ПОНЯТИЕ СТРЕССА И ЕГО ПРИЗНАКИ
консультация на тему

Бадалян Диана Яковлевна

imageПОНЯТИЕ СТРЕССА И ЕГО ПРИЗНАКИ 

                              

           Слово «стресс» прочно вошло в современный язык. Это многогранное     

          понятие мы используем для описания наших переживаний и настроений.    

     Если раньше мы говорили, что ощущаем тревогу, нервозность, напряжение, испытываем чувство горя или паники, то сегодня мы чаще называем это стрессом.

     Понятие стресса введено в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков: это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем, Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь важно также указание на то, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

Существуют различные виды стресса.

Эмоциональный/психологический стресс

Этот стресс может быть вызван:

  • неприятностями в школе;
  • трудностями в общении;
  • денежными проблемами;
  • тревогой за детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no22_besedy_psihologa.doc245 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ СТРЕССА И ЕГО ПРИЗНАКИ  

                             

           Слово «стресс» прочно вошло в современный язык. Это многогранное    

          понятие мы используем для описания наших переживаний и настроений.    

     Если раньше мы говорили, что ощущаем тревогу, нервозность, напряжение, испытываем чувство горя или паники, то сегодня мы чаще называем это стрессом.

     Понятие стресса введено в наш лексикон канадским врачом Гансом Селье. Смысл данного им определения стресса таков: это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов. Эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем, Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек реагирует не только на действительную опасность, но и на угрозу или напоминание о ней. Здесь важно также указание на то, что данные реакции организма проявляются как в психологических, так и в физиологических изменениях, происходящих с человеком.

Существуют различные виды стресса.

Эмоциональный/психологический стресс

Этот стресс может быть вызван:

  • неприятностями в школе;
  • трудностями в общении;
  • денежными проблемами;
  • тревогой за детей.

Признаками эмоционального/психологического стресса могут быть: гнев, зависть, страх, беспокойство, депрессия, низкая самооценка, неумение сконцентрироваться, неспособность принимать решения.

Физиологический стресс –  стресс, связанный с внешним воздействием

Этот стресс может быть вызван:

  • перегрузкой на работе;
  • тяжелым физическим трудом;
  • недосыпанием;
  • недоеданием;
  • резким перепадом температур окружающей среды.

Признаками физиологического или «внешнего» стресса являются: боли в мышцах, плохая осанка, помутневшие белки, чрезмерно сухая кожа, потливость, трудности глотания, учащение пульса, дрожь, желудочный спазм.

     Каков бы ни был стресс – эмоциональный или физиологический, один вид часто служит источником другого – эмоциональный стресс неизменно влечет за собой физиологический, а сильный физиологический стресс может повлиять на эмоциональное состояние. Образуется порочный круг, что только усложняет решение проблемы.

Научитесь управлять стрессом каждый день

  • Используйте звонок телефона или звук запускаемого компьютера как сигнал, чтобы глубоко вдохнуть и расслабиться.
  • Перед едой, посидите спокойно и расслабьтесь. Прекратите все дела на время еды.
  • Успокойтесь. Когда вы моете посуду, делаете уборку, используйте эти моменты, чтобы расслабиться.
  • Постарайтесь за время пути с работы домой перейти от рабочего ритма к домашнему.
  • После одно этапа работы отдохните, прежде чем перейти к другому. Но когда вы что-то делаете, уделяйте этому все ваше внимание.
  • Возьмите отгул или выходной просто так (а не потому, что вы больны), и наслаждайтесь ощущением , что вам ничего не нужно делать.
  • Выспитесь как следует.
  • Учитесь видеть забавную сторону событий.

Способы, с помощью которых можно помочь себе преодолеть стресс

     Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Для нахождения выхода из экстремальной ситуации и мобилизации всех сил организма необходимо трезво оценивать происходящее, уметь прогнозировать свои действия, быстро принимать    

                       решения.

