Мастер-класс «Цветовой игротренинг в работе психолого-логопедической службы ДОУ».
методическая разработка на тему
Методическая разработка мастер-класса "Цветовой игротренинг" в рамках работы психолого-логопедической службы ДОУ. Обобщение и распространение опыта работы по использованию технологии цветотерапии в коррекционно – развивающей деятельности ДОУ с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад №15» Мастер-класс «Цветовой игротренинг в работе психолого-логопедической службы ДОУ». Педагог-психолог Зыкова С.П. Учитель-логопед Андреева И.А. Учитель-логопед Шестиалтынова Л.В. г.Троицк, 2017г. |
Мастер-класс «Цветовой игротренинг в работе
психолого-логопедической службы ДОУ».
Цель: Обобщение и распространение опыта работы по использованию технологии цветотерапии в коррекционно – развивающей деятельности ДОУ с целью повышения качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Задачи:
1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление о нетрадиционной технологии - цветотерапии
2. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по применению цветового игротренинга в коррекционной работе с детьми
3. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах цветотерапии
Ход мастер-класса
I.Организационный момент
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе «Цветовой игротренинг в работе психолого-логопедической службы»
Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом со своими коллегами.
Педагог-психолог: Нашу встречу предлагаю начать с приветствия.
Ритуал приветствия
- А начнем мы наше приветствие с квик-настройки Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!
В чём секреты улыбки?
- Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
- Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
- Секрет 3. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
- Секрет 4. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества – гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
- Секрет 5. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
- Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
- Мы подобно золотой монете: чем дольше работаем, тем дороже нас ценят.
- Любимая работа: стареть не дает.
- Трудности закаляют нас на пути к счастью.
- Формирование фокус-группы:
- игровое упражнение «Отгадай цвет»: уважаемые, коллеги предлагаем немного поиграть в игру «Отгадай цвет»
Всех быков он возмущает
Ехать дальше запрещает
Вместе с кровью в нас течет
Щеки всем врунам печет (Красный - активизирует, повышает физическую работоспособность, улучшает кровообращение, нормализирует работу пищеварительного тракта, оказывает благотворное действие на нервную систему при депрессии, стрессе, головных болях, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы).
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный - цвет гармонии и равновесия, это целительный цвет, он успокаивает, повышает защитные силы организма).
Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе. (Оранжевый - цвет радости, позитива и веселья. Помогает преодолеть плохое настроение).
Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(Желтый - вызывает чувство покоя, нейтрализует негативные действия).
Им треть флага занята,
Он в названии кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом. (Синий - стимулирует умственную деятельность, оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли, понижает аппетит).
Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
(Голубой - оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении, помогает восстановить силы).
Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы. (Фиолетовый - помогает при негативных психических состояниях: невроз, потеря веры, отчаяние, потеря самоуважения).
- Ритуал знакомства
Инструкция: «Давайте встанем в круг. Вокруг нашего «Чудо-парашюта» У меня в руках клубок. Этот клубочек поможет нам сейчас познакомиться друг с другом. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок расскажет нам о себе (как зовут, из какого учреждения, и говорит пожелание, на сегодняшний день (всем участникам семинара) Оно должно быть коротким, желательно в одно слово, например, “Желаю всем узнать много нового и интересного” и т.д.)».
Психолог:
- Вот мы и познакомились друг с другом. А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».
И вы сегодня в этом убедитесь.
- Упражнение «Настроение»
А сейчас уважаемые коллеги нам хотелось бы узнать
- Какое у вас сейчас настроение?
Каждый сектор – разное настроение. Каждое настроение имеет свой цвет. Выберите и встаньте на тот сектор, который соответствует вашему настроению.
Обозначение цветов.
красный – веселое, бодрое, возбужденное, активное настроение, хочется радоваться всем; веселиться.
зеленый – спокойное настроение, немного уставшее; хочется спокойно поиграть, послушать.
желтый - теплое, доброжелательное, готовы к сотрудничеству.
синий - грустное, печальное.
Встаньте н а тот сектор, который соответствует вашему настроению.
