«Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками» : «Воздух вокруг нас»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Грачева Наталья Владимировна

Задачи:

1.Воспитывать у дошкольников интерес к окружающей жизни, любознательность.

2.".Формировать умение у детей  устанавливать причинно- следственные связи ,делать выводы.

3.Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gracheva_n.v.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

«План-конспект  непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками»  : «Воздух  вокруг нас»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  1. продолжать знакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека («Познавательное развитие»);
  2. воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность («Познавательное развитие»);
  3. формировать умение у детей устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы («Познавательное развитие»);
  4.  развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования («Познавательное развитие»)
  5. развивать умение самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации («Социально-коммуникативное развитие»);
  6. воспитывать у детей культуру общения, навыки сотрудничества, умения работать в коллективе («Социально-коммуникативное развитие»);
  7. развивать самостоятельность, активность, инициативу («Социально-коммуникативное развитие»);
  8. активизировать речь детей, развивать  диалогическую речь («Речевое развитие»);
  9. развивать двигательную активность детей («Физическое развитие»).

Методы и приемы:

 - практические: экспериментирование с воздухом, дидактические игры на тему «Воздух вокруг нас», физминутка;

- наглядные: наблюдение за опытом, смотр презентации;

- словесные: отгадывание загадки о воздухе, беседа по теме, ответы детей на вопросы.

Материалы и оборудование: халаты на каждого ребёнка; клеёнки на столы, стаканчики (с бумажным цветком на дне) на группы детей;  солонки, воздушные шары, пластилин, дощечки на каждого ребёнка и воспитателя; мультимедийное оборудование, диск с презентацией «Воздух вокруг нас»; карточки для дидактической игры; кукла «Профессор Любознайкин». 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Утренняя гимнастика, подвижные игры, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физминутки, образовательная деятельность в спортзале на воздухе.

Игровая

Игровые ситуации,  игры с правилами (дидактические,  подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные) игры

Познавательно-исследовательская

Наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, 

Коммуникативная

Беседы,   речевые ситуации,  составление рассказов и сказок, творческие пересказы, составление и  отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги,  вопросы

Музыкальная

Слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, образовательная деятельность в музыкальном зале

Изобразительная

Аппликация, рисование, лепка, творческие проекты, деятельность в изостудии, мастерские по изготовлению предметов детского творчества 

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание,  чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый, др.)

Конструирование

Изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание

Поручения (индивидуальные и подгрупповые), дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) действия ,дежурство, задания, реализация проекта

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Мы его не замечаем

Мы о нем не говорим

Просто мы его вдыхаем

Ведь он нам необходим.

Дети отгадывают загадку.

Дети проявляют интерес к дальнейшей деятельности.

2.

Воспитатель предлагает вздохнуть и выдохнуть воздух.

Задает детям вопросы:

Что мы вдыхаем?

Что такое воздух?

Кто-нибудь видел воздух?

Почему мы его не видим?

 Какой воздух?

Что ещё бывает прозрачным?

Какой воздух на вкус?

Какого он запаха?

Дети вдыхают и выдыхают воздух.

Дети отвечают на вопросы и высказывают предположения.

У детей закреплены знания о свойствах воздуха: прозрачный, не имеет запаха и вкуса (безвкусный).

3.

Воспитатель предлагает проверить все предположения и приглашает детей в лабораторию «Профессора Любознайки».

Воспитатель предлагает разделиться на группы и подготовить места для эксперимента (воспитатель перечисляет, что нужно)

Дети принимают предложения. Одевают халаты, готовят оборудование, делятся на группы и занимают места в лаборатории.

Дети заинтересованы в  экспериментирование.

У детей закрепляются навыки самообслуживания.

4.

«Профессор Любознайкин» предлагает детям доказать, что воздух вокруг нас.

Опыт №1

«Профессор Любознайкин» берёт пустой стакан, на дно стакана крепится  бумажный цветок. Переворачивает стакан и медленно опускает в ёмкость с водой (стакан держит прямо).

Вопросы к детям:

Что получается?

Попадает ли вода в стакан?

Почему нет?

Дети наблюдают, высказывают предположения, делают вывод.  Самостоятельно проделывают опыт.  

Дети делают вывод, что  в стакане есть воздух, он не пускает туда воду, поэтому бумажный цветок не промок.

5.

«Профессор  Любознайкин» предлагает снова опустить стакан, но держать его не прямо, а чуть наклонив .

Вопросы  детям:

Что теперь происходит?

Откуда берутся пузырьки?

Почему бумажный цветок намок?

Что вместо воздуха в стакане?

Дети продолжают эксперимент.

Дети делают вывод, что если, стакан наклонить  воздух выйдет на вверх и туда попадёт вода, цветок промокнет.

