Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
проект (старшая группа) по теме
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 34.35 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
«Детский сад комбинированного вида №228 «Голубка»
350078,г. Краснодар, ул.им.Тургенева №.146, тел./факс (861) 220-57-51, 220-45-07
e-mail:detsad228@kubannet.ru
Проект:
«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Автор проекта: Власова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед
Обоснование актуальности проекта.
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.
Цель проекта:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и
компетентности;
- Повышением педагогической культуры родителей;
- Вовлечение родителей в деятельность группы, совместная работа по обмену
опытом.
Задачи:
- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- Объединить усилия для развития и воспитания детей;
- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной
взаимоподдержки;
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях
- Повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте, а также профилактику речевых нарушений в школе.
Основное содержание.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя ее.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между педагогом и семьей, являются следующие:
- Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
- Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
- Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
- Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
- Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.
Основные этапы и сроки реализации проекта
1 этап – подготовительный: Теоретический этап;
Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
- Изучение методической литературы, интернет – ресурсов
- Анкетирование и изучение результатов
- Планирование активных форм взаимодействия педагога с родителя
- срок реализации – сентябрь 2017-2018 уч. г.
2 этап - Практический этап;
Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
- срок реализации - ноябрь – 2017 апрель -2018 уч. г.
3 этап – заключительный;
Цель – подведение итогов партнерства педагогов и семьи.
срок реализации – май 2018 г.
Риски:
- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, особенно из проблемных семей.
- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.
Механизмы реализации.
Месяц | Тема | Форма работы | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается» | Встреча-путешествие | Расширить контакты между педагогами и родителями. Моделирование перспектив на новый учебный год. Повышение педагогической культуры родителей | Привлечение родителей к совместной деятельности |
Выставка генеалогических древо «Моя большая семья» | Консультация «Семья и семейные ценности» | Формировать у родителей желание, познакомить детей со своей родословной. | Изготовление генеалогического древа семьи совместно родители и дети. Рассказ детей о своей семье. | |
«Шпаргалка для семьи» | Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей | Родителям о причинах и проявлениях дизартрии, а также упражнения на коррекцию речи ребенка | Повышение педагогической знаний родителей | |
Октябрь | Выставка примерных игр по развития воздушной струи | Мастер-класс для родителей «Развитие воздушной струи» | Рассказать о необходимости развития воздушной струи. Знакомство с упражнениями и играми. | Включение родителей в совместную деятельность |
Выставка игр на развитие мелкой моторики | Консультация «Играем пальчиками развиваем речь» | В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи | Повышение знаний родителей | |
Выставка игр по Кинезиология | Консультация «Кинезиология, что это?» | В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи | Повышение знаний родителей о видах игр для развития детей | |
Благоустройство площадки для прогулок детей | Совместный труд на благо детей | Включение родителей в совместную деятельность | Украшение участка | |
Ноябрь | Проект «Часы идут, а время бежит» | Консультация «Часы и минуты – как рассказать о них ребенку» Памятка «Что должен знать ребенок о времени» | Доставить радость детям и родителям; объединить работу родителей, педагогов и детей для участия в мероприятии | Создание музея часов. Изготовление часов. Участие родителей в итоговом мероприятии по проекту. |
«Что должен знать ребенок о времени» | Памятка | Для чего нужно учить детей знать и определять время. | Улучшение знаний детей о частях суток, днях недели, режиме дня. | |
«Шпаргалка для семьи» | Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей | Родителям о развитии мелкой моторики, как средство развития речи детей» | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия | |
Декабрь | Родительское собрание «Безопасный отдых в зимний период года» | Круглый стол | объяснить родителям актуальность, важность проблемы безопасности детей,. | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме. Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия |
Консультация | «Безопасность в доме» | Формирование у родителей привычки следить за безопасностью своего ребенка | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
«Шпаргалка для семьи» | Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей | Как интересно рассказать детям о времени года «Зима» | Повышение знаний родителей о видах игр для развития детей | |
Выставка книг «Сказки нужны детям» | Памятка для родителей «Сказки нужны детям» | О необходимости чтении книг детям, доставляя радость детям и родителям от совместного чтения. | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия | |
«Новогодние путешествия по странам» | Выставка детских работ | Формировать у детей и родителей заинтересованность к истории встречи Нового года в других странах | Совместная поисково - исследовательская деятельность родителей и детей. Создание творческих работ родителей вместе с детьми. Рассказы детей. | |
Знакомство с праздниками и традициями русского народа» | Консультация для родителей | Познакомить с русскими народными праздниками позволяющими решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
