Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.
статья (средняя группа) по теме
В статье говорится о развитии самостоятельности у маленьких детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_samostoyatelnosti_u_detey_v_usloviyakh_sotsialnogo_priyuta.docx | 16.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие самостоятельности у детей в условиях социально-реабилитационного центра.
Быть свободным - значит не предаваться безделью,
а самостоятельно решать, что делать и чего не делать.
Жан де Лабрюйер.
Самостоятельность-качество сложное, которое выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять своё поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Это психолого-педагогическая трактовка термина «самостоятельность».
Дети же считают, что самостоятельно- это захотел и сделал, как придумал, так и будет, т.е. сам. По мнению детей – это когда они делают всё без взрослых, одни, когда никто не заставляет, не командует, не руководит, не подсказывает.
Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.
Младший школьный возраст-особый самоценный период, в котором развиваются важнейшие качества личности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше. Чтобы достичь этого, необходимо педагогически грамотно выстроить «технологию» процесса воспитания.
Самостоятельность младших школьников в основном проявляется в самообслуживании, в домашних заботах, приготовлении уроков (дети 6-8 лет сами убирают кровати, умываются). Развитие самостоятельности у детей – процесс сложный, порой противоречивый.
Тем не менее можно говорить об определённой его логике, выделяя основные этапы:
этап подражания: дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, копируя их действия.
этап частичной самостоятельности: дети самостоятельно выполняют части работы, находят способы их осуществления.
этап более полной самостоятельности: младшие школьники выполняют определённую работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее знакомых видах деятельности.
Выделение этих этапов условно.
Этап подражательной самостоятельности у малышей помогает сформировать определённый фонд умений, способов действий, без чего затруднителен переход к более автономному поведению и деятельности. Очень важно, чтобы этот этап младшие дети прошли вместе со старшими ребятами.
В совместных делах возникает опыт, который становится для младших «строительным материалом», необходимым для развития самостоятельного поведения и деятельности.
И именно в совместных делах так важны образцы. Образец, носителем которого является старший товарищ, по своему содержанию и форме более доступен младшему школьнику для понимания и освоения, чем тот, который может дать ему взрослый.
Совместная деятельность способствует и воспитанию самодеятельности старших. Она открывает большие возможности для проявления и развития у них организаторских качеств.
Но совместная деятельность будет носить воспитательный характер в том случае, если она организована взрослым, который позаботится о развитии обоюдного интереса, разъяснит значимость совместных дел, создаст положительный эмоциональный настрой ребят на предстоящую деятельность, вооружит необходимыми умениями.
Совместными усилиями можно подготовить и провести концерты для педагогов, родителей, субботник во дворе, игры и спортивные соревнования. Для совместных усилий подходят дела, имеющие чётко определённую цель, полезную для других, заманчивую для ребят.
Для организации совместных дел лучше всего создавать микроколлективы, включающие больших и маленьких детей.
Особую значимость для младших школьников имеет подведение итогов работы. Важно объяснить им, что было и что стало после их труда, чтобы дети осознали конкретные результаты своей работы.
Целесообразно использовать игровые элементы, т.к. игра занимает особое место в жизни младших школьников. Именно в игре дети вступают в такие отношения, которые в реальной жизни бывают им недоступны: взаимоконтроль, взаимопомощь.
Поэтому игровой опыт составляет реальную основу для формирования самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей на основе продуктивной деятельности, в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей, оказавшихся втрудной жизненной ситуации...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики дошкольника в повседневной жизни в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних».
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка...
Социально-психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
презентация раскрывает сущность и специфику социально-психологической реабилитации детей-жертв семейного насилия в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....
Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в условиях социально-реабилитационного центра
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в сфере потребностей человека нашего общества. Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ц...
Доклад "Развитие познавательных способностей у детей в условиях социально-реабилитационного центра"
Формирование познавательной активности у детей - основополагающий фактор в их интеллектуальном развитии. Развитие познавательных способностей и любознательности начинается ещё в дошкольном возрасте по...
Реабилитационная программа: Культура поведения и общения для детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Жизнь ребенка в реабилитационном центре связана с включением его в различные социальные группы (сверстники, педагоги, родители), где каждый наделён своими индивидуальными особенностями, а все вместе о...
статья на тему: "Развития речи детей дошкольного возраста в условиях социально-реабилитационного центра с использованием сказки".
В статье описывается технология развития речи детей дошкольного возраста с использованием сказки...