Программа «ТЕАТР И ДЕТИ»
рабочая программа по теме
Влияние театрального искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Театральные занятия дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_i_deti.docx | 50.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
«ТЕАТР И ДЕТИ»
Башкова Т.Н.
Пояснительная записка
Влияние театрального искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Его характерная особенность – отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребёнка, воспитывают в нём определённое отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность. Произведения театрального искусства, богатые по своему идейному содержанию и совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в природе, в быту.
Ученые утверждают, что дети наиболее активно проявляют свои творческие способности. Поэтому нужно помочь ребенку, заложить в детстве основы «правил игры», которые пригодятся ему во взрослой жизни, привить вкус к «играм хорошей драматургии». Здесь театр является неоценимым. Он радует ребенка, развлекает и одновременно развивает его
Актуальность программы связана с тем, что театр своей многомер-ностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребёнку раздвинуть рамки в постижении мира, «заразить» его добром, желанием делиться своими мыслями и умением слышать других, развиваться, творя. Театральные занятия дают возможность почувствовать уверенность в своих силах, раскрепоститься. С удовольствием перевоплощаясь в образ, ребенок добровольно принимает и присваивает черты, свойственные характеру героя произведения. Таким образом, театральная деятельность позволяет формировать опыт нравственного поведения и умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Театральная деятельность не менее важна для речевого развития ребенка, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Занятия этим видом деятельности ликвидирую болезненные переживания, связанные с дефектами речи, укрепляют психическое здоровье, способствуют улучшению социальной адаптации.
Коррекционные возможности театральной деятельности огромны: она учит, лечит, развивает творческое мышление, способность к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей; учит находить оригинальные решения различных задач; дает возможность испытывать чувство радости и удовлетворения от процесса учения. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребёнок будет стремиться поделиться тем, что узнал, увидел, пережил с другими. Программа имеет общекультурную направленность.
.
Цель программы:
- развитие основных психических процессов ребенка и коррекция его эмоциональной сферы средствами театрального искусства.
- создание условий для развития личности ребёнка;
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
- приобщение обучающихся детей к общечеловеческим ценностям.
Задачи, решаемые в процессе обучения:
образовательные:
-обучать детей адекватному эмоциональному реагированию;
- формировать у детей умение передавать мимикой, позой, жестом, движением свои эмоции;
. - привить интерес через театр к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
развивающие:
- способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
- развивать основные психические процессы ребенка (ощущение и восприятие, память, воображение, мышление, речь и внимание, воля и эмоции);
- развивать личностные качества детей: отзывчивость, эмпатию, доброту, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развивать и совершенствовать все стороны речи, добиваться чистого произношения всех звуков, расширять и активизировать словарь, развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи; способствовать превращению высказывания ребенка в рассказ.
Коррекционные:
- формировать навык коллективного творческого взаимодействия
и общения;
- сформировать умения саморегуляции и самоконтроля в театральной деятельности;
- развивать индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности детей;
- помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества.
воспитательные
- заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
- воспитать потребность к самовыражению посредством театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения, общения, речи.
.
Требования, предъявляемые к реализации программы:
1. Обеспечение условий для проведения занятий по театрализованной деятельности:
-наличие учебного помещения;
-методическое обеспечение педагогического процесса (программы, дидактические игры и упражнения и т.д.);
-материально-техническое обеспечение (музыкальный центр, фонотека, костюмерная, гримерная).
2. Обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- координирование системы планирования всех педагогов дополнительного образования
-организация консультативного бюро по вопросам театрализованной деятельности.
Отличительные особенности данной программы:
- в комплексном подходе к каждому занятию, когда в его структуру интегрируются элементы техники речи, основ актерского мастерства, игры-драматизации, самостоятельной театрализованной деятельности;
- в интеграции теории и практики, обусловленной спецификой предмета;
- в развивтии творческих способностей и совершенствовании навыков социального взаимодействия через репетиции, театральную деятельность (отчетные спектакли, конкурсы, фестивали), творческие встречи.
