Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.
статья (средняя группа) по теме

Виктория Викторовна Самарина

В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.

                                   Быть свободным - значит не предаваться безделью,

                                 а самостоятельно решать, что делать и чего не делать.

                                                                                                 Жан де Лабрюйер.

      Самостоятельность-качество сложное, которое выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.

Это психолого-педагогическая трактовка термина «самостоятельность».

      Дети же считают, что самостоятельно- это захотел и сделал, как придумал, так и будет, т.е. сам. По мнению детей – это когда они делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.

      Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

      Младший школьный возраст-особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания.

      Самостоятельность младших школьников в основном проявляется в самообслуживании, в домашних заботах, приготовлении уроков (дети 6-8 лет сами убирают кровати, умываются). Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый.

      Тем не менее можно говорить об определённой его логике, выделяя основные этапы:

     этап подражания: дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.

     этап частичной самостоятельности: дети самостоятельно  выполняют части работы, находят способы их осуществления.

     этап более полной самостоятельности: младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.

Выделение этих этапов условно.

      Этап подражательной самостоятельности у малышей помогает сформировать определённый фонд умений, способов действий, без чего затруднителен переход к более автономному поведению и деятельности. Очень важно, чтобы этот этап младшие дети прошли вместе со старшими ребятами.

        В совместных делах возникает опыт, который становится для младших «строительным материалом», необходимым для развития самостоятельного поведения и деятельности.

И именно в совместных делах так важны образцы. Образец, носителем которого является старший товарищ, по своему содержанию и форме более доступен младшему школьнику  для понимания и освоения, чем тот, который может дать ему взрослый.

       Совместная деятельность способствует и воспитанию самодеятельности старших. Она открывает большие возможности для проявления и развития у них организаторских качеств.

Но совместная деятельность будет носить воспитательный характер в том случае, если она организована взрослым, который позаботится о развитии обоюдного интереса, разъяснит значимость совместных дел, создаст положительный эмоциональный настрой ребят на предстоящую деятельность, вооружит необходимыми умениями.

        Совместными усилиями можно подготовить и провести концерты для педагогов, родителей, субботник во дворе, игры и спортивные соревнования. Для совместных усилий подходят дела, имеющие чётко определённую цель, полезную для других, заманчивую для ребят.

       Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие больших и маленьких детей.

       Особую значимость для младших школьников имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после их труда, чтобы дети осознали конкретные результаты своей работы.

       Целесообразно использовать игровые элементы, т.к. игра занимает особое место в жизни младших школьников. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимоконтроль, взаимопомощь.

       Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра

Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ц...

Доклад "Развитие познавательных способностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра"

Формирование познавательной активности у детей - основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте по...

Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...

статья на тему: "Развития речи детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра с использованием сказки".

В статье описывается технология развития речи детей дошкольного возраста с использованием сказки...