Педагогический проект «Развитие познавательных процессов на основе визуального мышления через систему игровых заданий»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Девальд Ольга Николаевна

Данный проект направлен на составление и апробацию сборника упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umm_devald.docx157.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Педагогический проект

«Развитие познавательных процессов

на основе визуального мышления через систему игровых заданий»

Составитель:

Девальд Ольга Николаевна,

воспитатель,

I квалификационная категория

Югорск

2018


Оглавление

Паспорт проекта        3

Введение        5

I этап.  Организационный        10

II этап. Основной        12

III этап проекта. Заключительный        15

Заключение        16


Паспорт проекта

Полное название проекта

«Развитие познавательных процессов на основе визуального мышления через систему игровых заданий»

Автор проекта

Ольга Николаевна Девальд

Участники проекта

Группа детей, воспитатели, родители

Возраст детей

Подготовительная к школе группа

Адрес ОУ

ул. Чкалова, д. 1, г. Югорск, 628260

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра,

Тюменская область

Вид, тип проекта

Исследовательский практико-ориентированный.  

Цель

Создание сборника дидактических заданий и упражнений для развития когнитивных качеств и способностей детей подготовительной к школе группы

Аннотация проекта

Проект «Развитие познавательных процессов на основе визуального мышления через систему игровых заданий» направлен на поддержание развития познавательных процессов дошкольников подготовительной к школе группе. Суть проекта состоит в подготовленном сборнике упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления обучающихся, в котором задания представлены в игровой форме, систематизированы по сложности и направлены на развитие всех психических процессов в соответствии ФГОС ДО.

Новизна проекта

 Состоит в подготовленном сборнике упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления обучающихся, в котором задания представлены в игровой форме, систематизированы по сложности и направлены на развитие всех психических процессов в соответствии ФГОС ДО.

Практическая ценность

Заключается в возможности использования подготовленного сборника упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления с обучающимися не только педагогам в образовательном дошкольном учреждении, но и их родителями дома. Форма работы с пособием проста и эффективна. Стоит только захотеть развить и активизировать познавательные процессы у детей дошкольного возраста, не причиняя вреда их здоровью, отвечающие современным требованиям ФГОС ДО.

Повысив их интеллектуальные качества, возникнет желание и интерес дошкольника к самому процессу познания. А нам взрослым остается запастись только терпением и найти на это время.

Место проведения

МАДОУ «Гусельки», подготовительная к школе группа

Сроки проведения

2016-2017 уч. год.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что организованная работа по развитию познавательных процессов дошкольников на основе когнитивно-визуального подхода, будет способствовать повышению уровня интеллектуальных качеств  воспитанников, появлению интереса к самому процессу познания:

Формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

Развитию образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

Самостоятельному  нахождению  способов  решения познавательных  задач.

Умению переносить усвоенный опыт в новые ситуации.


«Воспитанники могут успешно учиться только тогда,

когда они умеют наблюдать, думать, выражать  мысль, читать,

писать, думая читать и читая думать»

В.А. Сухомлинский

Введение

Поиск новых форм, методов и средств обучения – одна из основных проблем, стоящих перед теорией и методикой обучения. При этом особое внимание уделяется проблеме реализации в учебно-познавательном процессе принципа наглядности на основе развития и использования резервов визуального мышления воспитанников.

Пояснительная записка

В наглядности, как в средстве обучения заложен огромный потенциал. Многочисленные психолого-педагогические исследования (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, Г.В. Дорофеев, Т.П. Зинченко, Ф.Н. Ильясов, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.В. Кларин и др.) свидетельствуют, что использование наглядности в обучении может оказаться более существенным, чем простое зрительное восприятие и влияет на качество усвоения информации. Изучение научно-методической литературы (М.И. Башмаков, Н.В. Бровка, Н.А. Резник, В.А. Далингер, Т.П. Зинченко, О.О. Князева, А.А. Столяр, А.Н. Чинин и др.), а также анализ результатов собственного педагогического опыта подтверждают это по отношению к развитию познавательных процессов. Подход в обучении, учитывающий познавательную роль наглядности, получил название когнитивно-визуального.

Проблема: 

Современные требования к развивающему обучению  в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. Понимая, что дидактические средства поддержки учебного процесса являются одним из важнейших инструментов в работе педагога. Их количественная недостаточность и малая вариативность, ведут к ограничению  свободы педагога в подборе материала для успешности в обучении и развитии воспитанников.