Такой комплексно-целевой подход к обучению интенсифицирует развитие детей, формирует устойчивую мотивацию к познанию, активизирует их творческую деятельность, способствует успешной социализации.
Реализация программы в режиме сотрудничества и демократического стиля общения позволяет создать личностно-значимый для каждого воспитанника индивидуальный или коллективный духовный продукт (в виде спектакля).
Личностно-ориентированный подход к образованию с использованием здоровье сберегающих технологий способствует сохранению и укреплению физического и социального здоровья воспитанников.
Программа «Театр и дети» построена на использовании законов театральной педагогики в лучших традициях русского театра и является одной из составляющих общей системы эстетического воспитания детей.
Методы и формы реализации программы:
посещение театров, музеев, выставок, тематических экскурсий;
просмотр спектаклей; беседы;
использование игр и упражнений из театральной педагогики,
тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, этюдов; игр драматизаций;
репетиции; выступления; работа с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых, перчаточных кукол и др.;
Для совершенствования театральных навыков используются такие формы организации детской деятельности, как:
-работа по подгруппам (количество детей варьируется от 5-и до 10-ти человек);
-индивидуально;
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты непосредственно связаны с целью и задачами работы театральной студии:
- Активное, деятельное отношение ребёнка к окружающей действительности.
- Развитая эмоциональная сфера личности; умение сопереживать, стремление помочь, чувство собственного достоинства, уверенность в себе и вера в свои силы.
- Развитие творческого потенциала личности.
- Развитие умений работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности.
-. Развитие исполнительских способностей.
- Овладение навыками правильного произношения и культурой речи.
- Развитие игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
- Умение пользоваться театральными понятиями и терминами: «этюд», «импровизация», «действие», «событие», «конфликт», «образ», «пауза» и т.д.
- Владение нормами достойного поведения в театре.
По завершении первого года учащиеся
должны знать:
- особенности театрального искусства, его отличия от других видов
искусств,
- иметь представление о создании спектакля,
-знать главные театральные профессии;
должны уметь:
- создавать образы знакомых живых существ с помощью выразительных пластических движений,
- пользоваться жестами; сочинять этюды по сказкам;
- «превращаться», видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
- выполнять задания в парах, в группах, организовать игру и про-
вести её.
По завершении второго года учащиеся
должны знать:
-историю театра, устройство зрительного зала,
-Понятия «сцена», «авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «ложа», «балкон»;
-виды театрального искусства
-виды кукол;
-роль зрителя в театре.
должны уметь:
-размещать тело в сценическом пространстве;
-сочинять, подготавливать и выполнять этюды с заданными обстоятельствами, действовать с воображаемыми предметами
-создавать пластические импровизации под музыку разного характера; -
-создавать образы с помощью жестов и мимики;
-анализировать работу свою и товарищей.
По завершении третьего года учащиеся
должны знать:
- театральные термины: «драматург», «пьеса», «инсценировка»,«действие», «событие»; жанры в драматургии: комедия, драма, мелодрама, трагедия; диалог, монолог, внутренний диалог; рифма, ритм;
-профессии в театре;
Должны уметь:
- самостоятельно выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
- пользоваться интонациями, выражающими различные эмоциональные состояния, находить ключевые слова в отдельных фразах и выделять их голосом;
- создавать пластические импровизации на заданную тему;
- сочинять индивидуальный или групповой отрывок на заданную тему. Способы определения результативности
Методы и формы диагностики могут варьироваться (беседа, игра,
собеседования с классными воспитателями по достижению индивидуальных задач учащихся, наблюдение за деятельностью ребёнка в процессе занятий и т.д.).
В качестве промежуточных и итоговых результатов работы могут рассматриваться:
-сольные исполнительские номера (чтецкие или вокальные),
-участие в групповых композициях (этюдах, сценках, импровизациях, в драматических, кукольных, мини-спектаклях)
-самостоятельная организация и проведение игр и театральных упражнений.
Содержание разделов программы
Раздел 1. Дорога в театр.
Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакли. Игровой тренинг. Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик:«антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис».
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Актёр – творец, материал и инструмент. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры.
Происхождение театра. Муза театра. Вид древнегреческого театра. Театр под крышей. Вид театра в конце IX века. Первые декорации. Современный театр. Сообщения: «О профессии режиссёра и актёра». «Мой любимый актёр». Современные театры. Задание: «Нарисуй театр твоей мечты». Устройство зрительного зала. Понятия «сцена»,«авансцена», «рампа», «партер», «амфитеатр», «бельэтаж», «ложа», «балкон». Сравнение древнегреческого и современного театров. Рисование схемы устройства зрительного зала в театральный альбом. Игра «Построй театр». Театральный билет. Назначение билета и его изготовление.
Зритель – обязательная и составная часть театра. Этика поведения
в театре. Этюд «Как надо вести себя в театре».
Раздел 2. Техника речи.
Культура и техника речи . Упражнения на развитие речевого аппарата. Упражнения на дыхание, дикцию, артикуляцию. Артикуляционная гимнастика. Регулирование речевого дыхания. Д/у «Сказка о веселом язычке».. Выразительное чтение. Голосо-речевой тренинг. Игры со словом. Воспитание речевой культуры. Отработка технических навыков в работе над постановкой дыхания. «Дышим правильно»- комплекс упражнений для приобретения основ правильносго сценического дыхания. Отработка технических навыков в работе над дикцией, голосом.
Интонационная выразительность речи. Д/и «Тики-так», Д/у «Озвученные эмоции». Совершенствование отчетливого произношения гласных и согласных звуков, слов и словосочетаний. Д/и «Чики-чок». Д/у «Озвученные эмоции».
Комплекс упражнений речевой гимнастики. Скороговорки, речевые игры. Формирование интонационно-логической речи: упражнения «Давай поспорим».Работа над артикуляцией. Гимнастика для губ, языка, челюсти : выполнение упражнений : "Почистить зубы", "Спрячь конфетку", "Лопатка", "Улыбка", "Трубочка", "Лошадка".Тренинг гласных букв, тренинг согласных звуков, Д/у «Надувные куклы».
Формирование навыков монологической и диалогической форм речи. Упражнения: Д/у «Где ты была сегодня киска», « Сорока и мышь», « Мышка-трусишка». Д/у на развитие интонационной выразительности речи. Д/у «в гостях у Королевы».Д/у на развитие интонационно-смысловой речи « На мели мы налима ловили».
Учимся говорить красиво, или Как избавиться от «каши». Дикция. Осанка. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Тренинг гласных. Тренинг согласных. Интонация (вопросительная, повествовательная, восклицательная). Темп речи. Медленный и быстрый темп речи. Чтение стихотворения в разных
темпах. Содержание текста и темп речи.
Рифма. Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах. Сочинение стихотворений. Ритм. Овладение темпом речи, интонацией. Детские считалки. Сочинение считалок.
История возникновения ораторского искусства. Лучшие ораторы древности. Значение тренинга в преодолении дефектов речи. Выразительное
чтение стихотворения П. Синявского «Встретил жук…». Значение скороговорок в речеголосовом тренинге. Тренинг со скороговорками. Развитие интонационной выразительности. Сочинение истории из скороговорок.
Развитие образного и слухового восприятия литературного текста. Чтение сказки Л. Петрушевской «Пуськи бятые» и её разыгрывание. Сочинение собственной сказки на тарабарском языке. Чтение стихотворения Л. Кэрролла «Воркалось…». «Я – животное, растение, насекомое».
Раздел 3 .Основы актерского мастерства .
Вхождение в образ. Общеразвивающие игры: Игры на развитие слухового внимания. Навыки вхождения в образ: «Где котята, отзовитесь», «Был у кошки день рождения», « Грустный котенок» и др. Этюды М.Чехова на веру, наивность, фантазию.
Подражания: Игры и упражнения на подражание животным: «Курочка-хохлатка,» «Лошадка», «Веселые зайчата», и др. Знакомство с окружающими предметами: «ожившие игрушки».
Знакомство с окружающим миром: Развитие творческого воображения и двигательной активности в упражнениях: «Веселые зайчата», «Заинька», «Еж и лиса», « Пчелки и медведь» и др.
Развитие мимики и жеста в упражнениях: «Ох, что за гром?», «Замок», «Три веселых братца», «Тише», «Дождик».
Выражение основных эмоций в упражнениях «Кузнечик», «Цветок», «Вкусные конфеты», «Золотые капельки» и др.
Я – человек(Мир детей):Развитие способности понимать эмоциональное состояние человека и адекватно выражать свое. Упражнения и игры на выражение внимания, сосредоточенности и интереса «Удивление», «Хорошее настроение», «Внимание» и др. Упражнения на выражение основных эмоций: «Ваське стыдно», «Уходи!» и др.
Учимся взаимодействовать друг с другом: «Обезьянки», «Больной мальчик», «Добрые родители» и др.
Углубление представления о предполагаемых обстоятельствах.
Одиночные этюды «момент отчаяния»,«сосредоточенность», «маленький скульптор», «художник», «часовой». Упражнения на смену предлагаемых обстоятельств: «летний дождь», «мелодии, которые звучат внутри нас»;дидактические игры: «узнай сказку», «пропой песню без слов»;этюды: «заколдованный ребенок», «Северный полюс», «Золушка», «Снегурочка», «Фея сна» и др.
Упражнения на подражание поведению людей с различными характерами: «Обиженный ребенок», «Новая игрушка», «Вкусные конфеты», «Я с тобой не дружу», «Кто как ходит».
Игры и упражнения на подражание различным животным
-домашние животные: «Скотный двор», «Ласковый котенок», «Петька-забияка» и т.п.;
-дикие животные: «Звери в клетке», «Собака принюхивается».
Упражнения «Ожившие, игрушки», «Любопытный», «Отгадай предмет».
Упражнения «Золотые капельки», «Дотронься до радуги», «Море», «Во время грозы», «Прогулка по лесу» и др.
Выполнение упражнений на звукоподражание природе: «Теплый дождь»,
«Сильный ветер», д/и «Облака», голосам птиц и насекомых: «Летний вечер».
Сочинение веселых историй, сказок на заданную тему: «Я в волшебном лесу», «Слово за слово», «Ковер-самолет».
В целях развития мимики и жеста: «Расскажи стихи руками».
- Развитие зрительного и слухового внимания и сенсорных умений: упражнения «Повтори походку», «Кто стучится в дверь ко мне», «Хлопки» и т.д.
-Формирование навыков творческого воображения через упражнения: «На что похоже мое настроение», «Музей восковых фигур», «Обезьянки», «Кто во что одет», «Послушаем тишину», «Что происходит за окном», «Изобрази предмет», «Узнай меня» и др.
Элементы актерского мастерства. Формирование навыков творческой мобилизации через: упражнения на развитие зрительного внимания: «повтори походку», «воробей», «кто во что одет», «обезьянки» и т.д.; упражнения на развитие слухового внимания: «кто прошел», «хлопки», «узнай товарища» и т.д.
Развитие фантазии, творческого воображения на основе знакомства с окружающим миром, формирование навыков творческого мастерства
через д/и: «тропинка», «дотронься до радуги», «прогоним грусть»; этюды
«любящие родители», «маме улыбаемся», «на берегу моря», «остров
плакс», «золотые капельки», «собака принюхивается» и т.д.; творческие
задания: «Представь себя дождем...», «Представь, что ты...».
Выполнение упражнений и творческих заданий на ПФД использованием элементарных двигательно-музыкальных навыков.
Парные этюды. Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером: выполнение парных этюдов на противоположные по смыслу действия: «Змей-Горыныч», «Два клоуна», «Уходи!», «Не дам!» и т.д.; музыкальные диалоги в пластике: «Артисты пантомимы», «Дотронься до счастья»;сочинение диалогов по портретным характеристикам героев; этюды: «добрый мальчик», «доктор Зай», «вежливый ребенок» и т.д.
Массовые этюды. Понятие о сценических планах: двух- и трехплановые композиции на темы: «негаданная радость», «золотые капельки», «на прогулке» и др.; мизансцены толпы (шахматный порядок, ритм движений).
Сочинение и исполнение этюдов на заданную тему: «В лесу», «На планете счастья», «На необитаемом острове» и др. Итоговое занятие: показ массовых этюдов.
Раздел 4-й. Самостоятельная театральная деятельность.
Театрализованная игра: Развитие творческого воображения и самовыражения детей в мини-сценках: «Полянка», «Хомка-хомячок», «Ровным кругом» и др. Чтение стихов, рассказывание сказок и историй. Драматизация в предметном окружении.
Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое. Упражнения и игры на выражение внимания, сосредоточенности, интереса: «удивление», «хорошее настроение», «сосредоточенность» и др.
Упражнения на выражение основных эмоций: «Северный полюс», «гроза», «провинившийся», «стыдно», «не покажу!», «соленый чай» и др.
Учимся сотрудничать друг с другом (парные этюды): «тропинка», «проведи слепого», «добрый мальчик», «друг заболел».
. Творческие задания: «Покажи походку...», «Когда я стану взрослым...», «фокусник», «командир»; упражнения: «мама на работе», «походки»; разыгрывание ситуаций: «вечер в семье», «праздник в семье», рисунок «Моя семья
Развитие творческого воображения в упражнениях: «Представь себя животным», «ласковые родители», «кормим зверей», «опиши животное»; подвижные игры: «город зверей», «птичий двор»; сочинение истории «самое необыкновенное животное».
Развитие мимики, жеста, пластики в упражнениях : «Угадай, кто я», «Котенок заболел», «спаси утопающего», «Лисичка подслушивает», «Пляшут лапки» и др.
Выражение основных эмоций в упражнениях: «ой-ой, живот болит», «смелый заяц», «Ваське стыдно», «жадный пес» ,.сюжетно-ролевая игра «Звери в клетке».
Развитие творческого самовыражения детей в сюжетно-ролевых играх: « у нас дома», «в магазине игрушек», «на празднике», «в гостях у Айболита», «за цветами в зимний лес» и др.
Участие в конкурсах, концертах, постановках.
Раздел 5-й. Мир твоей души. I
Развитие и совершенствование у детей качеств и добродетелей на театральных занятиях.
Знакомство с окружающим миром:
(семья, мир живой природы; братья меньшие).
Беседы: «Моя семья», «Город», «Родные просторы». Д/и «Прогоним грусть!», д/и «Тропинка», д/и «Дотронься до радуги».
Конкурсы рисунков: «самая лучшая семья»; «дотронемся до радуги и звезд». Творческие задания: «представь себя дождем», «Изобрази походки и прыжки животных». Ролевая гимнастика у зеркала «Представь, что ты ...»
Этюды: «Любящие родители», «Маме улыбаемся», «Ключ нашелся», «Негаданная радость», «Момент отчаяния». «Провинившийся», «Стыдно», «На берегу моря», «Остров плакс», «Игра с камушками», «Золотые капельки», «После дождя», «Звери в клетке». «Собака принюхивается», «Смелый заяц».
«Труд земной»
(знакомство детей с профессиями).
Беседа «Мир профессий».Творческое задание «Представь, что ты...».
Конкурс рисунка «Когда я буду взрослым...». Этюды: «Сосредоточенность», «Два клоуна», «Маленький скульптор», «Художник», «Часовой».
«Труд души»
(слово, сказка, песня, праздник, книга).
Д/и «Узнай сказку», д/и «Мелодии, которые звучат внутри нас», д/и «На что похоже мое настроение». Творческое задание «Пропой песню без слов».
Рисунок «Моя любимая сказка». Этюды: «Заколдованный ребенок», «Фея сна», «Северный полюс», «Золушка», «Змей-Горыныч», «Котята».
Развитие воображения,
Д/у «Мое воображение». Рисунок «Что живет в моем воображении».
Чудо улыбки.
Беседа «Чудо улыбки». Д/и«Поделись улыбкою своей».
