Эссе "Роль дошкольного образования в духовно-нравственном воспитании личности"
статья по теме

Брындина Татьяна Анатольевна

Размышление о мере ответственности педагога-дошкольника в становлении личности ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Брындина Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель

дошкольного образовательного учреждения № 46 г.Канска

   

  «Роль дошкольного образования

в духовно-нравственном воспитании личности»

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Л.Н. Толстой 

        Обращаясь к этой теме, хотелось бы осознать, какие проблемы существуют в современном обществе и чем вызвана необходимость модернизации образования в России.                                                 

За последние сто лет человечество шагнуло далеко вперёд в плане научно-технического прогресса. Значительно облегчен труд и быт людей. Среднее образование в нашей стране стало не только доступным, но и обязательным. Развитая правовая система, бесплатная медицинская помощь, социальная защита граждан  - привычные понятия, существующие в нашем государстве на благо общества.  Но при этом… С каждым годом увеличивается количество разводов, ослабевают отношения между родителями и детьми, участились случаи жестокого обращения с членами семьи. Молодёжь становится более безнравственной, недисциплинированной, эгоистичной, не признающей авторитетов. Увеличивается число людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Люди становятся всё более беспокойными, неуравновешенными, неудовлетворёнными; доброта и сердечность в отношениях отошли на второй план. Эти и другие симптомы заставляют задуматься о правильности расстановки акцентов в период формирования личности человека. И именно поэтому сегодня происходит поворот от учебно-дисциплинарной модели воспитания к личностно-ориентированной.              В.И. Слободчиков говорил: «Детство – это период сотворения своего «Я».

Много лет назад я лежала с ребёнком в детской больнице, где был бокс с брошенными детьми. Им было по два-три месяца. Они реагировали на каждый звук или движение в надежде, что кто-нибудь возьмёт их на руки. Персонал больницы запрещал нам (мамам других детей) это делать, и их можно понять: дети привыкнут к рукам и будут кричать, а персонал едва успевает сделать необходимое (переодеть, накормить, провести процедуры и т.д.) Эти дети должны были привыкнуть к тому, что их не любят (ведь для младенца любовь и заключается в близости родителей, их ласковых словах и прикосновениях). И они привыкают…                                         

Проходя вблизи детского дома, среди прохожих мы сразу замечаем детдомовских детей. Сегодня обеспеченности этих детских учреждений можно позавидовать: детей очень хорошо кормят, одевают, содержат в чистоте и комфорте; им предоставляется возможность получения как обязательного, так и дополнительного образования. Но часто на лицах таких детей лежит печать отверженности, потому что им пришлось пережить это отвержение от тех людей, в которых  Богом заложено любить их и заботиться о них, какими бы они ни были. Не секрет, что таков удел не только тех детей, от которых отказались родители или родителей которых лишили родительских прав. Немало детей и сегодня воспитываются в неблагополучных семьях.                                                                

Но это лишь пример одной из крайностей. Педагоги в своей деятельности сталкиваются с самыми разными перекосами в формировании личности ребёнка.  Гиперопека или вседозволенность в «благополучных» семьях имеют лишь вид любви, на самом же деле являясь эгоистичностью или амбициозностью родителей и тоже весьма разрушительно сказываясь на личности и здоровье ребёнка. Практика показывает, что, несмотря на всю просветительскую работу,  далеко не все родители готовы признать несовершенства своих методов воспитания и что-либо изменить в этом направлении (по разным причинам).        

Самому же ребёнку крайне трудно сориентироваться в мире, где средства массовой информации нередко пропагандируют безнравственность, распущенность, насилие и алчность; где компьютеры заменили общение, прогулки на свежем воздухе, возню с домашними животными и посильную работу по дому.                                                

Получается, что одна из самых важных и сложных задач педагога – несмотря на все неправильные установки, которые ребенок приобретает в семье, обществе или виртуальном мире, увидеть заложенные в нём ресурсы и направить их на созидание его личности. Снять с детей те ярлыки, к которым они привыкли,  помочь им осознать свою уникальность и стать теми, кем они являются.                                                                

Поэт Дуглас Мэллок сказал:                                                         

«Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,                                 Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой;                         Выигрываем мы или проигрываем — неважно,                         Проявляй лучшее, что в тебе есть…»                                        

Мы должны разрушить навязчивые стереотипы связи успеха с богатством, властью и популярностью и связать его в сознании ребёнка с развитием имеющихся у него способностей и с объективной значимостью для общества деятельности, в которой они проявляются.                                

Но все эти прекрасные устремления невозможно воплотить в жизнь без любви, как бы громко это ни звучало. Всем, кто имеет дело с детьми, известно, что ребёнок очень тонко воспринимает именно невербальные методы воздействия. Ребёнку не столь важно, чему мы хотим его научить, как то, насколько хорошо мы к нему относимся. Бытует мнение, что любить чужих детей невозможно… Смотря что подразумевать под словом любовь…  В греческом языке существует четыре основных значения этого понятия:                                                                                        

эрос – чувственная, страстная любовь;                                                

строге – любовь-привязанность к семье, отечеству, народу;                

филео – дружеская любовь;                                                                

агапе – безусловная, жертвенная любовь.                                        

Агапе – любовь, отражающая сущность самого Бога, любовь нелицеприятная, любовь часто «несмотря на…», любовь-решение…        

Агапе – тот вид любви, без которого не обойтись, когда речь не идёт о семейных связях, чувственном или дружеском магнетизме. Она желает самого лучшего для других людей, она отдаёт себя. И как же агапе способна вписаться в современную систему образования? В чём может заключаться её жертвенность? В том, чтобы педагог покинул зону комфорта обыкновенной передачи информации или декларации инструкций и направил все усилия своей души на то, чтобы вникнуть в душу ребёнка настолько, чтобы тот почувствовал личную заинтересованность педагога в его созидании.                                                                        

Бывший госсекретарь США по вопросам образования Ширли Хафстэдлер сказала: «Секрет успеха учителя состоит в том, чтобы …принять на себя глубокую личную ответственность за успехи или неудачи каждого учащегося.»                                                                 

Любовь и личное отношение не пропишешь в программе, но без этого ребёнку намного труднее будет овладеть теми самыми желанными качествами личности, к которым мы так стремимся: инициативностью и самостоятельностью, способностью принимать решение; положительным отношением к миру, труду и другим людям; умением договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других людей, разрешать конфликты; способностью к волевым усилиям; соблюдением правил и норм поведения… Здесь приведены некоторые целевые ориентиры Федерального Государственного Образовательного Стандарта на этапе завершения дошкольного образования.                 

Но разве взрослых не с таким набором личностных качеств  мы хотим видеть вокруг себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

Программа дополнительного образования для детей младшего дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию

Данная программа включает в себя цикл занятий по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста и составлена на основе программы "Социокультурные истоки" И. А. Кузьмина...

"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы

Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...

Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.

В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое  воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и  сложной  проблемой, которая  должна  решаться  сегодня  все...

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей

laquo;Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и  нравственному воспитанию дошкольников»...

Интеграция дошкольного и дополнительного образования в духовно- нравственном воспитании детей

В последние годы деятельность дошкольных образовательных учреждений направлена на внедрение новых программ, соответствующих индивидуальным возможностям детей, развивающих их индивидуальный, эмоциональ...

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.

Конкурс методических разработокдля педагогов дошкольных образовательных учреждений «Духовно-нравственное воспитание в современной системе образования»Дата:25.02.2023г.Диплом за участие...