Также, учитывая интерес дошкольников, ориентированный на работу мысли, можно заметить, что она меньше привлекает детей, чем красочная виртуальная реальность, возникающая на экране телевизора или мониторе компьютера – логическая составляющая обучения уступает место визуальному восприятию.

Ключом подхода, решения данной проблемы в развитии познавательных процессов состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений с опорой на когнитивно-визуальный подход организовать ситуацию, позволяющую способствованию повышения уровня интеллектуальных качеств воспитанников, появлению их интереса к самому процессу познания:

–Формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии).

–Развитию образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

–Самостоятельному  нахождению  способов  решения познавательных  задач.

–Умению переносить усвоенный опыт в новые ситуации компонент математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п.

Актуальность

Дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Они представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем.

Сегодня, более чем когда либо, фактором времени являются перемены.

В настоящее время, в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), возросли требования к детям, поступающим в первый класс. Следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержание педагогического взаимодействия с ребенком. Если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков, то сейчас перед нами, педагогами практиками стоит необходимость формирования компетентной, социально - адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Меня заинтересовал вопрос: как развить и активизировать познавательные процессы у детей дошкольного возраста, не причиняя вреда их здоровью, отвечающие современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). 

В настоящее время широкое распространение получил термин «визуальное мышление», то есть зрительно-наглядное, означающее, как пишет Р. Арнхейм, «мышление посредством визуальных (зрительных) операций» [2, с. 101].

 Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе учебной деятельности возрос в связи с расширившимися и ставшими доступными преподавателям  техническими возможностями различных форм представления информации с использованием компьютерных технологий.

Использование современных технических средств обучения позволяет значительно повысить эффективность занятий при объяснении нового материала, контроле осваиваемых знаний. Результаты исследований показывают, что эффективность слухового восприятия информации составляет 20%, зрительного – 30%, а их одновременное включение в процесс обучения повышает эффективность восприятия до 50%. [7 с.94].

Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в знания. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов, что в целом отобразится на качестве усвоения материала.

Противоречие

Таким образом, выделяются противоречия, между необходимостью структурного развития познавательных  процессов и отсутствием эффектного средства, позволяющего осуществить это на практике, а именно, формы сохранения и передачи методического и педагогического опыта и теми возможностями, которые дают новые информационные технологии.

Анализ практики развития познавательных процессов показывает, что основной упор делается на логическое мышление, то есть на работу левого полушария головного мозга: иначе говоря, в обучении имеет место «левополушарный крен». По исследованиям же психологов известно, что до 80 % информации человек получает через зрительный канал, который  расположен в правом полушарии головного мозга. [6 с. 1].

Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило тему разработки моего проекта: «Развитие познавательных процессов на основе визуального мышления через систему игровых заданий». 

Объект исследования – «Развитие познавательных процессов на основе когнитивно- визуального подхода».

Предмет исследования – процесс развития познавательных способностей на основе когнитивно-визуального подхода.

Цель: Составление сборника дидактических заданий и упражнений для развития когнитивных качеств и способностей детей подготовительной к школе группы.


Задачи:

1. Осуществить анализ методической литературы по проблеме проекта.

2.Провести диагностические срезы, направленные на выявления сформированности познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы.

3. Собрать и систематизировать упражнения и задания в сборник «Визуальная гимнастика» для развития познавательных процессов детей подготовительной к школе группы  на основе визуального мышления.

4.Экспериментально проверить возможности использования собранного дидактического материала.

5.Оказать консультативную помощь родителям по вопросам развития познавательных способностей детей на основе визуального мышления.

6. Подготовить  презентацию опыта.

Гипотеза: Проблема реализации принципа наглядности в развитии познавательных процессов дошкольников может получить принципиально новое решение, если удастся найти такое методическое обеспечение деятельности воспитанников, которое позволит включить способности их визуального мышления для получения продуктивных результатов в овладении знаниями и умениями, для усиления развивающей функции образовательного процесса.

Новизна  состоит в подготовленном сборнике упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления обучающихся, в котором задания представлены в игровой форме, систематизированы по сложности и направлены на развитие всех психических процессов в соответствии ФГОС ДО.

