Педагогический проект «Развивай-ка»
проект на тему
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_razvivay-ka.docx | 37.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «Развивай-ка»
Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.
Паспорт проекта
Название проекта «Играй и развивайся».
Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.
Вид проекта: групповой, творческий.
Сроки реализации проекта: 01.10.2016 г. по 31.05.2017 г.
Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).
Тип проекта: творческий.
Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности ребёнка;
- реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Актуальность проекта.
Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.
Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.
Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.
Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.
Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.
Цель и задачи проекта.
Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.
Задачи проекта:
- Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
- Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
- Закрепить навыки, полученные в игре.
- Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.
Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:
- Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
- Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.
Организованная образовательная деятельность включает в себя:
- Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
- Чтение и обсуждение художественной литературы;
- Создание педагогических ситуаций;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
- Продуктивная деятельность;
- Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
- Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям
Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:
- Тематические досуги;
- Праздники;
- Интеллектуальные КВНы;
- Дни открытых дверей;
- Театрализованные представления.
Ожидаемые результаты проекта.
Для детей:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
- решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
Для родителей:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.
Для педагогов:
- повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
- оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Продукт проектной деятельности:
- фотоматериал;
- разработка методических рекомендаций;
- презентация проекта.
Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:
Оформление уголков:
- формирование элементарных математических представлений,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- физическое развитие.
2. Изготовление методических пособий.
3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.
Методическая копилка:
- составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
- разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
- подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.
Работа с родителями:
Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.
Краткое описание проекта по этапам.
1 этап –подготовительный.
Октябрь 2016 г.
Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.
2 этап –основной.
Ноябрь-март 2017 г.
Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.
3 этап – заключительный.
Апрель – май 2017 г.
Подведение итогов работы над проектом; анкетирование
родителей и опрос детей; презентация проекта.
Ресурсное обеспечение
№ п/п | Наименование ресурсной базы | Количество |
1. | Игровая комната | 1 |
2. | Игровой материал, в том числе нетрадиционный | В достаточном количестве |
3. | Технические средства:
| 1 1 |
4. | Наглядный материал: картинный материал (иллюстрации, плаката), демонстрационный материал (дидактические игрушки), дидактические пособия, карточки | В достаточном количестве |
5. | Методический материал: общеразвивающая программа дошкольного образования, календарно – тематические планы по образовательным областям, книги с методическими рекомендациями, развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры» | В достаточном количестве |
План реализации проекта
Подготовительный этап (октябрь 2016 г.) | ||||
№ | мероприятия | цель | участники | сроки |
1. | Побор материала по теме проекта | Систематизация полученного материала | Воспитатели | 1неделя октября |
2. | Диагностическое обследование | Планирование деятельности по реализации проекта | Воспитатели, дети | 1 неделя октября |
3. | Планирование деятельности по теме проекта | Составление календарного плана работы | Воспитатели | 2-3 неделя октября |
4. | Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта | Ознакомление родителей с проектом | Воспитатели, родители | 4 неделя ноября |
Основной этап
(Ноябрь 2016 г. – март 2017 г.)
№ | Содержание деятельности | Задачи | Ресурсы | Исполнители и соисполнители | Сроки реализации |
1 | Социально-коммуникативное развитие: 1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости». 2. «Птицы в ловушке». 3. «Ожившие игрушки». 4. «Одуванчик». 5. У нас порядок». 6. Экскурсия в школу, библиотеку.
| Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр. | Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
2 | Познавательное развитие 1. «Письмо от Незнайки». 2. «Высоко – низко, далеко – близко». 3. «Курочка Ряба». 4. «Скорее собери». 5. «Найди такую-же». 6. «Летучие мыши». 7. «Что мы делаем». 8. «Загадочные отпечатки». 9. Логические задачи, головоломки, кроссворды. 10. Игры с блоками Дьенеша | Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях | Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. 12.11.2016 26.11.2016 03.12.2016 17.12.2016 15.01.2017 29.01.2017 12.02.2017 26.02.2017 12.03.2017 26.03.20177
|
3 | Речевое развитие Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы; Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев; Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.) физкультминутки на занятиях и т.д. | Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры
| Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
4 | Художественно – эстетическое развитие Логические упражнения: Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения. Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый» Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности» Рисование «мамочка милая, мама моя» «Добрый доктор Айболит» | Реализовывать самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации | Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
5 | Физическое развитие: Игры сбегом: «Пятнашки», «Ракеты» Игры с прыжками: «Бег в мешках», «Прыжки через скакалку» Игры с мячом: «Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча» Словесные игры: «Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет» Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки;Народные игры;«Краски», «Прорыв цепи» | Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей | Народные игры, Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры | Дети и воспитатели, родители | По плану воспитательно-образовательного процесса. (в первую половину дня) Ноябрь-декабрь Январь –февраль Март |
Работа с родителями
№ | Проведение | Содержание работы | Методическое обеспечение |
1 | октябрь | Диагностика: «Нужна ли игра ребенку и зачем?» «Исследование игровой деятельности» | Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО 2007 г. № 6-8 |
2 | ноябрь | Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» | Л.И. Сорокина Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru |
3 | декабрь | Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома |
|
4 | январь | Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. | Е.В.Сербина «Математика для малышей» |
5 | февраль | Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников |
6 | март | Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись» |
|
Заключительный этап
(апрель-май 2017)
Мероприятия
| Цель
| Участники
| Сроки
|
1 . Диагностическое обследование: |
|
|
|
«Развитие психических процессов у дошкольника». | Выявление и
| Воспитатели
| Май
|
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». | определение эффективности реализации
| Родители Дети,
|
|
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». | проекта.
|
|
|
2. Создание папки для педагогов: |
|
|
|
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника» «Занимательные физкультминутки»; «Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»; | Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей
| Педагоги Воспитатели
| Апрель
|
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры. |
|
|
|
3. Интеллектуальный марафон: «Знайки»: | Закрепление и обобщение пройденного материала. | Воспитатели Дети | 15.05.2015г
|
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). | Повышение педагогической культуры родителей по вопросу интеллектуального развития | Воспитатели Родители
| Апрель
|
Литература.
1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.
2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.
3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.
4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.
6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.
7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.
8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:
[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.
9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Очень дружно мы играем, наши ручки развиваем!" - динамические игровые упражнения как одна из форм развития ручной моторики у детей с синдромом Дауна
Материал предназначен для работы с детьми 2-4 лет, имеющих синдром Дауна. Он поможет систематизировать и успешно осуществлять работу по развитию ручной моторики у малышей на основе специально подобран...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
Педагогический проект . Тема: «Развиваем речь, играя» с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности
Проект направлен на оптимизацию коррекционно-развивающего процесса путем комплексного использования современных образовательных технологий, создание условий для реализации игровой деятельности....
Паспорт педагогического проекта «В театр играем - речь развиваем»
Паспорт педагогического проекта «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В театр играем - речь развиваем» Проект «В ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «РАЗВИВАЕМСЯ ИГРАЯ»
В проекте подобранна система игр коммуникативной направленности....
Педагогический проект «Развиваемся играя»
Развитие партнерских отношений в рамках модели "ребенок-родитель-педагог" через двигательную активность младших дошкольников...
Педагогический проект "Развиваем речь, играя"
Игра — одна из форм обучаемого воздействия специалистов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. ...