Встаем в круг.
Игра «Пожелание»
Прошу поднять правую руку тех, кто пришёл сегодня с открытым сердцем. Спасибо. Попрошу поднять правую руку и положить ее на левое плечо тех, кто пришёл получить новые знания. Спасибо. А теперь положите левую руку к правому плечу те, кто готов работать со своими коллегами. Спасибо. Пожелаем, друг другу творческих успехов, удачи! (руки открыты)
Беремся за руки. Передаем друг другу хорошее настроение. И на этой позитивной ноте продолжаем нашу встречу.
Присаживайтесь
II. Теоретическая часть.
Цель нашей встречи: показать практическую значимость применения цвета в коррекционной работе с детьми
С самого рождения вся наша жизнь наполнена цветными красками. Про времена года мы говорим, что зима – белоснежная, весна — зелена, лето — красное, осень — золотая. А ведь каждый цвет содержит целую гамму оттенков, от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием. У каждого из нас есть свои цветовые предпочтения, и есть любимые и нелюбимые цвета. Когда мы надеваем одежду любимого цвета, мы чувствуем себя комфортно и уверенно, что несёт нам спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, чтобы избежать, как нам кажется, неблагоприятное воздействие.
Ученые выделили физиологическую и психологическую составляющие воздействия цвета на человека. И эти две составляющие имеют непосредственную близость к эмоциям. Разные эмоциональные состояния вызывают соответствующие изменения в теле: ускорение или замедление пульса, изменение ритма дыхания, скорости реакции и т.п.
Наука, изучающая свойства цвета, восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета, называется – ЦВЕТОТЕРАПИЯ.
Цветотерапия помогает решать проблемы ребенка с ОВЗ (речевые, психологические) более эффективно, интересно и творчески. Используя в своей работе данный метод, мы создаем условия для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, для преодоления речевых нарушений, для профилактики и коррекции нарушений в эмоциональной, волевой, познавательной сфере, для развития полноценной психической деятельности.
Где можно использовать цветотерапию?
Метод цветотерапии используется в работе логопеда, психолога, дефектолога для речевого развития и психоэмоционального состояния ребенка.
Коррекционные занятия с применением цветотерапии помогают детям лучше познать себя, достичь гармонии с окружающими, развить правильное отношение к жизни, обрести позитивный настрой. С помощью таких занятий педагогам удаётся корректировать психологическое состояние гиперактивных детей, а также малышей, склонных к меланхолии. Игры с цветом позволяют определить психоэмоциональное состояние каждого ребёнка и найти способы помочь ему справиться с проблемой.
III. Практическая часть
- Двигательная сказкотерапия.
Тема: Путешествие на остров Радости
Задачи:
- Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения.
- Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей.
- Учить детей соотносить эмоциональные проявления с ситуацией, учить выражать эмоции в мимике.
Ход
Дети, хотите сегодня оказаться в сказке? (Дети стоят вокруг парашюта)
Ну, тогда слушайте. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были счастливые люди. А были они счастливы потому, что умели радоваться, улыбаться, быть добрыми, вежливыми. Королева Радости вселяла в души людей чувство прекрасного и доброго.
Покажите, как вы умеете радоваться, улыбаться, веселиться.
Но однажды случилась беда. Дети, попробуйте изобразить тревогу с помощью движений рук, глаз («Изображение тревоги» волнообразные движения руками, держа парашют в руках. Темп сначала медленный, потом нарастает. Покажите волнение, тревогу, как вы это чувствуете).
Злая волшебница « Грусть» заколдовала страну. И задумала она самое страшное: отнять людей радость. Волшебница ликовала: вот теперь-то скука и злость придут в это царство-государство, все перестанут улыбаться и будут все время ссориться! Что же делать? Необходимо срочно отправляться в путешествие - радость искать. Готовы? Тогда в путь?
Дети поворачиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога они проходят тропинки разного цвета.