Практическая ценность заключается в возможности использования подготовленного сборника упражнений для развития познавательных процессов на основе визуального мышления с обучающимися не только педагогам в образовательном дошкольном учреждении, но и их родителями дома. Форма работы с пособием проста и эффективна. Стоит только захотеть развить и активизировать познавательные процессы у детей дошкольного возраста, не причиняя вреда их здоровью, отвечающие современным требованиям ФГОС ДО.

Повысив их интеллектуальные качества, возникнет желание и интерес дошкольника к самому процессу познания. А нам взрослым остается запастись только терпением и найти на это время.

Нормативно-правовое обеспечение проекта:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в  Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и  науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155.
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26.

Срок реализации проекта: сентябрь 2016- май 2017 уч. г.

План проекта

I этап.  Организационный

-Подбор, изучение, обобщение литературных источников по теме проекта.

-Составление направления плана работы по проекту. 

-Осуществление констатирующего эксперимента с целью выявления особенностей познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы.               

-Подбор необходимых заданий и упражнений для практического обогащения проекта.

Предполагаемый результат: 

-Выявлена степень разработанности проблемы данного проекта.

-Определены направления плана работы по проекту с указанием задач, форм, методов и сроков выполнения.

-Проведен констатирующий эксперимент с целью выявления сформированности познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы.

Сроки: сентябрь

II этап. Основной

-Собрать и систематизировать упражнения и задания в сборник «Визуальная гимнастика» для развития познавательных процессов детей подготовительной к школе группы на основе визуального мышления.

-Апробировать материалы данного сборника с детьми подготовительной к школе группы, с целью отслеживания и корректировки промежуточного эксперимента для выявления  сформированности развития познавательных процессов у воспитанников.

Провести промежуточную диагностику сформированности развития познавательных процессов у дошкольников направленных на сравнительный анализ.

 -Оказать консультативную помощь  родителям по данной проблеме.

Сроки: октябрь - март.

Предполагаемый результат:

-Собраны, систематизированы и апробированы упражнения и задания сборника «Визуальная гимнастика» для развития познавательных процессов детей подготовительной к школе группы на основе визуального мышления.

-Проведен промежуточный эксперимент с целью выявления сформированности познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы.

- Оказана консультативную помощь  родителям по данной проблеме.

III этап. Заключительный 

-Осуществление контрольного эксперимента для выявления  сформированности развития познавательных процессов у воспитанников.

-Выводы.

-Перспектива на будущее.

Подготовка презентации проекта.

Сроки: май

Предполагаемый результат: 

-Проведен контрольный эксперимент с целью выявления сформированности познавательной деятельности детей подготовительной к школе группы.

-Создание и презентация проекта.

-Вывод о проделанной работе.

-Создание темы разработки будущего проекта.

I этап.  Организационный

В результате анализа психолого-педагогических исследований и научно-методической литературы  по проблеме реализации когнитивно-визуального подхода по развитию  познавательных процессов представляется возможным сделать вывод, что:

Выражение «визуальное мышление» сегодня достаточно широко употребляется во многих дисциплинах: в теории дизайна, психологии, педагогике и других. Однако в настоящее время четкого определения этого понятия не существует, скорее можно говорить о множестве представлений, охватывающих в соответствии со значениями термина такие, на первый взгляд, несхожие явления, как зрительное (оптическое) и интеллектуальное видение, зрительное восприятие и мышление, внешняя (видимая) и внутренняя (образная) форма [15, с. 8]. Основоположником термина «визуальное мышление», т.е. «мышление посредством визуальных операций», является Р. Арнхейм [2, с. 101]. Термин «визуализация» происходит от латинского visualis – воспринимаемый зрительно, наглядный.

Визуальное мышление – определяется как «человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым» [8, с. 207].  Иначе говоря, визуальные образы есть конечный результат нашего мышления.

Известный советский психолог В.П. Зинченко считает, что «визуальное мышление – это человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих знание видимым» [8, с. 207]. В данном определении усматривается своего рода тождественность образного и визуального мышления.

 В этой связи представляется более истинной точка зрения тех авторов, которые отстаивают в своих исследованиях тезис о том, что визуальное мышление является видом образного, не совпадающего с визуальным (Н.В. Бровка, Н.А. Резник, В.А. Далингер, О.О. Князева,  М.А. Чошанов и др.). Они, принимают существование визуального мышления, как неоспоримый факт, выделяют когнитивное свойство визуализации и  подчеркивают, что при включении визуализации в познавательный процесс она не только «помогает» в организации аналитико-мыслительной деятельности, но и дает содержательные знания, оказывая существенное влияние на глубину осознанности восприятия и понимания специальным образом представленного математического объекта.