Способы преодоления стресса

Упражнение 1.

Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам потребуется ничего, кроме стены.

  1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.
  2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте – тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.
  3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.
  4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.
  5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать.  Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами.  Расслабьтесь. Повторите быстрее.
  7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2.

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Упражнение 3.

Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха).
  2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и, наконец, исчезает напряжение.
  3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые постельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.
  4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50. 

ТРЕВОЖНОСТЬ

     Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги — психического    

      состояния осознанного или неосознанного ожидания воздействия стрессора, фрустратора. Тревожность обычно предшествует страху.

     Тревожность — переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

     В отличие от страха, который порождается конкретными причинами и связан главным образом с угрозой самому существованию человека как живого существа, тревожность обычно имеет неопределенный характер и возникает при угрозе (нередко — воображаемой) человеку как личности.

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность), индивидуальную и психологическую особенность, проявляющуюся в повышенной склонности к переживаниям тревоги и беспокойства без достаточных оснований.

     Ситуативная тревожность порождается объективными условиями, содержащими вероятность неуспеха и неблагополучия (в частности, в ситуации оценки способностей и достижений личности — например, на экзамене и т. п.). В таких условиях тревожность может играть положительную роль, т.к. способствует концентрации энергии на достижении желаемой цели, мобилизации резервов организма и личности для преодоления возможных трудностей. Т. е. ситуативная тревожность имеет приспособительный характер, если не превосходит определенного оптимального уровня. Безразличие к трудностям и безответственное отношение к поставленным целям при полном отсутствии ситуативной тревожности снижает эффективность деятельности и не позволяет добиться наилучших результатов. Однако и повышенная ситуативная тревожность, при которой возбуждение и беспокойство значительно превышают уровень возможных затруднений, снижает результативность деятельности. Таким образом, повышенная ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер. Оптимальным является такой уровень тревожности, который сопоставим с объективными условиями, ее вызвавшими, и который достаточен для мобилизации сил на преодоление возникающих препятствий.

     Существуют так называемые возрастные пики тревожности. На определенных возрастных этапах повышение тревожности бывает связано с неблагополучием в наиболее значимой для человека сфере деятельности. У детей раннего возраста тревожность порождается разлукой с матерью. В возрасте 6–7 лет главную роль играет адаптация к школе, в младшем подростковом — общение со взрослыми (родителями и учителями), в ранней юности — отношение к будущему и проблемы, связанные с отношениями полов.

     Ситуативную тревожность у детей может провоцировать резкое изменение привычной обстановки (например, расставание с родителями, поступление в детский сад и школу), а также нарушение отношений со сверстниками. В школьном возрасте особенно значимы ситуации публичной оценки, в том числе ответ у доски, контрольные работы и т. п. Для профилактики ситуативной тревожности важно заранее готовить детей к подобным событиям, обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Целесообразно предварительное "проигрывание" наиболее трудных ситуаций.

     Особого внимания требуют дети с устойчивой личностной тревожностью. Вопрос о ее происхождении остается дискуссионным. Специалисты, рассматривающие тревожность как свойство темперамента, подчеркивают ее природную обусловленность индивидуальными особенностями эндокринной и нервной систем. При рассмотрении тревожности как характеристики личности решающая роль в ее возникновении признается за социальными факторами.

     Выделяется так называемая связанная тревожность, проявляющаяся в определенной сфере деятельности (школьная, межличностная и др.) и общая тревожность, распространяющаяся практически на все сферы жизнедеятельности.

Преодоление личностной тревожности, в том числе и школьной, требует специальной психотерапевтической работы, ориентированной на источник тревожности. От педагогов и родителей требуется повышенное внимание к потребностям ребенка, создание обстановки, способствующей формированию у него уверенности в своих силах. Важную роль играет также устранение тревожности у самих воспитателей с целью исключить возможность психического "заражения" ребенка этим состоянием.

