по данной проблеме, был разработан и внедрен в практику долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В стране добрых сказок». Целью данного проекта было духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через использование литературных произведений, в частности, авторских сказок. Решались следующие задачи: способствовать формированию духовно-нравственного сознания у детей старшего дошкольного возраста; способствовать воспитанию у детей таких качеств, как: честность, доброта, правдивость; систематизировать, обобщить и представить опыт педагогам на разных уровнях.
За основу была взята методика «Добрые сказки» М.Скребцовой А.Лопатиной. Авторы данной методики считают, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе и предлагают взглянуть на жанр сказки как на поучительный материал, который, с одной стороны, близок душе маленького ребенка, а с другой стороны, обучает его. «Сказка может стать для ребенка мудрым учителем, добрым помощником и даже врачом!», «Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество» (Мария Скребцова, Александра Лопатина)
Скребцова Мария и Лопатина Александра являются авторами серии книг для занятий по нравственному и творческому воспитанию детей. «Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах». В этой книге детям рассказывается о любви к маме, к животным, к Родине, о дружбе и взаимопомощи и о многом-многом другом. «Беседы и сказки о семье», «Вечная мудрость сказок» - это далеко не полный список книг, которые предлагают авторы. Их книги - это мудрые, добрые, обучающие и одновременно воспитывающие сказки. Эти книги не только для педагогов, но и для тех родителей, которые хотят заинтересовать детей учебой и чтением, научить их осмысливать поступки и решать свои проблемы, помочь им понять законы добра и справедливости, научить видеть красоту и многообразие жизни. Занятия в книгах этих авторов состоят из сказок, игр, бесед и заданий, которые направлены на внутреннее проживание той или иной темы, на творческое развитие детей. Произведения этих авторов предполагают совместное чтение.
Чем же уникальна методика Лопатиной - Скребцовой? Самое важное в этих книгах – их направленность на развитие в ребенке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучать себя с позиций добра, справедливости, любви. Согласно их методики, нравственность детей можно воспитать через сказки.
В книгах задания помогают дошкольникам стать уверенней, терпеливей, научиться слушать и слышать окружающих, развивать творческие способности, налаживать доброжелательные отношения с родителями и сверстниками.
Сказки, услышанные в этом возрасте, во многом формируют у детей восприятие действительности, этические нормы. Чтобы не пускать этот процесс на самотек М. Скребцова и А. Лопатина систематизировали творчество разных народов, выбрали те произведения, которые больше всего помогут воспитать у ребенка честность, доброту, смелость, правдивость. В нравственном и творческом воспитании они видят главный смысл обучения. Ребенок должен знать не «что» он учит, а «зачем» он это делает и «как» это ему пригодится в жизни.
Занятия по методике Скребцовой - Лопатиной проходят с обязательным участием взрослого, через диалог и совместное творчество. Это могут и индивидуальные, и коллективные занятия. Мы в своей работе отдавали предпочтение групповым занятиям.
Таким образом, можно утверждать, что использованный комплекс форм и методов работы по развитию духовно - нравственных качеств у дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, позволяет обогатить опыт детей старшего дошкольного возраста, закрепить знания о нравственных качествах, изменить поведение детей в лучшую сторону. С уверенностью можно сказать, что реализация проекта «В стране добрых сказок» способствовала формированию нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Использование нетрадиционных приёмов работы со сказкой оказало большое влияние на моральную сторону личности ребенка, таких важных качеств как доброта, отзывчивость, более радостному проживанию ребенком периода детства и успешной подготовки его к будущей жизни. По результатам наблюдения и проведенной диагностики, можно отметить, что дошкольники стали более общительны, доброжелательны, стали реже конфликтовать друг с другом.
В заключение хочется подчеркнуть, что не стоит ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине, но если в результате педагогической работы ребенок будет с любовью и уважением относиться к своим близким, сверстникам, располагать знаниями о своей семье и ее традициях, будет изучать и любить природу родного края, уважать труд взрослых. Если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, интересоваться книгами, петь песни, то можно считать, что задача воспитания начал патриотизма выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
Список использованной литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 Москва. (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2017, N 0001201710170001).
2.Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2011. - № 3. - С. 5-14.
3.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1990.
4.Галицкая И.А., Метлик И.В. Понятие «Духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике//Педагогика, 2009, No10, с.36-46.
5.Нравственное воспитание в детском саду/Под ред. В.Г.Нечаевой и Т.А.Марковой. М.: «Просвещение», 1975. –256 стр.
6.Интернет источники: www.dobrieskazki.ru; www.dobrieskazki.ru/history.htm;
www.koob.ru/lopatina/ ; http://www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-lyubvi-k-rodine
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Влияние народной сказки на формирование нравственной и культурной основы личности ребенка"
Проект направлен на решение проблемы эмоционального, нравственного, творческого развития детей средствами художественной литературы. Цель проекта - формирование нравственной и культурной основы личнос...
"Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей"
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что...
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому ...
Консультация для родителей: «Кубанские казачьи сказки как основа формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».
В связи со сложившейся ситуацией в мире и актуализацией культурно-цивилизационной, геополитической и религиозной концепции «Русский мир» возникла потребность в возрождении традиций русског...
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие для младших дошкольников...
Интегрированное занятие "Народные сказки, как основа нравственного воспитания детей" для младшего дошкольного возраста
Интегрированное занятие для младших дошкольников...