В монографии доктора педагогических наук Н.В. Бровки дается следующее определение: «визуализация или наглядность понимается шире, чем возможность зрительного восприятия, поскольку, воздействуя на органы чувств обучаемого, обеспечивает формирование более полного представления образа или понятия, что приводит, во-первых, к более прочному усвоению материала, во-вторых, развивает эмоционально-ценностное отношение к полученным знаниям» [3, с. 151].  В.П. Зинченко, анализируя специфику наглядно-образного (визуального мышления), отмечает: «главное преимущество зрительного образа (равно как и визуализированного образа) состоит в широте охвата отображаемой ситуации» [7, с 29].

Понятие когнитивности (понимание, познание) достаточно неоднозначно трактуется в психолого-педагогической литературе и исследованиях.

Когнитивная визуализация учитывается роль цвета, усиливающего восприятие, запоминание, осмысление учебной информации более, чем при черно-белом предъявлении. Данный подход стимулирует широкое использование в процессе обучения цвета и формы, графиков и рисунков, комплексных когнитивно - визуальных заданий и мультипликаций.

Когнитивными «инструментами» называют различные способы представления информации (презентация, таблица, схема, диаграмма, график). При этом делаются попытки разработать формы представления модели, учитывающие индивидуальные способности человека [13, с. 14].

Когнитивно-визуальный подход в методической системе обучения позволяет использовать различные виды наглядности элементов проблемного обучения (постановка вопросов или выявление противоречий), которые побуждают к самостоятельному осмыслению и изучению внутренних связей, свойств и отношений рассматриваемых математических объектов.

Реализация когнитивно-визуального подхода в процессе развития познавательных процессов позволяет сконструировать визуальную учебную среду – совокупность условий обучения, в которых акцент ставится на использовании резервов визуального мышления воспитанников.

II этап. Основной

На втором этапе проекта собраны и систематизированы упражнения и задания в сборник: «Визуальная гимнастика» (Приложение 2).

Апробирование методического материала «Визуальная гимнастика» с  детьми  экспериментальной группы, позволили с помощью промежуточного эксперимента отследить и скорректировать результаты эффективности данного пособия в учебно-воспитательном  процессе.

За основу экспериментальной работы было положено исследование доктора психологических наук, профессора А.И. Савенкова. Экспериментальная работа проводилась с детьми подготовительной к школе группы в МАДОУ « Детский сад « Гусельки».

Был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности познавательной деятельности воспитанников подготовительной к школе группы.

Время проведения констатирующего эксперимента: Сентябрь 2016 г.

Примечание: методика диагностирующего материала для удобства работы представлена под номерами (Приложение 1);

В констатирующем эксперименте участвовало 24 воспитанника. Данные эксперимента представлены в диаграмме.

Для осуществления дальнейшей работы, был проведен отбор детей с выраженными нарушениями познавательной деятельности, а также детей, уровень которых был недостаточен по бальной системе к среднему и высокому были определены 2 группы воспитанников: экспериментальная и контрольная.

Промежуточный эксперимент контрольной группы воспитанников подготовительной к школе группы на выявление результата эффективности данного методического пособия в учебно-воспитательном процессе по развитию познавательных процессов на основе визуального мышления.

В промежуточном эксперименте участвовало 12 воспитанников контрольной и 12 воспитанников экспериментальной группы. 

Время проведения промежуточного среза: Декабрь 2016 г.

 В контрольную группу вошли дети, образовательный процесс которых осуществлялся согласно образовательной программе.

В экспериментальную группу вошли дети, образовательный процесс которых дополнялся апробированием собранного и систематизированного методического материала на основе визуального мышления «Визуальная гимнастика».

Данные эксперимента представлены в таблицах 1, 2, 3, 4.

Таблица 1: промежуточная диагностика экспериментальной группы

п/№

Имя. Ф. ребенка

Использование методик

Баллы.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Тимофей З.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

2.

Егор З.

с

с

с

с

н

с

с

с

с

н

1,8

Средний

3.

Владимир К.

в

в

в

в

с

в

в

в

с

с

3,1

Высокий

4.

Мария К.

в

с

в

в

с

с

в

в

с

с

2,9

Высокий

5.

