Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
проект (старшая группа) по теме

Власова Екатерина Сергеевна

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский  сад комбинированного вида №228 «Голубка»

350078,г. Краснодар, ул.им.Тургенева №.146,  тел./факс  (861) 220-57-51, 220-45-07

e-mail:detsad228@kubannet.ru

Проект:

«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Автор проекта: Власова Екатерина Сергеевна,

учитель-логопед

Обоснование актуальности проекта.

          Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании» ст.18.п.1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействий ДОУ и семьи.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования) заставляет искать новые формы взаимодействия. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад - только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно- образовательного процесса.

Цель проекта:

- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

   компетентности;

-  Повышением педагогической культуры родителей;

- Вовлечение родителей в деятельность  группы, совместная работа по обмену

   опытом.

Задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

- Объединить усилия для развития и воспитания детей;

- Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной  

   взаимоподдержки;

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- Поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях

- Повышение мотивационно - ценностной и коррекционно-логопедической направленности родителей на профилактику и коррекцию речевых нарушений в дошкольном возрасте, а также профилактику речевых нарушений в школе.

Основное содержание.

Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя ее.

Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между педагогом и семьей, являются следующие:

  •  Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
  • Установление между педагогами и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
  • Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
  • Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка.
  • Совместное со взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы и выбираются формы сотрудничества.

Основные этапы и сроки реализации проекта

1 этап – подготовительный: Теоретический этап;

Цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.

- Изучение методической литературы, интернет – ресурсов

- Анкетирование и изучение результатов

- Планирование активных форм взаимодействия педагога с родителя

- срок реализации – сентябрь 2017-2018 уч. г.

2 этап - Практический этап;

Цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

- срок реализации - ноябрь – 2017 апрель -2018 уч. г.

3 этап – заключительный;

Цель – подведение итогов партнерства педагогов и семьи.

срок реализации – май 2018 г.

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях группы, особенно из проблемных семей.

-  участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Механизмы реализации.

Месяц

Тема

Форма работы

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Родительское собрание «Путешествие в страну знаний продолжается»

Встреча-путешествие

Расширить контакты между педагогами и родителями. Моделирование перспектив на новый учебный год. Повышение педагогической  культуры родителей

Привлечение родителей к совместной деятельности

Выставка генеалогических древо «Моя большая семья»

Консультация «Семья и семейные ценности»

Формировать у родителей желание, познакомить детей со своей родословной.

Изготовление генеалогического древа семьи совместно родители и дети. Рассказ детей о своей семье.

 «Шпаргалка для семьи»

Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей

Родителям о причинах и проявлениях дизартрии, а также упражнения на коррекцию речи ребенка

Повышение педагогической  знаний родителей

Октябрь

Выставка примерных игр по развития воздушной струи

Мастер-класс для родителей «Развитие воздушной струи»

 Рассказать о необходимости развития воздушной струи. Знакомство с упражнениями и играми.

Включение родителей в совместную деятельность

Выставка игр на развитие мелкой моторики

Консультация «Играем пальчиками развиваем речь»

В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи

Повышение  знаний родителей

Выставка игр по Кинезиология

Консультация «Кинезиология, что это?»

В чем заключается влияние движений пальцев на развитие речи

Повышение  знаний родителей о видах игр для развития детей

Благоустройство площадки для прогулок детей

Совместный труд на благо детей

Включение родителей в совместную деятельность

Украшение участка

Ноябрь

Проект «Часы идут, а время бежит»

Консультация «Часы и минуты – как рассказать о них ребенку»

Памятка «Что должен знать ребенок  о времени»

Доставить радость детям и родителям; объединить работу родителей, педагогов и детей для участия в мероприятии

Создание музея часов. Изготовление часов. Участие родителей в итоговом мероприятии по проекту.

 «Что должен знать ребенок  о времени»

Памятка

Для чего нужно учить детей знать и определять время.

Улучшение знаний детей о частях суток, днях недели, режиме дня.

 «Шпаргалка для семьи»

Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей

Родителям о развитии мелкой моторики, как средство развития речи детей»

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

Декабрь

Родительское собрание «Безопасный отдых в зимний период года»

Круглый стол

объяснить родителям актуальность, важность проблемы безопасности детей,.

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме.

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

Консультация

«Безопасность в доме»

Формирование у родителей привычки следить за безопасностью своего ребенка

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

 «Шпаргалка для семьи»

Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей

Как интересно рассказать детям о времени года «Зима»

Повышение  знаний родителей о видах игр для развития детей

Выставка книг «Сказки нужны детям»

Памятка для родителей «Сказки нужны детям»

О необходимости чтении книг детям, доставляя радость детям и родителям от совместного чтения.

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

 «Новогодние путешествия по странам»

Выставка детских работ

Формировать у детей и родителей заинтересованность к истории встречи Нового года в других странах

Совместная поисково - исследовательская деятельность родителей и детей. Создание творческих работ родителей вместе с детьми. Рассказы детей.

