Статья из сборника"Лучшие практики Республики Мордовии"- "Использование искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения у детей 6-7 лет»
статья на тему

Развитие социума на современном этапе определяется не только социально-экономическим уровне, но и нравственным, эстетическим совершенством, где первостепенной становится задача формирования у подрастающего поколения определенного набора ценностей –любовь и уважение к старшим, традициям  своего народа, сочувствие к обездоленным ,бережное отношение к прекрасному и всему живому. Наиболее актуальной остается проблема приобщения ребенка к морально-этическим нормам и познанию окружающей действительности через восприятие образов искусства.

Использование произведений искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения предполагает накопление системы знаний и представлений о животных, развитие эмпатических реакций, выработку адекватных, гуманных способов поведения и развитие навыков качественного изображения животных объектов. Положительный результат, может быть,  достигнут при сочетании и организации эстетическо-развивающей среды с применением разнообразной художественно-творческой деятельности детей (рисование, лепка и пр.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beloglazovais_statya.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Белоглазова Ирина Сергеевна,

воспитатель Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения,

«Большеберезниковский детский  сад«Колосок»,

Большеберезниковский район

"Использование искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения у детей 6-7 лет»

Развитие социума на современном этапе определяется не только социально-экономическим уровне, но и нравственным, эстетическим совершенством, где первостепенной становится задача формирования у подрастающего поколения определенного набора ценностей –любовь и уважение к старшим, традициям  своего народа, сочувствие к обездоленным ,бережное отношение к прекрасному и всему живому. Наиболее актуальной остается проблема приобщения ребенка к морально-этическим нормам и познанию окружающей действительности через восприятие образов искусства.

Использование произведений искусства анималистического жанра в процессе формирования гуманистической направленности поведения предполагает накопление системы знаний и представлений о животных, развитие эмпатических реакций, выработку адекватных, гуманных способов поведения и развитие навыков качественного изображения животных объектов. Положительный результат, может быть,  достигнут при сочетании и организации эстетическо-развивающей среды с применением разнообразной художественно-творческой деятельности детей (рисование, лепка и пр.)

Для эффективного осуществления необходима оснащенность методическими и художественными материалами. В целях накопления знаний ,развития интереса и эмоциональных реакций к животным объектам, первоначально создаются мини-галереи:»Природный мир животных», «Животные и искусство», «Братья наши меньшие», «Животные нашего края» и пр. где могут быть представлены репродукции известных художников -анималистического характера(сюжетные тематические статуэтки животных); образцы народного декоративно-прикладного искусства анималистической тематики(полотенца  с вышивкой животных, кружевное плетение в орнаменте которых стилизованные фигурки зверей и птиц);предметы быта: разделочные доски, чашки и прочее, украшенные изображением животных; книги и развивающие игры о животных; разнообразный изобразительный материал, позволяющий заняться рисованием или лепкой животного объекта. Возможен подбор экспозиции музыкальных произведений анималистического содержания позволяющий дополнить процесс восприятия зверей и птиц на картинах и репродукциях художников, иллюстрациях. Благодаря такому своеобразному «зонированию»можно рассмотреть представленное, сопровождая данный процесс прослушиванием музыкальных произведений, а часть работ выбрать в качестве образца- эскиза при рисовании. «Зона книг представлена обширной литературой о животных: детские журналы, объемные художественные произведения(рассказы, повес ти, сказки),прозы(стихи, загадки)на русском и других языках. Скульптура малых форм может быть представлена деревянными фигурками животных. В их числе разнообразные игрушки-свистульки, а также игрушки народных мастеров России, образы и сюжеты которых оригинальны и разнообразны.

Впитывая ту эмоционально-нравственную атмосферу, которая окружает, познавая особенности и богатство искусства данного жанра, ребенок тяготит к созданию образов животных в процессе собственной художественной деятельности, стремится делать добро и любить животный мир. Специально организованная среда способствует непринужденному ознакомлению с искусством анималистического жанра,дает возможность узнать и полюбить животных, наделяет детей проявлениями эмоционально-положительных реакций :восхищение, восторг, радость, создавая благоприятную обстановку для формирования гуманистической направленности. Данный этап работы предполагает проведение серии циклов занятий : « знакомство с анималистическим жанром», «Образ животных в искусстве»,целью которых является накопление определенного запаса знаний о животном сообществе ,ознакомление с особенностями указанного жанра искусства, развитие интереса и эмоциональных реакций к сущности характеристике животных объектов. Такая деятельность осуществляется и во взаимосвязи с другими видами воспитательно-образовательной работы :на всевозможных праздниках и утренниках, прогулках, экскурсиях в природу, где происходит знакомство с особенностями домашних и диких животных, изучаются их повадки, строение тела, польза и вместе с тем опасность для человека. Значимым является восприятие детьми искусства анималистического жанра ,которое может осуществляться в процессе наблюдения за животными в природе, во время ухода за ними в живых уголках и пр.Система занятий предполагает интеграцию разных видов искусства. На одном занятии возможно знакомство детей с малыми фольклорными жанрами о животных, прослушивание музыкальных произведений анималистического содержания, участие в театрализованной деятельности, художественно-творческая деятельность.