     Важно понять, что состояние беспричинного страха, дискомфорт, неудовлетворенность – естественный этап развития ребенка любого возраста. Родители должны это осознать, готовиться к этому, продумать, какую они могут оказать помощь или посоветоваться со специалистами.

     Вот несколько универсальных советов. Сначала  о том, что не надо делать: стыдить ребенка, если он испытывает страх, подшучивать над ним по поводу его переживаний в присутствии посторонних. Называть его «деточка», когда ему страшно, приводить в пример других детей. Необходимо проявить внимание к ребенку, даже если его тревожное состояние вызвано чем-то, на ваш взгляд, несущественным: помните, что для ребенка все важно. Не заставляйте ребенка делать то, что он боится делать: это может привести к тому, что у ребенка добавиться еще один страх – быть униженным вами. В действительно опасных ситуациях не перебарщивайте своими указаниями – эффекта не будет. Помогают лишь спокойные, доходчивые, убедительные и немногочисленные советы. Оценивая ситуацию, не показывайте ребенку свой собственный страх, а то он чувствует себя еще хуже. Если ребенка что-то напугало, не делайте то же самое, чтобы показать, что это не страшно. Немногие дети могут вторично пережить неприятную ситуацию без дополнительного волнения; даже если ваш эксперимент прошел хорошо, это не значит, что отрицательные последствия не скажутся позже.

     Вот несколько советов положительного свойства. Ограждайте ребенка от настоящих опасностей. Объясните ему, какие в жизни могут быть неприятности, как только он научиться понимать действительность и принимать меры своей безопасности. Научите его задавать вам вопросы обо все, что волнует его, особенно если вы видите, что он стесняется это делать. Детям легче переносить то, что, как они знают, случается с другими. Дети тогда легче перенесут тяжелое переживание, как смерть близкого человека, если с ним говорили об этом открыто, а не шептались по углам. Вообще полезно проговорить ситуацию, обсудить ее с ребенком, чтобы развеять волнения. Если ему так надо, пусть он расскажет вам снова, как он съезжал с горки в школе, как в первый раз зашел в магазин, как мальчик пригрозил его побить и т. д. То, что он вам рассказывает, свидетельствует о его уверенности в вашей помощи и о его избавлении от неприятных ощущений. Вам покажется, что страх давно пережит ребенком и с ним покончено, как вдруг он опять начнет говорить о нем. Проявите заинтересованность, помогите ребенку вспомнить детали случившегося, это будет способствовать его избавлению от неприятных ощущений. Если вы скажите ребенку «забудь об этом», толка не будет, а своим участием вы поможете отыскать этой ситуации соответствующее место в душе ребенка и превратить ее в информацию, способную пригодиться в будущем.

     Дайте ребенку понять, что страх имеет положительное значение, так как он сигнализирует о приближающейся опасности. Помогите ребенку отличить реальную опасность от выдуманной. Проявите терпение, если ребенок ведет себя не объяснимо: под этим скрывается тревога, которую он не в состоянии выразить. В таком случае подумайте, что вам не нравиться в поведении ребенка, может быть, вы чувствуете, что он отстает в  чем-то, а может быть, вам просто не нравится, что ваши родственники или соседи заметят в нем перемену. Обсудите со своим ребенком на его уровне такие глобальные проблемы, как нарушение прав человека, война, атомная бомба. Не бойтесь говорить об этом, потому что если ребенок чувствует себя в безопасности дома, он спокойно может обсуждать абстрактные мировые трудности.  

     Родители и учителя – лучшие помощники в воспитании мужества в детях. Когда они сильны, ребенок чувствует свою силу и перестает бояться.

АГРЕССИВНОСТЬ

      Агрессивность — склонность к причинению другим морального или физического ущерба. В той или иной мере встречается почти у всех детей младшего возраста вследствие недостаточной произвольности поведения и несформированности моральных норм. В условиях неправильного воспитания эта особенность может закрепиться и в последствии, перерасти в устойчивую черту поведения.

     Агрессивность маленького ребенка проистекает от неудовлетворения его потребностей. В младенческом и раннем возрасте ребенок в удовлетворении своих потребностей еще всецело зависит от родителей, которые не всегда находят возможность своевременно пойти ему на встречу. В результате ребенок испытывает раздражение и гнев, проявляемые сначала криком, а затем и непосредственно агрессивными действиями. Так, годовалый ребенок, рассердившись на мать, может попытаться ее ударить. Но агрессивность по отношению к родителям дети довольно быстро научаются сдерживать, поскольку она явно не дает желаемого эффекта и встречает действенный отпор. Уже трехлетний ребенок, сдерживая активную враждебность, скорей предпочтет, например, затопать ногами либо разрядить свой гнев на неодушевленном предмете (в частности, игрушке). Последний тип поведения — так называемая смещенная агрессия — встречается у людей всех возрастов, когда невозможно направить гнев на объект, непосредственно его вызвавший, и для разрядки избирается безопасный объект.

     Однако по отношению к сверстникам агрессивность продолжает оставаться распространенным типом реагирования на протяжении всего дошкольного детства. В психологии различают так называемую инструментальную и враждебную агрессию. Вторая имеет своей непосредственной целью причинение страдания и у детей встречается довольно редко. Инструментальная агрессия сопровождает действия, направленные на достижение некоторой нейтральной цели. Большинство агрессивных проявлений детей оказываются инструментальными, они сосредотачиваются вокруг предметов: дети пытаются отнять друг у друга игрушки и лакомства либо активно защищаются от таких попыток. В подобных ситуациях агрессивность, если она не выходит за разумные пределы, играет даже положительную роль. Она выступает неотъемлемым элементом борьбы за свои права, за достижение желаемого результата. Однако, если ребенок избирает исключительно агрессивную стратегию поведения, он в итоге оказывается в проигрыше, поскольку для успешного существования в мире людей важно не столько умение подавить другого человека, сколько наладить с ним конструктивное сотрудничество. Если же ребенок с помощью простейшей стратегии — враждебных и насильственных действий — неоднократно добивается успеха, то он теряет интерес к освоению более конструктивного поведения. Агрессивность, таким образом, закрепляется и создает над взрослеющим человеком ореол недоброжелательности и неуживчивости.

     Хотя уровень агрессивности детей зависит от конкретной ситуации, существуют также устойчивые индивидуальные различия в склонности к агрессивному поведению. Например, рождение нового ребенка в семье или развод родителей может вызвать временное усиление агрессии. Но сильная агрессия, которая сохраняется дольше, чем несколько месяцев, часто является признаком устойчивого типа поведения. Склонность агрессивного ребенка воспринимать действия другого как враждебные может быть частью порочного круга, в котором подкрепляется и усиливается агрессивность. Его агрессивные реакции в житейских ситуациях могут постоянно вызывать агрессивные действия других. В результате агрессивный ребенок сам часто подвергается нападкам со стороны других детей, и его уверенность во враждебности намерений других укрепляется.

     Установлено, что закрепление форм агрессивного поведения происходит под влиянием неблагоприятных внешних условий — авторитарный стиль воспитания, недостатки нравственного воспитания, деформация системы ценностей в семейных отношениях и т. п. Эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей часто приводят к накоплению внутреннего психического напряжения у детей, которые стараются разрядить его посредством агрессивных действий. Отрицательное влияние на детей и подростков оказывает также некритическое восприятие некоторых кино- и видеофильмов, в которых агрессивное поведение персонажей преподносится как образец мужества и силы.

     Преодоление агрессивности тесно связано с широким кругом задач воспитания — формированием эмоциональной устойчивости, волевой регуляции поведения, овладением навыками межличностных отношений.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Попытайтесь понять, что стоит за таким поведением. Уверен ли ваш ребенок, что единственный путь получить желаемое – это вести себя агрессивно? Или таким образом он старается наказать того, на кого рассердился? Думает ли он, что именно так должен вести себя человек? Не является ли это поведение следствием расстройства и насилия?