Январь | «Семейный логопедический тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка» | Тренинг | Подвести родителей к сотрудничеству, добиваться сближения и взаимопонимания с детьми. | Повышение уровня знаний родителей по автоматизации звука [c] в домашних условиях. |
«Хлеб всему голова» | Проект | Подвести родителей к сотрудничеству | Совместная поисково - исследовательская деятельность родителей и детей. | |
«Расскажите детям о хлебе!» | Консультация | Рассказать, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся. | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
«Золотая рыбка» | Мастер-класс для родителей по тесто пластике | Ознакомить родителей и детей с приготовлением и окраской солёного теста, для дальнейшего изготовления совместных творческих работ. | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
Февраль | Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» | Вечер-встреча | Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия |
«Зачем ребенка с нарушениями речи лечить у невролога» | Памятка | Родителям о причинах задержки речи | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
«Мой любимый папа» | Развлечения | Психологическое сближение детей и родителей, развитие положительных эмоций, чувства взаимопомощи | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия | |
«Как вы закаливаете ребенка» | Круглый стол | Приобщение родителей к закаливанию детей дома | Участие родителей в мероприятии | |
Март | Совместное творчество | Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек». | Формировать у детей и родителей заинтересованность в совместном изготовлении хлебобулочных изделий, бережное отношение к хлебу | Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой). |
«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей» | Консультация | Познакомить родителей с правилами этикета за столом | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
«Шпаргалка для семьи» | Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей | Рассказать родителям для чего нужно обогащать словарный запас детей. | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия | |
Совместно игровой досуг для детей и родителей | Игра – викторина «Хлеб-всему голова» | Приобщение родителей и детей к совместной творческой деятельности | Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия | |
Апрель | Родительское собрание «До свиданье, детский сад! Здравствуй школа!» | Вечер встречи | Рассказать родителям о достижениях детей на конец учебного года | Подведение итогов конструктивно-партнерского взаимодействия с семьей |
Подготовка руки ребенка к письму в школе | Памятка для родителей | Рассказать родителям для чего нужна подготовка руки ребенка к письму в школе | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
Эмоционально-волевая готовность детей к школе | Тренинг | Раскрыть родителям секреты эмоционально-волевого развития ребенка. | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме | |
Май | «Шпаргалка для семьи» | Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей | Как интересно рассказать детям о времени года «Лето» | Повышение знаний родителей о видах игр для развития детей |
Консультация для родителей «Оригами – средство познавательного и личностного развития Детей» | Содержание работы: Приобщение родителей и детей к совместной конструктивной деятельности дома | Изготовление птицы в технике оригами совместно родители и дети. | Выставка «Наши пернатые друзья» | |
«Несколько советов родителям дошкольников и будущих первоклассников" | Памятка | Родителям о ток, как поддержать ребенка при переходе его из детского сада в школу | Повысить образовательный уровень родителей по данной теме |
Результаты, достигнутые к настоящему времени.
Сегодня в нашей группе успешно реализуется долгосрочный, творческий проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка». Проходя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных методов обучения проект, позволил повысить педагогическую культуру родителей, устанавливать с ними доверительные и партнёрские отношения в совместной деятельности.
Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет педагогов в вопросах воспитания и обучения очень высок. 86% опрошенных родителей считают педагогов наиболее важным источником информации по воспитанию и обучению ребенка, которому они более всего доверяют. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Эти результаты совпадают с конечным предполагаемым результатом.
Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволяет создать благоприятные условия для сотрудничества с родителями дошкольников. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагогоа. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Литература:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,2010.
2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.
3. Под ред. Н.В.Микляевой. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. М.:ТЦ Сфера, 2010.
4. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями// Дошкольное воспитание.1998.№9.С. 23-31.
5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000.№1.- С. 41-49. 23 6. Струмилин.С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960.№7.-С.208.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...
Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."
В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением. Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...
Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"
laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...
Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»
В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....
Тема по самообразованию "Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка"
Для вовлечения семьи в единое образовательное пространство....
«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной,...
Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в ДОУ.
Представлен материал по использованию активных форм работы с родителями в ДОУ....