Виктория К.

с

в

в

в

с

с

в

с

с

с

2, 8

Высокий

6.

Роман К.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

7.

Янна Л.

в

в

с

с

с

в

в

с

в

в

3

Высокий

8.

Иван П.

с

с

с

с

с

с

в

с

с

с

2,1

Средний

9.

Александр С.

в

в

с

с

с

с

с

в

с

н

2,3

Средний

10.

Виктория Т.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

Высокий

11.

Мария Х.

с

в

с

с

в

в

в

в

в

в

2,7

Высокий

12.

Владимир Ш.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

Таблица 2. Сводная таблица промежуточной диагностики экспериментальной группы

Уровни

Высокий

Средний  

Низкий

Количество детей

6 воспитанников

6 воспитанников

0

Показатели в %

50 %

50 %

0

Таблица 3: промежуточная диагностика контрольной группы

п/№

Имя. Ф. ребенка

Использование методик

Баллы.

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Иван Б.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

Высокий

2.

Ульяна Б.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

3

Высокий

3.

Мирра В.

в

в

в

с

с

в

с

с

в

в

2,6

Высокий

4.

Сергей Д.

в

в

с

с

с

с

с

с

с

с

2,4

Средний

5.

Майя Л.

в

в

в

с

с

с

с

с

с

с

2,3

Средний

6.

Дарья М.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

7.

Анастасия М.

с

с

с

с

с

с

в

в

с

с

2,4

Средний

8.

Алина М.

с

с

н

с

с

н

с

н

н

н

1,5

Средний

9..

Степан Р.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

10.

Михаил Р.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

11.

Юрий С

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

2

Средний

12.

Михаил Т.

в

в

с

в

с

с

с

с

с

с

2,3

Средний

Таблица 4. Сводная таблица промежуточной диагностики контрольной группы

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Количество детей

3 воспитанников

9 воспитанников

0

Показатели в  %

25,05 %

74,95 %

0

Представим полученные результаты в виде диаграммы.

Выполнив промежуточный эксперимент, мы увидели, что дети уже к середине учебного года вышли все на средний и высокий уровень развития. Ввиду того, что проделанная работа с детьми с низким уровнем развития познавательных процессов  дала положительный результат, принято решение соединить 2 подгруппы в одну. И продолжить работу по данной теме.

Формирование навыков визуального поиска - процесс длительный и сложный. Его полезно начинать формировать как можно раньше на простом, хорошо знакомом материале. Для хороших результатов необходимо «поддерживать огонь», закреплять достигнутое, «подбрасывать» новые задания, направленные на обнаружение ориентира и восприятие подсказки, подводящих к нужным догадкам.

Догадка - это «драгоценный камень» в «мыслительных сооружениях воспитанника».

Данные упражнения и задания очень интересны и занимательны не только  для детей, но и их законных представителей, их родителей. В зависимости от визуальной задачи воспитанник может создавать то или иное визуальное изображение, осознанно конструируя образ. Это не всегда легко, на помощь приходит подсказка в виде  символов, предметов и других образов. Данный дидактический материал может быть использован самостоятельно родителями дома, для этого разработана серия консультаций для родителей

III этап проекта. Заключительный

На третьем этапе данного проекта был проведен контрольный эксперимент, в котором участвовала группа воспитанников из 24 человек.

Время проведения контрольного эксперимента: Май 2017 г.

В констатирующем эксперименте участвовало 24 воспитанника. Данные эксперимента представлены в диаграмме.

Таблица 2. Сводная таблица по группе

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

 

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Констатирующий

Контрольный

Показатели в  %

12,5

41,7

45,8

58,3

41,7

0

Вывод: данный эксперимент помог выявить результат эффективности данного методического пособия в учебно-воспитательном процессе по развитию познавательных процессов на основе визуального мышления. Отсюда следует, особое внимание  необходимо уделять  реализации в учебно-познавательном процессе принципа наглядности на основе развития и использования резервов визуального мышления воспитанников, который  позволит значительно повысить эффективность  образовательной деятельности при объяснении нового материала, а также в использовании в качестве дополнительных развивающих упражнений и заданий для гимнастики мозговых функций, что повысит уровень развития  познавательных процессов.

Заключение

В результате завершения проектной работы по проблеме реализации когнитивно-визуального подхода при развитии познавательных процессов представляется возможным сделать вывод.