 Знакомство с праздниками и традициями русского народа»

Консультация для родителей

Познакомить с русскими народными праздниками позволяющими решать многие задачи эстетического и нравственного воспитания

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

Январь

«Семейный логопедический тренинг как средство повышения результативности коррекции речи ребенка»

Тренинг

 Подвести родителей к сотрудничеству, добиваться сближения и взаимопонимания с детьми.

Повышение уровня знаний родителей по автоматизации звука [c] в домашних условиях.

«Хлеб всему голова»

Проект

Подвести родителей к сотрудничеству

Совместная поисково - исследовательская деятельность родителей и детей.

«Расскажите детям о хлебе!»

Консультация

Рассказать, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся.

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

«Золотая рыбка» 

Мастер-класс для родителей по тесто пластике

Ознакомить родителей и детей с приготовлением и окраской солёного теста, для дальнейшего изготовления совместных творческих работ. 
 Развивать мелкую моторику рук; Создание благоприятной атмосферы для взаимодействия педагогов, ребенка и родителя.

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

Февраль

Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников»

Вечер-встреча

Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

«Зачем ребенка с нарушениями речи лечить у невролога»

Памятка

Родителям о причинах задержки речи

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

 «Мой любимый папа»

Развлечения 

Психологическое сближение детей и родителей, развитие положительных эмоций, чувства взаимопомощи

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

«Как вы закаливаете ребенка»

Круглый стол

Приобщение родителей к закаливанию детей дома

Участие родителей в мероприятии

Март

Совместное творчество

Совместно с семьями составить кулинарную книгу «Старинные рецепты наших бабушек».

Формировать у детей и родителей заинтересованность в совместном изготовлении хлебобулочных изделий, бережное отношение к хлебу

Чаепитие с семьями (с домашней выпечкой).

«Роль семьи в воспитании навыков культуры поведения у детей»

Консультация

Познакомить родителей с правилами этикета за столом

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

 «Шпаргалка для семьи»

Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей

Рассказать родителям для чего нужно обогащать словарный запас детей.  

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

Совместно игровой досуг для детей и родителей

Игра – викторина «Хлеб-всему голова»

Приобщение родителей и детей к совместной творческой деятельности

Продолжение построения конструктивно-партнерского взаимодействия

Апрель

 Родительское собрание

«До свиданье, детский сад! Здравствуй школа!»

Вечер встречи

Рассказать родителям о достижениях детей на конец учебного года

Подведение итогов конструктивно-партнерского взаимодействия с семьей

Подготовка руки ребенка к письму в школе

Памятка для родителей

Рассказать родителям для чего нужна подготовка руки ребенка к письму в школе

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

Эмоционально-волевая готовность детей к школе

Тренинг

Раскрыть родителям секреты эмоционально-волевого развития ребенка.

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

Май

 «Шпаргалка для семьи»

Коррекционно-логопедический журнал для детей и родителей

Как интересно рассказать детям о времени года «Лето»

Повышение  знаний родителей о видах игр для развития детей

Консультация для родителей «Оригами – средство познавательного и личностного развития Детей»

Содержание работы: Приобщение родителей и детей к совместной конструктивной деятельности дома

Изготовление птицы в технике оригами совместно родители и дети.

Выставка «Наши пернатые друзья»

«Несколько советов родителям дошкольников и будущих первоклассников"

Памятка

Родителям о ток, как поддержать ребенка при переходе его из детского сада в школу

Повысить образовательный уровень родителей по данной теме

Результаты, достигнутые к настоящему времени.

Сегодня в нашей группе успешно реализуется долгосрочный, творческий проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка». Проходя через разные формы методической работы, организованной с использованием активных методов обучения проект, позволил повысить педагогическую культуру родителей, устанавливать с ними доверительные и партнёрские отношения в совместной деятельности.

Анкетирование родителей свидетельствует о том, что они готовы к сотрудничеству и доверительности. Авторитет педагогов в вопросах воспитания и обучения очень высок. 86% опрошенных родителей считают педагогов наиболее важным источником информации по воспитанию и обучению ребенка, которому они более всего доверяют. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Эти результаты совпадают с конечным предполагаемым результатом.

Социальная значимость проекта состоит в том, что он позволяет создать благоприятные условия для сотрудничества с родителями дошкольников. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками педагогоа.  Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Литература:

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М.,2010.

2. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005.

3. Под ред. Н.В.Микляевой. Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. М.:ТЦ Сфера, 2010.

 4. Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями// Дошкольное воспитание.1998.№9.С. 23-31.

 5. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000.№1.- С. 41-49. 23 6. Струмилин.С.Г. Нетрадиционные формы работы с родителями ДОУ // Новый мир. 1960.№7.-С.208.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...

Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."

    В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением.  Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...

Творческий отчет по теме самообразования " Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ"

laquo; Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в условиях ДОУ»...

Педагогический опыт работы воспитателя «Активные формы взаимодействие педагога с родителями»

В данном материале собраны актуальные формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении, необходимые для повышения активности родителей как участников образовательного процесса....

«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной,...

Использование активных форм взаимодействия педагога с родителями в ДОУ.

Представлен материал по использованию активных форм работы с родителями в ДОУ....