 Развитие технических умений рисования животного осуществляется в процессе серии занятий: «Техника изображения животного», «Реальные и сказочно-фантастические звери и птицы».Для грамотного изображения животного необходима предварительная работа с детьми, включающая рассмотрение их в повседневной жизни ,на иллюстрациях, картинах и репродукциях известных художников; заучивание стихотворений, загадок, показ слайдов и диафильмов о них.Такая работа осуществляется как в детском саду, так и в семье.Совместно с родителями,дети рисуют,лепят, вырезают фигуры животных  из бумаги,мастерят поделки зверей и птиц из природного и бросового материала.Детей знакомят с поэтапным построением животного,как в рисовании,так и в лепке,учат выделять характерные особенности диких и домашних животных :форму тела ,строение,количество конечностей и деталей в фигуре зверя,окрас,фактуру тела животного объекта, рассматривают особенности образа жизни животных(кто, чем питается, где живет и пр.).По мере овладения техникой изображения животного детские рисунки и поделки наполняются сюжетным смыслом, так как, зная особенности построения любого животного ,детям не составит труда выполнить тематическую композицию с передачей динамики. При этом развивается изобразительное творчество старших дошкольников. Изучая характерную передачу образа животного в вышивке, кружевоплетении, резьбе и росписи по дереву, керамике и глиняной игрушке, дошкольники способны увидеть и изобразить их по своему совершенно фантастическому образу. На занятиях помимо традиционного, используются и нетрадиционные способы: пальцеграфия, кляксография, рисование по точкам ,лепка из соленого теста, что увлекает дошкольников своей необычностью, позволяющей незаметно полюбить мир зверей и птиц.В продуктивной деятельности ,по созданию анималистических образов нашло отражение и эмоциональное отношение к животным. Организована выставка «Мой любимчик»,отражающая взаимодействия человека и животных. Поэтапная работа по изображению животного закладывает основные проявления нравственно-гуманных качеств личности: сострадание, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь к миру фауны.

Цикл занятий «Животные наши друзья», «Прояви милосердие», «Животные нашего края»стимулирует внимание на эмоциональном отношении к животным . Причем в содержании занятий  используются сведения,которые так или иначе положительно характеризуют животных,позволяют сопоставлять поведение животных и поступки людей.В итоге развивается способность к эмпатии,дети начинают сочувствовать живым существам,сравнивать их поведенческие реакции с проявлением собственных поступков.

Цикл занятий «Животные наши друзья», «Прояви милосердие», «Животные нашего края» акцентирует внимание на правильном выборе способа действия с животными.

Работа осуществляется и в свободное от занятий время,где важным направлением является создание условий для практической деятельности дошкольников с животными объектами. Дети получают возможность практического отражения(применения использования)полученных в ходе знакомства с произведениями искусства анималистического жанра знаний и умений, позволяющих обеспечивать благополучие животных объектов, охранять их жизнь, и переживать положительные эмоции по этому поводу. Важная роль при этом отводится взрослому, организующему общение дошкольника с животными и выступающему примером правильного обращения с животными объектами в процессе ухода и наблюдения за ними. Это возможно в группах ,где имеется уголок живой природы.

При выборе средств и методов формирования гуманистической направленности, обращают внимание на те, которые обладают наибольшими мотивационными возможностями. Осуществляются экскурсии в зоопарк, наблюдение за деятельностью животных объектов, организуется систематическое общение с животными как в ДОУ, так и в домашних условиях, используется посильный труд в уголках природы, применяются различные игры экологического содержания, чтение и составление собственных занимательных рассказов,загадок и историй о животных и пр.

Использование искусства анималистического жанра в практике воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений с целью формирования гуманистической направленности поведения у детей6-7 лет включает целостную и поэтапную систему работы,охватывающую разные аспекты педагогической деятельности,предполагающие ориентировку на эмоционально—чувственные проявления детей к животным при восприятии из образа в разнообразных видах исскуства.

Литература

1.Алексеева, В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева.- М. : Сов. Художник, 1991, 236 с.

2. Андреева, Е. К. Союз с природой: О методах воспитания через природу, разработанных В. А. Сухомлинским и их применение в Павлышевской школе /Е. К. Андреева. -М. : Знание, 1985.- 318 с.

3.Арсентьева В. П. Проблема формирования экологического сознания у старших дошкольников на современном этапе / В. П. Арсентьева // Социально-психологические проблемы ментальности. — Смоленск, 1996.-С. 116-119.

4. Арсеньев, В. Р. Звери боги - люди / В. Р. Арсеньев. - М. : Политиздат, 1991. - 158 с.

5.Безрукова, JI. В. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников: Автореф. дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 24 с.

6. Березина, Т. А. Развитие эмпатии у дошкольников средствами игровой деятельности / Т. А. Березина, Н. Ю. Комнина // Развитиесамостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Спб. : Питер, 1996.- 183 с.

7. Блонский, П. П. Очерк научной психологии / П. П. Блонский. М. , 1924.-342 с.

8. Бобылёва, Л. Д. Совместная работа семьи и школы по воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. - 16 с.

9.Виноградова, Е. В. Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным искусством анималистического жанра как средство развития художественного творчества: Автореф. дисс.канд пед. наук. М. , 1997. - 19 с.

10. Виноградова, Н. Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н. Ф. Виноградова. М. : Просвещение, 1993,- 180с.

11. Виноградова, Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Автореф. дис. докт. пед. наук. М. , 1994. - 50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

"Приключения Незнайки" Сборник методических разработок сценариев по формированию основ безопасного поведения у детей

Предлагаемые сценарии с использованием элементов кукольного театра помогут в игровой форме познакомить детей с основами безопасного поведения в различных ситуациях. ...

Проект Использование цифровых образовательных ресурсов в процессе формирования произносительных навыков на логопедических занятиях в ДОУ (практико-ориентированный проект)

Цель проекта: внедрить использование ЦОР в процесс формирования произносительных навыков у дошкольников на логопедическом пункте. Этапы проекта: 1. Изучение нормативных документов, регламентирующ...

Роль малого фольклорного жанра в процессе формирования духовно – нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор - одно из действенных и ярких средств ...

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»...

Публикация в сборнике "Эффективные практики Республики Мордовия"

Формирование математических представлений у дошкольников по дополнительной общеразвивающей программе "Школа для дошколят"...