Визуальное мышление – особая форма деятельности человека, содержанием  которой является  оперирование и манипулирование наглядными образами, а результатом – порождение новых, часто абстрактных образов, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Визуальное мышление можно считать особым интегративным видом мышления, осуществляющим связь практики чувственного опыта с абстрактным мышлением. Суть его состоит в сочетании особенностей воображения продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления и проявляется  в таких структурных компонентах, как аналитико- синтетическая деятельность при выделении алгоритмического мышления и роста поисковой деятельности, а также умения переносить знания в новую ситуацию.

Перспектива: На этом работа моя не прекращается, сборник «Визуальная гимнастика» будет дополняться новым методическим материалом. А современные информационные коммуникативные технологии помогут комплексно разработать методическое обеспечение данной работы.

 В перспективе создание электронных пособий в виде дидактических игр по развитию познавательных процессов  на основе визуального мышления для детей подготовительной к школе группы.


Список литературы

  1. Арнхейм P. Визуальное мышление // Зрительные образы: феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971. с. 25.
  2. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. – М.: Изд-во МГУ, 1981. с. 97-107.
  3. Бровка, Н.В. Интеграция теории и практики обучения математике как средство повышения качества подготовки студентов / Н.В. Бровка. – Минск: БГУ, 2009. – 243 с.
  4. Венгер А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: 1999
  5. Владимирский Б. М. Компьютерные учебники: анализ конструкции и психофизиологические требования информатики // Компьютерные инструменты в образовании. 2000. № 1. с. 3-8
  6. Далингер В. А. Формирование визуального мышления у учащихся в процессе обучения математике. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. 157 с.
  7. Зинченко В. П. Современные проблемы образования и воспитания //Вопр. философии. – 1973. – № 11.
  8. Зинченко, В.П. Формирование зрительного образа. Исследование деятельности зрительной системы / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. – М.: Изд-во МГУ, 1969.
  9. Информационные технологии [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/ /1010/word/kognitivno-vizualnyi-podhod.  
  10. Каримова Я.Г. Инновационные методы преподавания с использованием Интерактивной доски и флипчартов как средств мотивации учащихся // Творческая педагогика. – 2011. – №3. – с. 94-99.
  11. КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-matematike-na-osnove-kognitivno-vizualnogo-podhoda
  12. Ковалев В.И. Развивающие игры: 10 шагов к успеху. – М.: 2004
  13. Ланг А. П. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения. Таллин, 1967. 83 с.
  14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: 1990
  15. Плотинский, Ю.М. Визуализация информации / Ю.М. Плотинский. – М.: Изд-во Моск. унта, 1994. 61 с.
  16. Резник Н. А. Технология визуального мышления / Сб. Информационная среда обучения, автор-составитель М. И. Башмаков. СПб.: Свет, 1997. с. 68-83.
  17. Розин, В.М. Визуальная культура восприятия / В.М. Розин. – 3-е изд., стереотип. – М.: URSS: Ком-Книга, 2006. 244 с.
  18. Соловьева Е. Игры-занятия по формированию элементарных математических представлений в разновозрастных группах 4-5 лет// Ребенок в детском саду – 2001 – № 6 с.25
  19. Хамзина Т. Немного о математике и не только о ней. И в шутку и в серьёз // Дошкольное воспитание – 2001 – № 10 с. 18
  20. Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание – 2001 – № 10 с. 25
  21. Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду – 2004 – № 2 с.53

Приложение 1

В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому задания на диагностику уровня развития мышления выбраны соответствующие психологическим особенностям детей.

Показатели познавательной деятельности ребенка, предложенные профессором А.И. Савенковым:

1.Потребность в подсказке – стимулирующая, направляющая, обучающая. Стимулирующая - исследователь помогает ребенку начать отвечать, преодолеть возможную неуверенность.

Направляющая - если побуждающих вопросов оказывается недостаточно, чтобы вызвать активность ребенка, задаются прямые вопросы: «Смешная картинка?», «Что в ней смешного?»

Обучающая - вместе с ребенком рассматривается какой-то фрагмент картинки и выявляется его нелепость: «Посмотри, что здесь нарисовано?», «А такое может быть в жизни?», «Тебе не кажется, что здесь чт-то перепутано?», «А еще есть в ней что-то необычное?»

2.Включение ребенка в работу – сосредоточенность, отношение к ней, самостоятельность.