6.

Опыт №2

«Профессор  Любознайкин» предлагает детям подуть в свои стаканчики через солонку.

Что же получилось?

Как у нас получилась буря?

Где можно ещё встретить воздух?

Дети самостоятельно проводят опыт. Отвечают на вопросы.

Дети закрепляют полученные знания, что воздух выходит в виде пузырьков на вверх.

7.

Опыт №3.

«Профессор Любознайкин»  
предлагает надуть воздушные шары, поймать воздух.

Вопросы детям:

Почему шарик надулся?

Что будет если воздух выйдет?

Что случится, если его будет много?

Дети самостоятельно проводят опыт. Отвечают на вопросы. Делают вывод.

Дети делают вывод, что воздух можно поймать, но весь в шар он не поместится. Если в шарике будет много воздуха, он лопнет.

8.

 Физкультминутка:

Дружно мы все встали в круг,

Будем делать – парашют.

Друг за другом мы идем,

Парашют в руках несем.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

 Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Дети выполняют движения по тексту

У детей удовлетворена потребность к двигательной активности.

9.

«Профессор Любознайкин» предлагает детям посмотреть фильм «Воздух вокруг нас»

Дети смотрят фильм.

Дети узнают, где можно встретить   воздух. Закрепляют знания о том, что без воздуха не может обойтись ничего живое.

10.

Воспитатель предлагает дидактическую игру «Выбери картинку, где есть воздух»

Дети выбирают картинку, где есть воздух.

У детей закрепляются полученные знания о воздухе.

11.

Опыт №4.

«Доктор Любознайкин» одевает на бутылку с замершей водой  шарик и ставит бутылку в ёмкость, далее наливает в ёмкость тёплую воду и шарик надувается  

Вопросы детям:

Что произошло?

Что мы сделали с воздухом в бутылке?

Как мы нагрели воздух?

Почему шарик надулся?

Дети наблюдают, отвечают на вопросы. Самостоятельно делают вывод.

Дети знают,  что  теплый воздух поднимается вверх и поэтому шарик надувается.

12.

Опыт №5

«Профессор Любознайкин» предлагает проверить детей «Что тяжелее воздух или вода?»

Детям нужно отщипнуть кусочек пластилина и бросить в стакан с простой водой. (пластилин тонет)

Затем во второй стакан воспитатель наливает воду с воздухом (газированную)

И дети также бросают туда кусочки пластилина (пластилин всплывает)

Вопросы детям:

Что с пластилином в первом стакане и во втором?

Почему, как вы думаете?

Дети самостоятельно выполняют опыт, отвечают на вопросы, делают вывод.

Дети делают вывод, что воздух легче воды, поэтому пузырьки сами всплывают верх и поднимают кусочки пластилина.  

13

Воспитатель предлагает детям убрать за собой оборудование, попрощаться с профессором и вернуться домой.

Дети убирают за собой оборудование, прощаются с «Профессором Любознайкиным», снимают халаты, возвращаются домой.

Дети проявляют самостоятельност,дружелюбие, воспитанность.

14

Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

Что узнали о воздухе? (Свойства).

Смогли бы мы жить без воздуха?

А растения и животные?

Что было интересно?

Что ещё хотели бы узнать о воздухе?

Дети отвечают на вопросы. Задают новые вопросы.

У детей сформировано умение обобщать полученный опыт..

Итоговое мероприятие:  выставка детского рисунка «Модель воздушного шара»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе оздоровительной направленности в рамках образовательной области «Познание» Тема: «Путешествие в зоопарк»

Систематизация и углубление представлений детей о животном мире жарких стран и Севера  (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

Интегрированная образовательная деятельность для дошкольников по образовательным областям: физическая культура, коммуникация и музыка на тему: “Сабантуй бәйрәменә рәхим итегез.- Добро пожаловать на праздник Сабантуй» (Сценарий праздника на детской площад

1 Ведущая:- Исәнмесез, балалар! Хәерле көн! Хәлләрегез ничек?Дети: - Исәнмесез! Хәерле көн! Әйбәт. - Кадерле балалар, хөрмәтле кунаклар, хәерле көн! Без бүген татар халкының олы бәйрәме...

План –конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками в средней оздоровительной группе. Тема: «Спасем Землю». В рамках образовательной области «Познание».

Представленный конспект в рамках образовательной области «Познание» по формированию у детей экологической культуры и осознанного отношения к природе....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ОНР по образовательной области «речевое развитие» с интеграцией образовательных областей Тема: «Квест-игр

Методический комментарий к плану-конспекту непрерывной образовательной деятельностис дошкольниками   подготовительной к школе компенсирующей группы для детей с ОНРпо образовательной области ...