«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
проект
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №29 г. Лениногорск»
г. Лениногорска Лениногорского муниципального района
Республики Татарстан
План по самообразованию
на тему:
«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей
в интересах ребенка»
на 2019-2020 учебный год.
Выполнила:
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 29»
Артемьева З.Н.
План работы над темой самообразования:
«Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Актуальность: Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДО, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Так как же привлечь родителей к работе в детском саду? Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Цель: вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду
Предмет исследования:
Объект исследования:
Гипотеза:
Дата начала работы над темой: сентябрь 2019
Дата окончания работы над темой: май 2020
Предполагаемый результат:
-Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- Повышение педагогической грамотности родителей
-Повышение профессиональной компетентности педагогов;
- Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Обоснование выбора темы:
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е. А. Мухачёва)
Сначала формы работы с родителями в нашей группе были достаточно традиционными:
- родительские собрания 3 раза в год;
- индивидуальные и групповые беседы;
- советы и рекомендации для родителей в родительском уголке;
- творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты);
- консультации для родителей;
- дни открытых дверей.
Я поняла, что работа, которую мы ведём с родителями, недостаточна и решила выбрать тему по самообразованию, связанную с изучением проблем по взаимодействию детского сада с семьёй, так как от участия родителей в работе детского сада выигрывают все. В 2019 году я начала работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи по теме «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка». Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Я использовала активные формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания:
“Готовим детей к школе”, “Развитие творческих способностей детей” ,“Безопасность детей в ваших руках”.(Приложение 1)
– консультации “Организация питания детей дома”, “Между мамой и папой или как помочь ребенку в период развода”, “Как провести выходные с детьми”, “Пожарная безопасность”, “Наша родная мова” (Приложение 2)
-Информационные листки:“Прививки против гриппа”, “Витамин С”,“Права ребенка на любящих родителей”,“Меню выходного дня”, “Грипп и его профилактика”,“Пожарная безопасность”(Приложение 3)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
-Проект по взаимодействию с семьей «Скоро в школу» (Приложение 4)
-Участие в организации родителей к конкурсам по номинациям:
- «Трудимся, играем, отдыхаем»
- «Азбука бережливости дома» (папка)
- «Умелые ручки» (атрибуты для кукольного уголка)
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
«Дары осени»;
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Поздравляем наших пап»;
- спортивный праздник «В веселую спортландию спортивною семьей»
- празднование дней рождений;
Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания.
Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско- родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Поздравляем наших пап», посвящённый 23 февраля целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение, в свободное время дети рисовали портреты своих пап, готовили музыкальные номера, учили стихи. Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Этапы работы:
1 этап. Подготовительный (выявление)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | Сентябрь 2019- ноябрь 2019 |
2 | Постановка целей, задач работы | |
3 | Выдвижение гипотезы |
2 этап. Аналитический (изучение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Составление плана работы по самообразованию | Ноябрь 2019-январь 2020 |
2 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) |
3 этап. Организационный (обобщение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть:
| Январь 2020- февраль 2020 Февраль 2020- май 2020 |
2 | Практическая часть: - посещение семей воспитанников на дому; - родительские собрания: “Готовим детей к школе”, “Развитие творческих способностей детей” ,“Безопасность детей в ваших руках”.(Приложение 1) – консультации “Организация питания детей дома”, “Между мамой и папой или как помочь ребенку в период развода”, “Как провести выходные с детьми”, “Пожарная безопасность”, “Наша родная мова” (Приложение 2) -Информационные листки:“Прививки против гриппа”, “Витамин С”,“Права ребенка на любящих родителей”,“Меню выходного дня”, “Грипп и его профилактика”,“Пожарная безопасность”(Приложение 3) - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. - Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»); -Проект по взаимодействию с семьей «Скоро в школу» (Приложение 4) -Участие в организации родителей к конкурсам по номинациям: - «Трудимся, играем, отдыхаем» - «Азбука бережливости дома» (папка) - «Умелые ручки» (атрибуты для кукольного уголка) - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями. «Дары осени»; - Дни открытых дверей; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - совместное создание предметно – развивающей среды; - работа с родительским комитетом группы; |
4 этап. Завершающий (внедрение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме | Май 2020 |
2 | Оформление опыта работы:
|
5 этап. Презентационный (распространение)
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы» , фотоотчёт | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт» | |
3 | Подготовка материала к публикации в печатных изданиях | |
4 | Участие в педагогических конкурсах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы взаимодействия педагога -психолога с воспитателями"
Методическое объединение педагогов-психологов.....
Презентация «Активные формы взаимодействия педагога с родителями»
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педа...
Обобщение опыта по теме «Развитие речи дошкольников в играх посредством повышения компетентности родителей в условиях внедрения активных форм взаимодействия участников образовательного процесса»
Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи является необходимым условием работы по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи детей дошкольного возраста,...
Самообразование, тема: "Внедрение активных форм взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка."
В последнее время много нового появляется во взаимодействии и поиске контакта семьи с дошкольным учреждением. Но основной идеей является то, что в воспитании детей основная ...
Проект «Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка»
Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, б...
Тема по самообразованию "Внедрение активных форм взаимодействия педагога и родителей в интересах ребенка"
Для вовлечения семьи в единое образовательное пространство....