3.Умение находить удобный способ решения своими силами.

4.Понимание и оценка ситуации в целом.

5.Планомерность описания картинки.

6.умение делать выбор и принимать решение

7.Характер словесных высказываний.

Уровень познавательной деятельности ребенка:

Высокий - ребенок сразу включается в работу, правильно и обобщенно оценивает ситуацию в целом, находит способ решения своими силами, потребность в подсказке отсутствует, доказывает сделанное обобщение анализом конкретных фрагментов. Фрагмент анализирует в определенном порядке (сверху в низ или слева направо),в работе сосредоточен, самостоятелен. Высказывания емки и содержательны. На выполнение методики было затрачено не более 5 минут.

Средний уровень - ситуация оценивается правильно, но уровень организованности, самостоятельности в работе недостаточен. В ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. При описании картинки, своего действия фрагменты выделяются хаотично, случайно. Описывается то, на что упал взгляд, требуется направляющее участие педагога. Активность  ребенка приходится стимулировать, слова вытягивать. На выполнение методики было затрачено 5-8 минут.

Низкий уровень – ребенок нуждается в подсказке, так как дать  правильную оценку ситуации он не может. Его взгляд долго блуждает по картинке. Он не умеет делать правильный выбор, не находит способ решения своими силами, но ситуацию, направляющую помощь « не берет». Образец , данный педагогом не усваивает,  не может перенести его в новую ситуацию, применить при анализе других фрагментов. Ребенок часто затрудняется в поиске нужных слов, на выполнение методики было затрачено 8-10 и более минут.

Методика исследования:

1.Задание: «Нелепицы»; Так бывает или нет?»; «Разложи картинки так, чтобы небылица стала былью».

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка.

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: « Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается рассказать, что нарисовано на картинке: В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

2.Задание «Найди недостающие части рисунка», «Найди подходящие части коврика».

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка.

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается подобрать подходящие части картинки вместо пропущенных. В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

3.Задание «Найди пару» (предлагается серия картинок).

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка.

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: « Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается найти предметы , объединенные по каким –то общим признакам (обобщение и классификация) В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

4.Задание: «Угадай-ка»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка (запас знаний, эрудиция).

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается  сделать простейшие умозаключения – определить «Куда идут котята?» В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

5. Задание: « Увеличь предмет в количестве » « Увеличь предмет в размере»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка (запас знаний, эрудиция).

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается выполнить условие задания: «Разукрась шары так, чтобы красных шаров было больше»; «Покажи какая ленточка длиннее и раскрась ее потом в цвет повеселее». В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

6. Задание: «Кто здесь лишний?»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается определить:« Кто лишний на картинке?» В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

7. Задание: «Что сначала, что потом?»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: « Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается определить логическую цепочку «Что сначала, что потом?» В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

8. Задание: «Составь рассказ »

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: « Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается выполнить задание: « Составь рассказ, используя нужные картинки» В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

9. Задание: «Кто где живет?»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: « Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается выполнить задание: «Разложи картинки по местам». В случае затруднения ребенку оказывается помощь.

10. Задание: «Найди отличия?»

Цель: Выявление особенностей познавательной деятельности ребенка .

Инструкция:

Ребенку предлагается рассмотреть картинку, через 30 минут экспериментатор спрашивает: «Рассмотрел?» Если ответ отрицательный или неопределенный, дается еще время. Если ответ утвердительный, испытуемому предлагается выполнить задание: «Найди десять отличий, и рисунок на котором шнурок прикреплен к игрушке?» В случае затруднения ребенку оказывается помощь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа (обобщение педагогического опыта )"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте".

Обобщение педагогического опыта по теме:"Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников через "Путешествие по карте"....

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»

Перспективный план проекта «Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность»...

Педагогический проект «Развитие памяти детей 5-6 лет через заучивание стихотворений»

В детском возрасте заучивание стихов наизусть является важным воспитательным  и обучающим моментом. Программой детского сада предусматривается заучивание стихов; одно произведение в месяц. В данн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Создание  условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, применяя  педагогическую технологию «Путешествие по «Реке времени»....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей на основе технологии «Путешествие по реке времени»

Проект долгосрочный для детей 5-7 лет по развитию познавательно-исследовательской деятельности с применением педтехнологии "Путешествие по Реке времени"...

Педагогический проект: "Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование «Я познаю мир»"

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным...