Дополнительная общеразвивающая программа «Театр ног» для детей 5-6 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа)

Марина Валерьевна Замякина

Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт вза­имодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов груп­пы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.

Программа направлена на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Новизна данной программы в следующем:

Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев с помощью ног).

Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол- «Топотушек».

Нетрадиционные материалы для изготовления «Театра ног».

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что в настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так и с различными вариантами психического дизонгогенеза, поэтому важен поиск новых приемов интегративного обучения. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве. К тому же растет число родителей, понимающих эту проблему и заинтересованных в гармоничном развитии и творческой самореализации детей в дошкольный период. Решение обозначенных проблем успешно осуществляется в ходе работы театрального кружка «Театр ног».

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение Бердюжского района

дошкольного образования детский сад «Малышок»

с приоритетным осуществлением физического развития детей

                                                   

СОГЛАСОВАНО

Решением педагогического

 совета МАУ Бердюжского района ДО детского сада «Малышок»

Протокол №1 от «31» 08 2020 года

  УТВЕРЖДЕНА

Директор МАУ Бердюжского района                                                            ДО детский сад «Малышок»                                                                                           _______Г.А. Грачёва

                                                         

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Театр ног» для детей 5-6 лет

Автор-составитель программы: воспитатель МАУ Бердюжского района ДО детского сада «Малышок» М. В. Замякина

Сроки реализации программы: 8 месяцев, 32 часа

Программа рассчитана на детей в возрасте 5-6 лет

Группа работает 1 раз в неделю по подгруппам (25 минут).

с. Бердюжье

2020

СОДЕРЖАНИЕ.

I. Пояснительная записка.                                                                                

II. Учебно-тематический план.                                                         

III. Содержание программы

                                        

IV. Методическое обеспечение дополнительной программы

V. Список литературы                                

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Театр - синтетический вид искусства. Изучая его, ребенок погружается в мир литературы, музыки, живописи и др. Эти познания - неотъемлемая частица общей системы эстетического воспитания, роль которого в развитии личности и ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты труда в творческой деятельности человека. Выдающийся критик В. Белинский подчеркивал: «Искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».

        Дополнительная образовательная программа относится к программам художественно направленности, так как ориентирована на коллективное искусство. Дети приобретают опыт взаимодействия с большими и малыми социальными группами, учатся согласовывать свои действия с действиями других членов группы, т. е. приобретают навыки коллективного творчества.

Программа направлена на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Новизна данной программы в следующем:

Нетрадиционная форма проведения занятий (театрализованные рассказы и беседы от имени литературных героев с помощью ног).

Вовлечение детей в проведение, игр, сюрпризных моментов, обыгрывании сказки-импровизации с применением кукол- «Топотушек».

Нетрадиционные материалы для изготовления «Театра ног».

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что в настоящее время контингент воспитанников массовых дошкольных учреждений составляют дети, как с нормальным ходом психического развития, так  и  с  различными  вариантами психического дизонгогенеза, поэтому важен поиск новых приемов интегративного обучения. Театрализованная деятельность интегративна, в ней восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом, проявляются в разных видах детской активности (речевой, двигательной, музыкальной и др.) и творчестве. К тому же растет число родителей, понимающих эту проблему и заинтересованных в гармоничном развитии и творческой самореализации детей в дошкольный период. Решение обозначенных проблем успешно осуществляется в ходе работы театрального кружка «Театр ног».

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности методами театральной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений, что в будущем поможет детям быть более успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

Цель программы - развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи программы:

  Последовательное знакомство детей с новым видом театра «Театр ног»;

  Поэтапное освоение детьми видов творчества;

  Совершенствование артистических навыков детей;

  Раскрепощение ребенка;

  Работа над речью, интонациями;

  Коллективные действия, взаимодействия;

  Пробуждение  в  детях  способности  живо  представлять  себе  происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.