«Перед нами зеленая тропинка. (проходим зеленый сектор) Идем по тропинке…Представьте себе, что вы попали на зеленую лужайку в лесу ... Вот сейчас мы с вами идем по очень мягкой травке(дети изображают, как они идут по мягкой травке)... Глубоко вдохните, выдохните. Слушаем, как поют птицы... шелестит трава... журчит ручей... Почувствуем аромат спелой земляники. А если мы протянем руку, то сорвем и положим в рот крупную, ароматную ягоду и ощутим сладость спелой земляники...
Очень ярко светит солнце, давайте пройдем солнечной дорожке (проходим желтый сектора). С нами решил поиграть солнечный зайчик.
Психогимнастика "Солнечный зайчик". Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладошками по лбу, по носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Он побежал по голове, шее, животику, по рукам и ногам. Он не озорник - он любит и ласкает тебя, и ты погладь его и подружись с ним.
Ребята вот мы и подружились с солнечным зайчиком. Идем дальше.
Но вот показался ручеек
Идем дальше. Вдруг на тропинке появился ручеек. Водичка в нем теплая (проходим синий сектор). Снова спокойно идем по тропинке…
Психолог:
Чтобы попасть в страну радости мы должны вспомнить, какое бывают настроения у людей
Упражнение «Мы умеем…»
Мы умеем обижаться. Мы умеем злиться. Мы умеем грустить. Удивляться. Мы умеем улыбаться и быть радостными. (Дети показывают).
Наконец мы подошли к тропинке радости.
И вот перед нами тропика радости, доброты давайте пройдем по ней (проходим красный сектор). Кто проходит по этой дорожке становится веселым, добрым. И вы в этом сейчас убедитесь. В стране радости есть волшебная палочка. Когда к нему подходит добрый, веселый человек, палочка начинает светиться и передает часть своей волшебной силы.
Вот мы с вами и попали в «Страну радости, доброты и вежливости». Я вижу в ваших добрых глазах ласку, доброту, внимание, заботу, любовь – все эти прекрасные качества нам очень понадобятся в путешествии.
Ну, а теперь я предлагаю все нам отправиться волшебную страну «Игралочка» ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В СКАЗОЧНЫЙ МИР игр
- Дидактические игры с большим парашютом:
- Игра « Круг, с фитбол мячами»
Цель: развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности, развитие пространственных представлений.
Психолог: Возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства, силы, дружбы. Во время проведения игр дети находятся в кругу, поскольку пособие состоит из секторов разного цвета в виде круга, что создаёт возможность открытого общения, ощущение целостности, завершённости, облегчает взаимодействие.
Сейчас я предлагаю выполнить задание, которое нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена. Педагог бросает большой фитбол (мяч), а дети должны его поймать и удержать так, чтоб он не упал на пол. Усложнение: на парашюте два фитбола.
Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?
А мы продолжаем наше путешествие
- Игра «Закончи предложение»
Цель: Развитие логического мышления, внимание и наблюдательности. Развитие слухового и зрительного восприятия. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я часто использую такие задания для развития логического мышления у детей
Мы с вами будем играть в игру «Закончи предложение», но отвечать будем не словесно, а движениями. Каждый ответ имеет свой цвет. (На каждый ответ вы должны пройти на определенный цвет)
- Ромашка белая, а василек…(синий)
- Огурец зеленый, а помидор… (красный)
- Трава зеленая, а солнце…(желтое)
- Осенью листья желтые, а летом… (зеленые)
- Яблоко красное, а лимон… (желтый)
- Заяц серый, а лягушка… (зеленая)
- Чайка белая, а море…(синее)
- Елка зеленая, а звезда… (красная)
Присаживайтесь за столы
- Работа за столами
- Упражнение «Цветик - семицветик» (на дыхание.)
Цель: развитие длительного плавного вылоха.
Перед детьми «Цветик - семицветик». Дети должны определить, какого цвета каждый лепесток у этого цветка, загадать желание и оторвать лепесток.
- Помогите ветру унести ваше желание, подуйте на лепесток длительно и плавно.
- Вдох делаем носом, а выдох - ртом.
- Пальчиковая гимнастика (можно платочки, можно цветные салфетки)
- Упражнение «Бабочки»
Цель: формировать щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип захвата в динамике; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.
Выполнение:
1. Платочек лежит на столе в развёрнутом виде.
2. Педагог произносит слова и показывает действие:
Пальцы весело шагали
И платочек собирали -
Превратился в тряпочку
Похожую на бабочку.
Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний «пошли» по диагонали по поверхности платка до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образуют складочку, и присоединяет её к большому пальцу. Собранные складочки закрепляются прищепкой - прилетела «бабочка».
- Игра «Сминание платочка»
На ладонь кладут салфетку и просят ребенка при помощи только пальцев одной руки смять бумагу в кулачок... А потом двумя руками
«Паучок»
Задача: учить поочерёдному присоединению пальцев (указательный, средний, безымянный, мизинец.) к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок»; развивать зрительную ориентацию.
Выполнение: 1. На столе лежит платок в развёрнутом виде.
2. Пальцы раздвинуты.
3. Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.
4.На слова педагога:
- Что задумал паучок?
- Я хочу собрать пучок.
Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок.
То же самое делают другой рукой.
Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.
- Игра «Цветные слова»
Цель: развитие памяти, внимания.
Предъявляются 7 – 8 цветных шарфов
Красный - огонь Зеленый - дерево Оранжевый - закат Желтый - солнце
Синий – дождь Коричневый - дорога
Белый – зима Голубой - небо
Ведущий поднимает шарф определенного цвета и называет слово, остальные запоминают.
- Игры на ориентировку «Бабочка и цветы»
Цель: развивать ориентировку на плоскости и в пространстве
- разложите цветы так, чтобы:
1 стол – так, чтобы … цветок был посередине, остальные по желанию.
2 стол – так, чтобы … цветок был слева, остальные по желанию.
3 стол – так, чтобы … цветок был справа, остальные по желанию.
-посадите бабочку:
1. на цветок
2. под цветок
3. между цветами
4. перед цветком
5. за цветком
6. справа или слева от цветка
- Игры с пособием «Солнышко»
Цель: развивать ориентировку на листе бумаги.
- Игра на «Ориентировку в пространстве»
-3 вверх (цыпленок)
-3 влево (мухомор)
-4 вниз и 2 вправо (ведро)
-2 вниз и влево (кукла)
-2 вверх и 6 вправо (ракета)
-1 вверх и 2 влево (солнышко)
Цель: формирование языкового анализа и синтеза, умение выделять звук на фоне слова.
2. Игра «Спрячь картинку» (закрываем по 2 картинки на звук)
- синие камешки – звук Р
- желтые камешки – звук Ш
- зеленые камешки – звук Ж
- оранжевые камешки – звук Л
***Работа с залом
Игры на внимание с цветными флажками. Например, ведущий поднимает Белый флажок – подняли руки и похлопали
Голубой флажок – потопали ножками
Красный флажок – покричали «ХА-ХА-ХА»
4. Игровое пособие «Маленький чудо-парашют» (приготовить)
Цель: учить согласовывать слова существительные с прилагательным, согласование числительных с существительным и прилагательным
- Игра «Картинки-контуры»
- Игра «Определи звук, найди картинку»
IV. Подведение итогов.
Рефлексия
Ну и в заключение, уважаемые педагоги, мы предлагаем вам высказать своё мнение о сегодняшнем мастер - классе и оценить нашу работу по следующим критериям:
1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;
2. Синий – понравилось, уже использую материал в работе;
3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.
4. Зеленый – было интересно, но в работе использовать не буду.
«Прощание»
И в завершении мастер – класса я предлагаю вам мысленно - положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.
А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!
А мы поблагодарим вас за внимание, а участников за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс «Цветовой игротренинг в работе ДОУ».
Обобщение и распространение опыта работы по использованию технологии цветотерапии в коррекционно – развивающей деятельности ДОУ. ...
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»
Мастер-класс на тему: «Роль дидактических игр в формировании математических представлений дошкольников. Изготовление дидактической игры «Цветовой код»...
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...
- Мне нравится (1)