Рисунок «В стране улыбок». Этюды: «Два клоуна»,«Снегурочка».
Доброта.
Д/и «Давайте познакомимся», «Поделись добротой».Рисунок «Портрет Доброты». Беседа «Доброта».Этюды: «Добрый мальчик», «Дотронься до счастья», «Вежливый ребенок».
Радость.
Беседа «Что такое радость». Рисунок «Когда я радуюсь».Этюды на выражение удовольствия. «Негаданная радость», «Золотые капельки». «Танец счастливых рук».
Счастье.
Беседа «Разговор о счастье».Д/и «Дотронемся до счастья». Рисунок «Портрет счастья», «Планета счастья».,. Этюды: «Золотые капельки». «Веселое облако», «Новая игрушка».
Сила добра.
Беседа «Сила добра». Д/и «Поделись добротой», «Уроки доброй феи», «Сокровища сердца», «Планета доброты». Рисунок «Цветок щедрости».
Этюды: «Мороженое», «Честный водитель», «Добрый мальчик».
Милосердие, сострадание.
(Служение людям.)
Беседа, рисунок «Цветок милосердия», д/и «Жажда», «Проведи слепого», д/у «Поводырь». В группе - «День служения друг другу».
Этюды: «Внимательный мальчик», «Посещение больного», «Любящий сын», «Дети спасены», «Сочувствие».
Чудо улыбки.
Беседа «Улыбка, полная тайны». Д/и «Улыбка в подарок», «Давайте познакомимся». Рисунок «Планета улыбки». Этюд «Жар-птица».
Страдание, испытание.
Беседа. Рисунок «Портрет страдания».
Этюды: «Момент отчаяния», «Ночные звуки», «Грязная» бумага», «Остров плакс», «Соленый чай» и др.
Благородство.
Беседа.Рисунок «Цветок благородства».
Этюды: «Честный шофер», «Мороженое», «Так будет справедливо», «Просто старушка».
Гордость.
Беседа «Гордый человек».
Этюды: «Командир», «Битва», «Я - грозный боец», «Правильное решение».
Радость труда.
Беседа.Д/и «Отгадай профессию», д/у «Мастерство».
Этюды: «Сосредоточенность», «Маленький скульптор», «Часовой», «Художник».
Свет дружбы, уважение к людям.
Беседы: «Правило дружбы», «Мой друг».Д/и «Давай дружить», «Тайный друг». Рисунок «Свет дружбы», «Дерево уважения».
Этюды: «Встреча с другом», «Три подружки», «Уроки доброй феи», «Розовое слово «Привет»».
Любовь
Беседа «Гимны любви»,д/и «Что мы любим», «Круг любви». Рисунок «Гимны любви».
Голос прекрасного, идеал красоты, счастье.
Беседа. Д/и «Колечко красоты». Рисунок «Мир красоты» или «Сад волшебных деревьев красоты». Д/и «Дотронемся до счастья». Рисунок «Птица, дерево или цветок счастья». Этюды: «Танец рук», «Поделись счастьем», «Дотронься до радуги», «Золотые капельки», «Жар-птица».
Судьба, характер.
Д/у «Рисуем себя». Этюды: «Сердитая Маша», «Капитан», «Честный шофер», «Справедливый папа», «Эгоист», «Притвора», «Карабас-Барабас», «Два друга», «Вредное колечко». Беседа «Какой Я».
Учебно-тематический план
На 2015-2016 уч.год
1-й год обучения
№ п.п. | Наименование разделов и тем |
1 | РАЗДЕЛ 1. ДОРОГА В ТЕАТР |
В театре. | |
Как создается спектакль | |
Театральные профессии | |
II | РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИКА РЕЧИ |
Развитие речевого аппарата. | |
Артикуляционная гимнастика | |
Развитие интонационной выразительн. | |
РАЗДЕЛ 3.ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА | |
Навыки вхождения в образ | |
Ш | Развитие навыков перевоплощения, |
Развитие творческого воображения и двигательной активности | |
Развитие мимики и жеста | |
Упражнения на выражение основных эмоций | |
Учимся взаимодействовать друг с другом: | |
РАЗДЕЛ4.Самостоятельная театральная деятельность | |
Разыгрывание мини-сценок на предлагаемые обстоятельства | |
Участие в конкурсах, концертах, постановках |
Учебно-тематический план
2-й год обучения
№ п.п. | Наименование разделов и тем |
РАЗДЕЛ 1. ДОРОГА В ТЕАТР. | |
Истории про театр | |
Виды театров | |
Театральное мастерство. | |
Зритель в театре | |
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНИКА РЕЧИ | |
Формирование навыков монологической и диалогической форм речи | |
Совершенствование навыков четкого произношения | |
РАЗДЕЛ 3 ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА | |
Углубление представления о предполагаемых обстоятельствах (одиночные этюды) | |
Формирование представления о сценическом общении как взаимодействии с партнером (парные этюды) | |
РАЗДЕЛ 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Разыгрывание этюдов на предлагаемые обстоятельства | |
Участие в конкурсах, концертах, постановках | |
РАЗДЕЛ 5. «МИР ТВОЕЙ ДУШИ» | |
Беседы | |
Рисунки | |
Творческие задания | |
Учебно-тематический план
3-й год обучения
№ п.п. | Наименование разделов и тем |
I | РАЗДЕЛ 1 ТЕХНИКА РЕЧИ |
Совершенствование интонационно-выразительной и смысловой форм речи | |
Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний | |
II | РАЗДЕЛ 2 ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА |
Поиск выразительных средств для создания образа персонажа | |
Этюдный тренаж | |
Импровизации ( развитие творческой самостоятельности) | |
Работа над пьесой и создание образа спектакля | |
III | РАЗДЕЛ 3 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Участие в конкурсах, концертах, постановках | |
РАЗДЕЛ 4 МИР ТВОЕЙ ДУШИ | |
Беседы Рисунки | |
Творческие задания |
ЛИТЕРАТУРА
Для педагогов
- Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребёнка.- М.:1996.
- Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца ХУШ века. – М.: 2007.
- Голубовский Б.Г. Наблюдение. Этюд. Образ. – М.: 2000.
4. Деннисон П. Гимнастика для развития умственных способностей.- М.: 1992.
5. Завадский Ю.А. Об искусстве театра. – М.: 1995.
6. Крамаренко О.К. Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности. - М.: 2003.
7. Крамаренко О.К. Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления.- М.: 2003.
8. Крамаренко О.К. Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков.- М.: 2003.
9. Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера. – М.: 1984.
10. Станиславский К.С. Основы театрального искусства.- М.: 1992.
11. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – М.: Просвещение,1995.
12. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.: 2001.
13. Щепкин М.С. Театр переживания.- М.: 1986.
14. . Ястребова, А.В. Хочу в школу / А.В. Ястребова, О.И. Лазо-
ренко.–М.:АРКТИ,1999.
для детей:
- Завязкин О.В. Играя, развиваем воображение - М.: ЗАО «БАО-Пресс», 2005.
- Завязкин О.В. Играя, развиваем память - М.: ЗАО «БАО-Пресс» , 2005.
- 3.Савина Е.Г. Театральные ступеньки.- Екатеринбург:1999.
Ресурсы сети Интернет:
1. . «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва /
Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.
ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva
2. А.П. Ершова и В.М. Букатов. «Программа четырёхлетне-
го курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» /
Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.
ru/node/7051
3«Работа актёра над собой». К.С. Станиславский /
Энциклопедия «Кр угосвет». Режим доступа: http://biblioteka.teatrobraz.
ru/node/7380
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Театр для детей"
Искусство театра представляет собой синтетический синтез музыки,живописи,риторики,актерского мастерства....
Парциальная программа "Театр и дети"
Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет( второе полугодие второй младшей группы, средняя, старшая и подготовительная группы)....
Программа "Театр-творчество-дети"
Программа театральной студии...
Программа "Театр и дети"
Программа для воспитателей...
Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.
Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...
Дополнительная общеразвивающая программа «Театр ног» для детей 5-6 лет
Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с бол...