        Отличительная особенность дополнительной образовательной  программы  состоит  в том, что театрализовано-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как разновидность художественной деятельности, интегрирующая с литературной, музыкальной  и  изобразительной;  и  как  творческая  сюжетная  игра,  опирающаяся  на самостоятельный игровой опыт ребенка, с ипользованием инновационной технологии «Театр ног».  В ней  четко проявляются  три этапа развития худо-жественно-творческого  образа:  первичное  формирование  образа  на  основе  литературного произведения; обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме; взаимообогащение  его переносом выразительных средств из одного вида эстетической деятельности в другой. А       используемые  методические  приемы   в  равной  степени  подходит    для  занятий  со здоровыми детьми и с детьми, имеющими те или иные проблемы здоровья.

Срок реализации программы: 8 месяцев, 32 часа, продолжительность занятий 25 минут, возраст детей 5-6 лет.

Формы организации занятий по театрализованной деятельности включает:

  просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

   игры-драматизации;

 упражнения для социально-эмоционального развития детей;

  коррекционно-развивающие игры;

  упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

  задания для развития речевой интонационной выразительности);

   игры-превращения, образные упражнения;

   упражнения на развитие пластики; ритмические минутки;

 пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

   упражнения  на  развитие  выразительной  мимики,  элементы  искусства

пантомимики;

  театральные этюды;

  отдельные упражнения по этике вовремя драматизаций;

   подготовка и разыгрывание сказок и драматизаций;

   знакомство с текстом сказки, средствами ее драматизации –  жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой.

Каждое занятие включает:

1.  Развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог), творческих способностей (умения перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

2.  Участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен и. т. д. с помощью кукол «Топотушек».

3.  Амплификацию  театрального  опыта:   знания  детей  о  театре,  его  истории,  театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

4. Изготовление и подбор атрибутов (кукол «Топотушек», костюмов) проходят совместно с  родителями, детьми и педагогом.

Ожидаемые результаты реализации дополнительной образовательной программы:

Ребенок умеет:

  - разыгрывать несложные представления по знакомым литературным

сюжетам, с помощью «Театра ног», используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест);

- Придумывать и создавать куклы, декорации различного характера;

-   адаптироваться в обществе сверстников, иметь активную творческую

позицию.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

- Совместное празднование Дня театра (27 марта);

-Открытые показы сказок;

-  Выступление на родительских собраниях с результатами достижений воспитанников;

 -Проведение театрализованных праздников и викторин.

II. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Месяц

Тема

Количество часов

Практические

Теоретические

Октябрь

 «Вежливые слова»

3

1

Ноябрь

«Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался»

«Кто колечко найдёт?»

4

Декабрь

«Театр ног».

«Телефон»

«Лиса и журавль».

1

3

Январь

Распределение ролей. Заучивание текста.

Изготовление атрибутов к сказке «Лиса и журавль».

3

1

Февраль

 «Лиса и журавль»

«Кот, петух и лиса».

Заучивание текста по сказке «Кот, петух и лиса».

1

3

Март

Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» с использованием театра ног. «День театра» - театрализованное представление с показом театра ног

4

0

Апрель

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Пантомимы «Берёза в метель», «Едим по лесу».

«Как на тоненький ледок», «Заинька».

2

2

Май

Обыгрывание знакомых сказок для детей младшей группы

 4

0

Итого:

32

22

10

III. Содержание дополнительной образовательной программы:

Месяц

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

Октябрь

1 Диагностика

2 Ознакомление с малыми фольклорными формами

3-4 «Вежливые слова» (Э. Машковская)

- Уточнить представление детей о жанровых особенностях, назначение загадок, скороговорок, пословиц.

- Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);

- учить имитировать характерные движения сказочных героев. Развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;          

- воспитывать коммуникативные качества детей; интерес к театральной деятельности.

Беседа.

Игра «Изменяю себя друзья, догадайтесь кто же я», упражнение пантомимы «Пойми меня», отгадывание загадок.

