Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
рабочая программа (средняя группа)
«Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2017-2018.docx | 84.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
«Согласовано» «Утверждаю»
На заседании педагогического совета Заведующий МБДОУ д/с №2 «Малышок»г. Грязи
МБДОУ д/с №2 «Малышок» г.Грязи ____________Конопелкина Е.А.
Протокол от «____»____________2017г №_____ Приказ от «____»__________2017г№______
Программа дополнительного образования
по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей
на тему:
«Форма работы с родителями, как привлечение к духовно- патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников»
(для детей от 5-6 лет)
Срок реализации – 1 год
Составила:
Плохих Татьяна Александровна
Воспитатель высшей категории
Г. Грязи
2017-2018г
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачев.
Пояснительная записка.
«Программа по духовно-нравственномуи патриотическому воспитанию дошкольников» является образовательным программным документом, разработанным в МБДОУ детский сад №2 «Малышок» г.Грязи Липецкой области.
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития общества. В старшем дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира. Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни. «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли», - писал Н.И. Пирогов.
Программа содержит три раздела: нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей. Задачи этих трех разделов дифференцированы, но компоненты работы взаимосвязаны и взаимозависимы.
Содержание каждого раздела Программы состоит из задач и практико-ориентированных материалов, включающих в себя содержание работы по данному разделу Программы с детьми и четыре категории вовлеченности родителей в педагогический процесс:
1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды в соответствии с содержанием духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.
2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.
3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.
4. Педагогический диалог с родителями.
(для привлечения семьи к нравственно - патриотическому и духовному воспитанию дошкольников, педагоги сами определяют содержание этой работы в своей возрастной группе, по каждому разделу Программы воспитания).
Каждый раздел Программы имеет свою базовую методологическую и психолого – педагогическую основу.
Новизна и отличительная особенность.
Детство один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Становление человека, гражданина происходит в самый нежный и чувственный период жизни. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Поведение взрослого человека, степень его культурной и духовной идентичности, нравственно - патриотические ценности и личностные смыслы во многом детерминируются « слоем детского сознания» ( Д.Б.Эльконин. «Развитие личности ребенка – дошкольника»), поэтому весьма значимо культивировать в сознании педагогов и родителей особое отношение к ценностно – смысловому содержанию нравственно – патриотического и духовного воспитания дошкольников.
Ребенок сам познает и принимает многообразие внешнего мира. Но способность оценивать его, разумно жить, бережно и гуманно взаимодействовать с ним, рождается благодаря усилиям взрослых - родителей, педагогов и тех, кто оказывается рядом с ребенком в каждый миг его жизни.
По мнению И.С.Кона (Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива) в детстве происходит становление социокультурной личности. Ребенок впервые начинает открывать мир ценностей, смыслов, отношений, прежде всего, через социальную картину своей семьи.
Поэтому автор считает целесообразным включение в «Программу по духовно- нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников» раздела «Категории вовлеченности родителей в педагогический процесс» («Формы работы с родителями для привлечения семьи к нравственно - патриотическому и духовному воспитанию дошкольников».)
В периоды смены экономических и общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и, прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, жизненных ценностей и установок. Ситуация в России не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья. Однако не менее важно заложить основы душевного здоровья: четкие моральные ориентиры, нравственные, и духовные черты личности, чувство патриотизма. Сформированность нравственных ценностей - важнейший показатель целостной личности, самостоятельной и ответственной, способной создавать собственное представление о своем жизненном пути.
Еще 20 лет тому назад в задачах воспитания ребенка дошкольного возраста отражались такие важные направления, как формирование уважения к труду, к старшим, приоритеты доброты и честности перед материальным достатком. Установки, получаемые ребенком в детском саду, совпадали с установками семьи, с тем, что освещалось в детской литературе и транслировалось в СМИ.
В государстве существовала идеология, в которой высшей ценностью признавалось общественное благо. Это способствовало воспитанию в индивидуальном сознании патриотизма, нравственных качеств, доброты и внимательного отношения к другим людям.
Педагогическая целесообразность.
Современные родители воспитывают ребенка не для общества, а «для него самого». Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.
Важной приметой времени стала и поликультурность среды. В группах детских садов появляется все больше детей различных национальностей, принадлежащих к различным вероисповеданиям, имеющим разные традиции. Каждый ребенок настаивает на соблюдении своих традиций и не имеет представления о необходимости уважения традиций других культур и народов.
Много времени современные дети проводят у экранов телевизоров и компьютеров. Такая направленность на виртуальное потребление неизбежно приводит к отрыву ребенка от объективности, реальности окружающего мира.
«Духовность – это основа общества, его фундамент. Но, к сожалению, сегодня он у нас слаб, несмотря на колоссальные усилия. Можно выработать массу законов, запретов, программ, но гораздо продуктивнее – воспитать ребенка так, чтобы он дорожил истинными культурными ценностями и потому был способен противостоять злу». (газета «Комсомольская правда» от 30.10. 2010г.)
Современная система дошкольного образования должна помочь ребенку в познании общечеловеческих ценностей жизни: нравственности, духовности, патриотизма.
Для каждого человека естественно желание гордиться своими родителями, а также народом, к которому принадлежишь. Поэтому, очень важно воспитание здорового патриотизма, нравственных и духовных черт личности у детей, начиная с дошкольного возраста.
Чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви: знакомить ребенка с лучшими достижениями его соотечественников, примерами патриотизма, благородства, трудовых подвигов и др.
В этой ситуации система образования должна осознать ответственность за формирование у нового поколения ориентаций:
● на уважение и доверие к старшим; восприятие рассказов о жизни и деятельности действительно выдающихся людей, граждан России;
● интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране;
● ориентацию на продуктивный, полезный и значимый для других людей труд;
● правильные, эталонные представления о добре и зле, формирующие соответствующие модели поведения;
● привитие детям уважения к своей культуре и культуре других народов;
● приобщение детей к простым, вечным, подлинным человеческим духовным ценностям.
Постижение и осмысление в детстве вечных ценностей жизни - Добра, Красоты, Любви, определяет впоследствии тип личности – созидательный или разрушительный, способный или не способный жить в мире людей в Согласии, Сотворчестве, Содействии. Именно содержание нравственного, патриотического и духовного воспитания формирует у человека смысл собственной жизни, назначение в обществе, своей семье, социальном пространстве взрослых.
Современные концепции детства основаны на идее его определяющей роли в психическом развитии и становлении черт личности, в т. ч. нравственных, духовных. ( А.Г. Асмолов, В.С, Мухина.Р.М.Чумичева, В.С, Слободчиков, Н.А. Платохина.)
Многими исследователями ценностно–смысловая идентификация ребенка понимается как базовый механизм духовно-нравственного развития личности, обеспечивающий становление основ духовно-нравственной культуры, открытие ее ценностей и смыслов, активизирующих потребность ребенка принять лучшие образцы поведения, общения, и идентифицировать себя с ними, создавая свою траекторию жизни с ориентацией на эмоционально воспринятые эталонные ценностные ориентиры и установки взрослых.
Духовно–нравственная среда ребенка создает предпосылки для постепенного наращивания личного опыта ценностного отношения к миру и открытия личностных смыслов.
Культурные события детства в силу образности и яркости оставляют эмоциональный след в памяти ребенка, и побуждают его к интеллектуально – познавательному, духовному и личностно–нравственному действию. Идентификация стимулируется столкновением противоположных сил и тенденций развития внутреннего и внешнего, идеальных моделей отражения внешнего мира и самой объективной действительностью.
Задача воспитателя СОПРОВОДИТЬ ребенка в ситуации выбора эталона в пространстве мира культуры, социума и мира ребенка. В процессе, когда у него идет внутренняя борьба и его выбор обеспечивает постижение, осознание, смыслов событий, поведения другой личности, собственных действий. Когда у него возникают предпочтения личности (ценности – антиценности: красивое – безобразное, доброе – злое, духовное – бездуховное, нравственное – безнравственное и т.п. )
Доминантной идеей разрабатываемей Программы является идея отбора ценностно–смыслового содержания, доступного пониманию и усвоению дошкольниками, для нравственного, патриотического и духовного воспитания детей.
Актуальность.
Дошкольное детство – начало жизни. Этот период ребенка во многом зависит от взрослых, как воспитателя, так и родителей, воспитывающих его.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – наиболее сложное и высокое человеческое чувство. Это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, Флагу, Гербу Родины. Знания о Родине святы для русского народа. Это не просто сведения, которые получают дети. Это истины, которые затрагивают их чувства.
Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель программы:
Вызвать интерес и желание как можно больше знать о родном поселке, его историческом прошлом, уточнить и обобщить эти знания; приобщать детей и их родителей к истории родного края, своеобразию его животного мира; воспитывать любовь к малой родине, гордость за свою семью.
Задачи нравственного, патриотического и духовного воспитания детей.
Нравственное воспитание
Задачи нравственного воспитания:
- Всесторонне развивать личность ребенка, формировать нравственные качества. Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
- Продолжать развитие дружеских отношений в детском коллективе, используя уже более устойчивые в этом возрасте симпатии детей, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия.
- Формировать межличностные отношения мальчиков и девочек при выборе сюжетов коллективных игр.
- Закреплять знание вежливых слов, умение выполнять правила вежливости в отношениях со сверстниками и взрослыми.
- Учить оценивать поступки, свои и чужие, формируя правильные суждения детей о других и себе.
- Обращать внимание детей на то, что провинившийся всегда может исправиться, если будет стремиться выполнять правила поведения.
- Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.
- Воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Воспитывать внимание к окружающим людям, стремление поздравить их с памятными событиями, преподнести подарки, сделанные своими руками.
- Продолжить знакомство с профессиями, так, чтобы знания детей о человеке – созидателе вызывали положительные эмоции. Разъяснять детям значимость их труда. Воспитывать у детей положительное отношение к труду, желание выполнять посильные трудовые поручения.
Практико-ориентированные материалы:
1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды в соответствии с содержанием духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.
2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.
3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.
4. Педагогический диалог с родителями.
(для привлечения семьи к нравственно - патриотическому и духовному воспитанию дошкольников).
Содержание нравственного воспитания:
Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.
Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами («здравствуйте», «до свидания», пожалуйста», «извините»,« спасибо» и т.д.)
Привлекать детей к посильному участию в подготовке различных семейных праздников. Иметь постоянные обязанности по дому.
Формировать необходимые умения и навыки в разных видах труда. Воспитывать самостоятельность и ответственность. Показывать результаты труда и его общественную значимость.
Прививать детям чувство благодарности к людям за их труд.
Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека; к произведениям искусства.
Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.
Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее.
Развивать у детей желание помогать друг другу.
Развивать волевые качества: доводить начатое дело до конца, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать хорошему примеру.
Патриотическое воспитание.
Задачи патриотического воспитания:
- Воспитывать любовь к Родине. Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
- Расширять представления о государственных и народных праздниках.
- Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (День защитника отечества, День Победы и т. д.) Продолжать расширять представления о Российской армии.
- Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Расширять представления о родном крае, городе, селе.
- Продолжить работу по теме «Моя семья». Формировать у детей интерес к своей родословной.
- Расширять представления детей о Российской армии, рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность.
- Продолжить знакомство с социумом, на прогулках рассматривать общественные здания, обращать внимание на особенности архитектуры. Проводить занятия цикла «Мой город – моя малая Родина»; составлять альбомы «Мой город», макеты «Улицы, по которым мы ходим».
- Расширять представления детей о людях разных профессий (строители, земледельцы; работники транспорта, связи и т. д.).
Практико-ориентированные материалы:
1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды в соответствии с содержанием духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.
2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.
3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.
4. Педагогический диалог с родителями.
(для привлечения семьи к нравственно - патриотическому и духовному воспитанию дошкольников).
Содержание патриотического воспитания:
Объяснить, что наша страна называется Российская Федерация (Россия); показать на карте всю Россию, ее моря, озера, реки, горы, леса, отдельные города. Познакомить с Москвой, столицей России. Рассказывать детям о том, что Москва – главный город, столица нашей Родины.
Продолжать формировать интерес к «малой Родине», рассказывать о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Перед праздником прогуливать детей по украшенным улицам, возложить цветы к памятникам погибшим воинам.
Побуждать рассказывать о родственных отношениях в семье, изобразить свое генеалогическое древо (начать с бабушки и дедушки). Проводить встречи с близкими взрослыми. Рассматривать семейные альбомы. Создавать альбомы «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки» и т. д. Беседовать о младших братьях и сестрах и воспитывать стремление заботиться о них в своей семье.
Познакомить с понятием «хозяйство семьи», поговорить о том, у кого какие обязанности по дому; учить уважать свой труд и труд других членов семьи.
Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
Дать детям знания о названии родного города, (поселка), страны, ее столицы.
Познакомить с произведениями живописи (И.Шишкин, И. Левитан, В, Серов, И.Грабарь, П.Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников.
Рассматривать с детьми картины, репродукции, альбомы с военной тематикой.
Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.
Рассказывать о важности и значимости труда.
Знать, где работают родители, как важен для общества их труд.
Духовное воспитание.
Задачи духовного воспитания:
- Всесторонне развивать личность ребенка, формировать духовные качества, художественно – творческие способности.
- Формировать основы досуговой культуры (игры, чтении е книг, рисование, лепка, прогулки, походы и т. д.)
- Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства.
- Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству.
- Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.
- Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр).
- Познакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства.
- Подвести детей к понятиям «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Знакомить детей с национальным декоративно – прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно – прикладного искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
- Учить детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.
Практико-ориентированные материалы:
1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды в соответствии с содержанием духовного, нравственного или патриотического воспитания детей.
2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе воспитания ребенка.
3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.
4. Педагогический диалог с родителями.
(для привлечения семьи к нравственно - патриотическому и духовному воспитанию дошкольников).
Содержание духовного воспитания:
Создавать условия для проявления культурно – познавательных потребностей, интересов, запросов и предпочтений, а также использования полученные знаний и умений для проведения досуга.
Создавать условия для развития индивидуальных способностей и интересов ( собирать коллекции и т. д.)
Развивать эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства
Научить различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
Продолжать знакомить с народным декоративно – прикладным искусством ( Городец, Гжель), Расширять представления о народных игрушках ( матрешки – городецкая богородская, бирюльки).
Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями. Развивать певческие навыки и исполнительское умение в танцах
Развивать художественно – творческие способности, поэтический и музыкальный слух, чувство цвета, ритма, формы, композиции. Учить практическим навыкам рисования, лепки, выразительного чтения стихов, рассказывания.
Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников – иллюстраторов. Детских книг (Ю.Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.).
Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах.
Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках.
Поддерживать увлечения детей в разнообразной художественной деятельности, создавать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Программа дополнительного образования по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детейрассчитана на один год обучения и направлена на всестороннее, гармоничное и целостное развитие личности детей дошкольного возраста от 5 до 6 лет.
Формы и режим проведения занятий.
Формой организации учебных занятий является групповойсовместно с родителями.
Работа педагога с обучающимися осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности. Осуществляется путём организации занятий 1 раз в неделю. Продолжительность занятия составляет от 20-30 мин.
Ожидаемый результат. К концу года дети 5-6 лет должны уметь:
У детей сформирована любовь к Родине, чувство гордости за ее достижения, уверенность в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущем. Сформировано уважение к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; стремление в своих поступках следовать положительному примеру.
К концу реализации программы дети могут:
- Знать свой домашний адрес, название города, области.
- Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка и области, уметь рассказать о них.
- Хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения.
- Охотно вступать в общение, поведение и общение ребенка устойчиво, положительно направленно.
- Отличается речевой активностью, готовностью принять общий замысел, умеет сам выдвинуть идеи, составить план действий, организовать партнеров.
- Проявлять активный познавательный интерес к миру.
- Хорошо знать и называть членов своей семьи, родственников.
- Высказываться о знаменитых земляках, знает профессии, название транспорта, достопримечательности родного города.
- Знать районный центр, областной центр, некоторые его достопримечательности.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, район
Учебный план.
Возраст | Время одного занятия | Периодичность в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
5-6 лет | 20-30 минут | 1 | 4 | 36 |
Содержание образовательной программы.
«Мой дом, моя семья».Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
«Родная природа». Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старших группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире.
«С чего начинается родина?».Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелей культуры, знаменитых земляках.
«Знакомство с народными промыслами. Традиции и обычаи»».
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством.
Календарный учебный график
№ п.п | Содержание | Наименование возрастных групп |
Средняя группа | ||
1 | Количество возрастных групп | Одна группа |
2 | Начало учебного года | 01.09.2017г |
3 | Окончание учебного года | 31.05.2018г |
4 | Количество часов в неделю | 1 |
5 | Количество часов в год | 36 |
6 | Зимние каникулы | С 01.01.2017г по 08.01.2017г |
7 | Время проведения ДО | Пятница, 16.00-16.20(+10мин) |
8 | Продолжительность ДО | 20-30мин |
9 | Регламентирование ДО на один день | 1 ДО, вечер |
УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями соблюдаются основные условия:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Техническое оснащение комнаты
№ | Наименование | Количество (шт.) |
1. | Стол | 6 |
2. | Шкаф для хранения пособий | 1 |
3. | Стеллаж | 2 |
4. | Магнитная доска | 1 |
5. | Магнитофон | 1 |
6. | Ноутбук | 1 |
7. | Проектор | 1 |
8. | Экран | 1 |
Используемые материалы при работе:
Дидактические и наглядные пособия;
современные средства ТСО;
методическая литература;
Репродукции картин;
картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой город»; «Моя семья»;
художественная литература;
грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
символика Грязинского района.
ПереченьНаглядно – дидактических пособий.
Серия «Мир в картинках» издательства М.: Москва – Синтез.:
* День Победы.
* Великая отечественная война в произведениях художников.
* Родная природа.
* Времена года.
* Мой город.
* Профессии.
*Кем быть.
* Мой дом.
* Филимоновская народная игрушка.
*Городецкая роспись.
*Дымковская игрушка.
*Хохлома.
*Гжель.
Способы работы:
Программа содержит три раздела: нравственное, патриотическое и духовное воспитание детей. В практико-ориентированные материалы, необходимые для реализации задач программы, входит содержание работы воспитателей и четыре курса вовлеченности родителей в педагогический процесс (формы вовлечения родителей в педагогический процесс детского сада)
Курсы вовлеченности родителей в педагогический процесс:
1. Участие родителей в создании предметно – развивающей среды в соответствии с содержанием раздела воспитания Программы:
- Создание игровых оригинал – макетов: « В русской избе», «Русское подворье» и т. д.
- Участие в сборе экспонатов для мини – музея в группах;
- Помощь в создании тематических фотоуголков; фотовыставок;
- Помощь в создании для групп тематических коллекций: значков, открыток, и т. д.
- Помощь в изготовлении тематических альбомов: «Достопримечательности города Грязи», «Фольклорные праздники на Руси», «Они сражались за Родину»; «Столица нашего государства», «Народные гуляния на Масленицу в старину»; «Виды изобразительного искусства» и т. д.
- Подбор иллюстраций для тематических папок;
- Организация выставки семейных фотоальбомов: «Армейский альбом дедушки и бабушки» и «Армейский альбом папы» и др.
- Помощь в организации групповой выставки генеалогических древ семьи.
2. Непосредственное участие родителей в педагогическом процессе духовного воспитания ребенка. Совместные экскурсии;
- Совместные походы и прогулки;
- Совместное педагогическое мероприятие «Традиции в нашей семье»;
- Проведение совместных акций: «Сирень Победы», « Встречаем птиц с кормушками», «Аленький цветочек», «Масленица. Блинная неделя» и т. д.
- Совместные спортивные развлечения: «Мама, папа, я - дружная семья», и т. д.
- Совместные посиделки «Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» и др.
- Досуг и развлечение: « Инсценирование военных песен».
- Военно-спортивные развлечения: «Командные эстафеты», «Зарница»
- Совместные викторины: «О военных профессиях и родах войск», «О военной технике», «О военных праздниках» и др.
- Встречи: Операция «Радость» - изготовление подарков и вручение их участникам Великой Отечественной войны.
- Встречи с ветеранами ВОВ – праздничные концерты и чаепитие.
3. Совоспитательский аспект участия родителей в педагогическом процессе.
- Совместное рисование на предложенную воспитателем тему.
- Беседы с детьми о своей родословной, изготовление генеалогического древа своей семьи.
- Помощь в осуществлении предшествующей работы с детьми при подготовке занятия или Образовательного проекта: рассказы, беседы, экскурсии, чтение, разучивание стихов, пословиц и т. д.
4. Педагогический диалог с родителями.
- Консультации для родителей по вопросам нравственного и патриотического воспитания и формирования черт духовности ребенка.
- Организация обмена опытом семейного воспитания по вопросам нравственно – патриотического и духовного воспитания детей.
- «Педагогическая гостиная».
- «Телефон педагогического доверия».
- Дискуссия «Спрашивали? А давайте подумаем вместе над правильным решением».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез , 2005г.
- Дыбина О.Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара, 1997г.
- Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М.: Мозаика–Синтез ,2005г.
- Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
- Зацепина М.Б. Культурно досуговая деятельность - М.: Педагогическое общество России,2005г.
- Зацепина М.Б., Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М.: Педагогическое общество России, 2005г.
- Куцакова Л.В. Нравственно – трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
- Петрова В.И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
- Петрова В.И. , Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4 – 7 лет М.: Мозаика – Синтез, 2007г.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 -7 лет с народным искусством. М.: Мозаика0- Синтез, 2005г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа курса
"МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ"
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации-1 год
Составила – Плохих Т.А.
Воспитатель высшей категории
г. Грязи
2017-2018г
Пояснительная записка
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом - это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое.
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
План образовательной деятельности по Рабочей программе
Количество ОД в неделю | Количество ОД в месяц | Количество ОД в год |
1 | 4 | 36 |
Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе
Возраст | День недели | Время |
5-6 лет | пятница | 16.00-16.20(+10мин) |
Продолжительность образовательной деятельности:
Старшая группа-20 -30 мин.
Структура ОД
Структурный компонент | Содержание |
Начало ОД | Рассматривание фотографий своей семьи; беседы о семье «Моя семья», «Праздники в моей семье», «Моя бабушка самая хорошая», словесная игра «Вопрос - ответ» о членах семьи. Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке. |
Ход (процесс)ОД | Пальчиковая гимнастика «Семья». Беседа «Что умеет делать папа?». Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии». Рассматривание иллюстраций из альбома «Защитники Отечества». Рисование «По морям, по волнам…». Словестная игра «Вопрос - ответ» (о членах семьи). Лепка «Самолет мы слепим сами…» Изготовление открыток поздравительных для пап. Изготовление газеты для пап, дедушек «Защитникам Отечества - слава!». Папка-передвижка для родителей «Будущий мужчина». Беседа «Что значит любить родителей?» Беседа с детьми о членах своей семьи. Проведение пальчиковых игр про семью. «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи, «Как я помогаю дома». Д/и «Назови ласково», «Назови по имени». Рассматривание семейных фото. Рассматривание иллюстраций «Все работы хороши». Создание фотогазеты «Моя мамочка самая, самая…». Оформление выставки «С праздником!» Пение песен, чтение стихов о маме, бабушке. Рисование «Цветочек для любимой мамочки…» |
Окончание ОД | Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг. Расширять представления детей, пополнять словарный запас и активизировать в речи детей новые и знакомые слова. Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким, родителям. Дать представление о труде взрослых, различных профессиях; воспитывать уважение к людям труда. Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | "Мой дом, моя семья" | 9 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | месяц | Наименование мероприятия | Цель | |
1. | сентябрь | «Каждый человек имеет право на имя; что означают наши имена?» «Что в имени тебе моем?» | формировать представления о том, для чего даются имена. Имя - часть каждого человека. Дать детям сведения о том, что у каждого человека есть имя, показать функцию имен в обществе; помочь осознать собственное я, свои способности, характер, чувства; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; воспитывать чувство собственного достоинства. | |
2. | октябрь | «Моя семья». | познакомить детей с понятием "семья" (члены семьи, внутрисемейные отношения, отношения к родителям и другим членам семьи). | |
3. | ноябрь | «Быт и традиции моей семьи». | дать детям знание о быте и жизни русских людей - славян, их душевных качествах - доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании им; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам; закрепить представление детей о семье как о дружном, любящем, заботливом коллективе; продолжать формировать представление о социальной роли каждого члена семьи. | |
4. | декабрь | «Моя мама - лучше всех». | воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им. | |
5. | январь | «Братья и сестры» | закрепить представления детей о семье, родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. | |
6. | февраль | «В гости к бабушке». | воспитывать любовь и уважение к близким людям, расширять знания о родном крае. | |
7. | март | Изготовление альбома «Моя семья» | совместная практическая деятельность педагога, детей и родителей | |
8. | апрель | Составление фотолетописи «Дом, в котором я живу». | закрепление знаний детей об их родословной. | |
9. | май | Изобразительная деятельность: рисование на тему: «Я и мое имя», «Моя семья», «Гербы моей семьи», | оптимизация детско-родительских отношений; приобщение родителей к краеведению; повышение у родителей теоретических знаний в вопросах духовно- патриотического воспитания детей; воспитание у детей патриотических чувств путем формирования знаний и представлений о семье; |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа курса
"С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?"
(для детей 5-6 лет)
Срок реализации-1 год
Составила – Плохих Т.А.
Воспитатель высшей категории
г.Грязи
2017-2018г
Пояснительная записка
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет…». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
План образовательной деятельности по Рабочей программе
Количество ОД в неделю | Количество ОД в месяц | Количество ОД в год |
1 | 4 | 36 |
Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе
Возраст | День недели | Время |
5-6 лет | пятница | 16.00-16.20(+10мин) |
Продолжительность образовательной деятельности:
Старшая группа-20 -30 мин.
Структура ОД
Структурный компонент | Содержание |
Начало ОД | Знакомство с природой родного края, ее особенностями поздней осенью.Просмотр фотографий, иллюстраций, вырезок из газет. Развитие интереса, любознательности, кругозора детей. Умение составлять небольшие рассказы, истории о своемгороде. Воспитывать уважение к традициям и культуре своего города. Беседа, рассматривание материалов.«С чего начинается Родина» Развитие интереса, любознательности к месту, где живёт семья, где ребенок делает свои первые шаги. Беседа, составление рассказов, заучивание стихов, чтение произведений Грязинских писателей, поэтов. |
Ход (процесс)ОД | Составление и просмотр фотоотчета о путешествии в музей. Познакомить детей с историей Грязинского района, предметами старины, убранством жилья людей, с трудом наших земляков. Создание альбома «Вот, моя деревня, вот мой дом родной». Рисование красками «Дом в котором я живу» Оформление стенда в группе «Мой город». |
Окончание ОД | Анализ готовых поделок своих и товарищей. Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | «С чего начинается Родина?» | 9 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | месяц | Наименование мероприятия | цель |
1. | сентябрь | «Мой край родной». | формировать чувства патриотизма путем осмысления таких понятий, как род, родители, Родина. Воспитание чувства долга и любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желание поделиться этими знаниями с товарищами. |
2. | октябрь | «Люби и знай свой край». | закрепить и расширить представления детей о том, какие административные здания и культурно-исторические памятники находятся на главной улице города. |
3. | ноябрь | Изготовление макета города будущего «Город будущего, город мечты». | придумать с детьми Город, где нет зла, где все дружат, где сбываются мечты. |
4. | декабрь | Изобразительная деятельность «Достопримечательности города». | дать представление о том, что для каждого человека малая Родина - это то место, где он родился и где прошло его детство. Формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему; познакомить детей с историей города, воспитывать чувство гордости за своих земляков, чувство восхищения красотой родных мест. |
5. | январь | «Быт и основные занятия Грязинских крестьян». | продолжать знакомить детей со стариной, бытом, образом жизни крестьянства, с орудиями труда. Закрепить знания пословиц, поговорок, хороводных игр, закличек. Воспитывать уважение к традициям русского народа. Развивать интерес к истории родного края. |
6. | февраль | Художественно –эстетическое развитие аппликация «Гербы Грязинского района». | познакомить с гербом города Грязи. Воспитывать у детей уважение к геральдическим символам, любовь к родному краю. |
7. | март | Оформить выставки совместных творческих работ детей и родителей «Родные просторы» | воспитывать чувство любви и уважения к малой Родине, родной природе. |
8. | апрель | «Щедрые дары природы» | познакомить детей с лекарственными растениями; дать представление о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения; воспитывать интерес и бережное отношение к природе. |
9. | май | «Малая родина. За что мы любим свой город» | уточнить представление детей о родном городе, формировать понимание выражения «малая родина»; закреплять знания о достопримечательностях; воспитывать гражданско-патриотические чувства. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа курса
"РОДНАЯ ПРИРОДА"
(для детей от 5-6 лет)
Срок реализации-1 год
Составила – Плохих Т.А.
Воспитатель высшей категории
Г.Грязи
2017-2018г
Пояснительная записка
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей, время установления начальных отношений с ведущими сферами бытия: миром людей и природы. Особенностью этого периода является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, навыков и усвоения различных видов деятельности.
План образовательной деятельности по Рабочей программе
Количество ОД в неделю | Количество ОД в месяц | Количество ОД в год |
1 | 4 | 36 |
Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе
Возраст | День недели | Время |
5-6 лет | пятница | 16.00-16.20(+10мин) |
Продолжительность образовательной деятельности:
Старшая группа-20 -30 мин.
Структура ОД
Структурный компонент | Содержание |
Начало ОД | Формировать у детей дошкольного возраста ответственность за судьбу природы родного города, привлечение детей к посильной помощи в ее охране, воспитывать гуманное отношение ко всему живому, учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать любовь к природе, родному городу, стремясь сохранять и приумножать его богатство, воспитывать бережное отношение к животным и растениям. |
Ход (процесс)ОД | – экскурсии (в лес, парк, луг), – непосредственная образовательная деятельность (познавательная, комбинированная, интегрированная), – наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе. 2. Совместная деятельность: – наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, – целевые прогулки на природе, походы, – чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, – рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др., – рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д., – беседы и разговоры с детьми на экологические темы, – сбор коллекций, семян, камней, листьев, – опыты и эксперименты, поисковая деятельность; – проигрыванием экологических ситуаций, обсуждение; – игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные – различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику, – работа с календарями природы, дневниками наблюдения, – изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в море живет). |
Окончание ОД | • Интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания; • Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний; • Желание заботиться о живых объектах природы; • Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе; • Попытка оценивать свое поведение. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | «Родная природа» | 9 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | месяц | Наименование мероприятия | цель |
1. | Сентябрь | «Растительный мир города Грязи». | закреплять представления детей о разных породах деревьев, произрастающих в данной местности, воспитывать бережное отношение к деревьям. |
2. | Октябрь | Развлечение «Подарки осени». | Привлечение родителей и детей к бережному отношению к природе. |
3. | Ноябрь | Интегрированное занятие «Наши лесные друзья – деревья» | воспитывать бережное отношение к природе;формироватьу детей представление о хозяйственном значении древесины; закрепить правила поведения в лесу. |
4. | Декабрь | Растения из Красной книги». | подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство - мир растений; ввести и обосновать их классификацию на дикорастущие и культурные. |
5. | Январь | Викторина «Знаешь ли ты лес?». | расширить запас знаний детей об обитателях леса, используя народные песни, потешки, прибаутки, загадки. |
6. | февраль | «Пришел мороз - береги ухо и нос». | закрепить знание пословиц, поговорок о зиме; выяснить, какие приметы о зиме известны детям; рассказ о русских морозах; воспитывать бережное отношение к природе, друг к другу. |
7. | Март | «Пробуждение природы весной». | дать детям представление о встрече весны, закрепить знания детей о первых признаках весны, развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать любовь к народным традициям. |
8. | Апрель | Смотр-конкурс «У природы нет плохой погоды». | расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью стихотворений, пословиц, загадок, народных песен, потешек, прибауток. |
9. | май | Выставка детских рисунков «Отгадай мое любимое животное». | привлечь внимание детей к окружающему миру. |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Малышок» г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа курса
"ЗНАКОМСТВО С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ"
"ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ"
(для детей от 5-6 лет)
Срок реализации-1 год
Составила – Плохих Т.А.
Воспитатель высшей категории
Г.Грязи
2017-2018г
Пояснительная записка
Чтобы вырастить патриота своей страны, необходимо прививать любовь к Родине с детства. Эта любовь невозможна без глубокого познания духовного богатства своего народа в разных его проявлениях. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение. Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей. Приобщение к родной культуре должно стать основной частью воспитания каждого ребенка – гражданина своего Отечества. Предметы, окружающие ребенка с детства, пробуждающие в его душе чувство красоты и восхищения, должны быть национальными. Тогда с детства дети наши будут гордиться своей страной, любить ее, оберегать ее природу, соблюдать традиции и обычаи своего народа.
План образовательной деятельности по Рабочей программе
Количество ОД в неделю | Количество ОД в месяц | Количество ОД в год |
1 | 4 | 36 |
Расписание образовательной деятельности по Рабочей программе
Возраст | День недели | Время |
5-6 лет | пятница | 16.00-16.20(+10мин) |
Продолжительность образовательной деятельности:
Старшая группа-20 -30 мин.
Структура ОД
Структурный компонент | Содержание |
Начало ОД | Родители, дети, воспитатели - сбор материалов: художественная литература, предметы народного промысла, изготовление пособий для игр и образовательных ситуаций и т. д. |
Ход (процесс)ОД | Знакомство с народными промыслами: 1. Диагностирование детей (до начала работы над проектом и после окончания). 2. Рассматривание предметов народного творчества, которые были принесены детьми и родителями. 3. Циклы образовательных ситуаций художественно – творческого направления по каждому разделу (рисование, лепка, аппликация, поделка из папье - маше): знакомство с историей создания росписей, вырисовывание базовых элементов каждой росписи, раскрашивание трафаретов или рисование народных изделий, создание своего рисунка на основе базовых элементов, изготовление поделок из папье – маше или лепка предметов и т. д.). В каждой образовательной ситуации используется ИКТ - презентации, музыкальное сопровождение образовательных ситуаций, игровые моменты, показ образцов изделий, знакомство с историей создания росписей и т. д. 4. Чтение и заучивание стихотворений по каждому разделу. 5. Чтение художественной литературы. 6. Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые. 7. Выставки рисунков и поделок. 8. Конкурс рисунков совместно с родителями о народных промыслах. 9. Составление и рассматривание альбомов по каждому разделу. 10. Помощь родителям вмастер – классах по изготовлению поделок. 11. Тематический вечер «Народные промыслы». 12. Участие в оформлении мини – музея по народным промыслам в группе. |
Окончание ОД | Оформление выставок детских работ, выставок литературы и созданных альбомов по каждому виду декоративно – прикладного искусства, проведение тематического вечера «Народные промыслы», показ итоговой презентации для родителей и педагогов. |
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Количество часов |
1. | «Знакомство с народными промыслами». «Традиции и обычаи» | 9 |
Тематическое планирование 1 год обучения
№ | месяц | Наименование мероприятия | цель |
1. | Сентябрь | Экскурсия в «Русская изба» в детском саду.«Предметы русского быта». | знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства. Развивать у детей интерес к народно-прикладному искусству. Воспитывать уважение к народным мастерам. Познакомить детей с крестьянской избой, ее убранством, утварью |
2. | Октябрь | «Знакомство с русским костюмом». | познакомить детей с историей русского национального костюма (женского и мужского, его элементами, особенностями: ткань, окрас, юбка, кофта, штаны, рубаха и т. д. |
3. | Ноябрь | Продуктивная деятельность детей: рисование и плетение «Ковры и половики наших бабушек», аппликация «Украшение полотенца», | знакомить с бытом русского народа в доступной для детей форме. Продолжать рассказывать о русских традициях. |
4. | Декабрь | .«Одежда наших предков». | познакомить детей с историей одежды. |
5. | Январь | «Уродилась Коляда накануне Рождества» | Знакомство с традициями Рождественских праздников. |
6. | Февраль | «Ждем весну, готовимся к Масленице». | рассказать о том, как празднуется Масленица, знакомство с приметами Сретенья. |
7. | Март | Развлечение «Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка». | обобщить имеющиеся знания о народных промыслах. |
8. | Апрель | Развлечение «Жавороночки весну кличут». | Знакомство с праздником Пасхи: обрядами, традициями. |
9. | май | «Играем в забытые детские игры». | формировать характер, волю, воспитывать патриотические и интернациональные чувства. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«О ходе реализации в дошкольных учреждениях программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей».
Анализ методиста управления образования реализации в дошкольных учреждениях района программ, направленных на духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей. Анализ представлен на за...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"
Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей .Тема: "Родной свой край люби и...
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...
Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»
Формирование основ духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей в системе ДО в соответствии с ФГОС ДО и нацпроектом «Образование»...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
«МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ.» Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей
Рабочая программа " Мы живем в России" по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста разработана на 2 года....