Кружок "Развивай-ка для Незнайки"
рабочая программа на тему
Рабочая программа дополнительного образования "Развитие познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста" (развитие речи, обучение чтению, обучение грамоте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для детей 5-7 лет. | 78.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА № 2051
111674, г. Москва, проспект Защитников Москвы, дом 9, корп.2
E-mail: 2051@edu.mos.ru
Рабочая программа дополнительного образования «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»
Кружок «Развивай-ка для Незнайки»
для детей 5 – 7 лет
Программу подготовила:
Воспитатель: Савальвер Лариса Николаевна
Москва 2017-2018
Рабочая программа дополнительного образования «Развитие познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста»
Кружок «Развивай-ка для Незнайки»
для детей 5 – 7 лет
Пояснительная записка
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Методические материалы в данной программе выстроены в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Актуальность программы, ее цели и задачи
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. (Сензитивный период – период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи – от полутора до трех лет). Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет развитие, тем счастливее его детство.
Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфии и дисперсией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга. Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил, строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи. Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. На занятиях педагог использует пальчиковые игры, элементы лепки, рисования, аппликации, конструирования для развития мелкой моторики руки. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений. Программа курса основана на принципах доступности, посильности, систематичности и последовательности в обучении.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Привитие любви к русскому языку, овладение навыками связной речи и осознанного чтения.
Задачи программы:
- Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
- Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.
- Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения.
- Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
- Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку.
Условия реализации программы
Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Развивай-ка для Незнайки» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов, охватывающих возраст детей от 5 до 7 лет.
1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет).
2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет).
Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью: первый год обучения 25 минут, второй год обучения 30 минут.
Описание форм и методов проведения занятий
Методы и приемы, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям дошкольника.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Часто используются сказочные мотивы, вводятся персонажи – гости, организуются путешествия. Каждое занятие имеет игровое название – тему, которая сообщается детям, и дидактическую тему, на основе которой ставятся цели данного занятия. Все пособия легко изготавливаются руками педагога. Игры, упражнения увлекают всех детей, даже умеющих читать.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное
решение. У детей развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учебно-тематический план
Старшая группа
Тема | сент | окт | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | |
Количество занятий | ||||||||||
«Звуки и буквы». «Слова. Звуки» | 2 | |||||||||
Звук «А» | 2 | |||||||||
Звук «У» | 2 | |||||||||
Звук «О» | 2 | |||||||||
Звуки «М», «М’» | 2 | |||||||||
Звуки «С», «С’» | 2 | |||||||||
«Длинные и короткие слова» | 2 | |||||||||
Звуки «Х», «Х’» | 2 | |||||||||
Звуки «Р», «Р’» | 1 | 1 | ||||||||
Звук «Ш» | 2 | |||||||||
Звук «Ы» | 2 | |||||||||
Звуки «Л», «Л’» | 2 | |||||||||
Звуки «Н», «Н’» | 1 | 1 | ||||||||
Звуки «К», «К’» | 2 | |||||||||
Звуки «Т», «Т’» | 2 | |||||||||
Звук «И» | 2 | |||||||||
Слова - друзья | 1 | 1 | ||||||||
Звук «П», «П’» | 2 | |||||||||
Звуки «З», «З’» | 2 | |||||||||
Звуки «Г», «Г’» | 2 | |||||||||
Звуки «В», «В’» | 1 | 1 | ||||||||
Звуки «Д», «Д’» | 2 | |||||||||
Звуки «Б», «Б’» | 2 | |||||||||
Звук «Ж» | 2 | |||||||||
Дифференциация «Ж» - «З» | 1 | 1 | ||||||||
Дифференциация «Ж» - «Ш» | 2 | |||||||||
Звук «Ч» | 2 | |||||||||
Звук «Щ» | 2 | |||||||||
Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». | 1 | 1 | ||||||||
Звук «Ц» | 2 | |||||||||
Звуки «Ф», «Ф’» | 2 | |||||||||
Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’» | 2 | |||||||||
Звук «Э» | 2 | |||||||||
Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия. | 8 | |||||||||
Итого: 74 занятия |
Подготовительная группа
Тема | сент | окт | нояб | дек | янв | фев | март | апр | май | ||
Количество занятий | |||||||||||
«Предложение» | 1 | ||||||||||
«Звуки и буквы» | 1 | ||||||||||
«Слова. Звуки» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «А» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «У» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «О» | 1 | ||||||||||
Звуки «М», «М’», Буква М | 2 | ||||||||||
Звуки «С», «С’», Буква С | 2 | ||||||||||
Звуки «Х», «Х’», Буква Х | 2 | ||||||||||
Звуки «Р», «Р’», Буква Р | 2 | ||||||||||
Звук и буква «Ш» | 1 | ||||||||||
«С-Ш» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Ы» | 1 | ||||||||||
«И-Ы» | 1 | ||||||||||
Звуки «Л», «Л’», Буква Л | 1 | ||||||||||
«Л-Р» | 1 | ||||||||||
Звуки «Н», «Н’», Буква Н | 1 | ||||||||||
Звуки «К», «К’», Буква К | 1 | ||||||||||
Звуки «Т», «Т’», Буква Т | 1 | ||||||||||
Звук и буква «И» | 1 | ||||||||||
Звуки «П», «П’», Буква П | 1 | ||||||||||
Звуки «З», «З’», Буква З | 1 | ||||||||||
«С-З» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Й» | 1 | ||||||||||
«Й-И» | 1 | ||||||||||
Звуки «Г», «Г’», Буква Г | 1 | ||||||||||
«ГК» | 1 | ||||||||||
Звуки «В», «В’», Буква В | 1 | ||||||||||
Звуки «Д», «Д’», Буква Д | 1 | ||||||||||
«Д-Т» | 1 | ||||||||||
Звуки «Б», «Б’», Буква Б | 1 | ||||||||||
«Б-П» | 1 | ||||||||||
Звуки «Ж», Буква Ж | 1 | ||||||||||
«Ж-З» | 1 | ||||||||||
«Ж-Ш» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Е» | 2 | ||||||||||
Звук и буква «Я» | 1 | ||||||||||
«А-Я» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Ю» | 2 | ||||||||||
Звук и буква «Ё» | 2 | ||||||||||
«Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Ч» | 1 | ||||||||||
«Ч-С-Ш» | 1 | ||||||||||
«Ч-Т’» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Э» | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Ц» | 1 | ||||||||||
«Ц-Ч» | 1 | ||||||||||
«Ц-С» | 1 | ||||||||||
«Ц-Ч-С» | 1 | ||||||||||
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф | 1 | ||||||||||
Звук и буква «Щ» | 2 | ||||||||||
«Щ-С» | 2 | ||||||||||
«Щ-Ч» | 2 | ||||||||||
Звук и буква «Ь», «Ъ» | 3 | 1 | |||||||||
«Страна Азбука» | 1 | ||||||||||
Повторение пройденного | 6 | ||||||||||
Итого: 74 занятия |
Содержание программы
Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.
План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи.
- Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
- Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
Тематический план первого года обучения
Тема | Количество занятий | Цель |
«Звуки и буквы». «Слова и звуки». | 2 | - познакомить детей с понятием «звук», «буква»; – дать понятие об артикуляционном аппарате; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
Звук и буква «А» | 2 | - познакомить детей со звуком «А» (артикуляция звука); - учить находить этот звук в словах; - познакомить детей с буквой А; - развивать умение определять 1-й звук в слове; - развивать способность называть слова с заданным звуком; -развивать фонематический слух. |
Звук «У» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «А». - познакомить детей со звуком «У». - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах. - учить делить слова на слоги. - формировать умение отвечать на вопросы. |
Звук «О» | 2 | - познакомить детей со звуком «О». - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. |
Звуки «М», «М’» | 2 | - познакомить детей со звуками ««М» и «М’». - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками. - учить интонационному выделению звука в слове. - учить называть 1-й звук в слове. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. |
Звуки «С», «С’» | 2 | - познакомить детей со звуками «С» и «С’». - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. |
«Длинные и короткие слова» | 2 | - продолжать расширять представление о словах. - познакомить детей с протяженностью слов. - учить делить слова на слоги. - развивать фонематический слух и речевое внимание. -развивать фонематический слух. - формировать навыки вежливого общения. |
Звуки «Х», «Х’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Х» и «Х’». - учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение дифференцировать звуки. - развивать умение называть слова с заданным звуком. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. |
Звуки «Р», «Р’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук «Ш» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук «Ы» | 2 | - закрепить знания детей о гласных звуках. - познакомить детей со звуком «Ы». - учить определять наличие звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать фонематическое восприятие. - воспитывать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Л», «Л’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. |
Звуки «Н», «Н’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Н» и «Н’». - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - закреплять умения детей определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «К», «К’» | 2 | - познакомить детей со звуками «К» и «К’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Звуки «Т», «Т’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Т» и «Т’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить определять 1-й звук в слове - развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т’». - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «И» | 2 | - познакомить детей со звуком «И». – учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. |
Слова - друзья | 2 | - закрепить знания детей о гласных звуках. - сравнивать слова по звучанию. - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному. - воспитывать интерес и внимание к слову. - воспитывать привычку слушать внимательно. |
Звук «П», «П’» | 2 | - познакомить детей со звуками «П» и «П’». - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах. - продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «З», «З’» | 2 | - познакомить детей со звуками «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. |
Звуки «Г», «Г’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. |
Звуки «В», «В’» | 2 | - познакомить детей со звуками «В» и «В’». - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В’» в словах. - учить определять 1 звук. - закрепить умение делить слова на слоги. - воспитывать желание заниматься и узнавать новое. |
Звуки «Д», «Д’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Д» и «Д’». - учить интонационному выделению звука в слове. - закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Звуки «Б», «Б’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Б» и «Б’» - учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие. - закреплять умение определять 1-й звук в словах. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук «Ж» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ж». - учить интонационно выделять звук «Ж» в словах. – учить называть слова с этим звуком. - продолжать учить подбирать рифмы к словам. – развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Дифференциация «Ж» - «З» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуке «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Дифференциация «Ж»- «Ш» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Ч» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ч». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематическое восприятие. |
Звук «Щ» | 2 | - познакомить детей со звуком «Щ». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - продолжать учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить сравнивать слова по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. |
Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ч». - закрепить знания детей о звуке «Щ». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Ц» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ц». - учить интонационному выделению звука «Ц» в слове. - сравнение слов по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Ф», «Ф’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ц». - закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф’» . - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук . - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Э» | 2 | - продолжать учить делить слова на слоги. - познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - воспитывать умение выслушивать ответы других. |
Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия. | 8 | - определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове. Нахождение заданных звуков в слове. |
74 занятия |
Содержание второго года обучения «Учимся читать»
На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:
- Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
- Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
- Знакомство с начальными грамматическими категориями.
- Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
- Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
- Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.
- Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.
- Подготовка руки к письму.
Тематический план второго года обучения
Тема | Количество занятий | Цель |
«Звуки и буквы» | 1 | -развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - закрепить знания детей об артикуляционном аппарате. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Слова. Звуки» | 1 | - закрепить знания детей о понятии «звук», «буква». - закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов. |
Звук и буква «А» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком. |
Звук и буква «У» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «О» | 1 | - закрепить умения детей называть слова со звуком «А». - закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. |
Звуки «М», «М’», Буква М | 2 | - закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в слове. - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. |
Звуки «С», «С’», Буква С | 2 | - закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. |
Звуки «Х», «Х’», Буква Х | 2 | - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’». - продолжать учить определять позиция звука в слове. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. |
Звуки «Р», «Р’», Буква Р | 2 | - уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
«С-Ш» | 1 | - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Ы» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове. – учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. |
«И-Ы» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы». - учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. |
Звуки «Л», «Л’», Буква Л | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. |
«Л-Р» | 1 | - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. |
Звуки «Н», «Н’», Буква Н | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух. |
Звуки «К», «К’», Буква К | 1 | - закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звуки «Т», «Т’», Буква Т | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’». - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «И» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий. |
Звуки «П», «П’», Буква П | 1 | - закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове. -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать положительную самооценку детей. |
Звуки «З», «З’», Буква З | 1 | - закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. |
«С-З» | 1 | - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. |
Звук и буква «Й» | 1 | - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й». - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Й-И» | 1 | - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. |
Звуки «Г», «Г’», Буква Г | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. |
«Г» - «К» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’». -формировать умение называть слова с этими звуками. -продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам. - закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать звуковую культуру речи. |
Звуки «В», «В’», Буква В | 1 | - познакомить с буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. |
Звуки «Д», «Д’», Буква Д | 1 | - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Д-Т» | 1 | - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’». - закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах. -формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями. |
Звуки «Б», «Б’», Буква Б | 1 | - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. |
«Б-П» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П. -развивать фонематический слух. -учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Ж», Буква Ж | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. |
«Ж-З» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Ж-Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Е» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи. |
Звук и буква «Я» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
«А-Я» | 1 | - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
Звук и буква «Ю» | 2 | - познакомить детей со звуком и буквой «Ю». - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. |
Звук и буква «Ё» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков. - развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. |
«Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») | 1 | - уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове. - дифференцировать понятия звук и буква. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звук и буква «Ч» | 1 | -уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. |
«Ч»-«С»-«Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С». - учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. – продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. |
«Ч-Т’» | 1 | - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Э» | 1 | - закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Ц» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. |
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Щ» | 2 | - уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. |
«Щ-С» | 2 | - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. |
«Щ-Ч» | 2 | - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Ь», «Ъ» | 4 | - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. - упражнять в звуковом анализе слов. |
«Страна Азбука» | 1 | - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. |
Повторение пройденного | 6 | - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. |
74 занятия |
Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты первого года обучения:
По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
- умеет относить предметы к определенной логической группе;
- умеет различать понятия «живое - не живое»;
- умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это?), признак предмета (какой?), действие (что делает?);
- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- владеет навыком словообразования;
- владеет приемами артикуляционной гимнастики;
- различает слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
- читает слова из 3-4 букв;
- умеет определять 1й звук в слове;
- составляет предложение с заданным словом.
Предполагаемые результаты второго этапа обучения:
По окончании второго года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
- различает слова близкие и противоположные по значению;
- умеет распространять предложения;
- умеет владеть тембром и темпом речи;
- владеет произвольной интонационной выразительностью речи (выражает чувства нежности, тревоги, печали, гордости);
- умеет отличать слово от предложения;
- умеет составлять предложения из заданных слов;
- умеет делить слова на слоги;
- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
- различает понятия «буква - звук»;
- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»
- - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова;
- читает предложения, короткие тексты;
- умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
- владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
- владеет навыком выразительного чтения по ролям;
- умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
- знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);
- знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
- знает значение Ъ и Ь знаков в словах;
- знает алфавит (полное название букв);
- различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
- владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество звуков в слове, дает их характеристику, определяет количество букв).
Критерии и формы оценки качества знаний
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года.
Материально-методическое обеспечение программы
Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, фишки: зеленая, синяя, красная, маркеры: синий, зеленый, красный, карандаши простые и цветные, ручки.
Методическое оснащение: буквари Н.С. Жуковой для индивидуальной работы детей, прописи Н.С. Жуковой, «Азбучные раскраски».
Раздаточный материал: тетради в крупную клетку; конвертики с разрезной азбукой, комплект на каждого ребенка; карточки для звукового анализа слов, на каждого ребенка; фишки: зеленая, синяя, красная на каждого ребенка; цветные карандаши; простые карандаши; ручки.
Список литературы
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
- Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
- Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
- Федосова Н.А. «От слова к букве.» Пособие для детей 5 – 7 лет в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2015.
- Н.А., Коваленко Е.В., Дядюнова И.А. и др. «Программа по подготовке к школе детей 5 – 7 лет». М.: Просвещение, 2015.
- Федосова Н.А., Белова Т.В., Солнцева В.А. и др. «Методические рекомендации к программе «Преемственность». М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие Незнайки по правилам ОЗОЖ
Путешествие Незнайки по правилам ОЗОЖПрограммное содержание:...
Песенка Незнайки
авторская песня...
Задание для Незнайки
Конспект занятий по математическому развитию в подготовительной группе...
"Незнайка и его друзья"
Развлечение к Дню защиты детей для всех групп детского сада. Проводится на участке. ...
Открытое занятие "Как Незнайка был поэтом»
Занятие по развитию вонематического восприятия и слухового внимания...
конспект занятия по математическому развитию дошкольников "Путешествие Незнайки и его друзей в страну Математики"
Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет разработано на основе технологии модерации с применением активных методов обучения. Способствует закреплению знаний детей по разделам "Колическтво...
Конспект занятия "Незнайка и его друзья"
Конспект открытого занятия в старшей группе по теме "Творчество Н.Носова"...