Ноябрь

5-6 «Мышонок глупым оказался, он от мамы отказался» Чтение сказки «О глупом мышонке»

7-8 Сказка – игра (По С. Я. Маршаку) «Кто колечко найдёт?»

- Развивать диалогическую и монологическую речь детей;

- воспитывать коммуникативные качества;

- развивать мимику и пластические способности детей;

- развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию;

- активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;

- формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

- Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений;

- развивать мелкую моторику пальцев;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать пантомимические навыки.

Упражнение на развитие артикуляции «Немой диалог». Игра на имитацию движений.

Пальчиковая гимнастика «Мизинчик»

Декабрь

9-10 Знакомство с новым видом театра «Театр ног».

Чтение стихотворения Чуковского «Телефон» с элементами драматизации детей.

11-12 Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль». Беседа по сказке.

- Дать представление о новом виде театра;

Учить своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации и согласованной координации движения ног.

- Прослушав сказку, оценить поступки героев, почувствовать юмористический характер сказки;

- учить вживаться в создаваемый образ, сопровождать действиями репликами персонажей.

Разыгрывание по ролям мини-сценки «Телефон»

Январь

13-14 Распределение ролей. Заучивание текста.

15-16 Изготовление атрибутов к сказке «Лиса и журавль».

- Воспитывать умение эмоционально воспринимать сказку;

- учить вживаться в создаваемый образ своего героя;

- продолжаем учиться согласованно действовать героями ног.

- Продолжать развивать интерес к изготовлению атрибутов, создавать радостное настроение.

Заучивание текста.

Изготовление атрибутов.

Февраль

17 Показ сказки «Лиса и журавль» детям младшей группы.

18-19 Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса». Беседа по сказке. Распределение ролей.

21-22 Заучивание текста по сказке «Кот, петух и лиса».

- Творчески использовать игровую обстановку, умело обыгрывать роли используя своих героев - кукол «Топатушек».

Продолжать знакомить с русским народным творчеством, умением слушать сказку;

- вспомнить сюжет сказки, выделить положительных и отрицательных героев.

- Воспитывать умение эмоционально воспринимать сказку;

- продолжаем учиться вживаться в образ своего героя.

Театрализация сказки «Лиса и журавль»

Знакомство со сказкой «Кот, лиса и петух». Беседа.

Заучивание ролей по тексту сказки.

Март

23-24 Драматизация сказки «Кот, петух и лиса» с использованием театра ног.

25-26 «День театра» - театрализованное представление с показом театра ног «Кот, петух и лиса».

- Продолжаем обыгрывать роли, используя интонацию, выразительность речи;

- закрепить рассказывание сказки по ролям.

- Учить вживаться в создаваемый образ, выразительно читать текст;

- продолжаем обыгрывать роли, сопровождая реплику действиями своих героев.

Разыгрывание сказки «Кот, петух и лиса» по ролям.

Театрализованное представление.

Апрель

27-28 Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза». Пантомимы «Берёза в метель», «Едим по лесу».

29-30 Малые фольклорные формы. Разучивание народные песенки «Как на тоненький ледок», «Заинька».

-Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение;

- закрепить интонацию выразительности речи, совершенствовать способность к импровизации.

- Поддерживать и развивать у детей интерес к пониманию смысла образных выражений, углубить представление о пословицах и поговорках.

Заучивание теста.

Разучивание народных песенок.

Май

31 Обыгрывание знакомых сказок для детей младшей группы

32 Диагностика

- Развивать интонацию, выразительность, инициативность.

Обыгрывание знакомых сказок.

IV. Методическое обеспечение программы

Изучение игровых интересов и предпочтений детей старшего дошкольного возраста в играх драматизациях

        Примерные вопросы для собеседования с ребенком: Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего? Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле? Любишь ли ты играть в «театр»? В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Есть ли у тебя любимая роль? Какая? Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя? Есть ли у тебя любимая книжка? Какая? В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?

Анализируются ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обращается внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.

Изучение игровых интересов и предпочтений детей старшего дошкольного возраста в играх драматизациях. Выразительность (речи, движения). Передача образа пантомимой. Навыки владения куклой.

Этюды и упражнения на выявление актерских умений 

Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст: ♦ Чудо остров! ♦ Наша Таня громко плачет... ♦ Карабас-Барабас ♦ Первый снег! Ветер! Холодно! Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

Интонационное прочтение стихов-диалогов. Анализируются умения детей в соответствии с критериями. Этюды на изменения тембра голоса. Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно) Педагог: Стережешь ты мышку тут? Ребенок. Мяу! (Утвердительно) Педагог: Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (с удовлетворением) Педагог: а в товарищи щенка? Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

Проговаривание скороговорок. Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли, Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи. Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Тане-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шенька». Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

Пантомимические этюды. Котята • сладко спят; •просыпаются, лапкой умываются; • зовут маму; • пытаются утащить сосиску; • боятся собаки; • охотятся. Покажи: √ как танцует добрая фея на балу у Золушки; √ как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы; √ как удивляется черепашканиндзя; √ как здоровается Снежная Королева; √ как обижается Винни-Пух; √ как радуется Бэтман. Предлагается задание показать знакомую сказку с помощью кукол, настольного театра.

Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений 

Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распределить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию). Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошкольником.

Этюды и упражнения на выявление умений декоратора 

Детям предлагается на основе литературного сюжета или на основе детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.

Мониторинг освоение детьми дополнительной образовательной программы

        Уровень достижений дошкольников отслеживается в течение   учебного года и фиксируются по определенным показателям в начале и в конце года.

Игровая позиция ребёнка в играх - драматизациях

Ф. И. ребёнка

Координация движений ног (К)

Актёрские умения (А)

Режиссёрские умения (Р)

Оформительские умения (О)

Ведущий мотив игры

Передача образа пантомимой

Выразительность

1

2

1

2

речи

движения

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Высокий

Средний

Низкий

Высокий                                             средний                                      низкий

Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа — голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике — естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи; самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.  Оценка уровня Высокий – справляется со всеми заданиями; средний – не умеет изменить интонацию или тембр голоса самостоятельно или выполнить отдельные задания, но повторяет за педагогом близко к требованиям; низкий – не справляется с заданиями. Оценка уровня Высокий - умеет управлять куклой; средний – недостаточно управляет куклой, двигательная неловкости и дизкоординации движений ног; низкий – не умеет управлять куклой.

Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.

Оценка уровня. Высокий уровень – выполняет задания самостоятельно; средний уровень – необходима значительная помощь взрослого; низкий уровень – с заданиями не справляется

Оформительские умения — художественно изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды. Оценка уровня. Высокий уровень – выполняет задания самостоятельно; средний уровень – необходима значительная помощь взрослого; низкий уровень – с заданиями не справляется

Обработанная информация доводится до сведения родителей на индивидуальных собеседованиях.

V. Список литературы.

1.Е. В. Мигунова организация театрализованной деятельности в детском саду. / Н. Новгород,

фирма «Бумеранг», 2006./

2.Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

3. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.

4. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

5.Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

6. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий

центр «Сфера» Москва, 2007г 7. 7.Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990.

7. Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем–звуки получаем. – СПб, 1998.

Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Театр для детей"

Искусство театра представляет собой   синтетический синтез музыки,живописи,риторики,актерского мастерства....

Парциальная программа "Театр и дети"

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 3—7 лет( второе полугодие второй младшей группы, средняя, старшая и подготовительная группы)....

Программа "Театр-творчество-дети"

Программа театральной студии...

Дополнительная образовательная программа «Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации. Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2-7 лет.

Дополнительная образовательная программа«Театр –творчество- дети» с элементами музыкальной игровой импровизации.Программа рассчитана на младший и старший дошкольный возраст ребенка 2...

Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра

Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...