Консультация для родителей «Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
консультация (средняя группа) на тему
Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки. Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
МБДОУ ЦРР Детский сад №133 «Радуга»
Воспитатель Осиновская Е.М.
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
«Хороша та сказка, где есть взрослые мысли»
Дарий
«У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика. А потом - и стихи, и проза, и лирика, и поэмы, и драматические произведения, и эпиграммы, и статьи, и дневники, и письма... И это уже навсегда!» - писал С. Маршак.
Земля русская издревле была богата на литературные таланты.Один из таких талантов — это конечно поэт Александр Сергеевич Пушкин. Каждый сможет найти в его произведениях что-то близкое сердцу, но самые родные, знакомые всем ещё с детства творения Пушкина –это его сказки.Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей.
«Мой Пушкин!
Ты мне дорог с малых лет,
Твои стихи я слышу с колыбели.
Я сказками волшебными согрет,
Что музыкой в душе моей звенели»
Список его сказочных произведений невелик, но в каждом из них сокрыта кладезь народной мудрости.Образы, оживающие в его сказках - богатыри и прекрасные царевны, хитрые представители нечистой силы, смекалистые крестьяне, мудрецы и глупые цари, пришедшие к нам с чтением в детстве, населяют наше воображение и по сей день.
Чему учат сказки Пушкина? Прежде всего, добру и пониманию, что любое зло будет наказано. В каждой сказке обличаются человеческие пороки, наглядно показывается, к чему приводит зависть, жадность, гордыня.Ещё они учат любить и ценить прекрасный родной русский язык, каждая строчка просится, чтобы её запомнили. Добиться такой красоты и такой простоты довольно трудно. Пушкин, великий гений и великий труженик, часто подолгу работая над каждой строкой, не копировал народные сказки, а переделывал их, придавая новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть.И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но всё в нём полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в лёгких и прекрасных стихах.
Педагогическое значение текстов сказок А.С. Пушкина связано с их своеобразной магической силой. Они легко проникают в самую глубь души в её бессознательные слои, прежде всего, это связано с тем, что они написаны языком, который понятен ребенку.
В каждом произведении, за каждой строчкой скрывается суть и правда тяжелой жизни народа. Зачастую заложниками обстоятельств люди становятся только из-за своей глупости. Подтверждением тому служат произведения поэта. Например, сказка «О рыбаке и Золотой Рыбке» показывает читателю, что нельзя быть корыстным и жадным человеком. Если выпал шанс поменять свою жизнь к лучшему, то нужно остановиться и радоваться тому, что имеешь, иначе можно остаться у разбитого корыта.
Находчивость и трудолюбие обыкновенного деревенского мужичка из «Сказки о попе и работнике его Балде» противопоставляется жадности попа, который хотел заполучить себе бесплатного работника. «Не гонялся бы ты поп за дешевизной» - в этой фразе Пушкин выразил весь смысл сказки. За всё надо платить, как бы ни хотелось жадным и богатым поступить иначе.
Зависть и ложь сестёр и бабки Бабарихи из «Сказки о царе Салтане» привели к страданиям и трудностям царицы и её сына, но, как и полагается в сказке для детей, побеждает любовь и прощение.
Главными отличительными чертами сказок Пушкина является то, что добро всегда побеждает зло, они оптимистичны. Кроме того, каждая его сказка несёт в себе какой-либо нравственный урок:
«Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем».
Огромным потенциалом в духовно-нравственном воспитании школьников обладают сказки А.С. Пушкина. Они знакомят их с народным творчеством, историей и традициями народа, способствуют формированию нравственных эталонов - трудолюбия, доброты, смелости, формируют негативное отношение к жестокому отношению и жадности:
«…Отпустил он рыбку золотую.
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе"...»
Его сказки обогащают знания об окружающей природе и жизни:
«…Там на неведомых дорожках,
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках,
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны,
На брег песчаный и пустой…»
Начинать читать сказки Пушкина ребёнку можно с любого возраста. Малышам будут интересны герои сказок, события, происходящие вокруг них. Чуть позже, в старшем возрасте, придёт понимание, почему с теми или иными героями происходят неприятности, как удаётся им выпутываться из сложных ситуаций.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано, прежде всего, со снижением культурного и интеллектуального уровня развития подрастающего поколения. Большими возможностями в плане духовно-нравственного развитияобладают сказки. Начиная со сказки, ребенок знакомится с захватывающим литературным миром в котором отражаются взаимоотношения, присущие миру людей. За образами героев сказок скрыты духовно-нравственные понятия, символизирующие эталоны нравственности, которые в свою очередь, должны прочно закрепиться и в реальной жизни детей, регулируя их мысли и поступки.
«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда, – вот вам подсказка,
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!
Читайте Пушкина, друзья!
И думайте над каждым словом!
Не прочитать его нельзя,
А, прочитав, вернитесь снова!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родители – неотъемлемая часть при формировании духовно-нравственного воспитания у дошкольников
Статья...
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»
Консультация для родителей «Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания в семье»Введение.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая больш...
«Сказки Пушкина - основа формирования духовно-нравственного воспитания»
В. А. Сухомлинский считал, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому ...
«Театр как основа формирования духовно – нравственное воспитание детей».
laquo;Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка… заст...
Консультация для родителей "Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности"
Консультация для родмтелей "Роль педагога в формировании духовно-нравственных качеств личности"...
План по самообразованию по теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиюпо теме «Сказка как средство формирования духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста»...
Консультация для родителей: «Семейные традиции как фактор духовно-нравственного формирования современной личности»
laquo;Традиции» - то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя...