Статья "Воспитание любви к труду у детей, находящихся в социально реабилитационном центре".
статья на тему
Данная статья будет полезна всем родителям и педагогам. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно полезного труда для воспитания детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_mart_2018g.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Данная статья будет полезна всем родителям и педагогам. Здесь говорится об актуальности данной темы, условиях успеха воспитания трудолюбия, о пользе общественно полезного труда для воспитания детей.
"Воспитание любви к труду у детей, находящихся в социально реабилитационном центре".
Труд должен приводить в действие в первую очередь творческие, нравственные силы воспитанников, их стремление к самореализации, взаимопомощи, желания быть нужным и полезным людям.
Труд как звено воспитательной системы имеет непосредственное отношение к такой важной стороне развития личности, как ее социализация. Деятельность воспитанников выступает средством, свидетельствующим о признании общественной значимости труда, в которой отводится важное место воспитанию нравственных черт к труду. В этих целях особое значение приобретают социальные аспекты труда детей, его совместный, групповой, коллективный характер; связь между трудом воспитанников и вкладом всего общества; организация труда и управление им.
Значение труда раскрывается через систему стимулов. Это,
во-первых, материальные стимулы, побуждающие человека к труду;
во-вторых, моральные стимулы, ориентирующие на труд как средство социального самоутверждения, его притязаний на определенный общественный статус, на одобрение со стороны коллектива, общества;
в-третьих, творческие стимулы, способствующие заинтересованности в деятельности, привлекательной и интересной самой по себе;
в-четвертых, нравственные стимулы, благодаря которым человек грудится, создавая предпосылки благополучия других людей, общества в целом, духовною развития самой личности работника.
Нравственная ценность труда в общественном сознании и прежде всего в общественной психологии, определяется тем, насколько очевидна и прочна связь между качеством жизни человека в данном обществе и его трудом, насколько общественный труд помогает утверждению моральных норм и потребностей человеческой жизни. Если же эти связи с положительным знаком, то трудовая деятельность воспитанников попадает под благотворное влияние общественного морально-трудового климата.
При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать воспитанники, а также разъяснять их общественное и нравственное значение.
Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у детей потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга. Это формирует у них практическую сторону трудолюбия как нравственной черты личности.
Трудолюбие - это положительное отношение человека к умственному и физическому труду. Самыми важными нравственными чертами трудолюбия являются интерес к труду, желание трудиться и достигать положительных результатов, нести ответственность за результаты своего труда, быть бережливым.
Трудолюбие, добросовестное отношение к труду, радость творческого труда выступают источниками самоутверждения личности. Признание высокой общественной значимости труда возвышает человека.
Трудолюбие является результатом трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации и выступает как личностное качество, которое характеризуется прочной потребность мотивационной сферой, глубоким пониманием большой воспитательной силы труда. Знаниями и убеждениями, умением и стремлением добросовестно выполнять любую необходимую работу и проявлять волевые усилия в преодолении тех преград, которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Трудолюбие включает в себя следующие структурные нравственные компоненты:
а) потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
б) понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
в) наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
г) достаточно сильную волю личности.
Трудовое воспитание – это целенаправленное формирование социально ценностного отношения к труду.
Ценностное отношение к труду материализует всю сумму отношений ребёнка: к человеку, к жизни, к обществу, к Родине, к самому себе. Прямым и окончательным способом наши отношения мы проявляем в активной деятельности. Характер труда, качество труда, мотив труда – все это проекция отношений человека к людям, обществу, жизни и своему “Я”.
Цель трудового воспитания – сформировать добросовестное, творческое, ответственное отношение к труду, отношение к труду как ценности.
Воспитание трудолюбия- одна из важнейших задач, стоящих перед нашим заведением. Решение поставленной задачи - дело большой важности. Ведь воспитание трудолюбия - это воспитание главного качества человеческой личности, создание той основы, на которой строится и жизнь общества, и жизнь отдельного индивида. В этом заключается актуальность данной темы.
Воспитание трудолюбия как нравственного качества личности тесно связано со всей системой воспитания, оно осуществляется под воздействием многих факторов.
Учебно-познавательная деятельность, общественно полезный труд воспитанников выступают важнейшими факторами формирования личности в целом и воспитания трудолюбия. Успех воспитания любви к труду во многом зависит от системного подхода к реализации данного процесса, от понимания его организаторами методологических основ, координации усилий, от знаний и умений анализировать и оценивать результативность своей работы. Наиболее полно трудолюбие проявляется в тех случаях, когда человек непосредственно участвует в каком-либо виде общественно полезной деятельности.
Определяя цели и задачи воспитания трудолюбия, надо руководствоваться содержанием этого понятия. Цели и задачи осуществляются путем возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода. А сам процесс воспитания данного качества - через организацию системы деятельности воспитанников: учебной, трудовой, общественной.
В центре и семье дети, начиная осмысливать материальный мир, получают первые представления о труде, как о жизненной необходимости, здесь возникает и развивается их трудовая активность, которая со временем может стать одним из элементов трудолюбия.
Большое значение для воспитанников имеет их приобщение к общественно полезному труду. В центре труд носит коллективный характер.
Атмосфера взаимного уважения и требовательности, товарищеской взаимопомощи рождает радость за успехи, достигнутые в труде, гордость за него. Это - одна из предпосылок воспитания трудолюбия. Особое значение для воспитания любви к труду имеют такие элементы: посильность труда, коллективный характер организации его деятельности, стремление закончить начатое дело.
В воспитании трудолюбия очень важно влияние семьи. Родители должны помнить, что ребенок - это член общества. Поэтому его значение в обществе, ценность его как гражданина будут зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. От этого будет зависеть и его благосостояние, и материальный уровень его жизни.
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано и в игре. Ребенку должно быть указано, что он отвечает за целость игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. И эту работу нужно перед ним поставить в самых общих чертах: должно быть чисто, не должно быть набросано, на игрушках не должно быть пыли. Некоторые приемы уборки можно ему и подсказать, но вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпочку и так далее. С возрастом трудовые поручения должны усложняться и отделяться от игры. Но у нас находятся дети из неблагополучных семей, поэтому ответственность за процесс воспитания трудолюбия ложиться на педагогический коллектив центра.
В центре должна всегда чувствоваться атмосфера коллективизма, как можно чаще проявляться взаимопомощь. Педагоги должны воспитывать у ребенка способность терпеливо выполнять неприятные работы. Потом, по мере развития ребенка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна.
Больше всего затрудняет вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень у ребенка развивается при неправильном воспитании, когда родители не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
В итоге хочется еще раз сказать, что воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.
Труд - основа благополучной жизни. Об этом мы никогда не должны забывать.
Список литературы:
1. Учитель по имени Труд/ Сост.: Л. Н. Гущин, В. Р. Хилтунен.- М.: Политиздат, 1986.
2. Матушкин С. Е., Чернецов П. И. Факторы воспитания трудолюбия. - Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социально-реабилитационном центре.
В статье говорится о разных видах организации труда....
Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.
В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей....
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ц...
Труд в жизни воспитанников социально- реабилитационного центра
Трудовое воспитание – важный проверенный принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и к...
Труд – важнейшее средство воспитания детей, находящихся в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей школьного возраста так же является ...
Доклад "Развитие познавательных способностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра"
Формирование познавательной активности у детей - основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте по...