Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда на логопункте в ДОУ.
статья на тему

Горбачёва Ольга Алексеевна

Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия,  поэтому использовать здоровьесберегающие технологии должны не только педагоги, но и узкие специалисты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда на логопункте в ДОУ.

Одной из задач ФГОС является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний который необходимо им усвоить. Правильная и грамотная речь это ─ одно из основных условий успешного обучения ребенка, ведь посредством речи совершаются основные мыслительные операции и с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно а главное вовремя?

Опираясь на Стандарт дошкольного образования приоритетным направлением в нашей работе должны быть: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, поэтому использовать здоровьесберегающие технологии должны не только педагоги, но и узкие специалисты..

Поэтому в своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

 1. Артикуляционная гимнастика.

Является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения. Она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

2. Дыхательная гимнастика.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и ее выразительности. Дыхательная гимнастика помогает выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь. Оздоровительные паузы - физминутки и логоритмика проводятся в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определенными движениями дает ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание, память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

Таким образом, продуманный отдых в 2-3 минуты способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.

4. Развитие мелкой моторики.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного и психологической готовности ребенка к школе. Замечено, что игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

В процессе выполнения упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно- практическая деятельность.

Я использую множество разнообразных игр для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов: массажные мячики, крупные бигуди, прищепки, счетные палочки, игрушки эспандеры, бусы, шестигранные карандаши, шишки, орехи, сухие бассейны  и т.д.

5. Су-Джок терапия.

Су-Джок терапия - стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенным на кистях рук и стопах. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами и т.д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений.  С помощью шаров - "ежиков" с колечками детям нравиться массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, а также развивает мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя и развитию речи.

6. Зрительная гимнастика.

Обязательным компонентом работы с детьми логопатами, является зрительная гимнастика, которая проводиться несколько раз в течение дня по 3-5 минут. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность зрительного восприятия и оценки объектов окружающего пространства. Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда ДОУ»

1.1.       Понятие «здоровьесберегающие технологии» и их принципы 1.2. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ 1.3. Организация здоровьесберегающей деятельности ло...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда

В статье представлен опыт по применению учителем-логопедом технологий здоровьесбережения в коррекционном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с воспитанниками ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Всестороннее использование здоровьесберегающих технологий позволяет учителю-логопеду и воспитателям  улучшить  и усовершенствовать коррекционный процесс по развитию речи воспитанников, сдела...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ .

В материале описаны  технологии по  сбережению и  укреплению здоровья детей дошкольного возраста, которые логопед применяет в  коррекционном и образовательном процессе в ДОУ....

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...