  • Если ваш ребенок обижает других своим агрессивным поведением, дайте ему знать, что вы понимаете, что он может быть обижен и расстроен чем-то, но вы не уверены, так ли это, и хотите узнать причину. Когда вы обнаружите, что его беспокоит, успокойте его, скажите, что все в порядке, что вы разделяете его обиду, и помогите ему найти выход их сложившейся ситуации.

  • Избегайте применения силы в ответ на агрессивное поведение. Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения. Вместо этого признайте необходимость поиска путей решения проблемы.

  • Когда ребенок в плохом настроении, отметьте это и скажите, что вы заметили, что он сердиться и попробуйте ему демонстрировать свой гнев, не обижая остальных. Он может ударить подушку, послушать запись любимой музыки или заняться чем-то, чтобы успокоиться.

  • Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Для этого слушайте своего ребенка. Проводите с ним как можно больше времени. Делитесь  с ним своим опытом (рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, своих победах и неудачах).

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ

     Застенчивость — комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, страха и т.п., препятствующий нормальному общению. Характерна для эмоционально чувствительных и самолюбивых людей, озабоченных впечатлением, которое они производят, и оценками, которые им дают окружающие. Наиболее часто возникает в новых, неожиданных ситуациях общения, особенно когда на человека направлено пристальное внимание окружающих. Застенчивость появляется в ситуациях неизвестности, неопределенности, когда нет четкого плана собственных действий и неясны их последствия.

     Застенчивым людям не свойственны самоуверенность и агрессивность; в общении они скованы, молчаливы. Их чувствительное "Я" слишком проницаемо для травмирующего опыта, т. е. критика или даже подшучивание воспринимаются болезненно. При этом отрицательные эмоции накапливаются и со временем начинают влиять на поведение даже в большей мере, чем настоящая, может быть весьма благополучная ситуация общения. Неспособность к полноценным контактам с окружающими порождает ощущение постоянных неудач, неспособность действовать инициативно, и как следствие — недовольство собой и неуверенность в будущем. В этом случае застенчивость приобретает характер патологического условного рефлекса, т. е. появятся снова и снова в аналогичных обстоятельствах. Таким образом, застенчивость имеет широкий диапазон проявлений — от легкого замешательства при встрече с незнакомым человеком до сознательного ограничения круга контактов во избежание огорчений и неудач.

     Страх перед посторонними, незнакомыми взрослыми встречается уже у детей в возрасте 8 месяцев. Когда незнакомый человек пытается обратиться к ребенку, он обычно использует примерно те же выражения и интонации (объективно-доброжелательные), которые для малыша прямо ассоциируются с матерью. Несоответствие образа постороннего и сложившегося, близкого образа матери вызывает замешательство и страх. Ребенок замирает, прижимается к матери, плачет. Постепенно ребенок начинает осознавать других людей в качестве отличных от матери, и беспокойство проходит. Однако еще год-полтора на фоне сильной привязанности к матери остается некоторая застенчивость при появлении незнакомых людей. К 6 годам ребенок привыкает к тому, что мать является для него неизменной опорой и источником безопасности, и уже способен контактно реагировать в незнакомых ситуациях общения. Этого не происходит при невротической привязанности к матери, когда угроза разлуки (чаще всего воображаемая) является для ребенка источником постоянного напряжения и беспокойства. Поэтому абсолютно недопустимо пугать ребенка разлукой. Мать, заявляющая непослушному малышу: "Я тебя сейчас оставлю и уйду!", рискует либо подорвать доверие к себе (поскольку угроза наверняка не будет исполнена), либо сформировать у ребенка болезненную зависимость и страх перед незнакомыми событиями и людьми.

     Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является раннее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, болезненные и внезапно проводимые медицинские манипуляции, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье.

     При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, уступчивым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребенком, а также большое число взрослых, заменяющих собой мир сверстников. Отсутствие опыта общения со сверстниками осложняет реальные отношения с ними и способствует неуверенности в дальнейших контактах. Это усугубляется недостаточным влиянием отца, в силу разных причин не способного быть примером уверенного в себе и решительного поведения.

     Устранить застенчивость труднее, чем предотвратить ее развитие. Последнее достигается щадящим режимом взаимодействия с детьми в первые годы жизни, включая ограничения посещения яслей и помещения в больницу без матери: положительным примером уверенности и гибкости родителей: непосредственным, эмоционально живым характером общения с детьми, расширением у них круга общения со сверстниками. Пусть ребенок почаще общается с детьми младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность. Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не надо ему препятствовать или задавать бестактные вопросы: "Почему ты все время играешь с малышами?"

   "Пик" застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения.

     Самое главное — не навешивать на ребенка "ярлык" застенчивого. Если внушить ему, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  • Бывают времена, когда ребенку лучше всего держаться в тени, особенно, когда они изучают новую ситуацию, если они не чувствуют желания взаимодействовать или их заставляют действовать по чьей-то указке; они подходят к таким ситуациям с осторожностью, и не надо навешивать на них ярлык стеснительности.
  • Если ваши дети действительно застенчивы, не говорите за них и не пытайтесь добиться, чтобы они заговорили. Просто продолжайте разговор и они вступят в него, когда будут к этому готовы.
  • Не представляйте вашего ребенка как стеснительного и не говорите, что он стеснительный, если он отказался разговаривать.
  • Может быть, вы находитесь в состоянии силовой борьбы, и он молчит, чтобы показать вам, что вы не можете его заставить делать то, что вы хотите. Оставьте его. Дайте ребенку возможность строить отношения с другими людьми без вашего посредничества

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ПОЯВЛЕНИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ:

  • Поговорите с вашими детьми и попытайтесь выяснить, не является ли стеснительность проблемой для них. Спросите, как вы можете им помочь чувствовать себя более удобно в обществе людей.
  • Не втягивайте детей в ситуации, к которым они не готовы (не пытайтесь заставлять их читать стихотворение, петь и т. п. перед вашими друзьями и родственниками).
  • Не позволяйте ребенку из-за стеснительности отказываться от выполнения необходимых вещей. Скажите вашему ребенку: «Ты чувствуешь себя неудобно, но тебе все равно придется идти в школу. Могу ли я помочь тебе чувствовать себя более свободно?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД «Знакомство с понятием «вверху», «внизу».Сравнение предметов по признакам сходства и различия. Игра «Займи свое место в вездеходе».

Развивать мыслительные операции, внимание; формировать пространственные отношения «вверху», «внизу». Закрепить счет до четырех. Находить признаки сходства и различия пред...

Понятие стресс и его профилактика

Разные точки зрения на определение понятия "стресс", пути избавления от стресса. Можно ли жить без стресса?Андреева М.Ю. Понятие «Стресс» и его профилактика. // Сборник научных с...

Презентация для педагогов "Понятие стресса.Признаки.Профилактика."

В наше время, такое быстрое,гиперактивное, инновационное невозможно постоянно быть "на высоте" или, по крайней мере,сложно. В профессии педагога есть как положительые, так и отрицательные ст...

«Понятие стресс. Причины возникновения стрессовых ситуаций в учебно- воспитательном процессе.» (Выступление на РМО)

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше взрослых.Стресс дош...

"Эмоциональный стресс и его понятие"

Стресс оставляет тяжелый отпечаток на нашей повседневной жизни и создает сильные эмоциональные реакции, потому что наши отношения с другими (которые могут являться триггером состояния эмоционального с...

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»

Консультация для педагогов «Признаки стресса и его профилактика»...